Причины образования этих дефектов и способы их предотвращения
Тело качения – это деталь подшипника качения, обеспечивающая взаимные перемещения сопряженных с ней поверхностей колец подшипника по принципу качения. В качестве тел качения в подшипниках применяются ролики или шарики. В зависимости от размеров и форм различают ролики короткие цилиндрические, у которых отношение длины к диаметру меньше или равно 2,5; конические; бочкообразные; полые и др. К основным дефектам тел качения роликовых подшипников относятся контактно-усталостные повреждения, коррозионные пятна, трещины, волосо-вины, электрохимическая коррозия, намины и забоины, задиры типа «елочка», ползуны и цвета побежалости.
2.1.1. Трещины
Трещина является следствием нарушения целостности ролика, вызванное перегрузками, создающими высокое напряжение и приводящими к появлению прямой стреловидной, винтообразной или окружной трещины (рис. 5). Трещины могут образовываться из-за несоблюдения технологии изготовления (в основном – технологии термичес-кой обработки). Данный вид дефекта выявляется визуально или при помощи средств дефектоскопии. Ролик с трещиной бракуется.
2.1.2. Волосовина Волосовина – это дефект производства роликов, характеризующийся поверхностным расслоением слоев металла. Обнаружение дефекта производят визуально или при помощи дефектоскопов. Ролик с волосовиной бракуется.
2.1.3. Коррозионные пятна
Коррозионные пятна (коррозионные раковины) – это естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей роликов при их работе и хранении во влажной среде с парами кислотно-щелочных сред (рис. 6). Дефект определяется визуально. После удаления коррозионных пятен при помощи шлифовальной шкурки ролик может применяться в дальнейшей работе.
У роликов подшипников выделяются несколько видов коррозии: поверхностная (рис. 6, а), точечная (рис. 6, б) и электрохимическая. Точечная коррозия представляет собой окисление поверхности роликов в виде групп мелких пятен диаметром от 1 до 2 мм с размытыми краями. Наиболее часто этот дефект проявляется после промывки подшипников без последующей протирки их насухо.
Электрохимическая коррозия выражается потемнением поверхности ролика в результате воздействия кислотно-щелочных сред, выделяемых из смазки. а б Рис. 6. Вид коррозионных пятен: а – на цилиндрической поверхности ролика; б – на торце ролика
2.1.4. Задиры на торцах роликов (типа «елочка») Задиры являются следствием абразивного износа поверхностей тел качения и проявляются на них в виде глубоких царапин. Отдельные задиры на этих поверхностях создают точки концентрации напряжения, в которых возможно проявление усталостных явлений. Задиры названных поверх-ностей вызываются относительно большими частицами инородного материала, которые попа-дают в подшипник и двигаются по дорожкам качения при движении тела качения. Как и другие проблемы, связанные с загрязнением, задиры поверхностей можно предотвратить, применяя хорошие уплотнения и чистую смазку подшипника. Данный вид дефекта характеризуется изменением поверхностных слоев торца ролика под действием высокого контактного давления при разрыве масляной пленки и проявляется в виде выровов металла, расположенных хаотично, а также в виде строго геометрического рисунка («елочки»). Дефект определяется визуально. После ремонта ролика при помощи шлифовальной шкурки он может применяться в дальнейшей работе.
2.1.5. Ползуны на цилиндрической поверхности ролика
Ползуны на цилиндрической поверхности роликов – это повреждение, вызванное их заклиниванием от действия инородных тел и отсутствием радиального зазора в подшипнике. В качестве инородных тел могут быть части отколов бортов колец, изломавшихся перемычек сепаратора, а также части разрушившихся роликов. Выявляется данный дефект визуально. Ролик с ползунами бракуется.
Порядок выполнения работы 1) Ознакомиться с основными дефектами тел вращения роликовых подшипников. 2) Ознакомиться с характерными признаками основных дефектов тел вращения роликовых подшипников, причинами их образования и способами устранения. 3) Произвести анализ дефекта ролика подшипника согласно своему варианту (прил. 2). Содержание отчета 1) Краткое описание основных видов дефектов тел вращения роликовых подшипников. 2) Зарисовать схематично рассматриваемый дефект ролика подшипника с характерными особенностями. 3) Определить характер и вероятностную причину образования рассматриваемого дефекта и способ его устранения. Вопросы для самоконтроля 1) Что такое тело качения в конструкции подшипника? 2) К чему приводит несоблюдение технологии термической обработки роликов подшипников? 3) Какие виды коррозии встречаются у тел вращения роликовых подшипников? 4) Чем характерен дефект поверхностей подшипника типа «елочка»? 5) В результате чего образуется ползун на поверхности ролика под-шипника?
Лабораторная работа 3 ДЕФЕКТЫ СЕПАРАТОРОВ И УПОРНЫХ КОЛЕЦ РОЛИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ
Цель работы: ознакомиться с основными дефектами сепараторов и упорных колец роликовых подшипников, с причинами образования и со спо-собами обнаружения и предотвращения этих дефектов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|