Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория Пассионарности Гумилёва.




Для объяснения природы великого переселения народов - как и других явлений этнической истории - представляет интерес «теория пассионарности» Льва Николаевича Гумилева, советского и российского историка-этнолога. Согласно ей, резкая активизация целых этносов связывается с «пассионарным взрывом», т. е. всплеском жизненной энергии «молодых» народов на фоне определенной инерционности исторически более старших этносов. Пассионарные толчки находятся в зависимости от космической энергетики. Они дают начало этногенезу тех или иных народов и представляют собой явление не столько социальное, сколько биосферное, которое в схеме можно обрисовать как некую мутацию, задающую людям особую биоэнергию, способную генетически передаваться потомкам.

Согласно Гумилеву, пассионарность – это характерологическая доминанта, это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни.

Пассионарии стремятся изменить окружающую действительность и делают это. Они организуют далекие походы и экспедиции, они борются за покорение или освобождение народов и создают новые системы ценностей, религиозные течения и революционные научные теории.

«Пассионарность как огонь; она и греет и сжигает. Тяжко, когда ее мало, страшно, когда ее много; оптимальная точка где-то посредине, но задержаться на ней, увы, нельзя, потому что всегда идет процесс либо накала, либо охлаждения», - говорит Л.Н.Гумилев. По его мнению, в основе пассионарности лежит особый вид энергии - биогеохимическая энергия живого вещества геосферы, описанная еще академиком В. И. Вернадским. «Очевидно, сама живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей...», - пишет Гумилев в своей монографии «География этноса в исторический период».

Согласно теории, пассионарность нельзя приобрести образованием или воспитанием, она является врожденным качеством. Однако, вместе с тем, существует такое явление, как «пассионарная индукция», когда пассионарий настолько вдохновляет, заряжает своей энергией других, что они тоже начинают вести себя подобно пассионариям. Кроме того, пассионарность не зависит от способностей человека или внешних обстоятельств и не имеет никакого отношения к этическим нормам: пассионарий может быть как героем, ведущим толпу, так и преступником, «злым гением», несущим зло и разрушение.

В зависимости от уровня пассионарности Гумилев подразделяет людей на три типа.

Люди, у которых пассионарный импульс поведения превышает импульс инстинкта самосохранения, называются пассионариями. Такие люди живут в состоянии сверхнапряжения. Всю жизнь они посвящают служению какой-то абстрактной идее: истине, честолюбию, славе, справедливости, свободе и т.д. К пассионариям можно отнести Наполеона, Александра Македонского, Суллу, Яна Гуса, Жанну д’Арк.

Если пассионарный импульс поведения равен импульсу инстинкта самосохранения, то таких людей Гумилев называет «гармоничными особями». Они хорошо выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, но не способны к сверхнапряжениям ради абстрактной цели.

Третий тип – субпассионарии, люди, у которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения. Это безынициативные, себялюбивые люди, неспособные к активной деятельности и думающие лишь о собственных удовольствиях.

При этом, чем выше уровень пассионарности, тем ярче в человеке проявляется стремление к активной деятельности. По мнению Л. Гумилева, уровень пассионарности является ключом к пониманию важнейших исторических процессов, причиной подъемов и упадков различных систем, мировоззрений и этносов.

Проанализировав исторические факты примерно за три тысячи лет истории человечества, Л. Гумилев выявил некоторые закономерности, которые легли в основу для его гипотезы о пассионарности.

Согласно его теории, механизм действия пассионарных сил можно описать следующим образом. Идеи пассионария вдохновляют, зажигают своей энергией окружающих. В результате, вокруг каждого настоящего пассионария формируется круг единомышленников – новая социальная структура, которая иногда приводит к зарождению нового этноса.

Начальный процесс этногенеза длится около 150 лет, а затем начинается бурное разрастание новых социальных структур, их активное взаимодействие и усложнение – пассионарный подъем. Эта фаза длится еще примерно 150 лет (10 поколений).

