Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи. (ОПК-2, ПК-6)




КЕЙСы ПО ПЕДАГОГИКЕ

Сущностные характеристики качества образования в современной школе. Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся.(ОПК -3, ПК-2)

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

 образовательных результатов;

 организации образовательного процесса;

 квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Состав качества образования:

 из высокого уровня профессионализма педагогов;

 из создания комфортности в обучении школьников;

 прочности знаний учащихся;

 соблюдение санитарно-гигиенических норм;

 из материально-технического обеспечения школы.

Образовательные результаты являются основным показателем качества образования. Они во многом зависят от объективного и своевременного оценивания.

Под системой оценивания понимается не только та шкала, Которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно- Диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.

Виды оценивания, используемые в школе:

- безотметочная система (в начальной школе);

- портфолио;

- текущее оценивание, тематический и итоговый контроль;

- пролонгированное оценивание (накопительный рейтинг);

- многобалльная система;

- критериальная и рейтинговая системы оценивания;

- формирующее оценивание и др.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений учащихся позволяет оценить личностные, метапредметные и предметные результаты.

Контекстная информация:

- карта учащегося (индивидуально – личностное развитие ученика, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, состояние здоровья);

- анкета для родителей (поддержка семьи в обучении, образовательная среда дома);

- анкета для учителя (особенности учебного процесса, организация учебной деятельности, использование ИКТ в обучении).

Целостные характеристики, структура, функции воспитательного коллектива и динамика его развития. Способы создания благоприятной для развития ребенка микросреды и морально-психологического климата. (ОПК-2, ОПК-3, ПК-3)

Под коллективом понимают такое объединение людей, жизнь и деятельность которого основана на общих, социально значимых целях и совместной деятельности, направленной на достижение этих целей. Только в коллективе возникает единство, гармония личных и общественных целей и интересов, гармония деловых и межличностных отношений. В отличие от корпорации, коллектив живет по принципу: «Мы хорошие — все хорошие». Но человеческое объединение не становится коллективом автоматически: требуется длительная воспитательная работа.

Воспитательный коллектив выступает одновременно как цель и как средство воспитания. Он выполняет следующие функции:

стимулирующую — активизирует общественно полезную деятельность учащихся (учебную, трудовую и т. д.), регулирует их взаимоотношения и поведение;

организационную — способствует включению всех учащихся в совместную общественно-полезную деятельность;

собственно воспитательную — является носителем определенной системы ценностей, которые в большей или меньшей степени разделяются всеми членами коллектива.

В любом воспитательном коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры.

Внешняя структура воспитательного коллектива школы включает:

1) первичные коллективы, объединяющие учащихся одного возраста (классы, группы) и учителей (методические объединения по предметам);

2) временные коллективы, объединяющие учащихся по интересам во внеурочное время (факультативы, кружки, спортивные секции, студии) и педагогов на определенном этапе работы (творческие группы, разрабатывающие какую-либо методическую тему).

Внутреннюю структуру воспитательного коллектива школы составляют:

1) система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися и педагогами в процессе совместной деятельности. Это отношения взаимозависимости и соподчиненности (субординации), например: учитель – ученик, ученик – ученик, староста класса – ученик, директор – учитель;

2) система межличностных (неформальных) отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичной деятельности (приятельские отношения, отношения дружбы, любви, неприязни и даже вражды). В системе неформальных отношений важную роль играют «малые группы» (компании) и их лидеры.

Функции воспитательного коллектива:

- удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;

- является сферой жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то общественно и личностно значимых объединениях, вступая в разнообразные взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми);

- дает богатый эмоциональный опыт;

- формирует поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в жизни;

- в коллективе человек познает в большей степени себя, адекватно оценивает свои достоинства и недостатки;

- развивает социально значимые качества и свойства характера, позволяющие полноценно реализовать индивидуальные возможности и способности.

