Биомеханика двигательных схем детей первого года жизни
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Титов И.Н. Физическое развитие детей первого года жизни подчинено конкретным биофизическим механизмам. Оно тесно связано с особенностями течения беременности, механизмом родов и ранним послеродовым развитием. Попытка подвести некоторые закономерности под физическое развитие детей – это попытка объяснить те сложности в физическом развитии, которые преследуют современного ребенка на первом году жизни. Основой правильного физического развития считается логика в развитии тех или иных двигательных навыков (схем), то есть та последовательность развития двигательных схем (ДС), которая приводит к формированию здоровья и ликвидации (уменьшению) влияния пре,-и интранатальных факторов. Первое, что необходимо затронуть, это понятие нормы. Часто родители спрашивают: «А когда ОНИ (дети) должны начать ползать/сидеть/ходить и т.д.?». Ответить сейчас однозначно невозможно. Ответ делится на три части. Во времена советской педиатрии (на которую все мы сейчас и ориентируемся) нормы развития основных ДС были следующие: подъем головы в положении на животе (лабиринтный установочный рефлекс на голову ЛУР)– 1-1.5 мес.; перевороты со спины на живот (цепной тонический рефлекс ЦТР) – 3-3.5 мес.; ползание 6-6.5 мес.; самостоятельное присаживание – 6-7 мес.; самостоятельная ходьба – 1 год. Я не беру в расчет промежуточные схемы развития (вставание на ноги, перемещение приставным шагом и т.д.). В современной педиатрии чётких схем нет. Я, с оглядкой на старые схемы, ориентируюсь на: ЛУР – 1,5-2,5 мес.; ЦТР – 3-5 мес.(в среднем к 4-м мес.), ползание 6 – 8 мес.(в среднем к 7 мес.), самостоятельное присаживание или параллельно ползанию или на 0.5-1 мес. позднее. Самостоятельная ходьба – 10 мес.- 1г. В последнее десятилетие многие педиатры и неврологи делают ориентацию на западные схемы физического развития (ФР): ЛУР – 3-4 мес., ЦТР 4-6 мес., ползание 7-10 мес., ходьба – 1-1.5 года. Для интереса можно поднять в Сети схемы и таблицы развития детей в США и странах Западной Европы. На мой взгляд современная ориентировка на западные стандарты – это явное закрывание глаз на проблемы неонатальной неврологии и ФР детей. «Давайте поднимем цифры нормативов и проблема уйдет сама собой»-так рассуждают сейчас многие. Если вспомнить середину-конец 90-х годов, то неврологи и педиатры били в колокола если у ребенка не было переворотов со спины на живот к 4-4.5 месяцам, а уж если в год не пошёл… Сейчас все более спокойны и часто слышим фразы: «Ленится…, интраверт…,да и не надо ползать, быстрее пойдет, цыпочки бывают у всех…, и т.д.». Бог судья таким словам.
1. Подъем головы в положении на животе (лабиринтный установочный рефлекс на голову)– это первый простейший двигательный навык, это первая победа ребёнка над гравитацией. Ранняя реализация ЛУР (раньше 1 месяца) чаще всего является признаком повышенного тонуса заднешейных мышц. Это либо следствие дебюта (начала) повышения внутричерепного давления, либо следствие интранатальной травматизации мышц шеи. Могут быть и другие причины, но это основные; Поздняя реализация ЛУР (позднее 2-х мес.) – признак сниженного тонуса/силы заднешейных мышц. Это либо следствие общей мышечной гипотонии, либо локальной гипотонии мышц шеи (механическая или ишемическая травматизация в родах). Механизм реализации ЛУР прост – это натяжение заднешейных мышц и длинных мышц спины, связанных единым каскадом в разных точках прикрепления – крестец и крылья повздошных костей. Если посмотреть на лежащего на животе ребенка сзади, то положение головы должно быть симметричным по отношению к плечевому поясу. При ассиметричном расположении (наклон к одному плечу) следует предполагать различную степень натяжения каскадной мышечной цепи (КМЦ) – заднешейные мышцы-длинные мышцы спины. Это является признаком либо травматизации шейного отдела, либо поясничного отдела. ЛУР обычно осуществляется неосознанно, т.е. без мотивации (имеется в виду возраст начала ЛУР). В более старшем возрасте осуществляется осознанно, т.е. с мотивацией.
2. Перевороты со спины на живот (цепной тонический рефлекс) – это более сложный двигательный навык. Реализация его состоит уже из объективных и субъективных факторов. Имеется в виду, что при осуществлении ЦТР у ребенка возникает мотивация для поворота. Сам ЦТР состоит из четырех объективных компонентов: заброс бедра-поворот туловища в сторону заброса бедра-поворот плечевого пояса в сторону поворота туловища-поворот и подъем головы в сторону поворота плечевого пояса. Это если цепь идёт снизу. По такому же типу (только наоборот) цепь поворота идет сверху. Раннее начало ЦТР (раньше 3-х мес.) обычно бывает связано с несколькими факторами:а) ранний ЛУР из-за гипертонуса длинных мышц спины;б)положение на жёстком-плоском матрасе (ребёнок не может адекватно расслабиться в положении на спине и движется в право-левом направлении, стараясь найти удобную позицию;в) как правило астеническая или диспластическая конституция (ребёнок легкий, подвижный с неорганизованным тонусом, массой хаотичных движений). Позднее начало ЦТР обычно связано со следующими факторами: а)общее снижение мышечного тонуса/силы, как следствие пери,-или интранатальных факторов; б) наличие у ребёнка «дорсального» распределения мышечного тонуса (неправильное распределение мышечного тонуса между передней (вентральной) и задней (дорсальной) поверхностью туловища, включая конечности. Это происходит обычно у детей среднего или крупного телосложения, которые с первых недель находятся на жёсткой-плоской поверхности (матрас) преимущественно на спине. Мышцы с незрелым тонусом, прилегая к жёсткой поверхности, повышают свой тонус, в то же время мышцы с противоположной (вентральной) стороны его понижают. На фото №1 приведен пример ребёнка с дорсальным распределением мышечного тонуса. Спина, верхний плечевой пояс, верхняя конечность плотно прилегают к поверхности. В большем, чем это необходимо, тонусе оказываются межлопаточные, заднешейные и ягодичные мышцы. Образуется функциональное блокирование плечевого и тазобедренного суставов (вращение снаружи вовнутрь осуществляется гораздо тяжелее чем изнутри кнаружи). Поэтому реализации схемы ЦТР мешает именно функциональное блокирование в ведущих крупных суставах. Такие дети могут лежать только на спине или животе. Положению на боку мешают жёсткие суставы, жесткие боковые мышцы шеи.
Фото №1 Обычно такой вид детей никого не смущает, а замедление формирования схемы ЦТР объясняется ленью или иными факторами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|