Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по дисциплине «Основы идеологии белорусского государства»

РЕФЕРАТ

на тему: «Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке»

 

 

Слушатель группы БУз-121 М.С. Новиков

Номер зачетной книжки_________________ Руководитель В.В. Артёмчик

 

Могилёв 2016

 

 

План ответа:

1. Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации.

2. Социально-экономическая сущность и технологическая основа белорусского общества в период СССР.

3. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях.

4. Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности в контексте постиндустриальной модернизации Беларуси.

 

1.Понятие общественного развития и подходы к его теоретической интерпретации

 

 

Стратегия развития общества — один из основных вопросов идеологии любого государства. Образно говоря, политическая стратегия есть тот компас, который указывает путь государственному кораблю. И в зависимости от того, насколько правильно выбран вектор его движения, настолько успешными окажутся усилия народа по достижению поставленной цели.

Выбор стратегии общественного развития заключается в том, чтобы дать верную оценку особенностей каждого конкретного исторического этапа и выработать адекватные ему экономические и соци­ально-политические действия, совокупным результатом которых станет ка­чественно новое состояние общества.

Теория постиндустриального общества. Понятие «постиндустриальное общество» ввел в научное употребление американский социолог Д. Белл, он же выполнил и всестороннюю разработку теории постиндустриального общества. Формированием этой теории занимались также американцы Дж. К. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер и др. В настоящее время теория постиндустриального общества признается в качестве методологической основы обществоведческих исследований широким кругом ученых в различных странах.

Согласно рассматриваемой теории исторически первым появляется традиционное, или аграрное, общество. Оно называется так потому, что вся его жизнедеятельность определяется традицией или, иначе говоря, от века установленными обычаями, а основным видом занятий людей в нем является земледелие. Поскольку оно предшествовало индустриальному обществу, то этим обусловлено еще одно его название — доиндустриалъное общество. Производство в нем основывается, по выражению американского экономиста, социолога и политического деятеля У. Ростоу, на доньютоновской науке и технологии и на доньютоновских упрощенных представ­лениях о внешнем мире. Оно представляет собой натуральное хозяйство, т. е. основанное на природных ресурсах и живой силе производство, которое ориентируется главным образом на удовлетворение собственных потребностей производителей. Значительная доля производимой при этом продукции, следовательно, не включается в сферу рыночного обращения.

Теория индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовый выпуск товаров длительного пользования (например, автомобилей, холодильников, телевизоров, видеомагнитофонов, пылесосов и многих тысяч других предметов). Основанием для перехода к индустриальному обществу является научно-техническая революция, приведшая к последовательности технических нововведений в производстве и управлении. Главным их результатом стала замена живой (мускульной) силы на природные виды энергии в качестве основного производственного ресурса. В свою очередь это привело к изменению характера самого производства и к преобразованию всей общественной структуры, начиная с форм поведения и социального общения и кончая рационализацией мышления в целом.

В политической науке общество индустриального типа принято называть также модернистским (от франц. moderne — современность) обществом. Этим названием подчеркивается его принципиальное отличие от традиционного общества, институты которого общественным сознанием стали восприниматься как архаические, древние, устаревшие. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией общества.

Постиндустриальное общество, согласно Д. Беллу, являет собой новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему точно так же, как она сама вытеснила когда-то традиционную, или аграрную. Если на аграрной стадии общественного развития преобладает «первичная» сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, а на индустриальной доминирует «вторичная» промышленность, то на постиндустриальной выдвигается «третичная» — сфера услуг. Это отнюдь не означает, что на «третичной» стадии производство продуктов земледелия и промышленности прекращается. Наоборот, их производство продолжается, но уже на новой технологической основе.

Новой ступенью в развитии постиндустриального общества считается информационное общество. Его отличительный признак — доминирование «четвертичной», или информационной, сферы экономики, следующей за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Большая часть работающих в таком обществе сосредоточится в сфере информации, которая станет важнейшим фактором общественного развития. В таких условиях наука, культура, образование и здравоохранение утрачивают свое традиционное предназначение непроизводственной сферы и трансформируются в самостоятельную производительную силу, ориентированную на производство не только материальных благ, но и самого человека.

Цивилизационный подход к пониманию процесса общественного развития позволяет увидеть историю крупных регионов мира в их специфическом многообразии, что ускользает от внимания исследователя при формационном анализе. Главное же — цивилизационная теория отводит должную роль культуре как фактору общественно прогресса и условию устойчивого развития общества. Понимание этого обязывает субъектов политических отношений проявлять заботу о сохранении цивилизационной иден­тичности того сообщества, в рамках которого они действуют. Как показы­вает исторический опыт, попытки заменить культурный код сообщества закономерно ведут его к гибели. Следовательно, такого рода политические действия можно квалифицировать как измену национальным интересам.

