Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильно учиться и запоминать




 

Не менее важными, чем правильное чтение, являются правильная учеба и запоминание. Учеба – тоже определенная способность, которую можно многократно усилить, если следовать этапам правильного учения: сначала необходимо осознанно взглянуть на то, что предстоит выучить, и позитивно на это настроиться. Затем, окинув мысленным взором весь объем материала, разделить его на отдельные части, одну за другой с пониманием вбирая их в себя, чтобы в результате из этих частей вновь построить живое целое и вдумчиво сделать все это составной частью самого себя.

При правильном отношении учеба становится легкой и приятной. То, чему мы учимся с позитивным настроем и живым интересом и вследствие этого оформляем в себе живые образы, то запоминается легко и надолго. Знания, воспринятые таким образом, соединяются с уже имеющимися у нас знаниями, чтобы, как только мы вызовем то, что наша память связала с ними, или что-то им сродственное, с готовностью появляются в нашем сознании.

Дело в том, что у нас есть не только простая, но и многократно сочлененная память, а также почти безграничная подсознательная память. Память людей различается по роду запоминания – зрительная, слуховая, двигательная память, далее память на числа, места, цвета; существует и множество других подвидов.

Человек-зрение (оптический, или визуальный тип памяти) лучше всего запоминает то, что он воспринимает глазами.

Человек-слух (акустический тип памяти) надежнее всего воспринимает и крепче всего сохраняет в памяти то, что он услышал.

Человек-движение (моторный тип памяти) точнее всего вспоминает те впечатления, которые впитала его память посредством движений – собственных или чужих.

Человек-зрение, если он, например, учит иностранные языки, смотрит на написанное слово, запечатлевая его образ, человек-слух будет слушать звучание слова, обращая внимание на звуковой образ, человек моторного типа будет представлять себе соответствующие движения, которые он свяжет со словом, чтобы сделать его доступным для своей памяти.

Если вы знаете, к какому типу вы принадлежите, то прежде всего будете тренировать и использовать тот орган чувств, на который опирается ваша память.

Кто обладает зрительной памятью, кто страницу, однажды прочитанную, будет всегда видеть внутренним взором, кто точно знает, где находится то или иное предложение, тот или иной абзац (вверху или внизу страницы, на правом или левом развороте), тот будет усиливать способность к запоминанию, отшлифовывая свое зрение, как мы обучались на двадцать девятой неделе. В конце концов он будет в состоянии мысленно поместить отрывок текста или любой другой образ, которые он видел всего несколько мгновений, на воображаемую серую стену и с закрытыми глазами увидеть как наяву. Человек-зрение будет повышать свои способности к учебе, записывая то, что нужно запомнить, а потом неоднократно это обдумывать.

Кто обладает акустической памятью, легко вспоминает слова, произнесенные в его присутствии, и, может быть, даже хранит в памяти еще и тембр голоса, тот лучше всего заучивает и запоминает что-либо, если тихо читает вслух или ему вслух читают. Прозвучавшие слова воспринимаются и зрением, и слухом и запоминаются лучше, чем то, что воспринято одним органом чувств. Если нет возможности читать учебный материал вслух, то можно проговаривать его тихо или про себя, заставляя работать речевые органы. Тем самым мы избегаем поверхностного чтения и, как следствие, плохого запоминания материала, отвлечений от текста и недостаточно самостоятельного мышления при восприятии этого материала. Да и запоминание цифр и чисел облегчается, если их по нескольку раз проговаривать про себя.

Кто владеет моторной памятью, тот особенно четко вспоминает все обстоятельства и процессы, связанные с определенными вещами, лучше всего запоминает учебный материал, если связывает его с соответствующими движениями или действиями, тихо проговаривая материал. К движениям света и тени, а также тона голоса нужно присовокупить движения тела и вещей, предметов, даже если это просто сопутствующие движения рук и головы. Там, где это невозможно, попытайтесь живо представить себе учебный материал в живых картинах. Учебу можно облегчить еще и тем, что, вспоминая про себя или вслух пройденный материал, вы расхаживаете по комнате, рисуете или как-то иначе связываете это с движениями – движениями письма. Там, где движение, там участие, а где участие, там память жива. Это касается и обоих других типов восприятия. Учиться, действуя, – значит легко учиться.

