Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировка в окружающем пространстве

Игры и упражнения для развития пространственного представления у детей дошкольного возраста.

Ориентировка в схеме тела

«Замри»

Цель: умение понимать схематическое положение позы человека.

Оборудование: карточки со схематическим изображением человека

Ход игры: дети бегают по комнате, по команде взрослого «Раз, два, три, замри» останавливаются. Произнося эти слова педагог показывает карточку со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе и дети выполняют соответствующее движение

«Приключения Незнайки»

Цель: развивать умение ориентироваться в схеме тела.

Ход игры: Педагог предлагает детям представить себя Незнайками. Педагог рассказывает, что происходит с героем, а дети имитируют происходящее:

«Незнайка вышел из дома. Поднял голову вверх. Ах, какое солнышко! Прищурил левый глаз (прикрыл ладошкой), посмотрел на солнышко. Прищурил правый глаз, посмотрел на солнышко. Опустил голову вниз. А это что? Неужели лужа? Незнайка носком левой ноги коснулся лужи. «Точно лужа! Дай-ка я её перепрыгну», - подумал Незнайка. Сделал два шага назад, оттолкнулся правой ногой и прыгнул. Упал на левое колено. Больно! Потёр левое колено правой ладонью. Потом встал. Держась за левое колено правой рукой обошёл лужу и отправился назад домой!

«Солнышко»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Ход игры: Ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Упражнение «Тень».

Цель: развитие пространства тела.

Ход игры: Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой – его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

 

Игра в «солдатики».

В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки.

Цель: развитие пространства тела.

Ход игры: По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку. По аналогии можно играть в «робота», когда ребенок должен дотронуться до левого (правого) уха, глаза и т.п. Если ребенок испытывает затруднения при выполнении команды, ему можно помочь: например, повернуться налево вместе с ним, держа ребенка за плечи. Желательно напоминать ребенку, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

«Скажи где?»

Цель: Формирование умения ориентироваться в собственном теле.

Ход игры: Условно поделить вместе с ребёнком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Педагог дотрагивается до разных частей тела ребёнка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).

«Игры с мячом».

Цель: Освоение телесного пространства (левая и правая стороны).

Ход игры: (Начинать лучше с мяча большого диаметра, затем постепенно вводить в игру мячики меньшего размера): броски правой, левой рукой; постукивание мячом о пол правой, левой рукой; отбивание мяча правой, левой ногой, коленом, локтём, бедром и т.д. Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

«Совмещение понятий».

Цель: Закрепление умения ориентироваться в собственном теле.

Ход игры: Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находиться: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т.д.

«Части тела».

Цель: Закрепление пространственных представлений.

Ход игры: Педагог даёт задания детям:

- Определить правый и левый глаз, правую и левую руку, правое и левое ухо.

- Дотронуться правой рукой до левого уха.

- Прикоснуться левой рукой до правой коленки.

- Повернуться к двери левым плечом.

- Выставить вперед правую ногу. и т.д.

Ориентировка в окружающем пространстве

«Куда пойдёшь, то и найдёшь».

Цель: Закрепление понятия «право» - «лево».

Ход игры: Педагог прячет игрушки под бумажные колпаки по 4 стороны от ребёнка и говорит: «Направо пойдёшь – мишку, налево пойдёшь – зайца найдёшь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?».

«Найди место»

Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование: цветные ленты, игрушки.

Ход игры: на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

 

«Робот».

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку представить, что он робот с дистанционным управлением и подает ему команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». Поменяйтесь ролями, теперь вы робот, а ребенок пусть вами руководит.

Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Ход игры: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

Физминутка

- Давайте с вами немного отдохнем.

Эй, ребята, становитесь.

Справа – друг, и слева – друг,

Вместе все в веселый круг!

Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Вправо, влево головой.

Шаг – вперед, два – назад,

Отвернемся, повернемся,

Снова за руки возьмемся!

Три шага вперед дружок –

Станет тесным наш кружок.

Покружились, потолкались,

Отвернулись, разбежались.

«Корень-макушка».

Цель: Закрепление понятий «верх», «низ», «середина».

Ход игры: Дети называют части дерева, его строение. Рассматривают, что находится наверху, внизу, посередине.

 

«Правая и левая сторона».

Цель: Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона».

Ход игры: Педагог предлагает детям назвать все предметы, которые находятся с правой стороны, с левой стороны.

«Водитель».

Цель: Закрепление пространственных представлений.

Ход игры: Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.

«Кто правильно назовет»

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Ход игры: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

«Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

Ход игры: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

«Далеко и близко, высоко и низко».

Ход игры: В эту игру можно играть в группе и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находиться справа и слева, впереди и сзади.

«Стань по заданию».

Ход игры: Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

«У ребят порядок строгий…»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выполнение коллективных, согласованных действий.

Ход игры: Дети маршируют по залу и произносят слова:

У ребят порядок строгий, знают все свои места,

Ну-ка, быстро повторите так, как покажу вам я!

После последней строчки педагог показывает, как нужно построиться:

руки перед собой округлые – в круг,

руки в стороны на уровне плеч – в шеренгу,

две вытянутые перед собой руки – в колонну.

«Холодно – Горячо; Право – Лево».

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Ход игры: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.

Упражнение «Регулировщик».

Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.

Игровой материал: свисток.

Ход игры: Группа делится на водителей и пешеходов. Педагог: «Во всем городе сломались светофоры, и движением транспорта управляет регулировщик с помощью свистка». Звучит музыка. Пешеходы и машины начинают беспорядочно двигаться по залу. Регулировщик свистит и командует: «Всем повернуть направо, налево, стоянка». По команде «налево» или «направо» все должны сразу же выполнить поворот. По команде «стоянка» машины паркуются, а пешеходы продолжают движение.

Упражнение «Справа – слева».

Цель: Развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию, развитие внимания.

Материал: Мяч.

Ход игры: С детьми обсуждается, что такое справа, слева, впереди, сзади. Бросая мяч, ведущий называет предмет, находящийся в комнате. Ребенок, поймавший мяч, говорит, как этот предмет расположен в пространстве, относительно него (шкаф – справа, стол – слева). Ведущий бросает мяч и говорит: «Справа», а дети называют те предметы, которые находятся справа.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

«Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Ход игры: Ребенку дается инструкция: «Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

«Адресное бюро»

Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

«Где Маша?»

Цель: закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование: план

Ход игры: Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.

«Поиски».

Ход игры: Воспитатель прячет в группе какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя словесным указаниям: иди вперед, поверни направо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т.д. заранее продумайте маршрут.

В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Упражнение «Маршрутный лист».

Цель: развитие ориентировки в пространстве, осознанное выполнение действий, изображенных на предъявляемых схемах.

Игровой материал: схемы движения.

Методика проведения: Предварительно дети знакомятся с вариантами схематичного изображения перестроений (движения змейкой, по кругу, улиткой, парами, тройками, в шеренгу и т.д.). Затем они схематически изображают заданное движение на ладони партнера. В результате дети выполняют перестроения с опорой на схемы.

«Поиск клада».

Ход игры: Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность ребенка словами «горячо – холодно», а также «левее – правее», «выше – ниже» и т.п.

Упражнение «План местности».

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Ход игры: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

«Дорога в школу»

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...