Поэтому при выработке стратегии общественного развития чрезвычайно важно не потерять из виду задачи сохранения социокультурной самобытности данного сообщества, продолжения сложившихся в нем традиций, преемственности нравов и обычаев.

Теория постиндустриального общества ориентирует субъектов экономической и политической деятельности на постоянный поиск путей обновления материально-вещественного и субъектно-личностного компонентов производительных сил общества. Без этого теперь попросту невозможно обеспечение сколько-нибудь значимых целей общественного развития.

Таким образом, каждая из рассмотренных теорий характеризуется своими достоинствами и недостатками: придавая первостепенное значение одним факторам общественного развития, они не учитывают или низводят до ранга второстепенных другие составляющие этого процесса. Тем не менее ни одна из них не утратила своей практической значимости. Ныне все они вместе составляют теоретическую опору при определении уровня развития того или иного общества, формулировании общественных целей и обосновании политической тактики обеспечения их реализации.

 

2. Социально-экономическая сущность и технологическая основа белорусского общества в период СССР

 

 

Республика Беларусь, оказавшись в конце XX в. в новой геополитической ситуации, была вынуждена решать проблему выработки стратегии своего социально-экономического и политического развития в XXI в. Задача заключается в поиске такой модели организации общества, которая была бы адекватна историческим особенностям страны и тенденциям развития современного мира. Именно в таком направлении должен быть ориентирован вектор стратегии общественного развития для достижения положительных результатов своей деятельности.

Во второй половине XX в. по основным параметрам советское общество превратилось в индустриальное и фактически стояло на пороге перехода в постиндустриальную стадию своего развития. К данному выводу еще ранее пришел бесспорный авторитет в западном научном мире, создатель теории постиндустриального общества Д. Белл. Это положение он подтвердил и после распада Советского Союза.

Сказанное относится и к Беларуси: в советский период республика прошла индустриальную стадию своего развития и к началу 90-х гг. XX в. белорусское общество по всем критериям стало в высокой степени модернистским.

Так, в политической сфере в основном осуществился процесс становления национальной белорусской государственности с разветвленной системой политических институтов, деятельность которых основывается на принимаемых в установленном порядке законах; сформировалась модернистски ориентированная национальная интеллигенция; происходило постоянное расширение сознательного участия граждан в политической жизни.

В экономической сфере производство — как в промышленном, так и в аграрном секторах — основывалось на индустриальных технологиях; была создана практически отсутствовавшая в досоветский период «третичная» сфера экономики — сфера услуг, включающая широкую сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха, бытового обслуживания населения; успешно развертывался процесс формирования «четвертичной», или информационной, сферы экономики: исследования белорусских ученых в области гуманитарных наук, физики, математики, химии, биологии, машино- и материаловедения, микроэлектроники и информатики, наук о земле, рационального использования природных ресурсов получили мировое признание.

В социальной сфере были полностью преодолены существовавшие ранее элементы сословности, общественные отношения строились главным образом на целерациональных связях между индивидами, на профессиональных и относительно слабых рыночных критериях; сохранялись и традиционно высокий уровень коллективизма, солидарности и взаимопомощи, нематериальные мотивации трудовой деятельности.

В духовной сфере были достигнуты достаточно высокая степень дифференциации ценностных ориентации различных категорий граждан; практически всеобщая грамотность населения и постоянно повышающийся уровень его образованности (последовательный переход от всеобщего начального к всеобщему семи-, восьмилетнему, а затем и к всеобщему среднему образованию; высокий процент граждан с высшим образованием); постоянно возрастающий уровень секуляризации общественного созна­ния и становления идейного многообразия; относительно высокий уровень развития средств массовой информации и коммуникации.

Приведенные положения подводят к выводу, что поиск стратегии общественного развития Беларуси, должен был связываться не с идеей модернизации, предназначенной для стран, не обладающих опытом индустриального развития, и не с идеей формирования общества свободной рыночной конкуренции. Первое направление есть наше прошлое и пока еще настоящее, второе — прошлое индустриально развитых западных стран.

