Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по курсу «Основы психосоматики»

Вопросы к экзамену

 

1. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Современные представления о предмете психологического изучения в психосоматике. Необходимость знания психосоматических и соматопсихических соотношений в практической деятельности клинического психолога.

2. Психосоматика как наука о роли биологических, психологических и социальных факторов в возникновении, течении и исходе соматических и нервно-психических расстройств.

3. Проблема развития личности в структуре психосоматических расстройств. Значение этапа раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Проблема психосоматической саморегуляции.

4. Психодинамическое направление в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии.

5. "Концепция специфического эмоционального конфликта" F. Alexander в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии.

6. Концепция алекситимии в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии. Модели алекситимии.

7. Физиологическое направление в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии.

8. Системное направление в этиологии возникновения и развития психосоматической патологии.

9. Психосоматический подход в клинической психологии. Этапы развития. Основные направления, теории и модели возникновения и развития психосоматических расстройств.

10. Эмоциональный стресс и основные механизмы его развития.

11. Этиология эмоционального стресса. Классификации стрессоров и неблагоприятных психосоциальных факторов.

12. Защитно-совладающее поведение детей и подростков. Способы совладания со стрессом. Расстройства адаптации. Профилактика дезадаптаций.

13. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Формирование и основные составляющие ВКБ у детей.

14. Психологические особенности больных с психосоматическим расстройством. Специфические внутриличностные конфликты (при различной психосоматической патологии).

15. Психологические особенности семей с больным, страдающим психосоматическим расстройством. Семейная дисфункция как фактор риска развития психосоматических расстройств. Роль семьи в профилактике психосоматических расстройств.

16. Реакции личности на болезнь. Внутренняя картина болезни. Типы отношения к болезни. Особенности формирования внутренней картины болезни у детей.

17. Реакции личности на болезнь. Внутренняя картина здоровья, формирование ее в процессе онтогенеза.

18. Реакции личности на болезнь. Аспекты этики и деонтологии в психосоматической клинике. Проблемы ятрогении.

19. Классификация психосоматических расстройств. Отражение психосоматических и соматопсихических соотношений в МКБ-10.

20. Классификация психосоматических болезней. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Психосоматические симптомы и синдромы.

21. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике.

(цели, задачи, основные методики).

22. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Анамнез больного (болезни, жизни, семейный). Диагностическая беседа. Генограмма.

23. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Значение экспериментально-диагностических методов для выявления психологических особенностей больных и определения эффективности проведенного психокоррекционного и/или психотерапевтического вмешательства.

24. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Диагностика личностных особенностей и актуального состояния личности. Оценка невербального и вербального поведения больного.

25. Методы клинической диагностики и психодиагностики в психосоматической клинике. Клинические и экспериментально-психологические подходы к выявлению психотерапевтических (психокоррекционных) "мишеней".

26. Психологическая диагностика уровня алекситимии в психосоматической практике. Торонтская алекситимическая шкала.

27. Гиссенский опросник соматических жалоб.

28. Психологическая диагностика основных стратегий совладания, используемых младшими школьниками при обострении психосоматических заболеваний.

29. Психологическая диагностика отношения родителей к болезни ребенка.

30. Методика незаконченных предложений в психосоматической практике.

31. Психологическая диагностика уровня субъективного контроля Роттера в психосоматической практике.

32. Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Принципы психосоматической терапии. Возрастные аспекты психотерапевтических подходов.

33. Лечение (цели,задачи,методы) и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Комплексный подход. Соотношение различных видов лечения. Возможности и эффекты различных методов психотерапии.

34. Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Создание терапевтической среды. Проблема взаимоотношения врачей и психологов, средних и младших медицинских работников.

35. Лечение и профилактика (первичная, вторичная, третичная) в психосоматической клинике. Принципы психосоматической терапии. Индивидуальные и групповые формы психокоррекции (психотерапии). Виды групповой работы в психосоматической клинике.

36. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Значение нарушений развития в перинатальном периоде для формирования соматической патологии на разных этапах онтогенеза.

37. Клинические формы психосоматических расстройств в младенчестве и раннем детском возрасте.

38. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Теория адаптивного воспитания. Детско-материнская привязанность, характеристика ее типов и ее влияние на развитие ребенка. Модели психотерапии диады "мать-младенец".

39. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Особенности и методы обследования и психотерапии детей раннего детского возраста. Программы раннего вмешательства.

40. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Особенности коммуникаций. Методические основы по развитию коммуникаций в раннем детском возрасте.

41. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Программы раннего вмешательства в работе с семьями с детьми, страдающими различными видами нарушений.

42. Лекотека. Определение, функции, оснащение. Значение лекотеки для психического развития ребенка и формирования гармоничных детско-родительских отношений.

43. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Оценка темперамента младенца.