Далее количество пассионарных личностей внутри новой социальной структуры достигает критической массы и начинается либо бурная экспансия в соседние регионы, либо внутренние конфликты. Эта фаза названа фазой пассионарного перегрева, или акматической. Ее продолжительность составляет около 300 лет.

Постепенно уровень пассионарности начинает снижаться и становится настолько низким, что его уже не хватает для поддержания функционирования существующих социальных институтов. Так начинается новая фаза цикла этногенеза, которую Л.Н. Гумилев назвал фазой пассионарного надлома. Для нее характерен постепенный распад существующих структур и внутриэтнических связей, который длится 150 -200 лет, т.е. 10-13 поколений.

Затем наступает фаза инерции, снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Это пора цивилизации, «золотой осени» этноса, период «собирания плодов». Завоевания, потрясения и перевороты сменяются спокойной стабильностью, материальные богатства накапливаются, множатся культурные достижения. Казалось бы, период стабильного существования будет длиться вечно, но процесс старения этноса неостановим. Проявляется это в сокращении числа пассионариев и росте количества субпассионариев.

За инерционным периодом неизбежно следует период обскурации, когда происходит новое резкое понижение пассионарности и бразды правления переходят к субпассионариям. Здесь все также господствуют группы, но принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Далеко не каждый способен удовлетворить этим требованиям, и поэтому большинство людей оказывается, с точки зрения нового уклада жизни, неполноценными и, следовательно, неравноправными.

За фазой обскурации следует либо гибель разрушенного субпассионариями этноса, либо переход в мемориальную фазу, фазу гомеостаза. В последнем случае субпассионарии вымирают, и от этноса остаются уцелевшие во всех передрягах гармоничные личности - потомки первоначальных носителей статического состояния, которые чаще всего становятся основой для будущего нового этноса.

Таким образом, согласно теории пассионарности, вся этническая история связана с постепенным расходованием пассионарной энергии и, соответственно, с понижением преобразующих возможностей этноса. Причем в различные периоды истории этнос по-разному реагирует на своих героев-пассионариев. Если в период подъема пассионарности герои становятся признанными и уважаемыми лидерами общества, то в период пассионарного спада они воспринимаются как «возмутители спокойствия» и становятся «белыми воронами» или «персонами нон-грата».

Развивая свои идеи, Л. Гумилев построил весьма яркую и стройную теорию циклического развития племен, сообществ, наций, государств, этносов. Теория эта, имея как сторонников, так и критиков, до сих пор волнует воображение и вызывает споры в научных кругах.

 

Пассионарность - внутреннее стремление к действию, которое сильнее самого человека и с которым он не может ничего поделать. Если пассионарных людей в этносе много, система становится агрессивной, и неуправляемой. Оптимум пассионарности в этносе приносит в конечном счете процветание, а дефицит ее - нежизнеспособность, нежизнестойкость.

Расселение славян, а также общие добавления на тему «Великое переселение народов»

Территорию древней европейской части материка Евразия населял различный этнос со своим культурным, историческим, демографическим и географическим развитием. В зависимости от географического нахождения той или иной народности обитатели Европы занимались скотоводством (степники делали в изобилии молоко, мясо и сыр; лесовики изготавливали из дерева телеги на которых ездили эти степники и добывали деготь, пушнину). Жители южных морских районов добывали рыбу. У каждого народа был особый способ ведения хозяйства и поддержания жизни. В зависимости от особенностей их местонахождения. С учетом этого, по мнению Л.Н.Гумилева, «мы должны начать изучение истории народов с описания природы и климата территорий, на которых они живут». При этом Лев Николаевич полагал, что географические районы являются лишь условным разделением и зачастую не совпадают с делением на климатические зоны. Так, западная Европа по своим климатическим условиям существенно отличаются от климата Прибалтики, Белоруссии и Украины. Местность восточнее этих границ является более холодной морозной и сухой.

