Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двадцать девятая неделя: наблюдение за окружающим миром




 

Кто хочет совершить нечто большое, должен глубоко во все вникать, четко различать, связывать в самых разных отношениях и упорно стоять на своем.

Шиллер

 

Успехи многих людей незначительны лишь потому, что, хотя глаза их открыты, они практически ничего не видят и вследствие этого делают неверные выводы, принимают неправильные решения и совершают неправильные поступки. Видеть – значит внимательно вглядываться в вещи. Тогда появляется проницательность, а она, в свою очередь, приводит к правильным выводам и решениям, а тем самым – к успеху. Так как глупцы не видят, потому что не думают, когда смотрят, все они, как говорил Грасиан, «проигрывают; они не видят в вещах (и процессах) и половины того, что те содержат в себе. Умный задумывается обо всем, он углубляется там, где находит основание и сопротивление».

Это искусство наблюдения можно развить и усилить. Научиться правильно видеть мы можем. Что это означает?

1. Правильно видеть значит видеть осознанно. Чем осознаннее наш взгляд, тем крепче отпечатывается увиденное в нашем подсознании, тем основательнее оно прорабатывается. Глядя на человека, мы должны одним взглядом все охватить и понять: выражение его лица, особенности этого лица, осанки, то, как человек одет, как вообще выглядит, как ведет себя. Взглянув на какой-либо дом, мы должны запечатлеть в сознании его главные признаки, отличающие этот дом от других. Если мы видим какую-то машину или станок, надо суметь, не будучи специалистом, понять принцип работы этой машины и потом наглядно воспроизвести ее по памяти.

2. Правильно видеть значит видеть, думая. А это означает учитывать факты, одновременно взвешивая возможность «невозможного», экспериментируя в уме, рассуждая практически. Необходим четкий взгляд на вещи: то, что видишь четко, выходит из неясного пространства окружающего мира и приближается к нам, становится более узнаваемым, превращаясь из предположения в уверенность.

3. Правильно видеть значит видеть естественно. То есть видеть как ребенок – с широко раскрытыми глазами, серьезно воспринимая как мелкое, так и большое. Быть может, как раз та задача, которой мы занимаемся, станет исходным пунктом для новых революционных познаний и открытий. 99 человек проходят, ни о чем не задумываясь, мимо какого-то явления, пока, наконец, сотый, внимательно взглянув на него, осознает его ценность и значение, присваивает его и делает на нем состояние. Мир полон полезных идей, еще не состоявшихся открытий и неиспользованных возможностей для взлета. И они достаются тем, кто живет с открытыми глазами и не пропускает предоставляемых ему возможностей. Каждый может найти или создать что-то лучшее, нежели имеющееся, достичь чего-то необычайного. Человек должен правильно смотреть, глубже проникать в суть вещей, принимать более четкие решения, думать пластичнее, чем раньше, и проявлять больше решительности, совершая поступки.

4. Правильно видеть – значит смотреть и видеть концентрированно. Большинство людей пребывают в мечтах, когда смотрят – их взгляд рассеян и никогда не держит «в резкости» наблюдаемый предмет. Вследствие этого у них плохая память – ведь только то, что мы четко видим, проникает в нас, достигает нашего внутреннего взора и остается навсегда в памяти как воспоминание. Отдавая себе отчет в том, что видишь, человек воспитывает в себе подлинного наблюдателя.

5. Правильно видеть – значит смотреть с интересом. Успешный человек, на что бы он ни глядел, продумывает: а не сможет ли он с пользой для себя применить увиденное в своей профессии, вообще на своем поприще. Заинтересованность позволяет быстро «схватывать» суть вещи или процесса. Мужчина, поздоровавшийся с едва знакомой женщиной, редко сможет описать, во что та была одета; но его жена, идущая рядом с ним, в одно мгновение все это запомнит. Почему? Ее интерес позволил ей увидеть и запомнить в десять раз больше. Необходимо использовать фантазию – великого первопроходца цивилизации. Без фантазии не найдешь ничего нового, не добьешься успеха. Мы должны смотреть на вещи так, будто видим их в первый раз.

