Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности системного перехода 1960-х годов




Выделим некоторые важные качественные изменения в западной экономике, возникшие в 1960-х годах:

– перепотребление,

– бурное развитие культов товаров,

– инфляция.

 

* * *

Перепотребление

 

Просуммируем причины, по которым было невозможно остановить увеличение производства и объёмов торговли:

 

§ Для борьбы с кризисами накопления и обращения надо постоянно выпускать идеальное золото и новые деньги. Сдерживание или сокращение производства потребовало бы сокращения денег в обороте.

§ Из-за постоянных улучшений техника становится всё экономичнее. Но, например, уменьшение массы и габаритов автомобиля привело бы к уменьшению объёмов их производства, к безработице, к уменьшению спроса на бензин. Поэтому каждая экономия должна быть заменена новым, ещё большим расходом.

§ Сила валюты напрямую зависит от размера обслуживаемого ею рынка товаров. Та страна, которая первой попробовала бы сократить или хотя бы не увеличивать объём торговли, немедленно бы проиграла, и сила её валюты упала бы относительно других валют.

§ Богатство каждого члена общества, выраженное в деньгах, обязано расти. Религиозные чувства потребителей не вынесут, они лишатся цели жизни, если формально у них станет меньше денег. В этом смысле для потребителей лучше пустая пирамида акций, которая хоть ничего и не создаёт, но сильно тешит жадность.

 

* * *

Предыдущее, промежуточное насыщение в религии денег едва не было достигнуто в 1920-е годы. Но тогда из ситуации нашли выход в сокращении рабочего дня до 8 часов. При 10-12 часовом дне рабочим было просто не до магазинов, и, соответственно, не рос спрос на товары. В то время также ограничили детский труд.

 

И в 1960-е годы можно было бы пойти в сторону уменьшения рабочего дня. Но это означало бы предоставление слишком большой свободы денежным рабам. Вместо этого им даже не увеличили отпуск, который до сих пор в США и Канаде составляет всего две недели в год. Наоборот, в 1960-е жрецы религии денег начали усиленно вводить в оборот рынка труда женщину.

 

Вместо сокращения рабочего дня, который бы уменьшил власть денег, решили стимулировать перепотребление.

 

Магазины начали работать по воскресеньям, хотя до этого никому не приходило в голову тратить выходной на шопинг. Магазины стали объединяться в огромные шопинг-центры, которые поглощают человека на несколько часов, чтобы высосать из него все деньги сразу.

 

Одним из сильных стимулов увеличения потребления стали широко распространившиеся в 1950-х годах кредитные карточки. Они дали возможность покупок в неосязаемый и мгновенный кредит, даже когда у потребителя нет денег[461].

 

* * *

Первое, что потребляет или перепотребляет человек, это еда. Лучше всего о масштабах и последствиях искусственного стимулирования и перепотребления в Америке говорят данные об обжорстве.

 

Если в 1950-м году в США было 25 процентов людей с излишним весом, то в 2002-м году таких американцев уже 65 процентов. По расчётам, в ближайшие десять лет уже 75 процентов американцев будут заплывать от жира.

 

Сегодня 44 миллиона американцев страдают ожирением, то есть их вес более чем на 22 килограмма[462] превышает норму; 6 миллионов имеют более 45 килограмм лишнего веса. Около 300 000 американцев ежегодно умирают непосредственно от ожирения.

 

За последние тридцать лет порция жареной картошки в американских закусочных увеличилась в 3 раза, стандартный размер порции колы увеличился с 1 стакана до 1 литра. Хрю-хрю.

 

Недаром, если сто лет назад для путешествия человека было достаточно одной лошади, то сегодня, чтобы привезти тело одного американца в Макдональдс, требуется двигатель мощностью в двести лошадиных сил.

 

* * *

Бурное развитие культов товаров

 

В любом обществе в ситуации материального насыщения и изобилия возможно два выхода – рост населения или рост религиозной надстройки. Как мы отмечали в 5-й главе, рождение детей в религии денег относится к прямым убыткам, поэтому с 1960-х началось резкое падение рождаемости. Соответственно, религия денег пошла в сторону увеличения количества своих служителей.

 

Хотя в 1960-е ещё оставалось немало места для оптимизации технологий, с каждой новой оптимизацией освобождалось всё больше людей. Те, кто больше были не нужны на производстве, становились служителями культов, которые ничего, кроме образов, не производят – специалистами по маркетингу, финансам, рекламе, паблик рилэйшнз, биржам, недвижимости, развлечениям и так далее. И, конечно, постоянно прибывало полку юристов, которые перераспределяют реальные и воображаемые богатства в увлекательных бумажных и словесных сражениях.

 

Как мы отмечали в 6-й главе, произошла массовая идеализация товаров. Чтобы в условиях насыщения хоть как-то отделить свой товар от аналогичного товара конкурента, корпорации усилили использование торговых марок. Это вылилось в создание брэнда, то есть культа поклонения товару.

 

* * *

До 1950-х годов новые вещи давали улучшение жизни людей. Говоря «экономическим» языком, увеличение затрат приносило прибыль, потому что люди хотели потреблять больше стоимостей, больше товаров, а затраты вели к созданию новой стоимости.

 

После достижения насыщения новая стоимость стала по сути никому не нужна. Поэтому прибыль можно было увеличить только через уменьшение затрат, то есть через уменьшение вкладываемого труда и удешевление товаров за счёт снижения реального качества.

 

 

 

Слева – до достижения насыщения увеличение затрат увеличивает прибыль.

Справа – после достижения насыщения для увеличения прибыли
необходимо снижать затраты.

 

 

Сначала к товарам добавили брэнды, а потом поняли, что товары не нужны, можно обойтись только брэндами.

 

Вместо того чтобы делать открытия и создавать предметы, которые будут вызывать восхищение, гораздо легче просто научиться вызывать восхищение от заурядных вещей.

 

С 1950 года затраты на рекламу растут в 1.33 раза быстрее, чем на производство (даже с учётом того, что производство сосредоточилось не на функциональных, а внешних характеристиках товаров).

 

* * *

Инфляция

 

Но ни перепотребления, ни продажи образов не было достаточно, чтобы справиться с кризисом насыщения. Вновь выпускаемые бумажные деньги было невозможно покрыть новыми товарами и идеальным золотом, поэтому вскоре Орду захлестнула огромная инфляция.

 

Из-за достижения изобилия теория Кейнса, созданная в 1930-е годы, перестала работать уже к началу 1970-х годов. Инфляция и безработица стали возникать одновременно.

 

В США, на территории которых не было больших войн и разрушений, с начала XIX века и до конца 1940-х годов инфляции практически не было. Несмотря на временные кризисы и золотые лихорадки, за сто пятьдесят лет основные цены практически не изменились. Зато всего за сорок лет, с 1950-го по 1990-й год, цены увеличились в шесть раз.

 

* * *

Во многих рыночных странах вследствие насыщения товарами и постоянного перераспределения капитала через налоги и государственный долг, резко возросла доля государства в ВВП.

 

Например, в Канаде государственные расходы правительств всех уровней с 25 процентов ВВП в 1950-е увеличились до 60 процентов в 1990-м году (и это притом, что военные расходы Канады ничтожны). Таким образом, государство без какой-либо национализации собственности стало контролировать более половины экономики страны.

 

Естественно, что б о льшая часть перераспределяемых и печатаемых правительством денег тратится просто на то, чтобы чем-то занять людей и создать фиктивные рабочие места, на которых сотрудники перекладывают бумажки с места на место или совещаются и болтают между собой.

 

* * *

Дальнейшее увеличение выпуска новых денег и перепроизводство уже шло во вред и тем, ради кого печатали деньги – потребителям, и раздражало владельцев капитала.

 

Остановка печатного станка привела бы к очередной депрессии, а остановка перепроизводства – к ещё более сильной инфляции. Выход был найден в тотальной коммерциализации.

