Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ эмпирического опыта по формированию вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...2

 

Глава Ι. Теоретические основы формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста……………………………………5

 

Ι. Ι. Формирование навыка у учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема…………………………………………………………5

 

Ι. 2. Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования……………...12

 

Ι. 3. Психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и их влияние на учебную деятельность……………………………...23

 

Выводы по Ι Главе……………………………………………………………….28

 

 

Глава ΙΙ. Методическое обеспечение процесса формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста……………………..30

 

2. Ι. Методы формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в трудах педагогов-вокалистов………………………….30

 

2. 2. Анализ эмпирического опыта по формированию вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста………………………………………41

 

Выводы по ΙΙ Главе………………………………………………………………54

 

 

Заключение……………………………………………………………………….56

 

Список литературы………………………………………………………………59

 

Приложение………………………………………………………………………65


 

 

Введение

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что музыкальное развитие учащихся младшего школьного возраста имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развиваются воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных учеников. Но в реальной педагогической практике общего образования, в целом, и начального, в частности, музыкальному воспитанию уделяется неоправданно мало внимания. Хотя именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Наталья Алексеевна Ветлугина), закладывается фундамент эстетической культуры, для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно приобщением учащихся к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания учащихся. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (певческая установка, дыхание, звукообразование, артикуляция, резонирование, интонирование).

Значение занятий вокалом очень конкретно и затрагивает три важнейших для жизни учащихся сферы:

Здоровье. В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Самоактуализация. Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу. Занятия вокалом очень важны в эстетическом развитии личности ребенка.

Цель исследования: теоретически обосновать особенности формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования и подобрать комплекс вокальных упражнений, учитывая индивидуальные особенности учеников.

Объект исследования: процессформирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования: методы формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические основы формирования навыка у учащихся младшего школьного возраста как педагогическую проблему.

2. Изучить особенности формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

3. Рассмотреть психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста и их влияние на учебную деятельность.

4. Раскрыть методы формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в трудах педагогов-вокалистов.

5. Проанализировать практические методы и приемы по формированию вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: успешное формирование вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста возможно, если:

- будут учтены возрастные психофизиологические особенности учащихся младшего школьного возраста;

- будут подобраны методы и приемы развития вокальных навыков;

- в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся будет подобран соответствующий репертуар.

Методологической основой исследования являются:

1. Проблема навыка, рассмотренная в трудах педагогов-психологов (Бабанский Ю.К., Лернер И.Я., Скаткин М.Н.);

2. Основы возрастной педагогики (Белкин А.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф.);

3. Основные положения теории и методики развития детского голоса (Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гонтаренко Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).

Методы исследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы.

Структура работы:

работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава Ι. Теоретические основы формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Ι. Ι. Формирование навыка у учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема.

 

Чтобы чем-то хорошо овладеть практически, необходимо пройти определённый путь регулярных повторений, результатом которых станет новое умение. Другими словами, у человека вырабатывается привычка действовать определённым образом, после того как он делает одно и то же действие минимум 21 раз (день). Говоря психологическим языком, на пути приобретения нового навыка, будь-то навык игры в теннис или на фортепиано последний постепенно перемещается из сознания в подсознание и в дальнейшем мы автоматически, по привычке можем «включать» тот или иной навык. Какой же путь необходимо пройти для формирования навыка?

В формировании навыка можно выделить 4 основных этапа:

1) Рост личных ожиданий. В самом начале пути у нас появляются ожидания от будущих действий (чёрная линия), мы начинаем действовать с базовой информацией, имея лишь догадки о новом деле. Конечно, появляются и первые успехи (красная линия), которые обычно немного ниже ожиданий и удовлетворительны. Поскольку на этом этапе мы руководствуемся лишь своими догадками и прошлым опытом (который, скорее всего не имеет ничего общего с новым навыком), то находимся в режиме неосознанной компетентности – имеем мнимую базу компетентность в каком-то другом навыке, и желание перенести этот фундамент на новый навык для удовлетворения своих ожиданий.