В соответствии с теорией Л.Н. Гумилева во 3-5 вв произошло великое переселение народов – славян, которые продвинулись к западу, северу и югу, вплоть до Балтийского, Адриатического и Эгейского морей. При этом славяне в приграничных зонах соседствовали на западе с германскими племенами, на северо- востоке с балтами: литовцы, латыши, прусы, ятвяги. При этом Л.Н. Гумилев считает, что древнюю прибалтийскую территорию заселили эти народности в то время как оттуда ушел ледник, а так же северо- восточней прибалтов жили финские племена такие как: суоми, эсты и другие.

По мнению исследователя Л.Н.Гумилева на этой территории возник пассионарный толчок для великого переселения народов, который привел к эмиграции народностей из южной Швеции - готов - на юг. К сожалению, данный исследователь не указывает причины так называемого «пассионарного толчка» послужившего к этому так называемому переселению народностей с севера на юг. Некоторыми учёными делался вывод о том, что одной из основных причин этого внешнего (пассионарного) толчка народов с юга на север послужила миграция животных в результате охоты на них, поскольку главным средством добывания себе пищи и одежды в древние времена являлась охота. Земледелие и скотоводство появились значительно позднее, что привело к оседлости многих народностей.

По мнению Л.Н. Гумилева, готы заселили устье Дуная, Дона, Днестра, Крыма. При этом данный исследователь считает, что уже в те времена существовало государство готов, а не их дикие племена. Что же касается такого вывода уважаемого мной историка, то полагаю, что существование у готов государства в том смысле, который мы сейчас в него вкладываем, можно относиться с очень большой осторожностью, поскольку основные признаки государства (единая финансовая система, право, регулярная армия, полиция, таможня, государственная граница) у них отсутствовали.

На территории древней Монголии Л.Н. Гумилев выделяет особенную народность: хунны, которые жили в 3 веке до н.э., которые были прекрасными воинами и сделали блестящий рывок в изобретении оружия. Хунны постоянно враждовали с китайцами, которые их угнетали, в результате набега последних на их поселения. Эта народность являлась степными кочевниками, привыкшими к холоду, войне и великолепно владели оружием. Именно в те времена между Римской и Китайской империями пролегал великий «Шелковый путь», по которому шелк и другие драгоценные товары переправлялись купцами из Китая в Рим. Вследствие данной вражды хунские поселения в конце концов были Китайской империей уничтожены и держава хуннов развалилась на части. Одни племена рассеялись в южно сибирские степи, а другие ушли в Китай или среднюю Азию в плоть до Волги.

Хунну -древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц и проникновения китайской культуры Хуннская держава распалась.

В 6-8 веках народность - славяне - имела большой успех в освоении земель. Данная народность, по мнению Л.Н. Гумилева, распространилась далеко на север до Балтийского моря. Население это очень хорошо множилось, по мнению, Л.Н. Гумилева, не столько за счет моногамных браков, сколько за счет наложниц. К шестому веку славяне заняли район Волги и южных степей вплоть до Черного моря, а так же Белоруссию, вплоть до Оки и Волги.

На территории нынешнего Дагестана проживало кавказское племя Хазары.

По мнению Л.Н. Гумилева, история миграции народов сопровождалась повторяющимися явлениями. Так, один народ переселяется на чужую территорию и хорошо к ней приспосабливается, в частности так распространились славяне с Висли до берегов Адриатического, Балтийского и Эгейского морей. Другие же народы, переселившиеся в районы с непривычными для них климатическими и природными условиями исчезали, либо они ассимилировались с местным населением. Так, в северной Африке и Испании закончилась историческая судьба готов и вандалов.

 

 

3. Распространение христианства в Европе в 4-7 вв.

Как уже известно, христианство – крупнейшая мировая религия. Возникло оно в 33 году от рождества Христова на Ближнем Востоке, бывшем частью Римской империи. Римская империя сумела объединить и интегрировать в единое культурно-цивилизационное пространство колоссальные территории, на которых жили сотни различных народов, тем самым вызвав процессы взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных верований и обычаев, так называемый синкретизм. Идеальным местом для синтеза ближневосточных религиозных представлений и античной духовной традиции оказалась Палестина, занимавшая уникальное геополитическое положение «моста между Западом и Востоком». Результатом такого синтеза стало христианство.

