Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство обучения первоклассников грамоте на художественно-образной основе

Шишлянникова Н.П.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

(Исследование осуществлено при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры Инновационной России» на 2009-2013 гг. (Гос. контракт № 02.740.11.0374)

 

In clause the operational experience of the teacher of initial classes of Mineevoj O.I. from a programmar school "Eureka" of settlement Cheremushki where the author of clause is the supervisor of studies on a problem of development and introduction of innovative technologies in an educational practice of school reveals.

 

Уроки обучения первоклассников звукам, буквам и правописанию словарных слов, опирающиеся на взаимодействие с музыкой, изобразительным искусством, ритмикой и театральной деятельностью получили поддержку педагогов прогимназии «Эврика», так как они дают хорошие результаты. Целью обучения на данном этапе является организация сознательного восприятия детьми образа звука и буквы; развитие фонематического слуха, мышления, связной речи, творческого воображения, способности к сопереживанию; воспитание родственного внимания к окружающему миру. Главная забота учителя – затронуть самые сокровенные уголки детского сердца и сделать процесс изучения звуков и букв ярким, захватывающим, наполненным живыми образами.

Новизна предложенного подхода заключается в попытке преодоления формализма в обучении чтению первоклассников как результату длительных упражнений по звуковому анализу и синтезу; организации осознанного воспроизведения звука и буквы в опоре на музыкальный, графический и цветовой образ звука, буквы и слова в целом.

Практика показывает, что в процессе обучения грамоте звуковой анализ, как установление последовательности звуков в словах и соотнесение звука с конкретной буквой, не у всех детей развивается одинаково быстро. Замечено, что интерес и устремленность к знаниям возникает тогда, когда задействована чувственная сфера ребенка путем связи изучаемого материала с образами окружающего мира.

Для соотнесения звуков и букв с образами окружающего мира, обогащения детского восприятия различными чувствами, настроениями, графическими и цветовыми образами, ощущениями характера движения и формы того или иного звука, буквы, в опыте учителя начальных классов О.И. Минеевой были разработаны нетрадиционные приемы работы с учебным материалом:

− словесное рисование;

− графическое и цветовое изображение звука;

− создание пластического образа звука с помощью мимики, жестов, театрализованных действий, движений;

− озвучивание характера буквы музыкой;

− «оживление» буквы в рисунках, комментирование своих рисунков.

В реализации поставленных целей дети выполняют следующие задания творческого характера:

· изобразить портрет буквы;

· составить натюрморт из предметов, которые начинаются на букву…;

· изобразить букву так, чтобы она была похожа на …(предлагается конкретный образ);

· сочинить сказку о букве…;

· изобразить улыбку буквы (или печаль, восторг, тревогу);

· превратить букву в насекомое, птицу, рыбку и т.д.,

· изобразить друзей буквы и др.

В зависимости от уровня подготовки учащихся, их индивидуальных особенностей и склонностей данные приёмы подачи учебного материала могут использоваться на вводных занятиях знакомства с новым звуком, буквой и занимать часть урока.

Уже в конце первого года обучения на уроках русского языка дети знакомятся со словами с непроверяемыми написаниями. Словарная работа вызывает у учителей начальных классов много затруднений. Ведь за курс начальной школы ученик должен запомнить правописание более трехсот таких слов. Память нередко подводит детей.

О.И. Минеева нашла подход, который помогает успешно справиться с этой проблемой. Он основан на учете особенностей наглядно-образного мышления детей, знании общих законов запоминания и использовании художественно-образных методов работы со словом. Примерная последовательность работы со словарным словом:

1. Выделение словарного слова для запоминания из ряда наглядного материала (иллюстрации, тематическая группа слов и т.п.).

2. Произнесение слова с различной интонацией (радости, грусти, удивления, восторга, огорчения и т.д.).

3. Исследование слова с помощью анализаторов (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного, тактильно-двигательного). Это предполагает использование приемов – рисование в воздухе, пантомиму, слушание звучания слова с закрытыми глазами и т.д.

4. Создание яркого, эмоционального впечатления об изучаемом слове через художественный, научно-познавательный текст (рассказ стихотворение, статья и т.д.).

5. «Оживление» орфограммы в слове путём рисования предмета, явления, процесса, соответствующего по смыслу изучаемому слову.

6. Закрепление созданного образа орфограммы и слова звучанием музыки, рассматриванием картин, театрализацией, использованием произведений устного народного творчества.

7. Выставка карточек с «ожившими» изученными словами у доски.

Проведению каждого такого урока предшествует большая подготовительная работа по подбору музыки, репродукций картин, стихов, сказок на определенную тему. Например, при работе со словарным словом «Москва», сначала ребята подбирают интонацию, с которой хочется произнести это слово: радостно, восторженно, с гордостью, с любовью и т.д. Учитель приводит интересные факты из истории столицы России, московского Кремля, при этом обращает внимание учащихся на элементе в орнаменте стены, который повторяется. Они открывают для себя, что этот элемент напоминает букву «М». Поэтому при «оживлении» этого слова единодушно превращают букву «М» в башни Кремля, а безударную гласную «о» – в циферблат курантов.

В конце урока учитель предлагает детям прослушать два контрастных по характеру фрагмента музыкальных произведений (М. Мусоргский «Богатырские ворота», Я. Сибелиус «Вальс») и просит выбрать из них тот, который в большей степени соответствует гордому характеру слова «Москва». Ребята единодушно приходят к выводу, что слово «Москва» «оживает» под гордый и могучий характер музыки первого фрагмента. В дальнейшем учащиеся не допускали ошибок в этом слове. Так оживление слова «рисованием» в воздухе, картиной художника, музыкой способствует запоминанию правописания слов.

Процесс такой работы столько же познавательный, сколько увлекательный. Исследуя какое-нибудь одно слово, дети получают много разнообразной информации из разных областей знаний. По результатам работы каждый ученик создаёт «Словарь живых слов». Известно, что для более прочного запоминания слов с непроверяемыми написаниями, необходима работа по их повторению. «Словари живых слов» помогают привести эту работу в определенную систему.

Пример знакомства с правописанием слова «собака». Наблюдая в зрительном ряду фотографии собак различной породы, ребята приходят к выводу, какое именно слово они будут «оживлять» на уроке. По просьбе учителя рисуют в воздухе воображаемую собаку и видят, что силуэт собаки представляет собой овал.

Далее заслушивают сообщение учителя о службе собак во время Великой Отечественной войны, собак-спасателей, розыскных собак, и удивляются фактам, с которыми познакомились. Учитель просит вспомнить гласный звук, который помогает выразить их удивление. Хором произносят звук [ о ] с интонацией удивления. Рассматривая написанные слова, выделяют «опасное место» – безударную гласную «о».

Учащиеся с желанием отзываются на предложение учителя «оживить» орфограмму, чтобы раз и навсегда запомнить правописание этого слова. Кто из ребят превращает эту букву в мордочку собаки, кто в бублик или мячик, отверстие собачей конуры и т.д. Но почти у всех в основе рисунка – овал или круг. В конце урока карточки с «ожившим» словом дети помещают в пословицы и записывают в тетрадь самые интересные из них.

Важно закрепление правописания слов не превращать в формальное повторение. Обязательно слово должно употребляться в каком-либо контексте, связываться с определенными жизненными обстоятельствами, вызывать образные представления у детей. Тогда запоминание будет «живым». Программа по русскому языку в начальной школе позволяет изучать на художественно-образной основе различные словарные слова, стоит только учителю задуматься и творчески подойти к этому процессу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...