Будущее же нашей страны, как и западной цивилизации, находится на пути формирования общества постиндустриального типа. Только ориентированная на движение к постиндустриальному (информационному) обществу стратегия развития может обеспечить дальнейший прогресс Беларуси. Данная стратегическая установка находится в русле того направления, в каком на самом деле эволюционировала наша страна в составе СССР и эволюционирует западный мир. Других альтернатив общественного развития, — если вести речь о прогрессивном развитии, — в современном мире не существует.

 

3.Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси в современных условиях

 

 

Стратегия постиндустриальной модернизации, или постмодернизации, предполагает ориентацию на принципиально иные, нежели при индустриальной модернизации, параметры общества. Она предполагает также и иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Подчеркиваем: постиндустриальное общество на высокой стадии своей зрелости предполагает превращение производства информации и знаний в основную сферу человеческой деятельности. Это и есть главный признак общества постиндустриального (информационного) типа. Очевидно, что общества в указанном смысле пока нет нигде в мире.

Беларусь выбор своего основного стратегического ориентира сделала именно в пользу формирования общества постиндустриального типа. В части теоретического обоснования данной стратегии и формулирования задач по ее реализации особое значение имеет Послание Главы государства А. Г. Лукашенко Национальному собранию Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. В основе его содержания — положение о том, что современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии, гос­подствовавшей почти два века, к новой — постиндустриальной. Эта всеобщая тенденция, подчеркивается в документе, обусловленная становлением нового технологического уклада производства, дальнейшим углублением общественного разделения труда и глобализацией хозяйственной жизни, ведет к глубоким сдвигам в уровне и структуре общественного производ­ства и соответственно в характере общественного развития.

О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу:

- человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

-повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления;

-приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства;

-улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

-переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

-усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение

-потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов;

-развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

-экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых ценностей.

С учетом глобальных проблем, вызвавших к жизни идею устойчивого развития, безоговорочный в прошлом статус инноваций как принципа деятельности в последнее время проблематизируется. Сегодня утверждается представление, согласно которому естественное в жизнедеятельности людей находится в хрупкой гармонии с искусственным, незаменимой и нуждающейся в сбережении и защите. Поэтому ныне статус безусловной приобретает установка на взаимообусловленность природного и общественного процессов, предполагающая уже не вытеснение и покорение естественного искусственным в жизнедеятельности людей, а их взаимную согласованность. В соответствии с этим приемлемыми считаются не любые инновации, а лишь такие, которые не наносят ущерба среде обитания людей и возможностям развития будущих поколений.

Таким образом, продвижение нашей страны по пути устойчивого инновационного развития вплотную приблизит ее к постиндустриальной стадии, что поставит ее по уровню жизни народа вровень с экономически развитыми странами.

 

4.Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности в контексте постиндустриальной модернизации Беларуси

 

 

Формирование белорусской государственности и определение приоритетов внешней политики – это единый процесс, динамика которого зависит от многих факторов. Геополитическая катастрофа под названием «распад СССР» положила начало данному процессу, первым заметным проявлением которого был выход на международную арену нового суверенного государства, заявившего о собственных национальных интересах.

Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь были сформулированы в Конституции Республики Беларусь. Согласно ст. 18 Конституции Республики Беларусь страна в своей внешней политике «исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права». В той же статье говорится о том, что цель страны – безъядерный и нейтральный статус. Ст. 79 Конституции Республики Беларусь закрепляет за президентом страны полномочия гаранта, реализации основных направлений внешней политики. Именно «Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности». Президент представляет Беларусь в отношениях с иными государствами и международными организациями, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей зарубежных государств.

Из этих целей вытекают основные внешнеполитические задачи, которые можно свести к нескольким основным тезисам: укрепление позиций страны на международной арене, создание благоприятных условий для успешного социально-экономического развития государства; защита интересов граждан страны за рубежом; формирование отношений добрососедства, прежде всего, по периметру белорусских границ; укрепление союзнических отношений с Россией. «Внешнеполитическая стратегия Беларуси строится на трех основополагающих принципах: политический суверенитет, экономическая открытость и равные партнерские отношения между странами».

Одним из важнейших постулатов внешней политики страны явился тезис, обозначенный в Послании Президента страны белорусскому народу и Национальному собранию в 2008 году достаточно ясно и недвусмысленно: «Беларусь суверенитетом не торгует». Контекст этого заявления широко известен: в частности, речь идет об упреках власти рядом оппозиционных политиков в том, что руководство страны готово ради неких туманных преференций политического и социально-экономического толка «сдать страну». Достаточно быстро эти упреки сошли на «нет», однако важно подчеркнуть, что укрепление суверенитета – это процесс, достаточно длительный и требующий значительных усилий со стороны общества и государства. Факты свидетельствуют, что в новейшей истории страны не было ни единого политического шага, который хоть в какой-то мере можно было бы трактовать как уступка, «утрата суверенитета». Вместе с тем, постоянное обращение к этой теме свидетельствует, что укрепление суверенитета – это дело не только нынешнего, но и будущих поколений, поскольку ничто не дается раз и навсегда.