Говоря об истории христианства, стоит отметить тот факт, что история христианской религии возникала в период религиозной нестабильности греко-римской империи, терпящей кризис и упадок.

Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей. Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156. Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах. В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её. Император Деций (249—251 гг.) начал преследования христиан. Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.), они значительно усилились при Диоклетиане (284—305 гг.). Преследования не сломили христианскую церковную организацию, а их безрезультатность показала, что новая религия имеет значительную массовую базу. По мере того как императорская власть познавала сущность христианской идеологии, характер и значение церковной деятельности, она все более убеждалась в том, что христианство является силой, которая, способна освятить власть правителей, обеспечить покорность народных масс. Поэтому империя постепенно переходит от попыток сломить казавшуюся ей опасной церковную организацию к политике, имевшей целью поставить эту организацию себе на службу. В начале IV века, когда развернулась ожесточённая борьба за императорскую власть, значение христианской церкви ещё более возросло. Это учёл император Константин I, который перешёл к политике опоры на церковь. Христианство было объявлено официально дозволенной религией, а имущество, ранее конфискованное в пользу казны, было возвращено церкви. Таким образом, было положено начало превращения христианства в государственную религию; в мировой империи утверждалась мировая религия.

Император Фео­досии I (379—395 гг.) приказал закрыть языческие храмы. Христианская церковь ополчилась не только против языческой религии, но и против науки, которая тоже была объявлена языческой, против научного знания. Одним из первых мучеников науки, далё­кой предшественницей учёных, погибших на кострах инквизиции, была женщина-ученый Ипатия, рас­терзанная в 415 году на улицах Александрии (Египет). Безжалостно уничтожалась «языческие» рукописи, погибли многие произведения древнего искусства.

В IV веке резко изменился характер христианского аскетизма. (В христианстве аскеза понимается, как устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм — это напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.) Если и ранее некоторые люди, приняв христианство, стремились уйти из признаваемого ими греховным мира и начать праведную жизнь на лоне при­роды, то теперь такие поселении христиан-аскетов всё больше приобретают хозяйственное значение: они располагают земельными угодьями, члены церковной общины под руководством клира выпол­няют различные хозяйственные работы. Разоряющееся крестьянство, особенно в Египте, устремляется в такие церковные общины. В IV веке настоятели египетских монастырей в дошедших до нас письменных поучениях разра­батывают не только культовые вопросы, но и настав­ляют своих подчиненных в различных хозяйствен­ных делах. Так зарождаются монастыри или скиты. Вскоре монастыри появляются и в западных церков­ных организациях. В руках руководителей церкви монастыри являются важным средством усиления их экономического и политического, влияния в государстве.

На протяжении первого тысячелетия в Церкви походил ряд Вселенских соборов, на которых более четко формировалось догматическое и каноническое учение Христианской Церкви.

В VI веке христианская церковь предложила ввести новую эру летосчисления — от появления новой религии. В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова». Эта эра, однако, долго не прививалась.

В течение первых пяти веков христианская церковь демонстрировала поразительный рост. Численно она выросла с 4.000 последователей после воскрешения Иисуса до 43.4 миллионов формальных сторонников, что в начале VI века составило 22.4 процента населения земного шара. Географически она распространилась от своей начальной точки в Палестине во все концы Римской империи и за ее пределы. Хотя в тех, конкретных условиях были факторы, способствовавшие росту, тем не менее, наблюдалось и огромное сопротивление. Религиозное, культурное и политическое противодействие достигали пика в периоды уничтожительных гонений. Богословские расхождения и юридические противоречия были разрушительны внутри христианской общины и сбивали с толку людей за ее пределами. Наступали и периоды расслабляющей апатии и поглощенности земными делами. Тем не менее, рост продолжался. Несмотря на сопротивление и неудачи, христиане продолжали вести миссионерскую деятельность и способствовали распространению влияния церкви. Различными путями и по разным причинам им удавалось приводить людей к Иисусу Христу. Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были воспри­няты некоторые элементы античной культуры. Хри­стианизация знаменовала становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.