6. Правильно видеть – значит обозревать все сразу. То есть сделать величайшую внимательность своей привычкой. Без внимательности нет восприятия, без восприятия нет познания и осознания, без осознания нет создания новых возможностей. Что бы ни встретилось вам на пути, задавайте себе три вопроса – почему, зачем, для чего? Нужно все превращать в источник информации, заставлять все объекты и все явления самих давать нам ответы, а если нужно, то спрашивать у знающих людей, и при этом постоянно думать. Думать. Потому что, если ты думаешь, ты поднимаешься над ситуацией.

7. Правильно видеть – значит видеть самостоятельно. Тот, кто, как попугай, повторяет чужие суждения, выдает сам себя – он добровольно становится жертвой более хитрых людей. Взгляды большинства из них давно сформировались и застыли. Ученик Школы жизни приучает себя ничего не воспринимать как нечто само собой разумеющееся, ничего не воспринимать без критики, как некую данность, не оказываться жертвой каких-либо мнений или «обмана зрения», а все, что ни встретится на пути, встречать со здравым рассуждением и научной основательностью. И изучать. Правильно видеть – значит заново видеть каждый факт, всякий раз видеть новые факты.

8. Правильно видеть – означает видеть взаимосвязи. А это, в свою очередь, значит видеть не только глазами, но и духом, пропускать увиденное через собственное сердце, пробиваясь через хитросплетения общих мест, и – перегруженные очевидностью – достичь того, чтобы осознавать и охватывать взглядом сразу все, добиться правильных оценок и надлежащего использования того или иного процесса. Необходимо острое зрение, чтобы предвидеть все неожиданности и предотвратить их, надо смотреть осторожно: сначала правильно увидеть, чтобы потом не пришлось разглядывать возникший ущерб. Необходимо учитывать все обстоятельства, не только «фасад», но и «задворки» процессов и вещей.

9. Правильно видеть – означает ничего не выпускать из виду, рассматривать то, что кажется неважным, будто это нечто значительное, и ни к чему не относиться с презрением, как к чему-то пустяковому. Глаза должны быть телескопом и микроскопом нашей любознательности. И разве сумел бы поэт изобразить все те мельчайшие живописные детали, которыми мы восхищаемся в его произведениях, если бы он не мог что-то разглядеть там, где другие не видят ничего или видят в необычном заурядное. «Гениальный человек – это тот, кто видит то, что лежит у него под ногами». Он повсюду замечает еще не решенные, вопиющие о решении проблемы.

10. Правильно видеть – значит быть творческим человеком. Необходимо использовать внутреннее чутье, которое очень часто сильно развито у криминалистов, вообще сыщиков, так же, как и внутреннее чутье созидания, которое молниеносно охватывает любые ситуации и перестраивает их, мысленно переставляя все вещи и процессы, чтобы преодолевать трудности и создавать новые ценности. Необходимо рассматривать вещи, людей и обстоятельства с пониманием и, вместо того, чтобы они завладели вами, завладевать ими всецело, не пропускать удобные случаи, использовать их или создавать их самому.

11. Правильно видеть – означает видеть оценивающе. То есть необходимо верно оценивать вещи, которые увидел, давать им их настоящую цену. При этом хорошо бы знать, сколько стоит какая-то вещь – в деньгах и в трудовых затратах на ее производство. Видеть оценивающе – значит одновременно видеть недостатки и возможности их устранения, осознавать (чужие) потребности, понимать, где чего не хватает и чем можно быть полезным другим. Удовлетворить такие потребности зачастую означает создать новые профессии и источники доходов. Или просто новые рабочие места. И далее. Работу на «холостом ходу», пустую трату силы, излишнее расходование материалов – все это нужно вовремя замечать и пресекать. В результате вы сэкономите силы и деньги. Если вы упростили рабочие процессы или улучшили их – значит, вы повысили собственную ценность, значит, ваши достижения позволят вам руководить другими, зарабатывать, служа другим.

12. Правильно видеть – означает видеть и создавать богатство. Многие разбогатели, потому что смотрели внимательнее, чем другие. В слове «изобретение» заключено другое слово – «обретение». А чтобы что-то обрести, найти, нужно широко раскрыть глаза. Например, человек, который догадался, что обычная винная пробка в пивной бутылке – это излишество, и изобрел пробку для пивных бутылок, состоящую из проволоки, фарфора и резины, стал миллионером. Тысячи подобных изобретений принесли их авторам или тем, кто сумел использовать эти изобретения, целые состояния. Ваши шансы ничуть не меньше; тысячи маленьких и больших изобретений, облегчающих и украшающих человеку жизнь, еще только ждут своего первооткрывателя, того, кто сумел заострить и отшлифовать свое умение видеть.

13. Правильно видеть – означает видеть с практическим прицелом. Необходима практичность и целесообразность. Правильный взгляд – залог выигрыша: это помогает думать и действовать быстрее других, опережать духовно инертных людей, учиться на чужих ошибках, лучше усваивать все новое, избегать обманов и разочарований, интенсивнее осуществлять идею успеха. Зачастую необходимо и возможно разглядеть в чем-то будничном нечто особенное и что-то из этого сделать.

14. Правильно видеть – значит обрести проницательность. Необходимо – и это будет последним и высшим достижением – заглянуть в самую сердцевину природы, увидеть, как во всем действует Дух жизни, стоящий за всеми ее вещами и процессами. Духовные вялость, леность и слепота – вот что сковывает большинство людей и погружает в отчаяние. Подчас люди не живут, они претерпевают жизнь как несчастье и страдают от нее. Поэтому необходимо учиться видеть! И тогда мы обнаружим, что в мире есть безбрежный океан счастья. Каждую секунду приливная волна счастья тысячу раз с плеском омывает земной шар. Только тот, у кого плохо со зрением, везде видит печаль, потому что не понимает смысла происходящего. Но тот, у кого со зрением все в порядке, осознает счастливый смысл и высокое назначение всего сущего, осознает, что мир таков, каким он его видит.

Сколько не видящих истинной жизни людей, столько и несчастных. Все внешние беды уходят корнями в глубину души – во внутреннюю слепоту или неправильное видение жизни и неправильное мышление.

«Свет мира узрит каждый, кто видит. Но мир света увидит лишь тот, кто смотрит».

 

Развиваем умение видеть

 

Человек, идущий по улицам города, как правило, сознательно воспринимает самого себя лишь в начале и конце пути; о самом же пути у него обычно не сохраняется непрерывного воспоминания, подкрепленного всем, что он видел по дороге. Проделайте тот же путь от начала до конца сознательно, это не отнимет у вас больше времени, но принесет все возрастающую выгоду. Ваша память улучшится, ваша способность комбинировать возрастет. То же самое произойдет и с вашим опытом, проницательностью и жизнеспособностью.

Чем раньше начать приобретать навык сознательного зрения, тем лучше. Счастлив тот, кого нужда еще в юности заставила, оттачивая изобретательность, искать и находить возможности помочь самому себе. Он уже никогда не окажется в бедственном положении. Все остальные должны привыкать прямо с сегодняшнего дня, с утра до вечера, на все смотреть осознанно, не механически, тем самым делая свою жизнь богаче и успешнее. Развитие умения видеть – это обучение успеху.

Умение видеть способствует образованию живых понятий. Сначала вам покажется трудным мысленно воспроизвести увиденный предмет во всех деталях и тонкостях. Но скоро вы это освоите, ваша сила воображения станет ярче, пока вы, наконец, не начнете одним взглядом охватывать все больше вещей и явлений, которых раньше не замечали. При этом вы станете яснее видеть не только все красоты мира, но и возможности более быстрого профессионального продвижения вперед.

Излишне говорить, что оттачивать свое умение видеть не нужно на вещах и явлениях, практически ничего не значащих, например, на узорах обоев и подобной чепухе. Нет, мы будем тренировать его на вещах, относящихся к нашей профессии, к нашей работе. Отточив свой навык на отдельных предметах, перейдем к более крупным объектам. Это будут станки, картины, пейзажи, витрины магазинов, уличные сценки. Тут необходимо, рассмотрев что-либо, закрыть глаза и, прежде всего, восстановить в уме группировку отдельных составляющих, их положение по отношению друг к другу, а уж потом припомнить более мелкие детали. Вскоре вы почувствуете, как радует вас приобретенный навык, как усиливается ваша наблюдательность.

