по курсу «Основы психосоматики»
Вопросы к экзамену
1. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Современные представления о предмете психологического изучения в психосоматике. Необходимость знания психосоматических и соматопсихических соотношений в практической деятельности клинического психолога. 2. Психосоматика как наука о роли биологических, психологических и социальных факторов в возникновении, течении и исходе соматических и нервно-психических расстройств. 3. Проблема развития личности в структуре психосоматических расстройств. Значение этапа раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Проблема психосоматической саморегуляции. 4. Психодинамическое направление в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии. 5. "Концепция специфического эмоционального конфликта" F. Alexander в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии. 6. Концепция алекситимии в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии. Модели алекситимии. 7. Физиологическое направление в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии. 8. Системное направление в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии. 9. Психосоматический подход в клинической психологии. Этапы развития. Основные направления, теории и модели возникновения и развития психосоматических расстройств. 10. Эмоциональный стресс и основные механизмы его развития. 11. Этиология эмоционального стресса. Классификации стрессоров и неблагоприятных психосоциальных факторов. 12. Защитно-совладающее поведение детей и подростков. Способы совладания со стрессом. Расстройства адаптации. Профилактика дезадаптаций.
13. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Формирование и основные составляющие ВКБ у детей. 14. Психологические особенности больных с психосоматическим расстройством. Специфические внутриличностные конфликты (при различной психосоматической патологии). 15. Психологические особенности семей с больным, страдающим психосоматическим расстройством. Семейная дисфункция как фактор риска развития психосоматических расстройств. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств. 16. Реакции личности на болезнь. Внутренняя картина болезни. Типы отношения к болезни. Особенности формирования внутренней картины болезни у детей. 17. Реакции личности на болезнь. Внутренняя картина здоровья, формирование ее в процессе онтогенеза. 18. Реакции личности на болезнь. Аспекты этики и деонтологии в психосоматической клинике. Проблемы ятрогении. 19. Классификация психосоматических расстройств. Отражение психосоматических и соматопсихических соотношений в МКБ-10. 20. Классификация психосоматических болезней. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Психосоматические симптомы и синдромы. 21. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. (цели, задачи, основные методики). 22. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Анамнез больного (болезни, жизни, семейный). Диагностическая беседа. Генограмма. 23. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Значение экспериментально-диагностических методов для выявления психологических особенностей больных и определения эффективности проведенного психокоррекционного и/или психотерапевтического вмешательства. 24. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Диагностика личностных особенностей и актуального состояния личности. Оценка невербального и вербального поведения больного.
25. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Клинические и экспериментально-психологические подходы к выявлению психотерапевтических (психокоррекционных) "мишеней". 26. Психологическая диагностика уровня алекситимии в психосоматической практике. Торонтская алекситимическая шкала. 27. Гиссенский опросник соматических жалоб. 28. Психологическая диагностика основных стратегий совладания, используемых младшими школьниками при обострении психосоматических заболеваний. 29. Психологическая диагностика отношения родителей к болезни ребенка. 30. Методика незаконченных предложений в психосоматической практике. 31. Психологическая диагностика уровня субъективного контроля Роттера в психосоматической практике. 32. Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Принципы психосоматической терапии. Возрастные аспекты психотерапевтических подходов. 33. Лечение (цели,задачи,методы) и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Комплексный подход. Соотношение различных видов лечения. Возможности и эффекты различных методов психотерапии. 34. Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Создание терапевтической среды. Проблема взаимоотношения врачей и психологов, средних и младших медицинских работников. 35. Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Принципы психосоматической терапии. Индивидуальные и групповые формы психокоррекции (психотерапии). Виды групповой работы в психосоматической клинике. 36. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Значение нарушений развития в перинатальном периоде для формирования соматической патологии на разных этапах онтогенеза. 37. Клинические формы психосоматических расстройств в младенчестве и раннем детском возрасте. 38. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Теория адаптивного воспитания. Детско-материнская привязанность, характеристика ее типов и ее влияние на развитие ребенка. Модели психотерапии диады "мать-младенец".
39. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Особенности и методы обследования и психотерапии детей раннего детского возраста. Программы раннего вмешательства. 40. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Особенности коммуникаций. Методические основы по развитию коммуникаций в раннем детском возрасте. 41. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Программы раннего вмешательства в работе с семьями с детьми, страдающими различными видами нарушений. 42. Лекотека. Определение, функции, оснащение. Значение лекотеки для психического развития ребенка и формирования гармоничных детско-родительских отношений. 43. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Оценка темперамента младенца. 44. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Социально-эмоциональное развитие младенцев и его роль в формировании детско-материнской привязанности. 45. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры). 46. Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Хроническая боль в спине и заболевания позвоночника. 47. Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Ревматоидный артрит: этиопатогенез, классификация, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 48. Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Спастическая кривошея, писчий спазм, тик. 49. Нейродермит: этиопатогенез, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 50. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах пищевого поведения. Нервная булимия и анорексия.
51. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Функциональные расстройства пищевода, желудка, желчевыводящих путей, толстой кишки. 52. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки: этиопатогенез, классификация, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 53. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Дискинезия желчевыводящих путей, гастродуоденит. 54. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Дискинезия толстой кишки. Неорганический энкопрез. 55. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Нейроциркуляторная дистония: этиопатогенез, классификация, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 56. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Гипертонический криз. Гипертоническая болезнь: этиопатогенез, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 57. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Функциональные нарушения ритма, кардиалгии. 58. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца: этиопатогенез, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 59. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Врожденные пороки сердца. Роль клинического психолога в подготовке к кардиохирургическому вмешательству и в послеоперационный период. 60. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах дыхательной системы. Психогенные расстройства дыхания: синдром гипервентиляции, психогенный кашель, ларингоспазм, невротический дыхательный синдром. 61. Бронхиальная астма: этиопатогенез, классификации, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики. 62. Психосоматические и соматопсихические соотношения при аллергических заболеваниях. Поллиноз, пищевая аллергия, бронхиальная астма.
63. Психосоматические и соматопсихические соотношения при эндокринных расстройствах и нарушений обмена. Нарушения функций щитовидной железы. 64. Психосоматические и соматопсихические соотношения при эндокринных расстройствах и нарушений обмена. Сахарный диабет: этиопатогенез, клиника, психологические особенности больного сахарным диабетом, основные принципы лечения и профилактики. 65. Психосоматические и соматопсихические соотношения при эндокринных расстройствах и нарушений обмена. Ожирение: этиопатогенез, клиника, психологические особенности пациентов с ожирением, основные принципы лечения и профилактики. 66. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Классификация расстройств. Психогенные факторы при нарушении репродуктивной функции. Психологические особенности больных с нарушениями репродуктивной функции. 67. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Типы отношения к болезни и характерологические особенности больных с нарушениями репродуктивной функции. 68. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Проблемы зачатия. "Психосоматическая стерильность". Спонтанные аборты. Ложная беременность. 69. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Психологические проблемы при искусственном оплодотворении. Психосоматические влияния на течение беременности и родов. 70. Психосексуальное развитие и его отклонения. 71. Психосексуальное развитие. Сексуальные дисфункции: этиопатогенез, классификация, клиника. 72. Особенности обследования больных с сексуальными дисфункциями. Психосексуальный анамнез. 73. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах мочевыводящей системы (дизурия, поллакиурия, задержка мочеиспускания, нейрогенный мочевой пузырь). Психологические особенности больных с расстройствами мочевыводящей системы и основные направления их лечения. 74. Неорганический энурез: этиология, клиника, психологические особенности больных, дифференциальная диагностика (с неврозоподобным энурезом), основные принципы лечения. 75. Соматизированные нервно-психические расстройства. Эпидемиология, этиология, клинические проявления. 76. Соматизация депрессии и маниакальных состояний. 77. Соматизация при тревожных состояниях и при истерических расстройствах. 78. Соматизированные нервно-психические расстройства. Хронический болевой синдром. 79. Соматогенные нервно-психические расстройства. Этиопатогенез, клиника, основные принципы лечения и профилактики. 80. Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств. 81. Основные формы течения экзогенных нервно-психических расстройств. Особенности психических расстройств при общих нейроинфекциях, травмах мозга. 82. Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств. Особенности психических расстройств при соматических заболеваниях. 83. Психосоматические реакции ребенка при госпитализации. Фазы и типы адаптации. 84. Психосоматические ситуации, возникающие при хронических соматических болезнях у детей и подростков. Особенности эмоционального состояния детей и подростков, находящихся в хирургическом стационаре. 85. Психосоматические ситуации, возникающие при онкологических заболеваниях, их особенности у детей. 86. Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте. Семья умирающего ребенка. 87. Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников. 88. Психосоматический больной второй половины жизни. 89. Психосоматические аспекты тяжелых заболеваний. 90. Психология тяжелобольного. Стадии переработки ситуации неизлечимым больным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|