Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок информационных ресурсов




Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах (включая и Россию) сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:

· информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам, их стоимости;

· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);

· информационные технологии, компьютерные программы;

· базы данных, информационные системы

· и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — как правило, это производители информации или ее собственники. Ими бывают:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

· службы связи и телекоммуникации;

· бытовые службы;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;

· консалтинговые (консультационные) фирмы;

· биржи;

· частные лица (например, программисты) и пр. Потребители информации — это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (электронном) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки нарождающегося мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги, а именно:

- информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам и их стоимости;

- информация научно-технического характера (авторские свидетельства, научные статьи и т.д.)

- информационные технологии, компьютерные программы;

- базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщиками, как правило, являются производители информации или ее собственники, например:

- центры, в которых создаются и хранятся база данных;

- службы связи и телекоммуникации;

- бытовые службы;

- специализированные коммерческие фирмы, занимающейся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

- неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной продукции – информацию о них;

- консалтинговые (консультационные) фирмы;

- биржи;

- частные лица (например, программисты) и пр.

Потребители информации – это частные лица, предприятия (которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья), органы власти всех уровней и т.д.

Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подпор литературы по тематике заказчика (или представление справок по описанию и местонахождению требуемой литературы). Причем кроме подбора литературы, имеющейся в данной библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Оказание информационных услуг возможно при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и России) существуют специальные институты, которые обрабатывают научно-техническую информацию по многим областям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без таких услуг деятельность ученных и специалистов трудно себе представить.

В сфере бизнеса информационные услуги заключаются в предоставлении определенной деловой информации, консультациях по тематике заказчика и т.д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи и провайдеры сети Интернет (т.е организации, осуществляющие за плату доступ пользователей в всемирные сети и их обслуживание). Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационной сети).

Уровень развитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближения общества к информационному.

Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало по времени с появлением первых ЭВМ, т.е. происходило во второй половине 20-ого века. Это совпадение в значительной мере случайное, так как впервые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. Бурный расцвет науки и техники в те годы привел к созданию первых информационных служб в различных областях деятельности, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученных и специалистов.

По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для его формирования имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс это принял массовый характер в 1980-х гг. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка и начался международный обмен информацией и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.

В настоящее время формирование информационного рынка происходит и в России. Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения. Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и т.д. Немало на этом рынке финансовой и статистической информации. Есть информация по образовательным услугам и организации досуга.

Вместе с тем, и по структуре, и по номенклатуре товаров отечественный информационный рынок пока значительно уступает рынку развития стран. Очень ограничен доступ к первоисточникам научно-технической информации (статьям, рефератам специального назначения, библиографической литературе, библиотекам и т.д.), а без этого не может быть устойчивого развития в соответствующих областях.

Признаки услуг скорее неосязаемы, чем осязаемы. Товары можно увидеть до их покупки, потрогать, почувствовать запах или измерить и упаковать. Когда покупается услуга, то ничего нет, что можно бы показать. Деньги потрачены, но в обмен взять в руки ничего нельзя. Таким образом, неосязаемость услуги означает то, что нельзя потрогать и то, что не может легко определено или сформулировано, а улавливается умом или психологически.

Однако выполнение большинства услуг сопровождается вполне осязаемыми вещами. Например, ремонт автомобили осуществляется при помощи запасных частей, приспособлений, ключей, в определенном и оборудованном помещении. Кроме того, ремонт автомобили включает определенный порядок действий, требуемых для определенного ремонта и выполняемых подготовленными и обученными людьми. Это и покупается как услуга. Большинство услуг — это комбинация осязаемых и неосязаемых элементов. Суть того что покупается — может быть осязаемым или неосязаемым.

Ресторан приобретает запасы продовольствия, напитков, на кухне готовят различные блюда, в залах сервируют столы, производят уборку помещения — все эти действия одних людей для других. Поэтому ресторан является организаций обслуживания, хотя здесь есть здание, интерьер, кухня, оборудование — вполне осязаемые предметы

Постепенно в обществе начинает формироваться понимание простой истины:

Если информация – товар, то за нее надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ. По мере совершенствования социально-экономических программ. По мере совершенствования социально-экономических отношений подобная практика должна уйти в прошлое.

Справедливости ради надо отметить, что компьютерное «пиратство» - явление глобальное. Нет, вероятно, ни одной страны мира, где не использовались бы незаконно скопированные программы. При этом по абсолютной стоимости используемого в стране «пиратского» программного обеспечения лидирует США (откуда больше всего раздается обвинений по этому поводу в адрес других стран). По оценкам независимых экспертов, в странах Европы до 40% используемого программного обеспечения является незаконными копиями. В России эта цифра, к сожалению, значительно больше (по данным на 1997 год наша страна стояла на 11-м месте в списке, начинающемся со стран, в которых доля пиратского программного обеспечения близка к 100%).

 

Глава 2. Содержание деятельности маркетинговой службы как вид информационной услуги

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...