Теперь дополним внутреннюю реконструкцию закреплением увиденного, осуществив это в письменной форме или даже в виде зарисовки. Хорошие рисовальщики, как правило, очень наблюдательны. И пусть рисунок будет не слишком красив, важно, чтобы он был правильным.

Следующее упражнение: мобилизовав свои органы восприятия, обойдите все предприятие или фирму, в которой вы работаете, и взгляните на все так, словно видите это впервые. Каждый раз задумывайтесь над тем, почему и для чего нужна та или иная структура, а также над возможностями ее улучшения. Что лишнее? Что можно упростить или усовершенствовать? Если при таком обходе вы (сами для себя) сделаете 10 полезных замечаний, то докажете (опять же самому себе!), что способны правильно видеть. Итак, займитесь «спортивным наблюдением»!

Теперь сделаем еще один шаг: возьмите газету, найдите в ней рубрику «Коротко обо всем со всего мира». Прочтите раз или два одно из этих сообщений, закройте глаза, в мыслях прокрутите прочитанное, как фильм. А затем запишите то, что вы увидели своим внутренним взором. Сравните это с прочитанной заметкой. Найдите разночтения; они укажут, в чем вы склонны к логическим ошибкам.

После этого перейдем к более пространным сообщениям. Только теперь вам нужно будет излагать прочитанный и внутренне реконструированный текст в форме краткого сообщения в телеграфном стиле. Здесь необходимо выделить самое главное. Так вы научитесь быстро оценивать ситуацию, сразу охватывая ее мысленным взором, быстро принимать решения, действовать целесообразно.

Дополнительные упражнения: прочтите только вторую половину сообщения и попытайтесь реконструировать первую часть. В сущности, в таком положении мы находимся каждое мгновение своей жизни; ведь мы редко застаем какой-либо процесс уже в самом начале, нас часто втягивают во что-то ближе к концу, и мы вынуждены, исходя из настоящего, додумывать, как все начиналось.

И, наконец, мы начинаем упражняться в умении внимательнее разглядывать людей, с которыми встречаемся, чтобы собрать как можно больше подробностей в огромном архиве своего подсознания – обширный материал пригодится для выработки суждений. Мы будем обращать внимание не только на то, что говорит человек, но и как он это говорит, с какой жестикуляцией, в какой позе. Мы станем подмечать его манеры, его поведение, противоречия между его словами и жестами, его отношение к детям и животным, к молодым людям и старикам, посмотрим, каков он в смешных и тяжелых ситуациях, в опасной обстановке.

Таким образом при овладении навыком правильного зрения будут совершенствоваться не только ваша сообразительность, понятливость и знание людей, не только присутствие духа возрастет в вас, но и ваша память начнет благодаря этому непрерывно повышать свою мощь, а картины, видимые только вашему внутреннему взору, постепенно обретут резкость фотографий.

 

Развиваем умение видеть

 

Работу других органов чувств тоже можно улучшить и – с помощью соответствующих упражнений – постепенно добиться значительных достижений.

Ученик Школы жизни должен учиться не только осознанно видеть, но и осознанно слышать. Лучше всего, если каждый сам выберет наиболее подходящие ему упражнения. Самое общее и простое упражнение на обострение слуха – с закрытыми глазами пытаться определить звуки, постоянно и отовсюду доносящиеся до вас. Очень скоро количество определяемых нами звуков начнет возрастать.

Слушая музыку, упражняйтесь в том, чтобы расслышать каждый инструмент в отдельности, одновременно внимательно следя за гармоническим созвучием отдельных звукорядов.

Слушая доклады или речи, обращайте внимание на различную высоту голоса, чтобы почувствовать душевный настрой оратора. Хороший слух различит сотню различных оттенков, с которыми человек в разных ситуациях говорит «да!» или «нет!». Таким образом, мы учимся не только внимать тому, что человек говорит, но и понимать, что он при этом имеет в виду, и – в конце концов – что он из себя представляет.

