Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация конкурентных преимуществ различных объектов




Оглавление

Введение………………………………………………….…………………….2

1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3

2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…......9

2.1.Общая классификация……………………..……………………..…….....9

2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12

2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13

2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14

2.5 Регион……………………………………………………………....……..14

2.6 Страна……………………………………………………………………..15

3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16

3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….16

3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17

Заключение...……………………………………………………………...…..23

Список литературы…………………………………………………...………24

Введение

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом (3;17).

Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д. (3;19).

В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность.

Также в задачи работы входит оценка конкурентных преимуществ и недостатков российской экономики.

 

 

1. Методические основы управления конкурентными преимуществами

Конкурентные преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами (1;192).

Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем (1;184).

Наиболее цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована как сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать основные приложения М.Портера (табл. 1)

Таблица 1

Анализ основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании (1.193-195)

 

Основные теоретические положения М.Портера Почему эти положения нельзя полностью применить в условиях российской переходной экономики
1. Стадия конкурентоспособности станы являются: · стадия факторов производства; · стадия инвестиций; · стадия нововведений; · стадия богатства. Страна из первой стадии переходит во вторую, из второй в третью и т.д. Из четвертой стадии идет обратный откат в третью   Перечисленные стадии, по сути, отражают совершенно разные явления и никак не могут стоять в одном ряду. Например, богатство – цель общества (выход системы), инновация – инструмент (процесс в системе), а инвестиции и факторы производства – средства (вход системы). Переход страны из четвертой стадии в третью является исключением, результатом временного кризиса. Стадии развития станы характеризуются номером технологического уклада (точнее, структурой укладов). Например, США характеризуется преимущественно пятым технологическим укладом – инновацией наукоемких технологий. Отдельные отросли России имеют параметры третьего – пятого укладов.  
2.Конкуренция может быть неценовой (повышение качества товара) и ценовой (снижение цен) Такой подход не охватывает многих аспектов конкуренции и конкурентоспособности, так как, во-первых, конкуренция может быть не только между товарами, но и многими другими объектами; во-вторых, обоснован переход на пятифакторную конкуренцию между товарами: качество товара, его цена, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество управления
3. Типичными причинами новаций, дающими конкурентные преимущества, являются: · новые технологии; · новые запросы покупателя; · появление нового сегмента; · изменение стоимости компонентов производства; · изменение правительственного регулирования На проблему нужно смотреть шире, комплексно. Для условий переходной экономики характерны еще следующие виды инноваций, дающих конкурентные преимущества изготовителю: создание нового товара на основе изобретений; совершенствование выпускаемого товара на основе ноу-хау; совершенствование действующих технологий на основе ноу-хау; совершенствование организации производства на основе ноу-хау; совершенствование организации труда; совершенствование систем управления предприятием, персоналом, качеством и т.д.; улучшение качества входа системы (сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.); совершенствование взаимодействия с внешней средой системы, развитие функций стратегического и тактического сервиса товара у потребителя и др.
4. Цепочка ценностей фирмы включает: основную деятельность (обеспечение поставок, выкуп продукции и т.д.) и вспомогательную деятельность (планирование, финансы, управление персоналом, снабжение и т.д.) Во-первых, это не цепочка ценностей фирмы, а ее специфические функции. Ценности – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем. Во-вторых, в составе основной деятельности есть функция «обеспечения поставок», в состав вспомогательной деятельности она тоже включена, но под другой формулировкой – «снабжение». В-третьих, предприятие имеет: 1) организационную структуру, куда входят все службы, выполняющие управленческую деятельность на уровне предприятия; 2) производственную структуру, состоящую из подразделений основного производства, вспомогательных и обслуживающих
5. Конкуренцию в отрасли определяют пять сил: · способность покупателя торговаться; · способность поставщиков торговаться; · угроза появления товарозаменителей; · угроза появления новых конкурентов; · соперничество между конкурентами. Во-первых, перечисленные силы по формулировке неконкретные, их невозможно, измерять (а значит, и управлять ими). Во-вторых, они не охватывают весь аспект факторов конкуренции в отрасли. Конкуренцию в отрасли определяют следующие факторы: 1) конкурентоспособность страны; 2) конкурентоспособность отросли; 3) конкурентоспособность смежных отраслей; 4) конкурентоспособность донного рынка; 5) конкурентоспособность изготовителя и его конкурентов; 6) конкурентоспособность поставщиков; 7) конкурентоспособность товаров на рынке; 8) конкурентоспособность товаров – заменителей; 9) форма рынка, количество изготовителей (продавцов) и покупателей; 10) размер (объем) рынка; 11) среднеотраслевая норма прибыли; 12) стадия жизненного цикла рынка; 13) доступ на рынок (высота барьеров); 14) качество правового обеспечения; 15) сила конкуренции на рынках продавцов и покупателей; 16) политика ценообразования; 17) качество сервиса; 18) качество подготовки специалистов в отрасли; 19) качество управления (менеджмента); 20) качество государственного регулирования рыночных отношений и т.д.
6. Детерминантами конкурентного преимущества страны являются: параметры спроса на внутреннем рынке; параметры факторов производства и инфраструктуры; стратегия фирм; их структура и соперничество на внутреннем рынке; родственные и поддерживающие отрасли, конкурентоспособные на международном рынке.   Перечисленные детерминанты (нам предлагается назвать их факторами достижения конкурентоспособности) не охватывают многих аспектов обеспечения конкурентных преимуществ и неконкретны. Предлагаются следующие факторы конкурентоспособности страны: 1) качество государственного регулирования управления конкурентоспособностью страны (законы, указы, постановления и т.д.); 2) отработанность и эффективность рыночных механизмов (институты, условия и стимулы повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности; в России пока создано не более 30% необходимых механизмов); 3) качество образования и расходы на него из бюджета; 4) инновационная активность в стране; 5) стабильность политической системы; 6) обеспеченность собственными ресурсами; 7) средняя заработная плата работников образования и науки; 8) природно-климатические условия; 9) качество инфраструктуры; 10) богатство страны; 11) уровень риска предпринимательской деятельности; 12) уровень коррупции; 13) криминогенность обстановки в стране и др.