Интересы Беларуси в рамках СНГ заключаются в создании зоны свободной торговли, которая способствовала бы формированию в рамках Содружества полноценной экономической инфраструктуры, общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капитала.

В начале третьего тысячелетия начался процесс создания системы коллективной безопасности, который привел к созданию Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Активно, особенно в 2007–2008 гг. развивались отношения с Советом Европы и Европейским союзом.

Отношения с Россией в этом контексте – особое направление внешнеполитической деятельности. Начало им положил Договор дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанный в Москве в 1995 году. В 1996 году был подписан Договор о Сообществе Республики Беларусь и Российской Федерации. Годом позже этот документ был трансформирован в решение о создании Союза Беларуси и России. А в 1999 году подписан Договор о создании Союзного государства.

Республика Беларусь, находящаяся в центре Европы, на территории которой не раз «сходились» в жестком противоборстве интересы не только различных военных, экономических, конфессиональных союзов, но и цивилизаций, уже только по этим основаниям призвана учитывать и реализовать как исторический контекст, так и современные реалии. Многовекторная политика есть проявление внешнеполитического выживания и развития, кроме этого, речь идет и о строительстве единой системы безопасности, и о понимании важности выступать единым фронтом перед лицом угроз представляющих опасность для всех стран мира.

Многовекторная политика – это и сотрудничество, визиты на высшем уровне в Россию, страны СНГ, Персидского залива, Китай, Венесуэлу, Индию, Вьетнам и другие страны. Причем речь идет, как это не раз подчеркивалось, о развитии экономики страны, попытках обеспечить ее безопасность от угрожающих колебаний мировой конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков. Так, например, в декабре 2007 г. состоялось открытие совместного белорусско-венесуэльского предприятия по добыче нефти. Подписан декрет Президента Венесуэлы о передаче ряда месторождений на баланс совместного предприятия.

Главным партнером Беларуси в Азии является Китайская Народная Республика. Белорусско-китайские отношения сохраняют дружеский характер, их отличает взаимное уважение сторон, невмешательство во внутренние дела друг друга и полное взаимопонимание по основным вопросам. Двусторонние торгово-экономические отношения вышли на новый качественный уровень и прирастают из года в год.

Многовекторная политика – это и культурные, научные и образовательные связи страны с зарубежными партнерами. На первом съезде ученых Беларуси было заявлено, например, что мы должны тщательно отслеживать и быть способными воспринять новейшие научные достижения и подходы, которые разрабатывают, предлагают ученые других стран. Но мы пропагандируем и свои достижения, которые являются привлекательными для многих наших партнеров. Как подтверждение этому – тысячи зарубежных студентов, которые обучаются в наших вузах. Так, например, 26 белорусских вузов имеют 90 прямых договоров о сотрудничестве с учреждениями образования КНР. В 2007/2008 учебном году 24 вузах Беларуси обучалось около полутора тысяч китайских студентов.

Следует признать: внешняя политика страны, при всех ее подводных камнях и порогах, не претерпела «революционных» изменений. Последовательность и системность – вот характерные особенности белорусской внешней политики. В основе которой – сохранение национального суверенитета, многовекторность, учет и опора на национальные интересы, экономические реалии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. - Минск, 2004.

2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.— Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

3. Белорусский путь / Под ред. О В. Пролесковского и Л.Е. Криштаповича. - Минск, 2010.

4. Бабосов, Е М. Основы идеологии современного государства / Е. М Бабосов. -Минск, 2007.

5. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь: редкол.: Я М. Александрович и др. - Минск, 2004.

6. Беларусь в современном мире. Выступление Президента Беларуси АГ.Лукашенко на встрече со студентами БГУ 12.02.2008

7. Послание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 21.04.2010. // http://www. president.gov. by/press86246. htm

8. Директива Президента Республики Беларусь № 1 от 11 марта 2004 г. О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины // http://www.president.gov.by/press13700

9. Директива Президента Республики Беларусь № 3 от 14 июня 2007 г. Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства // http://www.president.gov.by/press46378.htm

10. Директива Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...