Чувство вкуса мы совершенствовали еще в третью неделю – когда приучали себя к сознательному потреблению пищи. И здесь, как ученик Школы жизни уже наверняка понял, нашему сознанию становятся доступны все больше и больше нюансов вкуса.

Осязание тоже можно соответствующим образом развивать. Попробуйте, закрыв глаза, распознать самые разные предметы – сначала в собственном доме, затем под открытым небом. В общем и целом необходимо идти по жизни с «широко раскрытыми» и хорошо отрегулированными органами чувств, чтобы шире пользоваться всей разноцветной и богатой палитрой бытия – это послужит возвышению вашей жизни.

 

Правильные выводы

 

Умение видеть приносит практическую пользу лишь тогда, когда оно приводит к правильным выводам, когда мы нечто вновь увиденное ассоциируем с чем-то уже знакомым, сравниваем, осознаем действующие закономерности и делаем правильные выводы.

Чтобы делать правильные выводы, нужно правильно думать. Кто правильно думает, может, исходя из двух или более фактов или суждений, выработать новое суждение, может на основе наблюдаемых им последствий сделать выводы об их причинах, пройти путь от общего к частному или от частного к общему, от известного к еще неведомому, от точно установленного к возможному. Он в состоянии сам себе ответить на принципиальные вопросы, касающиеся любой вещи или явления: что это? Из чего это состоит? Каковы его отдельные части? Откуда это взялось? Для чего это? Кому это нужно? Полезно это или вредно? Как возникают результаты действия этого? Что я могу сделать с этим?

Делать правильные выводы – значит правильно комбинировать. Для этого, с одной стороны, нужна память, с другой – фантазия. Обе работают, как каменщик с кирпичами и раствором, с внутренними (мысленными) картинами или понятиями, а также с фактами по принципам практической логики, используя – осознанно или неосознанно – законы, по которым делаются выводы.

Вывод – это окончательное суждение, сделанное на основе одного или нескольких других исходных суждений, связанных друг с другом, благодаря чему из уже существующего знания добывается новое знание. Суждения, из которых исходят, называют «первыми посылками». Те, в свою очередь, распадаются на «главную посылку» и «вторую посылку». Окончательный результат называется «логическим выводом». В форме уравнения это выглядит так:

 

А = В (главная посылка)

С = А (вторая посылка)

Следовательно, С = И (логический вывод)

Пример: Все люди смертны.

Я – человек.

Значит, я смертен.

 

Чтобы не совершить ошибки, мы должны руководствоваться следующими основными правилами и уметь сделать верные выводы. Их можно свести к семи требованиям.

1. Понятия, которыми мы оперируем, делая выводы, должны быть ясными и однозначными. Если главная и вторая посылки содержат неоднозначные понятия, мы можем прийти к неверным логическим выводам. Неоднозначные понятия в первых посылках использовали в средние века софисты, в наше время ими пользуются мошенники. Тут нужно быть очень осторожным, чтобы не стать жертвой крючкотворов и фальсификаторов.

2. Нельзя делать выводов из отрицательных первых посылок. Вот пример того, какая неразбериха может получиться:

Ни у одной кошки нет двух хвостов.

У каждой кошки есть на один хвост больше, чем у никакой кошки.

Следовательно, у каждой кошки по три хвоста.

3. Одна из первых посылок должна содержать утверждение, верное во всех случаях. Как правило, главная посылка выражает совершенно очевидный факт. Чем надежнее первые посылки, чем точнее они выражают доказанные или просто достоверные факты, тем больше доверия вызывает логический вывод.

4. Первые посылки должны выражать факты, опыт или истины. Если одна из первых посылок является проблематичной, то и верность логического вывода оказывается под вопросом. Софисты охотно подсовывают в первые посылки то, что только еще предстоит доказать, применяют так называемый логический порочный круг, то есть пытаются выдать в качестве доказательства то, что еще только предстоит доказать. Учения многих сект основаны на таких «порочных кругах», которые только морочат головы несчастным верующим. Да и в политике зачастую используются недоказанные первые посылки. Здесь ни в коем случае нельзя бездумно соглашаться с суждениями и выводами других, а нужно проверять первые посылки, лежащие в основе логического вывода.