2) Предел текущих возможностей. Через какое-то время догадки и прошлый опыт себя исчерпывают и, получив максимальные для этого этапа результаты, мы незаметно для самих себя начинаем испытывать неосознанную некомпетентность – навык ещё не сформировался, ожидания не удовлетворены и человек не понимает, почему результаты становятся всё скромнее и скромнее. А все потому, что необходимо пройти следующий этап.

3) Снижение качества. Самый важный и сложный с точки зрения выдержки период времени. Без паники: снижение качества – это нормальный, рабочий момент. Здесь нас ждёт уже осознанная некомпетентность – понимание того, что прошлого опыта мало для достижения желаемого успеха, о чём говорят реальные результаты. На этом этапе очень важно продолжать настойчиво действовать и не сдаваться. Стоит осознать, что следует совершать действия стараясь понять суть нового дела, его качественную характеристику.

4) Приобретение новых способностей. Пройдя третий этап с высоко поднятой головой, набив шишек и «опустив» действие в подсознание результаты начинают «догонять» ожидания. Ведь при осознанной компетентности мы понимаем новые для нас действие изнутри и даже можем привнести творчество в свои действия.

Таким образом, пройдя все 4 этапа, у нас происходит формирование навыка, и затем мы снова попадаем в зону неосознанной компетентности, т.к. нет предела совершенству.

По словарю русского языка С. И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками [47, с.457].

По психологическому словарю В. П. Зинченко, навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью [30, с.213].

Проблема художественного и эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста остаётся актуальной всегда. Одной из задач современной профессиональной школы, стремящейся к повышению качества образования, является предоставление (создание) учащимся такой формы занятий, в которой возможно интегрирование нравственно-развивающих предметов как литература, история, мировая художественная культура, музыка. Класс пения, при определённом старании педагога, является наиболее эффективной и демократичной формой творческого развития учащихся, поскольку заключает в себе специфичные компоненты обозначенных предметов, а также является доступным для всех детей активным видом творческой деятельности.

Класс пения – это не просто форма решения воспитательно-педагогических задач, связанных с проблемой формирования личности учащегося младшего школьного возраста, но и приобщение к музыкальному искусству, обучение конкретному виду музыкального исполнительства – вокалу. Пение – это сложный психофизиологический процесс, связанный со значительными изменениями жизненно-важных актов организма (дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.), в результате которого меняется (развивается) и эмоциональное состояние ребёнка. Такая взаимосвязь общего и вокального воспитания делает процесс обучения детей пению более серьёзным занятием, требующим правильного методологического подхода педагога.

Ветлугина Н. А. в своих работах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [15, с.108].

Овладение вокальными навыками является результатом большой работы руководителя и учащегося; задача педагога – упорядочить и воспитать вокальные возможности учащихся. К певческим навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ритмичность, выразительность и экспрессия. Певческие навыки, тщательно согласованные, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга, должны представлять собой стройную систему. Для этого необходимо постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей учащихся.

Большое значение в овладении любым материалом занимает внимание. «Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [34, с.67].

Накопление вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции) и совершенствование качества звучания (тембра, звуковысотного и динамического диапазонов, вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции), установление взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа и вокальным представлением должно осуществляться непрерывно с детского сада. В условиях и детского сада и школы построение методики обучения детей пению осуществляется исходя из голосовых возможностей для данного возраста. Вокальные возможности учащихся младшего школьного возраста (6-8 лет) характеризуются, прежде всего, узкой динамической амплитудой, обусловленной физиологическим развитием ребёнка, небольшим объёмом лёгких, вместе с этим происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания педагога.