Коллектив как специально организованное объединение, высокоразвитая группа учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Подробную технологию поэтапного формирования коллектива содержит методика, созданная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Педагог определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, наличие перспективных линий, принцип параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия (этап) – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, он организовывает жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные по смыслу и содержанию, решительные требования. Актив только выявляется и определяется, уровень самостоятельности членов коллектива очень низкий. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще неустойчивы, нередко конфликтны. Субъект воспитания на этом этапе – учитель.

Вторая стадия характеризуется тем, что требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет их товарищам, требования педагога становятся опосредованными. Второй этап – это переход воспитанников к самоуправлению. Для второй стадии формирования коллектива характерна стабилизация его структуры. Коллектив уже выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от свои членов определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. В эти периоды большая часть членов детской группы предъявляет требования к себе и товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого в отдельности. Требования коллектив предъявляет в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение – совокупность оценочных суждений, выражающих отношение коллектива (или большей его части) к событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития группы, превращения ее в коллектив.

 

Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи. (ОПК-2, ПК-6)

 

Пе­да­го­ги­че­ская си­туа­ция пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ус­ло­вий и об­стоя­тельств, ко­то­рые тре­бу­ет от учи­те­ля бы­ст­ро­го при­ня­тия педагогически вер­но­го ре­ше­ния. Это есть фраг­мент реальной жиз­ни учи­те­ля и уче­ни­ка. Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния на клас­си­фи­ка­цию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций. Ча­ще все­го пе­да­го­ги­че­ские ситуации подразделяют на сти­хий­но воз­ни­каю­щие в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се, а так­те целенаправленно конструируемые, соз­да­вае­мые учи­те­лем с оп­ре­де­лен­ной це­лью.

В клас­си­фи­ка­ции Брюйн де По­ля представлены та­кие 4 ви­да:

· Си­туа­ции-ил­лю­ст­ра­ции: ка­кой-то кон­крет­ный при­мер, об­ра­зец пред­ла­га­ет­ся для де­мон­ст­ра­ции;

· Си­туа­ции-уп­раж­не­ния: в пред­ла­гае­мой для де­мон­ст­ра­ции кон­крет­ной си­туа­ции обу­чае­мые долж­ны вы­явить оп­ре­де­лен­ные эле­мен­ты;

· Си­туа­ции-оцен­ки: пред­ла­гае­мая про­бле­ма уже ре­ше­на, но обу­чае­мые долж­ны оце­нить ее;

· Си­туа­ция-про­бле­ма: разыгрывается си­туа­ция и ста­вит­ся ряд во­про­сов, ко­то­рые на­до проанализировать и ре­шить.

В. А. Пав­лов пред­ла­га­ет та­кую ти­по­ло­гию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций:

· на­прав­лен­ные на фор­ми­ро­ва­ние эмоциональных со­стоя­ний, здесь ха­рак­тер­но соз­да­ние и ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да про­ти­во­ре­чий, а так­же си­туа­ции общения, сво­бо­ды вы­бо­ра дея­тель­но­сти и т.д.;

· сти­му­ли­рую­щие ов­ла­де­ние зна­ния­ми и уме­ния­ми, опы­том сво­бод­но­го вы­бо­ра по­ве­де­ния и дея­тель­но­сти, стрем­ле­ния к вы­пол­не­нию дея­тель­но­сти;

· сти­му­ли­рую­щие про­яв­ле­ние об­ще­ния, твор­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва в кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти (кол­лек­тив­ное ре­ше­ние за­дач, взаимопроверка, взаимоконтроль, об­су­ж­де­ние ре­зуль­та­тов в груп­пе, ро­ле­вые иг­ры и т.д); — идей­но-по­бу­ди­тель­но­го ти­па, рас­кры­ваю­щие мо­ти­вы по­ве­де­ния, перенос на се­бя опы­та со­ци­аль­но­го об­ще­ния.

Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.

Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения.

Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные). Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность. Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом.

Алгоритм решения педагогической задачи:

1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.

4. Определите несколько вариантов решения конфликта.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.

6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...