5. Первые посылки не должны содержать обобщений отдельных фактов. Нельзя в главной посылке выдавать нечто верное в отдельности за общеизвестную истину, так как в этом случае логический вывод обязательно будет содержать вводящее в заблуждение обобщение, а иногда и противоречить главной посылке. Пример: Целлер из города Цетштадт утверждает, что все жители Цетшадта лгуны. Если все жители Цетштадта лгуны, то и Целлер лгун. Но если Целлер лжет, то его утверждение неверно. Если его утверждение неверно, жители Цетштадта не лгуны. Так как Целлер житель Цетштадта, то и он не лгун. Но тогда его утверждение верно. Но если его утверждение верно, тогда все жители Цетштадта лгуны. Но если все жители Цетштадта лгуны, то и Целлер лгун… И так далее.

Логическая ошибка содержится в первом слове – «все», то есть в недопустимом обобщении. Целлеру следовало бы сказать: «Некоторые жители Цетштадта лгуны». Тогда все прочие выводы отпали бы сами собой. Такие логические ошибки совершаются часто; разве мало людей, делающих примерно такие выводы: вчера я приобрел у торговца N плохой товар. Следовательно, все, что продает N, плохо. Ученик Школы жизни, когда ему хотелось бы, обобщая, сказать «все» или «каждый» или «целиком и полностью», ограничится такими словами, как «некоторые», «кое-кто», «определенные, отдельные лица», «немногие» или «многие». Потому что то, что справедливо по отношению к некоторым, не обязательно распространяется на всех.

6. Логический вывод не должен содержать элементов, которых нет в первых посылках. Так что надо постоянно проверять, а действительно ли утверждение, предъявленное нам, вытекает из того, что было сказано ранее. Как только мы заметим, что собеседник неясно мыслит или прибегает к трюкам, чтобы прийти к выгодному для себя выводу, следует принудить его следовать законам логики и отказаться от софизмов. Надо добиться, чтобы он сказал, откуда ему известно то-то и то-то и чем он может это доказать.

7. Выводы, которым предпосланы не разумные суждения, но предрассудки, вводят людей в заблуждение. Пример: некий человек с очень большим носом и маленькими, сходящимися к переносице глазами когда-то давно вас обидел. А у господина Майера большой нос и маленькие, сходящиеся к переносице глаза. Следовательно, Майер – нехороший человек.

Многие эмоционально окрашенные суждения имеют такой же «детский» характер и так же неразумны.

Осторожно: предрассудки! То, что принадлежит царству разума, нельзя перемещать в область чувств. Логические выводы ни в коем случае не должны быть окрашены в цвета наших желаний и надежд, не должны быть искажены нашими симпатиями или антипатиями. То или иное утверждение может показаться убедительным, если его выскажет симпатичный человек. Но то же самое утверждение мы отвергнем, услышав его из уст врага. Необходимо видеть факты такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими мы хотели бы, чтобы они были.

А вообще-то искусство делать правильные выводы можно, с помощью упражнений, довести до удивительной высоты и оно станет источником все возрастающей прозорливости и все новых и новых познаний. В результате мы будем делать все более осознанные выводы. Очень полезно регулярно давать самому себе отчет об отдельных звеньях своих умозаключений, стараясь при этом избегать ошибок. Это позволит обрести, говоря словами Шопенгауэра, «мозг чудесной гибкости». Мы учимся мыслить яснее, не позволяем морочить нам голову спекулятивными конструкциями. А заодно учимся – last but not least (пункт последний, но не менее важный), убеждая других, говорить проще и убедительнее.

 

Истинное знание людей

 

Тот, кто «обучил» свое зрение, постепенно начинает видеть людей такими, каковы они есть на самом деле – общеизвестно, что тот, кто знает себя, знает и других людей. Два вспомогательных средства находятся в нашем распоряжении – с одной стороны, умение «читать» выражение лица и позы тела, с другой – наш инстинкт. Посмотрим, чему учат нас эти две особенности нашей психики.

