Классификация конкурентных преимуществ различных объектов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Оглавление Введение………………………………………………….…………………….2 1.Методические основы управления конкурентными преимуществами…..3 2.Классификация конкурентных преимуществ различных объектов…......9 2.1.Общая классификация……………………..……………………..…….....9 2.2 Персонал……………………………………………………...………..….12 2.3 Товары и услуги…………………………………………..…………...….13 2.4 Организация…………………………………………………..….……… 14 2.5 Регион……………………………………………………………....……..14 2.6 Страна……………………………………………………………………..15 3.Конкурентные преимущества и недостатки России………………..……16 3.1.Конкурентная стратегия страны……………………………………..….16 3.2.Эффективность конкурентных рынков. Анализ конкурентоспособности российской экономики……………………………………………..……17 Заключение...……………………………………………………………...…..23 Список литературы…………………………………………………...………24 Введение Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. В большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом (3;17). Конкурентные преимущества – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентные преимущества товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: конкурентные преимущества страны складываются из конкурентных преимуществ регионов, отраслей, производств и т.д. (3;19).
В данной работе одной из главных задач служит анализ сложившейся теории конкурентных преимуществ, с целью адаптации её в условия переходной экономики России, в сущности разработки новой теории, а соответственно и возникновения нового понимания терминов: конкуренции, конкурентные преимущества, конкурентоспособность. Также в задачи работы входит оценка конкурентных преимуществ и недостатков российской экономики.
1. Методические основы управления конкурентными преимуществами Конкурентные преимущества системы – какая–либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами (1;192). Ценность – это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить или иметь в будущем (1;184). Наиболее цитируемым автором из зарубежной и отечественной литературе по теории управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью страны и отраслей является Майкл Портер. Однако его теория разработана на основе анализа многих стран, отраслей и фирм, работающих в условиях сформировавшихся рыночных отношений, характеризующихся стабильностью и высоким качеством правовой системы и рыночных механизмов. К российским переходным условиям эта теория, конечно, не адаптирована и может быть использована как сведения, как американский опыт. Попытаемся проанализировать основные приложения М.Портера (табл. 1) Таблица 1 Анализ основных приложений М.Портера по управлению конкурентными преимуществами конкурентоспособностью страны, отросли, компании (1.193-195)
Задачи специалиста по стратегическому маркетингу и его команды в области управления конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью объектов сводятся к следующим (1;192-193): 1) анализ, отбор и обоснование конкурентных преимуществ и факторов конкурентоспособности объектов; 2) развитие слабых сторон объекта и создание новых конкурентных преимуществ; 3) формирование цели функционирования и развития объекта; 4) фокусирование факторов конкурентоспособности на цель; 5) направление сфокусированных факторов конкурентоспособности на цель. В настоящее время многие ученые и специалисты считают, что конкурентоспособность – это результат нашей работы в области качества объектов, она может быть оценена только на реальном рынке. Эта ошибочная теория или точка зрения, отталкивающаяся, как и во всех разделах экономики (финансовый менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, производственный менеджмент и др.), от факта, реального мира, а не от прогноза, виртуального мира, от тактического, а не стратегического маркетинга. Многие забывают, что профилактика в десятки и даже сотни раз эффективнее лечения. Нужно до того сконцентрировать и правильно направить факторы конкурентоспособности, а не разводить руками после реального обнаружения разнонаправленности отдельных средств и их отрицательной эффективности (1;193-194).