44. Психосоматические соотношения в младенчестве и раннем детском возрасте. Социально-эмоциональное развитие младенцев и его роль в формировании детско-материнской привязанности.

45. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах различных органов и систем органов (привести примеры).

46. Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Хроническая боль в спине и заболевания позвоночника.

47. Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Ревматоидный артрит: этиопатогенез, классификация, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

48. Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Спастическая кривошея, писчий спазм, тик.

49. Нейродермит: этиопатогенез, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

50. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах пищевого поведения. Нервная булимия и анорексия.

51. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Функциональные расстройства пищевода, желудка, желчевыводящих путей, толстой кишки.

52. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки: этиопатогенез, классификация, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

53. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Дискинезия желчевыводящих путей, гастродуоденит.

54. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Дискинезия толстой кишки. Неорганический энкопрез.

55. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Нейроциркуляторная дистония: этиопатогенез, классификация, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

56. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Гипертонический криз. Гипертоническая болезнь: этиопатогенез, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

57. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Функциональные нарушения ритма, кардиалгии.

58. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца: этиопатогенез, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

59. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах сердечно-сосудистой системы. Врожденные пороки сердца. Роль клинического психолога в подготовке к кардиохирургическому вмешательству и в послеоперационный период.

60. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах дыхательной системы. Психогенные расстройства дыхания: синдром гипервентиляции, психогенный кашель, ларингоспазм, невротический дыхательный синдром.

61. Бронхиальная астма: этиопатогенез, классификации, клиника, психоэмоциональные и личностные особенности больного, основные принципы лечения и профилактики.

62. Психосоматические и соматопсихические соотношения при аллергических заболеваниях. Поллиноз, пищевая аллергия, бронхиальная астма.

63. Психосоматические и соматопсихические соотношения при эндокринных расстройствах и нарушений обмена. Нарушения функций щитовидной железы.

64. Психосоматические и соматопсихические соотношения при эндокринных расстройствах и нарушений обмена. Сахарный диабет: этиопатогенез, клиника, психологические особенности больного сахарным диабетом, основные принципы лечения и профилактики.

65. Психосоматические и соматопсихические соотношения при эндокринных расстройствах и нарушений обмена. Ожирение: этиопатогенез, клиника, психологические особенности пациентов с ожирением, основные принципы лечения и профилактики.

66. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Классификация расстройств. Психогенные факторы при нарушении репродуктивной функции. Психологические особенности больных с нарушениями репродуктивной функции.

67. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Типы отношения к болезни и характерологические особенности больных с нарушениями репродуктивной функции.

68. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Проблемы зачатия. "Психосоматическая стерильность". Спонтанные аборты. Ложная беременность.

69. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах репродуктивной системы. Психологические проблемы при искусственном оплодотворении. Психосоматические влияния на течение беременности и родов.

70. Психосексуальное развитие и его отклонения.

71. Психосексуальное развитие. Сексуальные дисфункции: этиопатогенез, классификация, клиника.

72. Особенности обследования больных с сексуальными дисфункциями. Психосексуальный анамнез.

73. Психосоматические и соматопсихические соотношения при расстройствах мочевыводящей системы (дизурия, поллакиурия, задержка мочеиспускания, нейрогенный мочевой пузырь). Психологические особенности больных с расстройствами мочевыводящей системы и основные направления их лечения.

74. Неорганический энурез: этиология, клиника, психологические особенности больных, дифференциальная диагностика (с неврозоподобным энурезом), основные принципы лечения.

75. Соматизированные нервно-психические расстройства. Эпидемиология, этиология, клинические проявления.

76. Соматизация депрессии и маниакальных состояний.

77. Соматизация при тревожных состояниях и при истерических расстройствах.

78. Соматизированные нервно-психические расстройства. Хронический болевой синдром.

79. Соматогенные нервно-психические расстройства. Этиопатогенез, клиника, основные принципы лечения и профилактики.

80. Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств.

81. Основные формы течения экзогенных нервно-психических расстройств. Особенности психических расстройств при общих нейроинфекциях, травмах мозга.

82. Синдромы соматогенных нервно-психических расстройств. Особенности психических расстройств при соматических заболеваниях.

83. Психосоматические реакции ребенка при госпитализации. Фазы и типы адаптации.

84. Психосоматические ситуации, возникающие при хронических соматических болезнях у детей и подростков. Особенности эмоционального состояния детей и подростков, находящихся в хирургическом стационаре.

85. Психосоматические ситуации, возникающие при онкологических заболеваниях, их особенности у детей.

86. Понятие о смерти в детском и подростковом возрасте. Семья умирающего ребенка.

87. Отношение детей и подростков к смерти родителей и родственников.

88. Психосоматический больной второй половины жизни.

89. Психосоматические аспекты тяжелых заболеваний.

90. Психология тяжелобольного. Стадии переработки ситуации неизлечимым больным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...