 

Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим (1;192-193):

1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов;

2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ;

3) формирование цели функционирования и развития объекта;

4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель;

5) направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель.

В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности (1;193-194).

Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности.

Более целесообразной можно считать применение к интегральной оценке конкурентных преимуществ системного, комплексного и мотивного подхода.

С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем.

С позиции комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические, правовые, рыночные, научные, экономические, психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияние. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов.

Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обосновать, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ управляемых объектов (1;196).

Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ (1;198).

На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегрирующую оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле (1;199):

              КПт= ∑∑αiПj×βijФij,                                                                             (1)

где КПт – интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; i = 1,2,…,n – номер фактора i-го конкурентного преимущества товара; j = 1,2,…,m – номер фактора конкурентного преимущества; α – весомость i-го конкурентного преимущества; ∑α=1; β - весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ∑β =1; П - относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества; Фij - относительное или нормативное значение j-го конкурентного преимущества.

Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность (1;200).

Не все конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяют экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости.

 

Классификация конкурентных преимуществ различных объектов

Общая классификация

Будем осуществлять классификацию по следующим признакам (1;200):

1) по отношению к системе;

2) по сферам возникновения преимущества;

3) по содержанию фактора преимущества;

4) по времени реализации преимущества;

5) по месту реализации преимущества;

6) по виду получаемого конечного результата.

Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (табл. 2).

Таблица 2

Классификация конкурентных преимуществ (1.201-205)

Признак классификации Виды преимуществ Примеры преимуществ
1.Отношение к системе (организации, стране и т.п.) 1.1 Внешние (по отношению к системе)   1.2 Внутренние (в системе) Благоприятный климат страны. Качественная инфраструктура региона, в которой расположена организация. Стабильная политическая система страны. Современная информационная сеть страны. Принятые обществом ценности организации. Модульная автоматизированная технология. Квалифицированные кадры организации.

2.Сфера возникновения преимуществ

2.1 Природно-климатические

 

 

2.2 Социально-политические

 

 

2.3 Технологически

 

 

2.4 Культурные

 

 