Основным индикатором правильного методического обучения в певческом исполнительстве является ровность и чистота вокального интонирования учащегося, это явление подтверждают научные исследования голосовых возможностей детей в домутационном возрасте. Было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров (отвечающих за ровное певческое звучание). В фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком либо другом; в натуральном регистре интонация чище, чем при смешанном голосообразовании; причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков. Из полученных данных можно сделать вывод, что неумение правильно интонировать мелодию, а значит и петь, происходит чаще всего из-за злоупотребления грудного механизма голосообразования. Отсюда должен выстраивается принцип вокально-тренировочных упражнений (распевание), цель которых достигнуть сглаженного регистрового звучания. Хорошо начинать распевание с нисходящего постепенного звукоряда (или коротких попевок в диапазоне б.3, ч.5), при этом необходимо учитывать зону примерных тонов и диапазон детского голоса. Зона примерного звучания у большинства учащихся младшего школьного возраста f1-a1, с них и рекомендуется начинать распевание. Диапазон детского голоса нельзя считать возрастным признаком (возрастными возможностями), при работе над расширением звуковысотного диапазона целесообразней говорить о методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста не начинать учить пению. Характеризуя развитие детского голоса, следует отметить, что изменение его основных характеристик относятся не столько к звуковысотному диапазону, сколько к возрастающей силе голоса и обогащению тембра. Ширина же звуковысотного диапазона зависит от регистрового механизма и поддаётся управлению. В процессе обучения пению следует идти по пути постепенного расширения голоса, а, следовательно, поэтапного освоения голосовых регистров, в этой связи эффективно использовать вокальные упражнения нисходящего движения (постепенного, по звукам мажорного трезвучия с последующим его заполнением или скачкообразным движением на любой интервал в пределах октавы в различных штрихах). При включении в распевочный материал упражнений восходящего движения необходимо следить за тем, когда грудной регистр достигает предела своего напряжения, в этот момент слышится «перелом» голоса. Такое избыточное напряжение голоса при пении грудным регистром появляется обычно за кварту до переходных звуков. Зная это, следует сознательно уже при подходе к ним, примерно за кварту до переходных тонов, облегчать звук за счёт ослабления динамики (т.е. уменьшения подскладочного давления) и смягчения атаки звука. Преодоление технически сложных задач должно осуществляется посредством вокального показа педагога при этом важно соблюдать оптимальные условия для звуковысотного восприятия детей. Иначе говоря, вокальный показ педагога должен быть в манере звучания детского голоса (лёгкое по тембру, в средней и высокой зоне диапазона относительно певческого голоса детей, весьма умеренно по динамике, ближе к тихой звучности, в умеренном темпе). В этом случае слуховое восприятие будет наиболее полным, а результат положительным.

Уровень вокального развития характеризуется качеством исполнения, заключающимся не только в тембре и интонации, но, первоначально, правильным звукообразованием, артикуляцией, дыханием поющего.

Рассмотрим основные приёмы развития вокальных навыков:

  • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
  • при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  • расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
  • целенаправленное управление дыхательными движениями;
  • произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
  • проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

У детей необходимо развивать и дикцию. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с учащимися младшего школьного возраста, нужно научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо учить также учащихся и редуцированию. Редукция – ослабление артикуляции звука. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие вокальных навыков на занятиях проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учащегося, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. При достижении старшего школьного возраста учащиеся могут овладеть правильным певческим дыханием, развить дикцию, накопить целый арсенал певческих исполнительских возможностей, всё это способствует наиболее полному раскрытию содержания вокально-поэтических произведений, повышая культурный уровень, как певцов, так и слушателей.

Ι. 2. Особенности формирования вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования.

 

Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Этому во многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей.

Подбирая который необходимо учитывать в первую очередь диапазон ребёнка, т.е. тот объём звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучит голос. В подготовительной группе, как можно назвать 1 год обучения, примерная зона – ре-си. В пределах этой зоны и строится весь репертуар. Здесь детям наиболее удобно, у них легко, естественно и не напряжённо звучит голос.

Вокальная работа на уроках характеризуется, прежде всего, выработкой такого мелодического звука, правильно оформленного певческого тона, который своей кантиленой, красотой, колоритом волновал бы слушателей, а не безупречно ровным, звучанием напоминал звук инструмента. Поэтому вокальные упражнения направлены на развитие красивого голоса как такового.

Особое внимание в академическом пении уделяется моменту округления звука, так как оно дает необходимую ровность голоса по всему диапазону и способствует выявлению эталона правильного певческого звучания голоса.

От степени округления звука зависит окраска, характер звучания голоса: он может быть более прикрытым, далеким, матовым или более звонким, близким, ярким. Эти вокальные штрихи диктуются конкретными музыкально-художественными образами. Вместе с тем тембровые краски осуществляются на основе крепкого, прочного владения певцами единой манерой звукообразования, вокальной системой, школой пения. Исполнение классики, как правило, требует строго академического, прикрыто-округлого характера звука.

