Учетная политика организации, ее элементы. Правила ее формирования, оформления, раскрытия и изменения.
В настоящее время учетная политика является важнейшим инструментом управления предприятия. При грамотном составлении учетной политики организация может существенно изменить в лучшую сторону свои основные показатели деятельности предприятия, построить налоговую планирование и ценовую политику. Учетная политика организации является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учетной политики. Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся: 1. Способы группировки и оценка хозяйственной деятельности 2. Способы погашения стоимости активов 3. Организация документооборота 4. Инвентаризация 5. Способы применения счетов бухгалтерского учета 6. Системы регистров бухгалтерского учета 7. Способы обработки информации и др. Формирование учетной политики включает в себя следующие способы ведения бухгалтерского учета, определяемые организацией: 1. рабочий план счетов бухгалтерского учета; 2. формы первичных учетных документов, по которым нет унифицированных форм 3. порядок проведения инвентаризации 4. методы оценки активов и пассивов 5. правила документооборота 6. порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
Главная задача учетной политики предприятия - раскрыть те способы бухгалтерского учета, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Содержание учетной политики оформляется приказом руководителя организации. Значение учетной политики определяется несколькими моментами грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит - снижения налоговой нагрузки на предприятие учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений. Порядок формирования учетной политики для целей налогообложения закреплен в п. 12. ст. 167 НК РФ. Налоговое законодательство представляет налогоплательщику в ряде случаев право выбора между теми или иными способами учета. Каждый такой выбор должен быть обязательно закреплен в учетной политике, в противном случае налогоплательщик не вправе применять избранный им порядок налогового учета 18, с.205. В соответствии с международными стандартами по окончании финансового года составляется финансовый отчет и в нем объясняется, какова была учетная политика в прошедшем году применительно лишь к тем данным отчета, которые могут оказаться, непонятны подготовленным пользователем. Весьма вероятным может оказаться такое положение, когда учетная политика, на предстоящий год является корпоративным секретом. Жестких требований к описанию учетной политики в стандарте не предъявляется. Это означает, что: Текст его может быть раздроблен и дан в тех местах финансового отчета, в которых это требуется для сохранения целостности отчета с точки зрения потребителя финансовой информации. Например, финансовый отчет банка может состоять из табличных форм, содержащих финансовую информацию и выделенных в разделы, пояснения могут следовать после тех форм, которые этого требуют.
Руководитель организации подписывает весь финансовый отчет, а не отдельную его часть под названием «учетная политика». По существу, характеристика учетной политики в узком смысле слова согласно международному стандарту сводится к следующему: 1. У каждой организации учетная политика должна быть только одна, у разных организаций учетные политики могут быть разными. 2. Учетная политика «имеет отношение к принципам, основаниям, соглашениям, правилам, процедурам, одобренным руководством на этапе подготовки финансовых отчетов». 3. Фундаментальные положения учета, примененные в финансовом отчете, пояснений не требуют; однако, если это фундаментальные положения в отчете не применяются, то это необходимо объяснить. Формальные требования к документу, описывающему учетную политику, в России более жесткие, чем в стандарте IASI-75. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» этот документ утверждается «приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета». Соответственно, данный документ не может быть текстом, поясняющим отдельные разделы финансовых отчетов. Кроме того, в российской практике учетная политика не привязана к финансовым отчетам предприятия, а имеет самостоятельное значение. В отличие от международных стандартов, в России: Документ под названием «Учетная политика» утверждается в начале года. Учетная политика организации, как таковая, является предметом рассмотрения стандарта ПБУ 1/94. Стандарт регламентирует учетную политику в широком смысле слова, применительно к принятому учету на предприятиях. Временные ограничения действия компонентов учетной политики в организации устанавливаются жестко. Период, охваченный финансовым отчетом, вторичен по отношению к периоду действия описания учетной политики. Перечень компонентов учетной политики является очень широким, охватывая, по возможности, все потенциальные направления деятельности предприятия. Вывод: в данном разделе были выявлены основные принципы и порядок формирования учетной политики.
Структура учетной политики и подходы к ее формированию При формировании учетной политики, использующая ПБУ 11/2008, должна как минимум определить: 1) перечень лиц, являющихся связанными сторонами организации, или принципы включения в этот перечень юридических и физических лиц; 2) конкретный состав и форму раскрытия (в том числе порядок представления) информации, подлежащей раскрытию в соответствии с ПБУ 11/2008; 3) порядок построения аналитического учета, обеспечивающего получение информации о связанных сторонах, которая подлежит раскрытию организацией. В учетную политику имеет смысл включить несколько разделов и информацию, которую в них стоит разместить. Итак, в первом описываются организационно-технические вопросы: – организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения); – система налоговых регистров (правила построения и описание форм регистров); – система документооборота для заполнения налоговых регистров. Например, можно разобрать ситуацию с документами на такие расходы, как арендные платежи, оплата за услуги связи, юридические, информационные, консультационные, аудиторские и другие услуги, которые приходят в организацию с опозданием. Дело в том, что по этим услугам НК РФ предоставляет налогоплательщику самому определить, какая из трех дат будет считаться датой признания расхода. Так, согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ эти затраты можно учитывать либо на дату расчетов, указанную в договоре, либо на последнее число периода, либо на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов. Очевидно, что для нейтрализации последствий «опоздавших» документов стоит выбрать и закрепить в учетной политике последний вариант. При формировании учетной политики компания должна помнить, что этот документ составляется не «для галочки» и не только для исполнения обязанности налогоплательщика. Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике – это формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем.
Между тем, ссылаясь на данный приказ (в котором грамотно должны быть описаны методы учета), можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела, либо отстоять свою точку зрения в спорах с налоговиками при проверках, даже не доводя споры до судебных исков. В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» (приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учёту») под учётной политикой организации в целях бухгалтерского учёта понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Согласно статьи 11 НКРФ учётная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Рекомендуем Положение об учётной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных локальных документов: • первый документ посвящен учётной политике предприятия в области бухгалтерского учёта; • второй документ посвящен учётной политике в области налогообложения. Полагаем, что допущение последовательности применения учётной политики, регламентированное бухгалтерским стандартом ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» приемлем и для учётной политики для целей налогообложения: выбранная предприятием учётная политика применяется последовательно от одного налогового периода к другому, то есть разрабатывается «на века» и лишь при необходимости внесения изменений корректируется приказом датированным до 1 января календарного года, которым вводятся изменения. Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчёт ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учёта, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учёта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|