2.5 Экономические

Страна, богатая природными ресурсами. Экономически выгонное географическое положение страны. Умеренно-континентальный климат. Устоявшиеся рыночные отношения в стране. Стабильность политической ситуации в стране. Отлаженная законодательная система в стране. Низкий уровень общей преступности в стране.
Высокий удельный вес прогрессивного оборудования в организации, отрасли, стране. Высокий уровень автоматизации производства и управления. Низкий уровень износа основных производственных фондов. Высокий уровень новых информационных технологий на основе электронизации. Высокий удельный вес патентов страны в мировом сообществе. Мобильность технологий. Ценности страны, организации, ориентированны на духовное развитие личности. Высокая организационная культура. Наличие в стране культурных ценностей мирового масштаба. Устойчивая налоговая система. Устойчивая система государственного регулирования экономики. Применение в организациях отлаженной системы менеджмента. Достаточное финансирование НИОКР и образования. Наличие стратегии обеспечения экономической безопасности страны. Высокая квалификация кадров.
3.Содержание фактора преимущества 3.1 Качество товара (услуги)     3.2 Цена товара     3.3 Затраты у потребителя товара     3.4 Качество сервиса товара Известная в мире торговая марка. Высокая надежность объекта. Современный дизайн, комфортность. Оптимальная производительность (скорость, мощность и т.д.) Экологичность. Низкие издержки производства за счет использования эффекта масштаба. Высокий уровень унификации. Безотходная технология. Высокая конкуренция у поставщиков. Наличие товаров-заменителей для потребителей товара. Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара. Меньший по сравнению с конкурентами удельный расход ресурсов на эксплуатацию товара. Высокая ремонтоспособность товара. Автоматизированная система учета отказов и затрат у потребителя. Высокий уровень конкуренции у изготовителей данного товара. Надежный имидж изготовителя. Обоснованные гарантии в сопроводительной документации. Наличие станции гарантийного обслуживания товара. Качественная инфраструктура рынка. Качественная упаковка товара.
4.Метод, средство получения преимущества 4.1 По наследству (объективно) 4.2 Обучение     4.3 Внедрение новшеств (инновация)     4.4 Перемещение Природные ресурсы страны. Известная торговая марка товара. Квалифицированные специалисты по отдельным направлениям и отраслям науки и практики. Изобретатели. Создание товаров на основе патентов. Внедрение патентованное новой технологии. Внедрение ноу-хау в область менеджменте. Освоение нового рынка. Внедрение новых технологий в область рекламирования товара. Переезд индивидуума в район (город) с развитой инфраструктурой. Перемещение организации в район с хорошим климатом и дешевыми ресурсами.
5.Место реализации преимущества 5.1 Рабочее место     5.2 Организация     5.3 Регион     5.4 Отрасль   5.5 Страна   5.6 Мировое сообщество Система «канбан» (точно в срок). Научная организация труда. Автоматизированное рабочее место конструктора. Система менеджмента, ориентированная на достижение конкурентоспособности. Высокая конкуренция на «входе» организации. Система автоматизированного проектирования (САПР) Качественная производственная инфраструктура региона. Экологичность региона. Устойчивость кредитно-финансовой системы региона. Высокая конкуренция в отрасли. Вертикальная и горизонтальная интеграция в отрасли. Наличие отраслевого центра научно-технической информации. Наличие отраслевого патентного фонда. Действие государственной программы повышения конкурентоспособности страны. Наличие стратегических (на 15-20 лет) программ развития отдельных сфер страны в целом. Высокий уровень унификации и стандартизации разных сфер деятельности. Защита прав человека. Интеграция и кооперирование. Взаимопомощь стран. Защита планеты Земля.
6.Время (продолжительность) реализации преимущества 6.1 Стратегические факторы преимущества   6.2 Технические факторы преимущества Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления товара на пятилетний период. Повышение квалификации кадров. Развитие НИОКР. Современная система рекламы. Эффективная система мотивации труда. Соблюдение графика ремонта оборудования. Заимствование у конкурентов ноу-хау в области менеджмента.
7.Вид получаемого эффекта от реализации преимущества 7.1 Научно-технический   7.2 Экологический   7.3 Социальный     7.4 Экономический   Получение патента. Увлечение веса прогрессивных технологических процессов 5-го уклада. Освоение новых информационных технологий. Освоение ресурсосберегающих технологий. Уменьшение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов. Улучшение экологичности выпускаемых товаров. Автоматизация мониторинга ОПС. Прирост добавленной стоимости (прибыли) на одного работника по сравнению с конкурентами. Повышение безопасности труда. Улучшение условий труда и отдыха. Увеличение продолжительности жизни работников (жителей). Повышение уровня образования работников. Прирост объема продаж. Прирост удельной прибыли. Сокращение срока окупаемости инвестиций.

 

Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование (1;205-206).

На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирования нового преимущества.

Функция планировании включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров), с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента).

Персонал

В работе персонал будет подразделяться на три категории: рабочий, специалист, менеджер.

Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремится) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.

К наследственным конкурентным преимуществам персонала относим (1;206-207):

· способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);

· темперамент;

· физические данные.

К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:

· деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения);

· интеллигентность и культура;

· целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);

· характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);

· эмоциональность;

· общительность, коммуникабельность;

· организованность;

· возраст и т.п.

Товары и услуги

Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статическими интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне конкурентоспособности): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл; качество сервиса потребителей товара, а также динамическими факторами.

Значения перечисленных четырех стратегических интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества (1;207-208).

2.4 Организация  

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяют на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.

Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.

Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее (1;212).

Регион

К разновидностям региональных образований относятся республика, край, область, город.

Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов (1;218):

1) конкурентоспособность страны, в которую входит регион:

2) природно-климатическими, географическими, экологическими параметрами региона;

3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;

4) уровень соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

5) уровень международной интеграции и кооперирования региона.

На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья страна) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций.

Страна

Конкурентными преимуществами страны могут быть(1;2180-219):

1) значительный расход из бюджета на НИОКР;

2) значительное вложение в развитие человека;

3) стабильность политической правовой системы страны;

4) доля ВВП на душу населения;

5) высокая продолжительность жизни;

6) высокая эффективность использования ресурсов;

7) оптимальный экспорт;

8) низкая инфляция;

9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны;

10) значительная доля конкурентоспособных фирм;

11) конкурентоспособность трудовых ресурсов;

12) гибкость финансовой системы;

13) динамичность внутреннего рынка;

14) отсутствие сверхнормативных государственных задолжностей;

15) высокая образованность населения страны;

16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний;

17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования;

18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов (субъектов Федерации);

19) низкие налоговые и таможенные ставки;

20) высокая культура бизнеса в стране.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...