Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи. (ОПК-2, ПК-6)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КЕЙСы ПО ПЕДАГОГИКЕ Сущностные характеристики качества образования в современной школе. Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся.(ОПК -3, ПК-2) Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования. Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: образовательных результатов; организации образовательного процесса; квалификации педагогических работников. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Состав качества образования: из высокого уровня профессионализма педагогов;
из создания комфортности в обучении школьников; прочности знаний учащихся; соблюдение санитарно-гигиенических норм; из материально-технического обеспечения школы. Образовательные результаты являются основным показателем качества образования. Они во многом зависят от объективного и своевременного оценивания. Под системой оценивания понимается не только та шкала, Которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно- Диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. Виды оценивания, используемые в школе: - безотметочная система (в начальной школе); - портфолио; - текущее оценивание, тематический и итоговый контроль; - пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг); - многобалльная система; - критериальная и рейтинговая системы оценивания; - формирующее оценивание и др. Комплексный подход к оценке образовательных достижений учащихся позволяет оценить личностные, метапредметные и предметные результаты. Контекстная информация: - карта учащегося (индивидуально – личностное развитие ученика, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, состояние здоровья); - анкета для родителей (поддержка семьи в обучении, образовательная среда дома); - анкета для учителя (особенности учебного процесса, организация учебной деятельности, использование ИКТ в обучении). Целостные характеристики, структура, функции воспитательного коллектива и динамика его развития. Способы создания благоприятной для развития ребенка микросреды и морально-психологического климата. (ОПК-2, ОПК-3, ПК-3) Под коллективом понимают такое объединение людей, жизнь и деятельность которого основана на общих, социально значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей. Только в коллективе возникает единство, гармония личных и общественных целей и интересов, гармония деловых и межличностных отношений. В отличие от корпорации, коллектив живет по принципу: «Мы хорошие — все хорошие». Но человеческое объединение не становится коллективом автоматически: требуется длительная воспитательная работа.
Воспитательный коллектив выступает одновременно как цель и как средство воспитания. Он выполняет следующие функции: стимулирующую — активизирует общественно полезную деятельность учащихся (учебную, трудовую и т. д.), регулирует их взаимоотношения и поведение; организационную — способствует включению всех учащихся в совместную общественно-полезную деятельность; собственно воспитательную — является носителем определенной системы ценностей, которые в большей или меньшей степени разделяются всеми членами коллектива. В любом воспитательном коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры. Внешняя структура воспитательного коллектива школы включает: 1) первичные коллективы, объединяющие учащихся одного возраста (классы, группы) и учителей (методические объединения по предметам); 2) временные коллективы, объединяющие учащихся по интересам во внеурочное время (факультативы, кружки, спортивные секции, студии) и педагогов на определенном этапе работы (творческие группы, разрабатывающие какую-либо методическую тему). Внутреннюю структуру воспитательного коллектива школы составляют: 1) система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися и педагогами в процессе совместной деятельности. Это отношения взаимозависимости и соподчиненности (субординации), например: учитель – ученик, ученик – ученик, староста класса – ученик, директор – учитель; 2) система межличностных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности (приятельские отношения, отношения дружбы, любви, неприязни и даже вражды). В системе неформальных отношений важную роль играют «малые группы» (компании) и их лидеры.
Функции воспитательного коллектива: - удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении; - является сферой жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то общественно и личностно значимых объединениях, вступая в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми); - дает богатый эмоциональный опыт; - формирует поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в жизни; - в коллективе человек познает в большей степени себя, адекватно оценивает свои достоинства и недостатки; - развивает социально значимые качества и свойства характера, позволяющие полноценно реализовать индивидуальные возможности и способности. Коллектив как специально организованное объединение, высокоразвитая группа учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит методика, созданная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Педагог определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, наличие перспективных линий, принцип параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов). Первая стадия (этап) – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования. Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель. Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры. Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.
Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи. (ОПК-2, ПК-6)
Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которые требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это есть фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Существуют различные точки зрения на классификацию педагогических ситуаций. Чаще всего педагогические ситуации подразделяют на стихийно возникающие в педагогическом процессе, а такте целенаправленно конструируемые, создаваемые учителем с определенной целью. В классификации Брюйн де Поля представлены такие 4 вида: · Ситуации-иллюстрации: какой-то конкретный пример, образец предлагается для демонстрации; · Ситуации-упражнения: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации обучаемые должны выявить определенные элементы; · Ситуации-оценки: предлагаемая проблема уже решена, но обучаемые должны оценить ее; · Ситуация-проблема: разыгрывается ситуация и ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
В. А. Павлов предлагает такую типологию педагогических ситуаций: · направленные на формирование эмоциональных состояний, здесь характерно создание и решение различного рода противоречий, а также ситуации общения, свободы выбора деятельности и т.д.; · стимулирующие овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности, стремления к выполнению деятельности; · стимулирующие проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности (коллективное решение задач, взаимопроверка, взаимоконтроль, обсуждение результатов в группе, ролевые игры и т.д); — идейно-побудительного типа, раскрывающие мотивы поведения, перенос на себя опыта социального общения. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса. Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения. Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные). Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность. Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом. Алгоритм решения педагогической задачи: 1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.). 2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта. 3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации. 4. Определите несколько вариантов решения конфликта. 5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи. 6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|