Методики педагогов-новаторов в правовом образовании.
Педагоги-новаторы придерживаются той мысли, что ребенок – это целостная личность, и прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворение своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоуправлению, самоутверждению, нравственному становлению. Гражданское воспитание в целостном педагогическом процессе обеспечивается содержанием образования и целенаправленной воспитательной работы. Гражданско-правовое воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций, убеждений личности. Правосознание личности – это интегрированное качество личности, включающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Целью правового воспитания является формирование творческой, самостоятельной личности, способной ценить себя и уважать других. Реализация цели посредством методик-педагогов – новаторов: 1. Участие детей в управлении школой, классом (самоуправление); - планирование детьми коллективной внеурочной деятельности. - Наличие гласности в жизни школы (оперативно и регулярно выходящая детская пресса, возможность каждого ребенка высказать свое мнение по вопросу, касающемуся деятельности школы, класса).
2. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью: - участие детей (на определенном возрастном этапе) в планировании урока, формулировании и принятии целей учебного курса в целом и каждого урока в частности. - Возможность осознанного и ответственного выбора ребенком того или иного уровня обучения по предмету в зависимости от его познавательных целей и жизненных перспектив. 3. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе: - в процессе обучения (на уроках). - После уроков – возможность для каждого учащегося школы участвовать в работе детских творческих коллективов, кружков, общешкольных или классных коллективных творческих делах и пр., причем в идеале палитра возможностей должна быть, как можно шире для того, чтобы ребенок мог выбрать то, что ему нравится и соответствует его склонностям и способностям. - Возможности проявления со стороны детей и осуществления ими любой творческой инициативы. 4. Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей. - проведение игр, моделирующих разные проблемные ситуации, требующие от детей проявления инициативы и ответственности. Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов к тому, чтобы: - создавать условия, в которых ребенок может осознанно следовать правилам; - включать ребенка в разработку правил, которым он должен следовать; - предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать в рамках принятых правил, создавать условия, при которых ребенок обязательно несет ответственность за собственный выбор; - предоставлять детям возможность знакомиться с разными точками зрения и вресиями; - уважать индивидуальные особенности ребенка; - слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения, учитывать его мнение.
Принципы правового воспитания 1. Процесс правового воспитания строиться на основе сотрудничества учитель-ученик. 2. Правовые знания – основа творчества. 3. Разностороннее развитие ученика. 4. Принцип индивидуализации. 5. Учет мнения ученика при планировании мероприятий, имеющих правовую окраску. 6. Построение воспитательного процесса с опорой на современность.
Методика В. Ф. Шаталова
Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы оригинальную систему интенсивного обучения. Концептуальную основу образовательной модели В.Ф. Шаталова составляет идея о том, что эффективная технология обучения позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счет активизации работы психофизиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а также создания благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности. Традиционные образовательные модели не дают такой возможности. Основной целью образовательной модели В.Ф. Шаталова является, перефразируя В. Дьяченко, «раскрытие миллионов талантов» путем использования приемов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают ощущать себя не только и не столько объектами, сколько субъектами учебно-воспитательного процесса. Системность образовательной модели В.Ф. Шаталова обусловлена взаимосвязью всех ее частей и логикой учебно-воспитательного процесса. Основные категории технологии обучения В.Ф. Шаталова опорные сигналы и опорные конспекты - основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным прогрессом базируется на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль». Один из главных инструментов методики опоры, которые бывают зрительные, звуковые, смысловые. Программный материал представлен в вербально-графических формах (упрощающих процесс изложения-восприятия) и ориентирован на развитие творческого мышления школьников (принцип открытых перспектив), а также разнообразные нестандартные формы объективного учета и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке (принцип систематичности обратной связи), позволяющие отказаться от дневников и классных журналов.
Для ребенка в период начального обучения не существуют буква и звук в качестве самостоятельного феномена... В его мироощущении живут предметы, действия, свойства и слова, что-то обозначающие... феномен идентификации вызываемого звучащим словом образа с текстом является наиболее фундаментальным фактом происходящего на уроках. Опорные сигналы в системе В.Ф. Шаталова - весьма оригинальный вид наглядности. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия. формулы, графики). Опорные сигналы включают, знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний. Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная с рассказа учителя, служат образцом, на основе которого формируются приемы работы учителя со школьниками, в том числе на уроках права. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф. Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах. Неожиданность и экономность - принципы, на которых строятся и паши опорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них - принцип ассоциации. В многочисленных брошюрах с опорными сигналами по разным учебным предметам можно встретить самые неожиданные слова и предложения. Каждый из сигналов несет в себе информацию и помогает восстановить (высветить!) ее содержание. Запоминается же он на всю жизнь.
Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее полученную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов как из кирпичиков. Основные принципы составления опорного конспекта: Лаконичность (300-400 печатных знаков). Структурность (4-5 связок, логических блоков). Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов). Унификация печатных знаков. Автономность (каждый из 4-5 блоков должен быть самостоятельным). Ассоциативность. Доступность воспроизведению. Цветовая наглядность и образность. Практика показывает, что и после длительной работы с опорным конспектом, некоторые "переходы" от одних элементов конспекта к другим для отдельных учащихся так и остаются непонятными. Заполнение данных "пустых мест" возможно обеспечить с помощью доводящих карточек. Проблемное обучение реализуется в том случае, если учителю удается создавать проблемные ситуации, ища выход из которых, школьники осваивают неизвестные ранее знания или способы деятельности. Таким образом, чтобы организовать проблемную ситуацию для всех (в смысле для каждого), надо чтобы, по крайней мере "уже известное" для них было одинаковым, и одинаково хорошо понятым. Применение технологического приема «доводящих карточек» позволит уравнять "стартовые возможности" членов учебной группы. В системе В.Ф. Шаталова новый теоретический материал крупными блоками (охватывающими материал 2-3 и более параграфов учебника) вводит сам учитель. Он раскрывает его содержание, включая, где это возможно, опыты, различные средства конкретизации. Яркость, высокая эмоциональность, насыщенность живыми примерами учительского рассказа сочетаются со строгой логикой изложения, с акцентированием внимания на методах познания, способах решения поставленной проблемы. Искусство педагога устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву. Спорт - важнейший компонент технологии интенсивного обучения В. Ф. Шаталова. Это спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания, высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.
Система В.Ф. Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов. Реализация принципа быстрого движения вперед может быть осуществлена только при условии внедрения таких форм повторения, которые обеспечивают надежность усвоения программного материала всеми, без каких-либо исключений, учащимися. Достижению этой цели служит методика обучения по листам группового контроля. Работа по листу группового контроля начинается без промежутка, и в таком темпе заложен свой смысл; потерям времени в течение года места не будет. Сразу же раздаются брошюры, открывается первая, страница, и учитель начинает давать ответы на все вопросы. Без суеты, без спешки, обстоятельно проговаривая все тонкости ответов, расставляя смысловые интонации на каждом фрагменте правил. Каждое правило подкрепляется единственным или несколькими примерами. На основе Государственного образовательного стандарта проектируется процесс обучения, проводится поэтапная диагностика и коррекция учебно-воспитательного процесса. Проверяя письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляет ошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок - "5", "4" или "3". Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибки каждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорными сигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить. Не "закрыть" новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по "проваленному" разделу. Избавленные от унизительного страха перед двойкой, дети обретают уверенность, мажорное мировосприятие. Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист - ведомость открытого учета знаний. Каждый ученик знает, что любая нежелательная оценка может быть исправлена. Они лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо или недостаточно. Все оценки, кроме отличных, выставлены простым карандашом. И это значит, что, если ученику не нравится тройка, он приходит и отвечает учителю тот (и никакой другой!) раздел, за который получил оценку. Ведомость — внутришкольный документ. Он открыт и для родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Эту функцию выполняет, заменяя дневник, экран успеваемости. Это сложенный вдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради, внутри столбиком перечень учебных предметов (урок в табеле успеваемости) и рядом с названием каждого - строчки клеточек для оценок. Оценки выписывает из ведомости сам ученик. Таким образом: Учителю нет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежание подделок: Сообщать родителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится; Записывать параграфы домашнего задания не нужна, они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами; Номера упражнений для самостоятельной работы дома вынесены на В методике учета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерные для игровых ситуаций (побуждение к активному действию, заинтересованность, стремление к результату и личная ответственность за него). Нетрудно понять, что ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных работ и резкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут не сказаться положительно на отношении ребят к учебе и на га знаниях. Уже после 2-3 уроков приходит абсолютное понимание: лазеек нет, необходимо работать ежедневно. При работе по данной методике, готовясь к уроку, даже самый слабый ученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать при выполнении письменного задания ни единой ошибки, В результате в ведомость будет выставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлых провалов. Таким образом, ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль. В традиционных условиях происходит медленное, но неуклонное накопление груза прошлых ошибок, которые увлекают ребят одного за другим в пучину беспомощности. Новая система взаимоотношений, и это понимает каждый, позволяет в любой момент начать жизнь с начала - с первой отличной оценки за письменное воспроизведение листа с опорными сигналами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|