IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии
Для студентов 1,2-го курса лечебного (специальность лечебное дело) и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на практическое занятие по учебной дисциплине гистология, эмбриология, цитология
Тема «Сердечно-сосудистая система» (занятие 13)
Томск – 2012 г. I. Учебные цели занятия Знание общей морфофункциональной характеристики сердечно-сосудистой системы и регуляции ее деятельности необходимо врачу для диагностики нередко встречающихся функциональных нарушений и заболеваний сердца и сосудов. Студенты должны изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, а также гистофизиологию сердечно-сосудистой системы. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях сердечно-сосудистой системы с нервной, эндокринной, иммунной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения; об этапах и источниках развития сердца и сосудов. Студент должен знать: 1.Источники и процессы эмбрионального развития сосудов среднего, мелкого, крупного калибра и сердца. 2.Строение артерий, гистологические и функциональные особенности стенок различных артериальных сосудов. Строение артерий эластического типа. 3. Строение вен, гистологические и функциональные особенности стенок различных венозных сосудов. Строение полых вен.
4. Морфофункциональную характеристику артериол, венул, капилляров, отличия в их строении. 5. Структуру артериоловенулярных анастомозов, их функции. 6. Строение оболочек сердца, слои и тканевый состав эндокарда. 7. Источники и процессы эмбрионального развития сосудов. Особенности строения эпикарда. 8. Проводящая система сердца, типы кардиомиоцитов.
Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач и электронных микрофотографий, овладеть техникой микроскопирования препаратов (определять препарат, его окраску и структурные компоненты ткани или органа). Студент должен «иметь опыт» зарисовки микроскопируемых объектов в альбом. II. Учебные вопросы 1.Общую характеристику, классификацию, принципы строения, тканевый состав и источник развития кровеносных сосудов и сердца. 2. Классификацию и строение артерий мышечного, эластического и мышечно-эластического типа. 3. Классификацию и строение вен мелкого, среднего и крупного калибра. Строение полых вен. 4. Строение микроциркуляторного русла: артериол, венул, капилляров, их типы, артериоловенулярные анастомозы. 5. Сердце: развитие, строение оболочек, слои и тканевый состав эндокарда, проводящая система сердца, типы кардиомиоцитов, особенности строения эпикарда.
III. Учебно-материальное обеспечение Основная литература: 1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с. 2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИА, 2006. - 376 с. Дополнительная литература: 1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с.
2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с. 3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с. 5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с. 7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с. 8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с. 9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.
Электронные учебные пособия. рекомендуемые для самостоятельной работы: 1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина.- М.ЗАО «Диаморф». 2. Гистология человека в мультимедиа/Р.К. Данилов и соавт. – СПБ, ВмедА. 3. Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/А.В. Павлов. – ЯГМА.
4. Тестовые задания по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии/М.: ММА им. И.М. Сеченова. – 2003. 5. Световая микроскопия. Атлас-справочник/ М.Я. Корн. – ЗАО «Диаморф». 6. Гистология внутренних органов человека с элементами патологии/ А.А. Должиков. – БелГУ, 2005 7. Должиков А.А. Гистология на CD и в Internet – Белгород, БелГУ, 2006. 2. Материальное обеспечение: А) наглядные пособия таблицы: 1. Микроциркуляторное русло (200) 2. Перициты и адвентициальные клетки (201) 3. Схема строения стенки кровеносных сосудов (202) 4. Сосудисто-нервный пучок (203) 5. Аорта человека (№ 204); 6. Аорта, окрашенная орсеином (№ 205); 7. Аорта (№ 206); 8. Полые вены (№ 207); 9. Гематоэнцефалический барьер (208) 10. Стенка желудочков сердца человека (№ 209); 11. Стенка сердца в разрезе (№ 210).
б) микропрепараты: 1. Артерия мышечного типа. Поперечный разрез. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать). 2. Бедренная вена. Поперечный разрез. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать). 3. Артериолы, капилляры, венулы. Тотальный препарат мягкой мозговой оболочки. Окраска гематоксилином и эозином (зарисовать). 4. Аорта. Поперечный разрез. Окраска орсеином. 5. Волокна Пуркинье. Сердце. Фрагмент стенки с эндокардом и миокардом. Окраска гематоксилином и эозином. 6. Миокард сердца. Окраска железным гематоксилином. в) электронные микрофотографии: 1. Кровеносный капилляр миокарда (соматического типа). 2. Кардиомиоциты со вставочными дисками. Технические средства обучения: микроскопы, компьютеры.
IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|