Исторические системы социальной стратификации
План - конспект урока по обществоведению для 10 класса (повышенный уровень) «Социальная стратификация» Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим. Б. Франклин Цели: актуализировать знания об обществе и общественных отношениях; формировать у учащихся представление о различных видах социальных отношений и социальной стратификации.
Формирование и совершенствование компетенций учащихся:
Характеристика основных видов и способов деятельности (с рекомендуемыми упражнениями):
1. Работа с понятиями социальная стратификация, страта. 2. Работа в группах: подбор примеров страт, выделяемых по разным критериям. 3. Обсуждение сообщений учащихся об исторических типах. стратификации План урока:
1. Понятие стратификации. 2. Исторические типы стратификации. 3. Критерии социальной стратификации. Ход урока: I. Организационный момент (Звучит мелодия И.О. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Начиная занятие, учитель сообщает о главных задачах изучения модуля «Социальная сфера».) Взаимодействие людей в обществе связано со многими проблемами. Их решение не всегда очевидно, требует определенного жизненного опыта. Но если сегодня нет ответа на какой-либо вопрос, надо подумать об этом завтра, как это делала Скарлетт О’Хара, и тогда все подводные рифы будут благополучно преодолены, как преодолели все препятствия герои кинофильма для достижения своих целей.
II. Актуализация знаний - Что такое общество? - Перечислите общественные сферы. - Каково взаимодействие общественных сфер? Выслушав несколько ответов на последний вопрос, учитель отмечает, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь теоретически. В реальной жизни они взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, социальная сфера - это система социальных отношений, т. е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Термины «социальная сфера» и «социальные отношения» употребляются и в более широком смысле как система всех отношений между людьми в обществе, как интегративное понятие, объединяющее все подсистемы в единое целое. III. Изучение нового материала План 1. Социальное расслоение. Его причины и последствия. 2. Человек в малой группе. 3. Исторические системы социальной стратификации. 4. Социальный статус. Социальное расслоение. Его причины и последствия Учитель организует обсуждение проблемы о причинах и последствиях социального расслоения. Подводя итоги, учитель акцентирует внимание учащихся на том, что: • в современных условиях информационного общества недостаточно анализировать структуру общества с традиционной классовой точки зрения; • социальная структура современного общества усложняется по мере его поступательного развития; • в современном обществе появились новые социальные образования (менеджеры, олигархи и т. д.), которые невозможно однозначно отнести к какому-нибудь классу; • одна из причин сложившейся ситуации - активный переход людей из одной социальной группы в другую; • социальная структура современного общества — это совокупность социальных общностей, члены которой осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют «свою» группу от «другой»;
• дифференциация происходит по критериям власти, дохода, собственности, престижа. Она основана на социальном неравенстве; • социальными называются те различия, которые порождены социальными фактами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями; • социальное неравенство показывает, что одни социальные группы обладают большей властью, большим богатством, имеют преимущества и привилегии по сравнению с другими; • социология не дает однозначного ответа, может ли существовать общество без социального неравенства; • все социологические школы едины во мнении, что социальное неравенство - это неотъемлемая характеристика общества, которая в определенной степени упорядочивает социальные связи. Учащиеся составляют следующую схему: Социальные группы 1. По количеству ценностей, которые объединяют членов группы: • односторонние; • многосторонние. 2. По способу организации и регулирования отношений: • формальные; • неформальные. 3. По характеру взаимодействия: • первичные; • вторичные. 4. По численности: • малые; • большие. Человек в малой группе Малая группа - это психологически единое сообщество людей, которые целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Численность малой группы может варьироваться от 2 до 25 человек. Между ее членами обязательны личностные контакты. В результате общения между членами малой группы складываются отношения, которые характеризуются: • межличностным воздействием и взаимовлиянием общих чувств; • внутригрупповой распределенностью функций и социальных ролей; • общностью интересов, социальных норм, нравов, обычаев, норм поведения. Любая личность, входящая в состав малой группы, может благоприятно влиять на взаимоотношения в ней, способствовать их гармонизации, а может, наоборот, вносить разлад, несогласованность, дисгармонизировать отношения. Приведите примеры из истории, классической литературы. Исторические системы социальной стратификации (Учитель отмечает, что социальная стратификация и социальное расслоение - равнозначные понятия. Затем организуется фронтальная работа с текстом учебника или рассказ учителя с элементами беседы. Итогом этой работы могут быть следующие записи.)
Страта - реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо социальным признаком. Социальная стратификация - наличие в обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом материального богатства, власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. Исторические типы социальной стратификации: 1. Рабство (единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких нрав и свобод). Примитивная форма рабства, или патриархальное рабство - раб был младшим членом семьи: жил в одном доме с хозяевами, вступал в брак со свободными, мог наследовать имущество хозяина. Однако его можно было безнаказанно убить, он не мог свидетельствовать в суде. Классическое рабство — раб жил в отдельном помещении, не имел никаких прав, кроме обязанности работать на своего хозяина, он считался собственностью своего хозяина, «говорящим орудием». 2. Касты (социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением). Классический пример кастового общества — Индия, а кастовое положение человека закреплено индусской религией. 3. Сословия (социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Все это освящалось религиозной доктриной). Сословия основаны на отношении к земельной собственности. Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, чинов, званий, мундиров, орденов. 4. Классы (большие социальные группы, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам и размерам получаемого богатства). Выделяются три класса и несколько слоев внутри них: высший класс (верхний, нижний), средний класс (высший, средний, низший), низший класс (верхний, низший). В классовом обществе никакие правовые акты не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.
Общество закрытое - социальные перемещения из одной страты в другую полностью запрещены или существенно ограничены. Общество открытое - социальные перемещения из низших страт в высшие не ограничены. (Учащиеся приводят примеры из истории Древнего мира, Средневековья, современной истории.) Социальный статус Учитель рассказывает о социальном статусе личности, учащиеся записывают основные тезисы. Примерный текст записей в тетради: 1. Социальный статус личности - это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. 2. Статусы, определяемые положением индивида в группе: • социальный статус (положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами); • личный статус (положение индивида в малой группе, зависящее от оценки его личных качеств другими членами малой группы). 3. Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом: • основной статус (определяет главное в жизни человека); • неосновной статус (влияет на детали поведения). 4. Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора: • предписанный статус (социальная позиция, заранее предписанная обществом индивиду независимо от его личностных качеств и заслуг); • смешанный статус (совокупность черт предписываемого и достигаемого статусов); • достигаемый craiyc (приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|