Тот, кто относится к смешанному типу (а это более половины всех людей), то есть тот, кто обладает частично визуальной, частично акустической, частично моторной памятью, сможет связать воедино два или все три метода, по возможности используя при учебе все органы чувств. Чем больше органов чувств и мускулов задействованы при закреплении учебного материала, тем больше образуется ассоциаций, тем легче запоминается материал.

Почему человек осваивает иностранный язык в стране изучаемого языка намного легче, чем у себя на родине? Да потому что каждое понятие, которое он запечатлевает в памяти, он познает как живое движение или в связи с таковым, воспринимая это понятие всеми органами чувств. Все его мысли, чувства и переживания направлены на восприятие языка, и все обстоятельства стимулируют его с самого начала думать и чувствовать на чужом языке.

В чужой стране языку учатся в основном неосознанно: все тонкости и особенности иностранного языка человек вбирает в себя будто невзначай, играючи, не ощущая напряжения, а потому усваивает их легко и накрепко. Его высшее сознание разгружено; его подсознание, настроенное на движение и действие, может полностью проявить себя в деле.

 

Практика правильного обучения

 

Всякая работа памяти состоит из трех видов деятельности – сознательного восприятия, от основательности которого зависит сила воспоминания, закрепления и воспроизведения воспринятого.

Предпосылкой успешного восприятия является не только выбор наилучшей системы обучения, но и наличие целесообразного и ясного, наглядного рабочего плана, так как при четком расположении учебного материала сознанию легче вытаскивать из подсознания соотносящиеся между собой мыслительные цепочки и воспроизводить их.

Следует разделить материал, который предстоит изучить, на отдельные маленькие отрезки. Они должны быть достаточно интересны сами по себе, чтобы запечатлеться в памяти, и хорошо взаимосвязаны, не закрывая учащемуся вид на конечную цель. Не перегружайте себя излишне, работая над чем-то одним, и не забывайте в процессе учебы о разумном чередовании напряжения и релаксации.

Ведь правильное восприятие зависит, прежде всего, от концентрации внимания, с которым постигаешь учебный материал. Это внимание не должно быть вынужденным, судорожным или искаженным чувством напряжения. Тот, кто позволяет себе поддаться судорожному состоянию, тот закрывает свой внутренний мир, во многом теряя способность воспринимать и запоминать новое. Внимание наиболее активно тогда, когда тело и ощущения свежи. То есть необходимо поддерживать в себе духовную мобильность с помощью смены впечатлений. Тем самым вы усиливаете стимулы к учебе, в то время как если долго заниматься одним и тем же, внимание снижается.

Начните с самого легкого, чтобы с радостью начать и продолжить учебу, а затем шаг за шагом переходите к более сложному с настроением хорошего спортсмена, уверенного в своей победе. Сначала прочтите учебный материал, чтобы потом внутренне его усвоить, пока его смысл не станет ясен как день. Затем прочтите его еще раз, проговаривая текст по нескольку раз – сначала с небольшими, а потом со все более длинными паузами, пока материал не «засядет» накрепко. После каждого предложения или абзаца, закрыв глаза, внутренне представляйте себе то, что уже выучили, чтобы до конца освоить материал.

Если учебный материал это позволяет, сравнивайте выученное с собственными знаниями, чтобы и то, и другое слились в органическое целое и новые знания закрепились так же надежно, как и прежние. Лучше всего запоминается то, что ассоциируется с уже известным. Чем больше будет натянуто связующих нитей между прежними и новыми знаниями, тем легче вы сумеете вызывать в сознании то, что уже выучили. Чем богаче и многочисленнее ассоциации, тем беспрепятственнее происходит процесс вспоминания.

При учебе очень важным является творческое самостоятельное мышление. Творчески мыслящий человек всему найдет применение и без труда запомнит то, что однажды воспринял и умом, и сердцем.

Запоминание чего бы то ни было – процесс не такой сложный, как многие полагают. Нужно только всегда подходить к учебному материалу с верным настроем, и он станет для вас таким лакомством, как взбитые сливки для ребенка. В скучном материале надо пытаться найти новые, интересные стороны, делая его с помощью живых понятий и образов увлекательным, наводящим на размышления и запоминающимся. Когда учебный материал обогащается образами, он приобретает прелесть новизны. Эмоционально концентрируя внимание на учебном материале, вы даете ему долгую жизнь в своей памяти.

И тут мы вновь сталкиваемся с необходимостью правильно видеть. Чтобы что-то надежно запомнить, следует ясно и четко видеть это во всех его очертаниях. Наглядные и образные представления оказываются достойными нашей памяти и легко запоминаются! Упражнения на правильное видение и многократные вызовы увиденного в свое сознание – лучшие средства для обучения памяти. С этим необходимо связать внутреннее участие и внимание, а также исполненный симпатии настрой на учебный материал.

Память – это вопрос интереса. Тот, кто сознательно делает для себя все интересным и радостным, тому не нужны никакие «костыли для памяти», никакие мнемотехнические трюки, никакая тупая зубрежка. Интерес – вот тот клей, который закрепляет в нашей памяти новые знания. Нужно любить то, что хочешь запомнить, нужно воодушевляться этим, чтобы закрепить это в своем мозгу. Память неохотно воспроизводит эмоционально отрицательные вещи или такие, которые были введены в нее в негативном настроении. Мы трудно учимся тому, что считаем скучным. Да и как удержать в памяти то, на что мы смотрим с неохотой!

Поэтому в процессе учебы необходимо исключить все отрицательные эмоции, раздражение, дурное настроение, печаль, зависть, страх перед экзаменом, всяческие заботы. В особенности не надо бояться что-нибудь забыть или пропустить; нет, вы должны осознавать тот факт, что ваши знания всегда в вашем распоряжении.

Во время учебы необходимо самому себе отдавать приказ быть именно сейчас особенно восприимчивым – прежде всего к изучаемому материалу, а всякие отвлекающие мысли не должны вас касаться. Надо приказать себе учиться легко и все запоминать. Такие приказы самому себе лучше всего отдавать перед сном. Во второй половине дня люди вбирают в себя учебный материал с позитивной внутренней установкой. А вечером, перед сном, погружаемся в следующую мысль:

 

«Этот учебный материал мне интересен. Я легко его запомню. Ночью он неизгладимо запечатлеется в моей памяти и с завтрашнего утра всегда будет в моем распоряжении!»

 

С этой мыслью вы заснете, а, проснувшись, проверьте, насколько крепко усвоено вами выученное. Если все же обнаружатся какие-то пробелы в памяти, упражнение нужно повторить. Вскоре вы ощутите, как память крепнет день ото дня.

До и после учебы можно самому себе отдавать примерно такой приказ:

 

«Я каждый день выучиваю что-то новое и ценное. Все, что я однажды вобрал в себя, твердо закрепляется в моей памяти, органически связывается с моими прежними знаниями и после в любое мгновение находится в моем распоряжении».

 

 

Вспомогательная память

 

При том изобилии впечатлений, которое ежедневно обрушивается на нас, просто необходимо отделять существенное от несущественного и не подпускать близко к памяти все ненужное, а все знания-однодневки каким-то иным образом держать в распоряжении своего сознания.

Для этого существует множество «помощников памяти» – календари-ежедневники, записные книжки, дневники, записки и картотеки. Самое необходимое – стопка карточек для записей. Это позволяет записывать все важное, разгружать свою память и следовательно самостоятельнее думать. Также и все вырезки, например, из газет и журналов, которые сами по себе вам не нужны, можно собирать, наклеивать на листы бумаги и в зависимости от объема систематично рассортировывать по папкам или ящикам в зависимости от цели, которой эти вырезки однажды должны послужить.

Устройство разного рода картотек также должно соответствовать цели, которой они служат. Правильно организованная картотека может сберечь время и нервы, исключить раздражение и ненужные поиски. Картотеку, необходимую вам, надо обязательно создавать и дополнять самому, чтобы превратить ее в подлинного помощника.

Карточки-памятки могут быть совсем лаконичными, так как ученик Школы жизни следует принципу наибольшей целесообразности, записывая на одну памятку только одну мысль, только одну заметку – предельно коротко и ясно. Мы записываем на эти карточки все, что может разгрузить нашу память, а так как на одну карточку записывается только что-то одно, записи можно сортировать по любому принципу.

Все, что приходит вам в голову – нечто вспомнившееся, полезные мысли, рабочие идеи, важные выводы – все это надо тотчас записывать, потому что такие зачатки грядущих дел, первые вспышки других свершений быстро отодвигаются в сторону новыми мыслями, и тогда уже, как правило, долго не могут всплыть из глубин подсознания. Зачастую это наши самые зрелые мысли, на мгновение вынырнувшие на свет божий из глубокого колодца, чтобы тут же вновь в него погрузиться. Но если вы сразу запишете их черным по белому, тогда все присущее им богатство навсегда останется достоянием вашего сознания.

К тому же привычка незамедлительно записывать все важное усиливает внутреннюю склонность доводить такие вспышки до собственного сознания. Освободившись таким образом от неотложных мыслей, мы, кроме того, избавляемся на время от многих нерешенных и беспокоящих нас вопросов; все наше существо становится более спокойным и уравновешенным.

Стопка памяток, накопившаяся за день, может иметь самое пестрое содержание; вечером весь этот хаос будет приведен в порядок. Памятки просматриваются, сортируются, встраиваются в цели и задачи нового дня или укладываются в соответствующие папки, ящики.

В этом личном архиве постепенно собираются «кирпичики», которые в любой момент станут важным строительным материалом для вашего жизненного успеха. Двух-трех ящичков хватит для хранения всех памяток, ведь записки постоянно обрабатываются и используются и, значит, ящички никогда не переполняются.

Ежедневно обрабатывая и удаляя памятки, мы не доведем дело до того, что картотека станет самоцелью, превратившись из послушного слуги в капризного тирана. Чем значительнее человек, тем меньше его картотека. Такой человек ограничивается самым существенным, не обременяя свой мозг – и свою картотеку – вопросами несущественными и ненужными.

 

* * *

 

Не менее важным, чем усвоение новых знаний, является их использование. Тут многие делают одну и ту же ошибку – выучивают одно за другим что-то новое, а потом оставляют это лежать мертвым грузом. Им не хватает стремления использовать свои знания на практике, превращая их в основу увеличения дохода и повышения уровня жизни.

Ученику Школы жизни, в принципе, идет на пользу все, чему он научился, – как средство и трамплин для еще более мощного подъема. Тот, кто просто накачивает себя знаниями, которые, в сущности, можно почерпнуть в любом справочнике, становится все менее восприимчивым для существенного, и его быстро перегоняют другие, заявляя: «Вы знаете больше, но мы больше можем!».

Ненужный балласт знаний и перегруженной памяти только мешает самостоятельному мышлению, то есть он даже вреднее, чем чистое невежество. Ценность имеет только знание, которое идет нам на пользу, повышает уверенность в себе, усиливает способность к жизненному успеху, создает солидный фундамент нашим умениям и навыкам, позволяя нам совершать больше, быстрее распознавать возможности личного развития и скорее их воплощать в действительность.

Главное – это продуктивные знания. А здесь самое важное – знание самого себя, затем знание собственных сил и способностей, далее знание своих способностей, необходимых для жизненного успеха, и, наконец, знание закономерностей жизни и успеха. Такое знание ставит человека над схваткой, делая его способным видеть перспективу и совершать правильные поступки. И теперь речь уже, в сущности, не о знании, а о мудрости.

 

Укрепление памяти

 

В памяти того, кто следовал изложенному ранее, вскоре не останется пробелов. Это важно, ведь человеку с плохой памятью легко пропасть в экономической борьбе. С полным правом человек с хорошей памятью ценится высоко. Надежная память усиливает способность к успеху и уверенность в нем.

Что же такое память? Это дремлющая в каждом способность аккумулировать, мгновенно вспоминать и сознательно повторять что-либо, что некогда знал и усвоил на собственном опыте. Память находится в подсознании, ее «клавиатура» – кора большого мозга.

Память – основа нашей духовной жизни. Потому что без памяти нет ни сознания, ни развития личности. Без памяти мы не могли бы ни думать, ни выносить суждения, ни делать выводы, ни принимать решения, ни совершать поступки. Без воспоминаний нет опыта; без памяти нет фантазии и никаких возможностей для разумных, творческих действий. Без памяти – никакой науки, никаких социальных связей.

Но это еще не все. У нашей памяти два лица: одно внешнее, другое внутреннее. Внешнее определяется корой мозга, просыпается с нашим рождением и кончается со смертью; внутреннее – непреходяще. Внешняя память подвержена забывчивости, а собранные ею впечатления бледнеют со временем; внутренняя же не расстается ни с чем, а если и расстается, то только сознательно.

Тот обретает хорошую память, кто в состоянии совместить эти два лица памяти. Это удается ему в том случае, когда он – с одной стороны – отстраняет от себя все, что отягощает его память, не принося ему никакой пользы, с другой – когда он с живым интересом обращается ко всему высокому, к идеалам. Тогда подсознание и высшее сознание берут на себя функции внешней памяти и показывают, что все, что человек когда-то узнал, выучил или познал, уже никогда не пропадет даром. «Что однажды было, – повторим мы за Новалисом, – то продолжает жить, только уже в невидимом мире», в не знающей времени летописи нашего подсознания. И это хорошо! Ведь мы бы просто утонули в море образов своей души, если бы наша память постоянно держала у нас перед глазами все наши знания!

Теперь вы без труда сумеете понять истинность принципа Школы жизни:

 

Каждый обладает безошибочной и надежной памятью! Ее только нужно разбудить с помощью доверия.

 

Недостаток уверенности в себе истощает память, а все возрастающее равнодушие по отношению ко многому, что несет с собой жизнь, наглухо закупоривает память. Тут мы лишний раз убеждаемся в правдивости слов Гёте: «Где теряется участие, там теряется и память».

Таким образом, хорошая память – это вопрос частично «самоободрения», частично – участия, в остальном же это дело упражнения и внутренней собранности. Достижения великих искусников памяти показывают, чего можно достичь ее сознательной тренировкой: их мышление – по крайней мере, в какой-то определенной сфере знаний – отличается дисциплинированностью, высокой эмоциональностью, и в той же мере их память развивает свою дремлющую способность к правильному запоминанию.

Чем больше мы доверяем своей памяти, чем больше ожидаем от нее, тем выше ее достижения. Вот только нельзя в процессе учебы излишне напрягаться: напряжение приводит к судороге воли, а та, в свою очередь, к рассеянности и забывчивости.

Мнемотехнические приемы, которые используют для преодоления изъянов памяти, ученику Школы жизни, привыкшему преодолевать препятствия с духовной стороны, попросту не нужны. Гораздо важнее, чем внешние, – средства, направленные против симптомов слабости, а не против ее корней, – исполненное доверия отношение к памяти.

Для тренировки памяти нужны всего несколько средств или методов, которые, впрочем, приносят пользу лишь в той мере, в какой они служат повышению нашего доверия к памяти. Вот эти вспомогательные упражнения.

1. Хорошей тренировкой памяти является ежевечерняя ретроспектива прошедшего дня. Ученик Школы жизни вскоре ощутит благодатное воздействие на работоспособность своей памяти этой ведущей к успеху привычки. Вначале картины-воспоминания прошедшего дня будут блеклыми или расплывчатыми, не избежать и провалов в воспоминаниях. Но постепенно возрастет способность вызывать в сознании целые ряды образов, причем четкость их будет все возрастать.

2. Следующее упражнение: предложение за предложением еще раз прочтите то, что написано в этих абзацах о памяти. После каждого предложения, закрыв глаза, повторите содержание прочитанного – не его дословный текст. Когда вы станете без труда передавать содержание прочитанного, проделайте то же самое одновременно с двумя, затем с тремя предложениями, затем с целым абзацем и, наконец, сразу с двумя и более абзацами. В конце концов начните воспроизводить целые разделы. Если вы каждый день будете повторять это упражнение в течение пятнадцати минут, то вскоре заметите, как прирастает сила вашей памяти.

3. И самое важное упражнение: каждый день ставьте перед своей памятью несколько больше задач, чем вчера, и это должны быть задачи, связанные с вашей профессией. Тем самым вы приучите себя доверять своей памяти все больше рабочих процессов, которые необходимо запомнить. Чем глубже это ежедневное упражнение непосредственно внедряется в круг ваших профессиональных задач, тем больше пользы оно вам станет приносить. И чем больше обязанностей вы будете возлагать на свою память, как будто это нечто само собой разумеющееся, тем лучше она будет служить вам.

Всякое запоминание должно быть лишено принуждения, однако запоминать надо с высокой степенью концентрации. Отнеситесь к своей памяти как к дорогому другу, который стоит того, чтобы все, что мы ему (ей) сообщаем, было изложено со всевозможной наглядностью и сосредоточенностью.

Часто люди ошибочно предполагают, что память ослабевает с возрастом. Лишь снижение доверия к собственной памяти ведет к ее ослаблению, а также и недостаток ее тренировки. Такое сокровище, как память, с годами только прирастает, и нет никакой убедительной причины, по которой наша способность помнить с возрастом должна хиреть. Провалы в памяти – надуманный недуг, и, как всякое ослабление собственного «я», их можно преодолеть правильными «самоприказами», жизнеутверждающей позицией и тренировкой задремавших сил.

Еще раз повторим: сила памяти растет с увеличением доверия к памяти. И это доверие мы повышаем соответствующими утверждениями, окрашивающими то, что нужно запомнить, в яркие эмоциональные тона и повышающими способность ассоциировать новые впечатления. Будем говорить себе примерно так:

 

«То, что я однажды вобрал в себя, навсегда останется со мной и будет в любой момент в моем распоряжении!».

 

Или подробнее:

 

«Моя память с каждым днем становится все более работоспособной. Я запоминаю все, что когда-то воспринял, и без труда в любой момент вспоминаю все, что хочу вспомнить. То, что мне нужно, тут же всплывает в моем сознании. Моя память работает быстро и надежно!».

 

 

* * *

 

Зачастую кажется, что творческим людям присуща слабая память. На самом деле она у них не слабая, а особо обученная – не обращать внимания на то, что непосредственно не связано с предметом их интересов, и забывать это. В действительности их «плохая память» – это полностью задействованная память, сопутствующее явление совершенной концентрированности.

Профессор, забывающий свой зонтик, не страдает плохой памятью; она у него в высшей степени концентрирована, но только на предмете его интересов. В таких случаях достаточно просто сознательно обратить свой интерес на что-то иное, и вот связь с новым материалом уже установлена, новые знания и новый опыт систематизируются, органически связываются с уже имеющимися знаниями и легко вспоминаются.

Есть несколько вспомогательных средств для повышения способности к вспоминанию. Вот пример.

Человек, склонный забывать документы или предметы одежды, и к тому же поглощенный своими проблемами, не может вспомнить, куда он положил проездной билет или удостоверение личности. Пусть посмотрит на эти вещи, пока они еще у него в руках, с осознанной мыслью:

«Ты останешься при мне, пока ты мне нужен. Сейчас я держу тебя в руках и положу в определенное место. В нужный момент я вспомню, куда я тебя положил».

После нескольких повторов все предметы, которые прежде забывались или где-то оставлялись, при выходе из дома он будет автоматически брать в руки или в нужный момент автоматически вынимать проездные билеты, документы из того кармана, куда положил. К таким действиям, которые должны происходить «сами собой», подсознание можно приучить с помощью соответствующих «самоприказов».

Иначе дело обстоит при болезненной амнезии, помутнении памяти после травм или заболеваний коры головного мозга, при внезапной вербальной афазии[10]и т. д. Тут требуется врач, который посоветует, как перевести память на еще здоровые участки мозга.

Также и нарушения памяти после тяжелых заболеваний, при патологическом раздражении органов пищеварения или обусловленные заболеваниями системы ухо-горло-нос, а также при чрезмерном потреблении табака и алкоголя, можно, конечно, устранить, лишь излечив человека от физических причин таких нарушений.

 

Искусство забывать

 

Множество объемистых трудов посвящено искусству повышения работоспособности памяти. Но нет ни одной работы о гораздо более важном искусстве – искусстве правильно забывать. Как много людей тащат за собой жуткий балласт мертвых знаний или непосильный груз пропитанных слезами и горем воспоминаний, от которых они очень хотели бы избавиться. Но это им не удается, потому что они не знакомы с искусством забывания. А между тем забывание – такая способность, которой может научиться каждый. Правда, это умение не так просто приобрести.

С биологической точки зрения способность забывать – самое ценное свойство нашей памяти. А предрасположенность к этому существует у каждого. Переизбыток материала для памяти, который мы постоянно вбираем в себя, перегрузил бы тонкий механизм нашей памяти, если бы мы не забывали того, чего не стоит ни знать, ни помнить. Правда, даже если бы ничто не исчезало из памяти, все равно в нее вливались бы новые знания. Но мы забываем, и это повышает нашу способность к раскрепощенному и самостоятельному мышлению.

Наиболее целесообразна та память, которая время от времени освобождается от хлама и очищается – так же, как нервный человек нашего времени зачастую нуждается в психологическом катарсисе, в том, чтобы прояснить душу, очистить ее, вселить в нее приподнятое настроение, обновить ее.

Кто время от времени чистит свою память, оставляя только то, что ему полезно, тот сберегает время и силы для творческого самостоятельного мышления.

Как же разгрузить свою память? А вот как: запоминать только существенное, а все остальное записывать, если, конечно, этого нельзя в любое время почерпнуть из книг и справочников. Подлинный хозяин своей памяти не тот, у кого в голове тысячи ненужных знаний, а тот, кто держит в ней наготове только самое существенное, а все неважное умеет забывать. Только свободная от всего лишнего память может быть творческой.

Итак, забывать значит сортировать содержимое памяти, ограничиваться лишь необходимым, исключая все бесполезное. А бесполезное – это, прежде всего, все негативное, все сделанное или запомненное нехотя. Долой из памяти все печальное и мрачное! Наше подсознание знает, почему оно забывает то или это: оно так устроено, что избегает самонагрузок, пока мы сами неправильными мыслями не вмешаемся в его работу!

Мы вбираем в память только то, что нам совершенно необходимо. А тому, что у нас всегда под рукой в так называемой вспомогательной памяти, то есть в библиотеках, учебниках, словарях и справочниках или же в специальных журналах и наших записках, в памяти делать нечего.

Кроме того, надо планомерно культивировать процесс забывания, изгоняя из памяти все, что нас отягощает и угнетает, отвращая от этого свои интересы и погружая все это в глубинные слои внутренней памяти.

Очень часто забыть означает мысленно что-то устранить или иногда устранить что-то во сне. Как это сделать? Будем приучать себя перед сном вводить в поле своего сознания позитивные воспоминания, благодаря чему мы их усилим, лишив противоположные, негативные образы жизненной силы. Чтобы ускорить эту перемену, следует пластично представить себе, как приятные образы всплывают из глубины подсознания, чтобы затем навсегда остаться в нашем распоряжении. А все негативные воспоминания и образы, будто к ним привязали тяжелые камни, будем топить в море нашей души – там, где всего глубже, чтобы уже никогда не встретиться с ними. По опыту известно, что мысли, которые мы долго не повторяем, со временем теряют силу: мысленные образы, сознательно утопленные в глубине забвения, быстро стареют, умирают и в конце концов разлагаются до бесформенных схем.

Мы можем ускорить этот процесс с помощью «самоприказов»:

 

«Я забываю все, что меня отвлекает и тормозит. Сегодня это занимало мои мысли в последний раз; с завтрашнего дня я уже просто никогда не смогу вспомнить об этом. Я забуду это. Я забыл это!».

 

Надо произносить этот приказ про себя или вслух без какого либо напряжения, расслабленно, не вызывая в своем сознании деталей того, что нужно забыть. Довольно будет общего приказа самому себе и безграничного доверия к подсознанию.

Рекомендуется дополнить этот метод сменой интересов, сознательным, искренним увлечением каким-то занятием, которое полностью вас захватит. Это растворение в некой новой задаче одновременно защищает нас от тех самых баранов, которые, когда неприятное воспоминание уже поросло травой, вдруг приходят и съедают всю эту траву забвения. А так никакие прожорливые бараны уже не смогут нам навредить, потому что разложившиеся мысли не в силах заставить вибрировать наше существо.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...