Особенности организации работы учителя-дефектолога
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.
В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.
1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей
Цель программы:
Формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности школьников.
Задачи работы:
Ø Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
Ø Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
Ø Формирование и развитие мыслительных операций;
Ø Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
Ø Формирование и развитие пространственной ориентировки;
Ø Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;
Ø Воспитание самостоятельности в работе;
Ø Формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;
Ø Формирование сенсомоторных координаций.
В ряду условий, обеспечивающих успешное осуществление этих задач, следует назвать совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития детей младшего школьного возраста обобщены в данной программе.
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического развития
Известно, что дети с ЗПР имеют нарушения, характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (Т.В. Егоровой, З.И. Калмыковой, И.А. Коробейникова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Менчинской, Г.Б. Шаумарова и др.) отмечаются поверхностность мышления, его
направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.
Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.
1.4. Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
Ø первичная диагностика специалистами ППк – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);
Ø промежуточная диагностика специалистами ППк (в середине учебного года) - анализ динамики коррекционной работы, в случае её отсутствия – корректировка программы;
Ø итоговая диагностика специалистами ППк (в конце учебного года) - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ пролонгируются на следующий год.
На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Особенности организации работы учителя-дефектолога
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Рабочая программа составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития,
«Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
Ø планирование материала от простого к сложному,
Ø дозирование помощи взрослого,
Ø постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что её задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.
Допускаются сдвоенные индивидуальные занятия по 40-60 минут с обучающимися средней школы. В середине такого занятия осуществляется динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.
Структура построения коррекционно-развивающего занятия. Каждое занятие состоит из 5-ти частей:
I. Организационный момент. (2 мин.).
II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)
III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:
1. Сообщение новых знаний (10 мин.);
2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)
IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)
V.Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:
1. Гимнастику для глаз;
2. Гимнастику для пальцев рук;
3. Психогимнастику;
4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ЦПМПК, либо ППк образовательной организации. При поступлении ребёнка на КРО учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для
психолого-педагогической диагностики детей (автор – Забрамная С.Д., Боровик О.В.). Выбор формы занятий (индивидуальная или подгрупповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. В подгруппы дети объединяются по схожей нозологии нарушений.
2.3. Критерии оценки результативности работы по программе.
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключение специалиста.
2.4. Условия для реализации программы.
Кадровые условия:
Ø наличие в штате учителя-дефектолога
Ø повышение квалификации специалиста
Программно-методические условия:
Ø Диагностический материал с методическими рекомендациями (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.);
Ø Демонстрационный материал по предметам;
Ø Игровые коррекционно-развивающие пособия;
Ø Дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;
Ø Учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;
Ø Детская литература;
Ø цифровые образовательные ресурсы;
Ø Методическое сопровождение к материалу.
Материально-технические условия:
Ø Оргтехника.
Ø Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин
Ø Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
Работа с родителями начинается при зачислении ребёнка на занятия к учителю-дефектологу и ведётся по следующим направлениям:
1. Консультации для родителей:
Ø обсуждение результатов психолого-педагогической диагностики,
Ø планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей работы.
Программа коррекционной работы предполагает междисциплинарное взаимодействие специалистов службы психолого- педагогического сопровождения в рамках школьного ППк.
Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является взаимодействие сотрудников образовательной организации через службу психолого-педагогического сопровождения, в которую входят: классный руководитель, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Основной задачей ППк является сбор информации, изучение проблем ребенка, выбор форм и методов работы по проблеме ребенка, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей детей с ЗПР / трудностями в обучении.
2.7. Учебно-тематический план работы с учащимися с задержкой психического развития младших классов и 5-х классов (которым рекомендовано продолжение коррекционной работы)
Основные разделы программы:
Ø Русский язык (формирование навыка письма и обучение грамоте);
Ø Литературное чтение (формирование навыка чтения и развитие речи);
Ø Окружающий мир (уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности);
Ø ФМП (формирование и расширение представлений о признаках предметов, количестве, числе.);
Ø Развитие и коррекция ВПФ;
Ø Формирование учебной деятельности, приёмов умственных действий.
№
Направления работы
Основные задачи реализации содержания
1.
Сенсомоторное развитие
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов
2.
Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Развитие межанализаторных систем, их
взаимодействия
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
5.
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирования умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.
6.
Формирование навыка письма
- развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- звуко-буквенный анализ слова;
- формирование навыка внимательного письма.
7.
Формирование навыка чтения
- заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв;
- обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв;
- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением;
- обучение составлению предложений из слов;
- обучение схематической записи слов, предложений.
8.
Формирование элементарных математических представлений
- количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый);
- состав числа;
- счётные операции;
- решение и составление задач;
- геометрические фигуры;
- цвет, форма, размер предметов;
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).
Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Календарно-тематическое планирование
Класс
№
Тема
Количество часов
1
Входная диагностика
1
1. Сенсомоторное развитие
2
Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв.
0,5
3
Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений
0,5
4
Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ.
0,5
2.Формирование пространственных представлений
5
Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела.
0,5
6
Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса)
0,5
7
Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)
0,5
8
Развитие пространственного праксиса.
0,5
9
Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов