Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Где делать массаж и лечебную физкультуру ребенку первого года - дома или в кабинете?

Это, кстати, риторический вопрос, который однозначно не разрешить. Сразу скажу, что я в своей практике никогда не работал в специализированном кабинете, а только на дому у ребенка. И там и там есть свои плюсы и минусы. Вот, постараемся сравнить эти два места и дать характеристику каждого с прикладной точки зрения.

1. Массаж и ЛФК на дому у ребенка. Если изучить мнения родителей (в основном мамы) в блогах, то подавляющее большинство высказывается за проведение курса в домашних условиях. Оно и понятно: и ребенку комфортно и маме достаточно удобно. В течении нескольких лет практически в каждой семье я задавал вопрос: «где удобнее проводить курс: дома или в спецкабинете (поликлинике)?». Вывод: 99 из 100 конечно говорили, что дома. 1% родителей сказали, видимо, не подумав. Но если сильно вдуматься и вернуться в советскую эпоху, то массаж на дому проводился очень не часто или вообще не проводился. Почему? Причин несколько: а) очень невысокий процент выявления родовой травматизации и, как следствие, отсутствие парадигмы, направленной на активное выявление РТ. Выявлялись и активно наблюдались только тяжелые случаи, связанные с синдромами детского церебрального паралича и иже с ними. Ведь, к слову сказать, до сих пор многие родители и из родственники из старших поколений считают, что сколиоз – это парта в школе, плоскостопие – это наследственность или плохая обувь, кривошея – «это потому, что ребенок так сидел и смотрел в одну сторону в животе». Поэтому большинство родителей и наблюдающих за ребенком докторов просто не «зацикливались» на мелочах. Порой сейчас беседуешь с бабушкой ребенка, а она и говорит: «а мой сын\дочь вообще не ползали. Мы и не знали, что надо, да и ползать-то было негде – коммуналка-с. И так говорят очень многие из старшего поколения; я,например, первый свой год жизни провел на Чукотке и зимой вода замерзала ночь на полу. Так, что, вполне вероятно, что и я не ползал, кто теперь об этом раскажет; б) небольшое количество специалистов в области детской реабилитации, можно сказать штучные экземпляры на базе каждого ЛПУ. Честно говоря, и в настоящее время специалистов, занимающихся системной реабилитацией, можно по пальцам пересчитать; в) я сам человек советской эпохи и помню, что подавляющее количество семей жило небогато, не имело адекватных жилищных условий, что бы даже обеспечить место для проведения массажа-лфк. Это сейчас почти у всех есть плоские кровати-аэродромы с достаточно плотными матрасами, а в прошлом такое было редкость. Я все детство проспал на пружинном матрасе, а там не больно-то и и позанимаешься.

Плюсы: а) специалист приходит сам к конкретно оговоренному времени, не нужно одевать ребенка, ехать куда-то в маршрутке, в автомобиле. Тут все согласятся – это и хлопотно и всегда есть риск инфицирования, особенно в период эпидемий; б) после занятия ребенок остается дома, может уснуть в комфортных для него условиях; в) ребенок находится в своем привычном психологическом микроклимате (и стены лечат); г)возможность для родителей скорректировать режим сна-бодрствования и кормления под приход специалиста;

Минусы (они тоже есть): А) несмотря на обилие мебели в современных квартирах\домах, не всегда удается найти действительно удобную поверхность для работы. Я знаю, что большинство коллег работают с детьми на столах (кухонный, обеденный). Но я не люблю. Не люблю по многим причинам: 1) если курс проводится ребенку первых месяцев, то использовать стол еще можно, да и то только для массажа. А вот ЛФК уже неудобно. Например, для работы с поворотами со спины на живот требуется поверхность вправо-влево по метру от срединно расположенного ребенка. Двух с лишним метровых кухонных столов мало можно найти; 2) поверхность должна быть адекватной жёсткости. На слишком жёсткой поверхности ребенок (особенно с повышенным тонусом) быстро устанет и будет нервничать, на слишком мягкой трудно сделать не которые упражнения и на повороты и на ползание и на вставание. 3) Работая на столе, приходится «висеть» над ребенком, а это далеко не всеми детьми, особенно второго полугодия, воспринимается адекватно; 4) И я уже молчу, что работая стоя за столом, очень устает спина. Поэтому для меня лучшим вариантом является плоский диван, кровать, тахта. Да, приходится стоять на коленях (это наверное смотрится смешно и странно), но зато я в одной плоскости с ребенком, не «зависаю» над ним, не устает спина и, как правило, адекватная жесткость. Б) Выбор помещения. Хуже нет работать с маленьким ребенком в большом зале. Где каждое слово – эхо. Психологически – это очень неуютно и для врача и для ребенка. К тому же, через такие залы периодически проходят домочадцы и ребенок отвлекается, а то и может вдруг захотеть на руки к бабушке («потому, что она его только и носит»). Бывают (правда очень редко), когда работать с ребенком абсолютно негде (не на полу же работать с трехмесячным). Либо вообще нет рабочих поверхностей, либо тесно, как в дизель-электрической подводной лодке времен Гражданской войны. Помещение должно быть небольшое, комната до 20 кв.м, хорошо проветренная, с адекватным освещением. В залах, чаще всего лампы на много люксов и ребенок, лежа на спине, выглядит как на допросе в ЧК, раньше времени начинает нервничать. Я часто говорю: свет мне вообще не нужен, лишь бы ребенок меня адекватно воспринимал. В) Если с ребенком работают дома, то домочадцами эта процедура воспринимается как ШОУ. Собирается целый полувзвод родственников, все стоят\сидят (часто сзади) и чаще всего молчат. Ребенок – не взрослый, мышление другое. Если работа с ним воспринимается им не как игра, то контакта может не получиться. И здесь нужно тесное сотрудничество только с одним из близких людей (чаще мама, но и адекватный папа), а не с шестью-восемью. Люди думают, что если ребенок захныкал, то нужно всем прыгать вокруг и улюлюкать. Посмотрели ли бы они на себя со стороны… Г) Учитывая, что с ребенком работают дома, образ жизни ни мамы, ни окружающих сильно не меняется (вообще не меняется) и очень часто родители относятся к процессу реабилитации, мягко говоря, несерьезно. Обычно присутствовавшая при работе мама, не предупредив, уезжает, оставляя вместо себя неопытного папу или такую же бабушку. Если ребенок с тонкой психикой, он по-другому реагирует на процедуру в присутствии не чужих, но других людей. Не скрою, бывает курс срывается из-за формирования отрицательного стереотипа на место. Надо просто знать своего ребенка и если надо отлучится, лучше отменить встречу. Д) Практически полное отсутствие технического оснащения для работы. Правда, на первом году его много-то и не нужно, за исключением детей старше года-двух со сложной неврологией.

2. Массаж и ЛФК в условиях кабинета (медицинский центр, поликлиника). Повторюсь – никогда не работал в условиях кабинета, поэтому выводы по больше степени – теоретические.

Минусы: Здесь все просто: минусы здесь – это плюсы там. Добавить можно, однако, то, что часто кабинеты для массажа являются смешанными, т.е здесь работают и со взрослыми и с детьми и детьми первого года. Я считаю, что должна быть довольно жесткая специфика, разделение кабинетов на взрослые и детские. Невозможно адекватно отработать с ребенком весом в 6-7 кг. после работы на 100 кг. мужчине (немного утрирую).

Плюсы: Тут также: плюсы здесь – это минусы там: 1) Как правило, в кабинетах хорошие и удобные массажные столы, вполне подходящие для детей первого года. С их помощью легко осуществлять подход к ребенку с четырех сторон; 2) Помещение (с точки зрения санитарной и,часто, психологической) подобрано правильно. Правда тут может сработать психология младенца: не Вы приходите в его социум, а он в Ваш и предсказать реакцию можно не у каждого ребенка. 3) При посещениях специализированного кабинета, мама\папа\бабушка настраиваются по деловому, без отвлечений, смен друг друга (т.к. почти любая бабушка\папа могут «посидеть» с ребенок дома, но не каждый из них согласится в одиночку и самостоятельно вдруг ехать на другой конец города в кабинет на массаж). 4) Как считают некоторые родители, работа в кабинете это гарантия от шарлатанов и просто случайных в реабилитации людей. И да и нет. Да, потому что действительно для работы в кабинете нужен диплом, сертификат. Но вот опыт работы с детьми сразу не виден и проявляется постепенно. В то время как для работы на дому приглашают специалиста по рекомендации, да и не одной. Скажем так: специалистов такого профиля по газете не ищут. Даже строителей для бани ищут по рекомендации, а тут ребенок… Правда и тут…Народ у нас часто наивный. Спрашиваешь: «кто работал с вами? Лена… или Света…Фамилия где-то записана. А где работает? Не знаем…».

Что бы охарактеризовать плюсы работы с ребенком ПЕРВОГО года в условиях кабинета проще выделить те ситуации, когда работать именно там просто необходимо. 1) Дети с грубой (синдромы ДЦП) органической патологией ЦНС. Работа с такими детьми в домашних условиях чисто симптоматическая и, учитывая, что она должна проводиться постоянно, целесообразно самим родителям осваивать данные навыки массажа-лфк. Для системной работы необходимы условия, приспособления (валики, шары, мячи, тренажеры, удобные многофункциональные столы и т.д.); 2) Работать на дому просто невозможно из-за отсутствия условий; 3) В кабинете работает любимый специалист, который по разным причинам не может приходить на дом. В общем, я думаю, что за исключением вышеперечисленных ситуаций, работа с ребенком первого года жизни на дому имеет гораздо больше преимуществ, чем работа в кабинете.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...