Внешность человека обычно очень точно отображает его внутреннее состояние. Особенно лицо выдает образ мыслей и внутренний настрой. «Голова и лицо расскажут вам все о человеке», – утверждал Платон. Вебер называл лицо «протоколом характера», а Шопенгауэр несколько суживает это определение: «Расшифровка лица есть великое и трудное искусство. Им никто не овладеет до конца, даже самый опытный запутается в недоразумениях». А неопытный? Насколько он подвержен «недоразумениям»? Поэтому нужно учиться заглядывать человеку в душу.

Наблюдательный человек в состоянии изо всего сделать выводы; нет ни одной видимой части человеческого тела, в которой не проявлялись бы те или иные черты характера. И «если я исследовал суть человека, то знаю его желанья и поступки», говорит Шиллер.

Знать людей и учиться их понимать – наилучшее средство против страха перед общением. «Людей боится тот, кто их не знает». Страх проистекает из неизвестности.

А скольких разочарований и потерь избежит тот, кто в состоянии понять сущность человека, определить его надежность, выдержку, честность, верность. С тем же, кто этого понять не сумеет, будет так же, как с неким купцом, который взял себе в компаньоны дельного, ну очень дельного человека. Сначала у компаньона был опыт, а у купца деньги. Но вскоре у компаньона появились деньги, а у купца – опыт.

Ниже будут приведены некоторые физиогномические сведения, но только такие, которые каждый легко обнаружит сам, и на основе которых каждый сможет сделать умозаключения о сущности других людей. Детали и тонкости здесь – в силу естественных причин – опустим. Но некоторые обобщения просто неизбежны. Основательные знания по этому вопросу можно получить, читая литературу по характерологии.

Все эти оговорки нужны для того, чтобы ученик Школы жизни не совершил ошибки, а именно: исходя из немногих признаков, попытался бы сделать окончательное заключение относительно сущности повстречавшегося ему человека. Здесь возможны только приблизительные величины. Единичный признак, даже если он подтвержден другими признаками, еще не является достаточным указанием на существование какой-то определенной черты характера; он должен найти свое подтверждение в рамках общей картины.

Отдельные оценки нужно совмещать с большим чувством такта, деликатностью. Причем необходимо избегать дешевых аналогий, то есть выводов, исходящих из похожести или совпадения нескольких или даже многих признаков двух вещей (явлений), якобы говорящих о похожести или одинаковости их свойств или их сущности. Если у некоего господина А короткий большой палец, маленький подбородок, сощуренные маленькие глаза и низкий лоб, если он, как всем известно, податлив и ограничен, а у господина Б – те же самые физиогномические признаки, это еще не доказательство того, что господин Б податлив и ограничен. Работать должны не только глаза, но и инстинкт, чтобы выносить суждения и решения. Нужно почувствовать особенность другого в ненапряженном состоянии; здесь как никогда справедливо изречение: «Если вы на этом не сосредоточены, вы это и уловите».

Кроме того, судя о других, мы должны быть свободны от эмоций, спокойны, очень внимательны и предоставить действовать инстинкту. Мы должны на этот момент «отречься» от себя и следить за тем, чтобы наши оценки не были окрашены или искажены мнениями третьих лиц. А еще мы должны остерегаться любых предрассудков, не имеем права видеть в других нечто, чему нет надежных доказательств. Каждый человек уникален, и его только частично можно сравнивать с другими.

И еще: мы не имеем права судить о человеке с первого взгляда. Выводы можно делать лишь после того, как мы проверим, а выдерживают ли они всю возможную критику, не содержат ли элементов самообмана, подтверждены ли фактами, а если нет, то почему нет? Все новое, что мы узнаем о другом человеке, может быть фрагментом некой цепи. И если потянуть за ее видимое звено, на свет появится множество других решений. Поэтому не станем считать свои суждения окончательными, а будем всегда готовы к тому, чтобы научиться чему-то новому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...