В группе, которую можно назвать подготовительной, ребёнок получает элементарные вокальные навыки – правильная певческая установка, постановка певческого дыхания, звукообразование, артикуляция, резонирование, интонирование.

Певческая установка.

От правильного положения корпуса зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата. Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В пении необходимо стоять прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, - считается правильным положением корпуса.

Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Все это имеет важное значение в репетиционной работе, так как настраивает учащихся на трудовой лад и строгую дисциплину.

Постановка дыхания.

Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Мы знаем, что искусство красивого пения, это искусство дыхания. Важно научить детей правильно брать дыхание и расходовать его.

Дыхание в пении имеет исключительное значение - от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и естественным. Не все дети понимают, как нужно дышать. Педагогу необходимо последовательно и терпеливо объяснять, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом – равномерный, постепенный и продолжительный. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.

Таким образом, получается, что сила и продолжительность голосового звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха. Следовательно, научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания, делая его отрывистым или связным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот.

Дыхательные упражнения используются в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для этого рекомендуется каждую репетицию начинать с дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, тренируя вдох "в спину", посылает его на предельную глубину и тем самым заполняет воздухом все легкие снизу доверху. А, так как, вдохи идут на наклонах, приседаниях и поворотах, полностью включается в работу диафрагма. Из всех мышц, участвующих и в дыхании, и в звукообразовании, она самая сильная. Следовательно, она подчиняет себе и работу голосовых складок во время фонации (Приложение №2).

Для активизации дыхания целесообразно использовать распевания. Во время пения можно предложить ученику положить руки на живот, чтобы он тем самым контролировал работу диафрагмы. Первый слог распевания «МИ» - распевается на legato (связно), следующая гласная «Я» - в штрихе staccato (отрывисто), произносится звук «Я», затем он незаметно переходит в округленное «А», рот оформляется, как будто мы произносим «О».

Звукообразование.

Все органы, участвующие в звукообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трохея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. При обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач, изменяют свою функцию.

Органом, где происходит зарождение голоса, является гортань. Она имеет сложное строение и выполняет тройную функцию: дыхательную, защитную, голосовую. Работа гортани не подчинена сознанию и скрыта от наших глаз. У младших школьников при пении часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. Причины - неумелое пользование дыханием и отсутствие налаженной координации. Для устранения которых нужно добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка упражнения, естественного зевка и правильного дыхания.

Кроме того, в гортани находятся голосовые складки (связки), имеющие прямое отношение к возникновению звука. При обычном дыхании связки пассивны и образуют щель треугольной формы, так называемую голосовую. При фонировании – они смыкаются, и щель закрывается, затрудняя свободный выдох. Сжатый воздух давит на сомкнутые связки, создавая подскладочное давление. В момент этого взаимодействия рождается звук.

Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха. Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет всё последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Во время пения, раскрывая рот, нужно опускать нижнюю челюсть. Правильному извлечению звука помогает и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему способствует произнесение гласных у, о, согласных к, г, х. Благодаря им звук свободно направляется от гортани к отверстию рта.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Артикуляция.

Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

Артикуляция - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией [55, с.44].

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, нёбо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.

При певческом голосообразовании работа артикуляционного аппарата активизируется во много раз. Согласные в пении и в речи формируются почти одинаково, но в пении произносятся четче и легче. Произнесение певческих гласных отличается от речевых. В пении при максимально спокойной свободной глотке, ротовая полость формирует гласные, что увеличивает значение четкой работы ротовой полости и её роль в вокальной дикции. В речи глотка резко меняет объём и форму при смене гласных.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные - "носители" вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. "Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно". В этом кроется один из секретов кантилены.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.

Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Эстетичное открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса. Нижняя челюсть должна быть свободна, не зажата, пассивна. Будучи пассивной, она все же не должна сильно откидываться вниз, бить по гортани. Она должна удерживаться мышцами щек и углами губ, самими губами, активно произносящими согласные (Приложение № 3).

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. "Губы должны лежать на зубах", - так говорил М. Гарсиа [19, с. 28].

Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...