Рассматриваемые в различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности. Более целесообразной можно считать применение к интегральной оценке конкурентных преимуществ системного, комплексного и мотивного подхода. С позиции системного подхода при интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней структуры систем. С позиции комплексного подхода при оценке конкурентных преимуществ следует учитывать технические, правовые, рыночные, научные, экономические, психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияние. Применение нормативного подхода к оценке будет побуждать организовать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества конкретных объектов. Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обосновать, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ управляемых объектов (1;196). Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ (1;198). На стадии проектирования (инновационного, инвестиционного, стратегического планирования и т.д.) интегрирующую оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле (1;199): КПт= ∑∑αiПj×βijФij, (1) где КПт – интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; i = 1,2,…,n – номер фактора i-го конкурентного преимущества товара; j = 1,2,…,m – номер фактора конкурентного преимущества; α – весомость i-го конкурентного преимущества; ∑α=1; β - весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества; ∑β =1; П - относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества; Фij - относительное или нормативное значение j-го конкурентного преимущества. Интегральный показатель конкурентных преимуществ товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность (1;200). Не все конкурентные преимущества и определяющие их факторы можно оценить количественно. Если это невозможно, то применяют экспертные методы оценки как факторов и преимуществ, так и их весомости.
Классификация конкурентных преимуществ различных объектов Общая классификация Будем осуществлять классификацию по следующим признакам (1;200): 1) по отношению к системе; 2) по сферам возникновения преимущества; 3) по содержанию фактора преимущества; 4) по времени реализации преимущества; 5) по месту реализации преимущества; 6) по виду получаемого конечного результата. Классификация конкурентных преимуществ по перечисленным выше признакам с последующим их кадрированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов. В настоящее время в России имеется Общероссийский классификатор продукции и услуг, в соответствии с которым может быть закодирован каждый вид товаров и услуг. Дополнительно к этому коду можно добавить код конкурентного преимущества объекта из 12 знаков (6 признаков с дальнейшей детализацией) (табл. 2). Таблица 2 Классификация конкурентных преимуществ (1.201-205)
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента), что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование (1;205-206). На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества либо формирования нового преимущества. Функция планировании включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров), с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента). Персонал В работе персонал будет подразделяться на три категории: рабочий, специалист, менеджер. Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремится) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью. Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относим (1;206-207): · способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности); · темперамент; · физические данные. К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся: · деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения); · интеллигентность и культура; · целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива); · характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам); · эмоциональность; · общительность, коммуникабельность; · организованность; · возраст и т.п. Товары и услуги Конкурентоспособность товара определяется четырьмя статическими интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне конкурентоспособности): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл; качество сервиса потребителей товара, а также динамическими факторами. Значения перечисленных четырех стратегических интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества (1;207-208). 2.4 Организация Факторы конкурентного преимущества организации подразделяют на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ. Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими или потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее (1;212). Регион К разновидностям региональных образований относятся республика, край, область, город. Конкурентные преимущества региона определяются следующими группами факторов (1;218): 1) конкурентоспособность страны, в которую входит регион: 2) природно-климатическими, географическими, экологическими параметрами региона; 3) предпринимательской и инновационной активностью в регионе; 4) уровень соответствия параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам; 5) уровень международной интеграции и кооперирования региона. На основе перечисленных групп факторов каждый регион (или третья страна) может сформулировать свои конкурентные преимущества и рекламировать их в средствах массовой информации для привлечения инвестиций. Страна Конкурентными преимуществами страны могут быть(1;2180-219): 1) значительный расход из бюджета на НИОКР; 2) значительное вложение в развитие человека; 3) стабильность политической правовой системы страны; 4) доля ВВП на душу населения; 5) высокая продолжительность жизни; 6) высокая эффективность использования ресурсов; 7) оптимальный экспорт; 8) низкая инфляция; 9) наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны; 10) значительная доля конкурентоспособных фирм; 11) конкурентоспособность трудовых ресурсов; 12) гибкость финансовой системы; 13) динамичность внутреннего рынка; 14) отсутствие сверхнормативных государственных задолжностей; 15) высокая образованность населения страны; 16) сильная конкуренция во всех сферах деятельности на основе знаний; 17) открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования; 18) высокое качество инфраструктуры рынков и регионов (субъектов Федерации); 19) низкие налоговые и таможенные ставки; 20) высокая культура бизнеса в стране.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|