До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов, позднее - в XIII - XIV веках - среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, стало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Дополнение о том, когда в некоторых странах появилось христианство:

À Довольно рано, в самом начале VIII в., христианство утвердилось в Дании. После Реформации официальным вероисповеданием страны стало лютеранство.

Уже в III в., т. е. еще до вторжения англосаксов, Британия была христианской страной. В первой половине XVI в. церковь Англии объявила себя независимой от Рима. Тем не менее часть верующих сохранила верность католицизму. В разное время от англиканской церкви отделилось много различных церковных группировок и сект. В Шотландии в эпоху Реформации утвердился кальвинизм (в форме пресвитерианства), который и стал основной религией страны.

À Ирландия приняла христианство в V в. Она всегда считалась одним из бастионов католицизма.

À На территории современных Нидерландов христианство начало распространяться с конца VII в. После Реформации большая часть населения приняла протестантизм, однако а юге сохранился католицизм.

À На территорию, на которой в настоящее время расположена Западная Германия, христианство проникло еще в IV в. Реформация расколола немецких христиан на две группы: часть из них остались приверженцами Римской католической церкви, другие восприняли протестантизм в лютеранской или кальвинистской форме.

À В Швейцарии Реформация выступила в своеобразной форме кальвинизма. Именно в Женеве протекала деятельность Жана Кальвина.

À На территории современной Австрии христианство стало распространяться с конца III в.

À В Португалию христианство впервые проникла в IV в

À В Испании христианство существует с IV в. н. э., однако в период арабского завоевания позиции этой религии были сильно потеснены.

 

4. Карл Великий и культура Европы 9-10 вв.

Последние потомки некогда великого рода Меровингов постепенно, без борьбы уступили власть своим министрам - мажордомам. Но еще до прихода к власти новой династии, один из Каролингов сделал для Франции больше, чем все "ленивые короли" вместе взятые. Речь идет об Карле Мартелле, дедушке Карла Великого. Свое грозное прозвище (а в переводе Мартелл значит "молот") он получил за героическое сражение с арабами при Пуатье в 732 году. Он остановил арабскую экспансию.

Его внук стал не просто королем Франции, но и первым императором, за что его назвали Карлом Великим. Кроме того, и само название государства - Франция - появляется в эпоху правления Карла Великого.

После смерти отца Карла Великого по франкскому обычаю два сына - Карл и Карломан разделили земли королевства. Однако Карломан умирает, и Карлу отходят его владения.

Карл Великий продолжил объединение Франции. Он создал настоящую административную систему, разделив страну на области и, назначив своих наместников, которые следили за исполнением воли короля. При Карле Великом Франция превратилась в настоящую империю, в которую входила фактически вся территория Западной Европы. В 774 году он, по приглашению папы Римского занимает Ломбардию и присоединяет ее к своему государству, подавляет восстание саксов на севере и становится полноправным хозяином и этой области, а в 796 году одерживает победу над аварами - потомками легендарных гуннов, что позволяет расшириться государству на восток.

В день Рождества Христова 800 года, во время торжественного богослужения, папа Лев III возложил на Карла золотую корону и провозгласил его римским императором. Взяв за основу Великую Римскую империю, Карл создал «единую Европу», Европу как союз государств, объединённых не только по территориальному, но и по культурному признаку. Тем самым, Карл заложил основы европоцентризма.

Время возникновения империи и правления Карла Великого и его приемников (в основном на территории Франции и Германии) стали называть «каролингским возрождением». «Каролингское возрождение» выразилось в организации школ, привлечении к королевскому двору ученых, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Тогда произошел всплеск интересов к античности, к раннехристианской и раннеримской культуре, где главным принципом в понимании искусства стал антропоморфизм. В эпоху Каролингов церковь была не только представителем власти, но и значительным фактором культурного развития. Именно монастыри являлись очагами образования. В целях возрождения Римской империи Карл Великий использовал динамичную и одновременно стабилизирующую силу церкви и образованное духовенство. Тем самым, Карл Великий заложил основу для римского и христианского универсализма.