 

Усилилась поголовная оцифровка и вовлечение в торговый оборот всего, что раньше не находилось под прямой властью денег – от спорта до семейных отношений. В этом случае и создавать не надо ничего нового, и реальное потребление не изменяется, но стабильно возрастают объёмы торговли, растёт экономика. Возрастают и объёмы денежной массы, связанной торговлей вновь оцифрованными товарами.

 

V.

Переворот отражения

Теперь посмотрим, как системный переход происходил не в материальном мире Запада, а в его сознании. Как мы отмечали, одной из причин качественного перехода к идеалистическому обществу в 1960-е годы стало массовое распространение телевидения.

 

Появление телевидения вызвало переворот отражения. Человек и зеркало поменялись местами.

 

Управляющее воздействие, направленное на сознание, стало сильнее, чем способность сознания сопротивляться этому воздействию.

 

* * *

В истории нынешней цивилизации это был далеко не первый, и не последний переворот отражения. Рассмотрим предыдущие перевороты.

 

1) Начальный этап развития общественного сознания – создание первых устных религий, рассказов, мифов и преданий. Активно развивается устная речь – средство создания копий невидимого мира, что ведёт к расширению и развитию мира отражений.

На этом этапе творчество сильнее религии, создающаяся религия отражает сознание. Это даёт управляющей системе хорошее понимание объекта управления.

 

2) Первый переворот отражения.

Создание структуры устной религии, молитв, ритуалов и так далее.

Религия становится сильнее творчества, она задаёт сознание. Сознание отражает религию.

 

3) Развитие и распространение письменности, а затем книгопечатания. Сознание начинает активно развиваться за рамками молитвы.

Письменная речь – новые, более совершенные средства создания, распространения и хранения мира отражений.

Обновляется религия, она опять больше отражает изменяющееся сознание, а не задаёт его.

 

4) Второй переворот отражения.

Управляющая система накапливает всё больше новых знаний об объекте управления и начинает подавлять его. Частично – поток письменной информации превосходит способности сознания к творчеству.

Сознание начинает задаваться тем, что прочитано в книгах и газетах. Сознание отражает прочитанное.

 

5) Возникает кино и телевидение. Телевидение начинает показывать реальную жизнь в прямом эфире, а не жизнь, придуманную в газетах и в художественной литературе. Телевидение отражает жизнь и сознание.

Кино и телевидение – новые, гораздо более полные, средства создания копий мира отражений, которые развивают и обогащают его.

 

6) Третий переворот отражения.

Почти немедленно – управляющая система осознаёт огромную силу воздействия телевидения. Телевидение начинает не отражать жизнь, а управлять жизнью, задавать жизнь. Прямой эфир уходит в прошлое. Вместо реального мира телевидение показывает искусственно созданный виртуальный мир.

Телевидение становится абсолютной по воздействию религией. Сознание просто копирует телевидение.

 

* * *

Заглядывая в будущее, опишем следующий виток спирали:

 

7) Интернет – временный и частичный выход из управления телевидением. Интернет, который создают миллионы людей, начинает отражать сознание гораздо правдивее и полнее, чем десяток каналов телевидения. Интернет даёт возможность массового отражения звука, изображения и видео в реальном времени, что раньше было возможно только через телевидение.

Интернет – новое, немонополизированное средство создания копий невидимого мира. Интернет отражает сознание.

 

8) Четвёртый переворот отражения.

Через Интернет и технологии слежения за пользователем компьютера управляющая система получает детальные данные о реальном содержании умов. Становится возможным полный контроль всего, что видит человек, подключаясь к Интернет. Эти технологии, а также создание виртуальных компьютерных миров, делают возможным абсолютно точное и полное индивидуальное управление каждым сознанием.

Сознание задаётся тем, что оно видит на экране компьютера.

 

9) Ответом на четвёртый переворот отражения станет возврат к устным мифам и преданиям, передаваемым без техники и без материального носителя, которые не сможет отследить управляющая система.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...