Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История развития туризма




РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

 

В.А.КВАРТАЛЬНОВ

 

 

 

 

Допущено

Министерством РФ по физической культуре,

спорту и туризму

в качестве учебника

для образовательных учреждений

туристского профиля

 

 

 

МОСКВА

«ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА»

УДК 338.48(075.8)

ББК 65.433я73

К32

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

 

Кафедра туристики и туроперейтинга

Российской международной академии туризма;

В. Д. Чепик,

доктор педагогических наук, профессор

 

 

Квартальнов В. А.

К 32 Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.: ил.

 

SBN 5-279-02253-5

 

 

Раскрываются основные понятия туризма, виды, средства, методы и формы туристской деятельности; анализируются различные аспекты туризма: мотивация туристских поездок, менеджмент и маркетинг туризма, его законодательная база, экономические аспекты, методика рекламно-информационной работы, информационные технологии в туризме, эволюция развития международного туристского рынка.

Для студентов и преподавателей вузов туристского профиля, специалистов.

 

 

4505000000 – 117

К —————————— 32 – 2000 УДК 338.48 (075.8)

ББК 65.433я73

 

ISBN 5-279-02253-5 © В.А. Квартальнов. 2000

 

От автора

 

Цель учебника - дать системное изложение основных положений, определений и дефиниций, раскрывающих содержание, характер, тенденции, основополагающие принципы развития феномена международного сообщества XX века - туризма - туристского комплекса, туристского движения, туристской деятельности и туристского рынка.

Туризм не только явил миру свой неисчерпаемый потенциал, но и определил конкретные законы своего экономического и социального развития на законодательном уровне как в национальных границах государств и стран, так и в системе всемирных туристских связей.

Эволюция количественных показателей международных туристских обменов XX века ставит перед всей туристской общественностью, функционерами, работниками, менеджерами, руководителями и персоналом проблему качественно иных, подчеркиваю, революционных, изменений в туристском бизнесе и отношениях, выдвигаемых новыми вызовами XXI века - века ресурсов, информации и услуг.

Знание студентами - будущими протагонистами (социальными участниками) и организаторами невиданного ранее туристского бума наступающего XXI столетия человеческой цивилизации - основ туризма, его мировых, национальных и региональных особенностей и закономерностей, его философии и технологии, систем управления (менеджмента) и продаж (маркетинга) явится той устойчивой базой, способной подчинить туристский бум логике регулирования, квалифицированных умений и навыков молодых специалистов, вбирающих в себя опыт стран, народов и столетий.

Учебник состоит из пяти частей, раскрывающих основные принципы и историю туризма, мотивацию туристских путешествий, экономику туризма, специфику туристского маркетинга и, наконец, эволюцию туристского рынка, поскольку сам туризм не только формирует и дополняет общероссийские и всемирные туристские связи и движения, но и репродуцирует и расширяет рынок спроса, сбыта и занятости.

Учебник вобрал в себя не только опыт, размышления и суждения самого автора, но и его многочисленных коллег по Российской международной академии туризма, туристским объединениям СССР и России, по Всемирной туристской организации (ВТО), ЮНЕСКО - Организации Объединенных Наций по проблемам образования, науки и культуры (поскольку в октябре 1999 г. в Париже состоялось утверждение международной кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития с участием Российской международной академии туризма), самой ООН - Организации Объединенных Наций, а также других многочисленных советских, российских и зарубежных ученых и специалистов, посвятивших себя туризму. Важными источниками явились официальные документы, журнальные статьи и газетные публикации, встречи с туристскими деятелями, общение с аспирантами и студентами.

Учебник может служить теоретической основой для студентов туристских вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент туризма» и «Менеджмент гостиничного хозяйства».

Выражаю благодарность выпускникам РМАТ 1999 г. С. Кузнецовой, Е. Куликовой, С. Стояновой, Л. Туркиной и Ю. Федотовой за содействие в подборе и анализе фактологического материала, включенного в учебник.

 

 

В. Квартальнов,

доктор исторических наук,

профессор

 

 

 

 

 

Часть первая

ТУРИЗМ -

ФЕНОМЕН XX ВЕКА

 

 

В части первой рассказывается об истории развития туризма, путешествий и различных видов транспорта; рассматривается понятийно-терминологический аппарат, характеризующий туризм; раскрывается экономическая значимость индустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны.

Особое внимание уделяется развитию внутреннего, национального, туризма. В связи с этим актуальными являются характеристика существующей в России материально-технической базы туризма и анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма Российской Федерации: транспортной сети, предприятий гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.

Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.

Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций, которые вносят вклад в развитие мирового туризма и проводят протекционистскую политику в рамках отдельных стран и регионов.

Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции.

Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг.

Основу многих учебных пособий по туризму, как правило, составляет зарубежный опыт. Несомненно, положительный опыт зарубежных стран следует учитывать в процессе изучения различных аспектов туристской деятельности. Однако опираться необходимо все-таки на опыт отечественных туристских организаций.

Данная часть содержит системное изложение определений и проблем туризма, необходимое для студентов туристских вузов и колледжей. В ней представлены как основополагающие принципы туризма, так и основные составляющие туристской индустрии. Особое место отведено рассмотрению инфраструктуры индустрии туризма в Российской Федерации, развитию ее транспортной сети, авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Как составляющие инфраструктуры туризма рассматриваются сферы гостиничного, ресторанного бизнеса и индустрии развлечений, их место на туристском рынке России. Приводится анализ перспектив российского туризма в рамках бизнеса туров и транстуров, поскольку в современных условиях именно в этой области туристской деятельности наблюдается острая конкурентная борьба.

Особое внимание следует обратить на имеющиеся статистические данные, позволяющие проанализировать современное состояние туристского рынка России.

 

 

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

 

Массовый туризм является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения.

Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками «туристского бизнеса».

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...