Главным памятником каролингского возрождения является Дворцовая капелла имени Карла Великого в городе Ахене. Это восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. В его архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры (один из вероятных прообразов — равеннская Сан-Витале). Колонны и декоративное убранство представляют собой сполии, доставленные для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам.

После смерти Карла Великого, франки раздробили его империю. Но позднее, Оттон I Великий, германский король, выходец из Саксонии, решил воссоздать «единую Европу». Когда он приходил к власти, он позаботился о том, чтобы состоялась его официальная коронация, а также помазание иерархом, тем самым он возродил внешние формы и церемонии двора Каролингов. Оттон возродил политику Каролингов также и в том отношении, что стал раздавать герцогства своим родственникам. Оттон ужесточил контроль над церковью (создав т.н. «Имперскую церковь»), основывал новые епископства и аббатства. Империя была названа «Священная Римская Империя Германской Нации» (Первый Рейх) в 962 году и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Главным отличием его империи от империи Карла Великого было то, что за основу была взята Византия и принципы универсализма. И период его правления называлось «оттоновское возрождение», где характерно усиление культурных связей с Византией. Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики, главным центром которых стал монастырь Райхенау. Но создав свою империю, Оттон I Великий не сумел возродить мощь «единой Европы», как это сделал король Карл Великий.

 

 

5. Империи в истории Европы.

Импе́рия (от лат. imperium — власть)

монархическое государство во главе с императором;

колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями.

Континентальные империи

Теллурократия: Континентальные империи при присоединении соседних земель и включении их в свои границы в целях безопасности вынуждены были сразу же превращать их в свои провинции, гарантировать действие имперских законов и обращение имперской валюты. Это приводило к относительно безболезненному включению элит и обществ в имперостроительство. У континентальных империй было два периода расцвета: древнеримский и «наполеоновский».

Древнеримский период

Это период расцвета таких держав, как: Вавилонское царство, империя Ахеменидов, Ассирийская империя, Македонская империя, Карфаген, Римская империя, Великая Армения. Этот условный период начинается с основания Вавилонии (начало II тысячелетия до н. э.), до падения Западной Римской империи (476 г. н. э.). Отличительной чертой этого периода является примерно одно местонахождение империй (Южная Европа,Ближний Восток и северная Африка). Также почти все империи просуществовали несколько веков (кроме Македонской), а некоторые даже несколько тысячелетий.

Наполеоновский период

Наполеоновский период приходится на 17в. — начало 20в. н. э. В это время процветали такие империи, как: Российская империя, Австро-Венгерская империя, Священная Римская империя, Наполеоновская Франция, Германская империя, Японская империя, Османская империя, Датско-норвежская уния, Персия и другие. Период называется наполеоновским потому, что правление Наполеона Бонапарта пришлось, как раз на расцвет этого периода. Именно Наполеоновские войны являются кульминацией теллурократии.

Морские империи

Талассократия: Другой тип империй — колониальный, морской. Разделенные со своими колониями океанами и морями, они не стремились экспортировать в колонии развитие, право и прогрессивные формы экономического уклада. Их основная цель — максимальная добыча природных ресурсов, использование стратегического положения колонии-суши. В этих империях были часты случаи геноцида, массовых переселений, жестокого обращения с автохтонным населением. Карательные операции были повседневной практикой (лорд-протектор Кромвель уничтожил 4/5 населения Ирландии).

Когда экономическая целесообразность колоний падала, колониальные империи отказывались от колоний. К началу XXI века практически все колониальные, морские империи распались.

Античные империи

В античный период существовало понятие империй, то есть полнота власти. «У римлян империй — высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему её в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников. Со времени Юлия Цезаря и Августа обладателями её стали императоры. Позже Империя стала обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть»[6] правителя. С включением в состав Римской империи всего «цивилизованного» мира античности понятие империи подверглось трансформации и стало пониматься как государство, объединяющее многочисленные страны и народы.Также парралельно с Римской империей существовали две могущественные империи: Великая Армения и Персидская империя[6].

Средневековые империи

Образец «всемирной» Римской империи, дополненный христианской концепцией единой церкви, лёг в основу средневекового понятия империи — объединения всего христианского мира под властью единого монарха, чьей главной обязанностью являлась защита церкви. В условиях феодального общества концепция империи не предполагала и не могла предполагать централизации и бюрократической системы. Империи средневековой Европы — Франкская и Священная Римская — оставались децентрализованными образованиями, чьё единство поддерживалось сакральностью императорской власти.

Империи в Новое Время

Возникновение централизованных национальных государств в эпоху нового времени в сочетании с обострением межгосударственных отношений и необходимостью наращивания военного потенциала, а также начало колониальнойэкспансии привели к возникновению империй: Российской, Испанской, Португальской, Французской, Британской и других.

В настоящее время широко применяется также переносное толкование слова «империя». В этом случае под ней подразумевается большое по территории и населению государство, имеющее следующие признаки:

À наличие сильной армии и полиции;

À большое внешнеполитическое влияние;

À мощная государственная идея (религия, идеология);

À жесткая, как правило, единоличная, власть;

À высокая лояльность населения;

À активная внешняя политика, направленная на экспансию, стремление к региональному или мировому господству;

À важнейшим критерием является наличие внутренних специфических системных взаимоотношений между центральной управляющей частью государства (метрополией), сосредоточившей политическую и экономическую власть, и подчиненными ей колониями, являющимися источниками геополитических и экономических ресурсов.

Государство, отвечающее этим признакам, будет являться империей. При этом монархия как тип государственного устройства не обязательна.

В эпоху апогея Империи Рим вначале создал идею, принцип, позволяющий собрать вместе разные народы без их религиозного обращения и уничтожения самобытности. Принцип imperium, проявившийся даже еще и в республиканском Риме, отражал волю к осуществлению на земле порядка и космической гармонии, вечно находящихся под угрозой.

Существует мнение, о том, что название «Империи» может быть отнесено только к таким историческим конструкциям, как Римская империя, Византийская империя, Священная Римско-Германская империя или Оттоманская империя. Совершенно точно не Империи в этом смысле империя Наполеона, гитлеровский Третий Рейх, британская и французская колониальные империи, равно как и современные империалистические образования американского или советского типа. Очень трудно дать имя империи образованиям или могуществам, занятым исключительно простым процессом расширения своей национальной территории. Такие современные «великие державы» - не империи, но всего лишь нации, просто стремящиеся к расширению своих сегодняшних границ через военные, политические, экономические или иные завоевания.

Древний Рим, одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, внес огромный вклад в историю человеческой цивилизации. Именно он подарил современному миру римское право, некоторые архитектурные формы (например, арку и купол) и ряд других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). С 27 года до нашей эры началась эпоха Римской империи, которая является одним из важнейших периодов истории Древнего Рима, периодом наибольшего расширения границ и достижения наибольшего процветания в разных сторонах жизни. Христианство как религия также родилось на территории Римской империи. В правление императора Константина I (306-337) христианство становится государственной религией Римской империи. В 375 году гунны вторглись в Европу. Началось Великое переселение народов. А 17 января 395 года империя раскололась на Западную Римскую и Восточную Римскую. Вскоре Восточная империя превратилась в самостоятельное государство – Византию. Падение Западной Римской империи 4 сентября 476 года можно считать концом Римской империи. Несколько государств считало себя наследниками Римской империи. Прямым её продолжением на востоке являлась Византийская империя (византийский император Юстиниан захватил значительные части Западной Римской империи в середине 6 века, но не смог их удержать). На западе же после падения Римской империи на её территории возникло множество более мелких государств. В 962 году Оттон I Вели<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...