Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ландшафтное дешифрирование аэрофотоснимков,




Яшин И.М., Васенев И.И.

 

ПРАКТИКУМ

ПО ГЕОЭКОЛОГИИ

 

Москва РГАУ - МСХА 2013


МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА

 

Факультет почвоведения, агрохимии и экологии

Кафедра экологии

 

 

Яшин И.М., Васенев И.И.

 

ПРАКТИКУМ

ПО ГЕОЭКОЛОГИИ

 

(Учебное пособие для бакалавров)

Москва. Изд-во РГАУ - МСХА 2013

 

ББК 40.35

УДК 504.54

Рецензент – профессор Савич В.И.

Яшин И.М., Васенев И.И.

Практикум по геоэкологии. Учебное пособие для бакалавров. М.: РГАУ - МСХА. 2013. 60 с.

 

ISBN

Пособие для практических занятий по геоэкологии включает ключевые разделы курса «Геоэкология». Практикум подготовлен на основе изданного в 2004 г. учебного пособия по дисциплине «Ландшафтоведение: практические занятия», под редакцией проф. Яшина И.М. Курс «Ландшафтоведение» проф. Яшин И.М. вел вместе с учебной полевой практикой в период 1994 -2004 гг. для студентов-экологов. Настоящая книга - это переработанное и дополненное издание. В ней рассматривается главным образом региональный подход в геоэкологии – ландшафты – их картирование, оценка состояния и функционирования для целей природопользования. Большое внимание уделяется работе с картографическими основами и составлением макета ландшафтной бумажной и цифровой карт. Бакалавры знакомятся с географической оболочкой и геосферами Земли: атмосферой, литосферой, гидросферой и педосферой. Изучают их строение, функции и эволюцию во взаимовлиянии. Данная информация дается на лекциях и семинарах. Обсуждаются природные ресурсы России, природные зоны, климат, растительность с использованием ГИС технологий в компьютерном классе кафедры экологии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

При выполнении практических работ студенты овладеют методами географических (ландшафтных) исследований, навыками дешифрирования аэрофотоснимков и чтения топографических карт, научатся выделять на картографической основе – в камеральной и полевой обстановках – фации и урочища, объяснять ландшафтообразующие процессы и потоки миграции веществ, составлять макет ландшафтной карты и ландшафтного профиля, а также описывать в специальном полевом дневнике растительность, почвы, рельеф, почвообразующие породы и водные источники. В отличие от школьного курса «География», где преобладает описательный подход, бакалавры приобретут навыки и умения чтения карт, их составления с разработкой легенды и отчета, анализа компонентов ландшафтов и оценки для рационального природопользования.

Каждый бакалавр получает от преподавателя индивидуальное задание и выполняет его самостоятельно в «Рабочей тетради». Выполненные задания проверяются и визируются преподавателем. Оценки бакалавров выставляются в баллах. В практикуме есть справочный материал, литературные источники и глоссарий, которые помогут выполнению взаимосвязанных заданий. Работа студентов проводится в соответствии с учебной программой курса «Геоэкология», разработанной профессорами Яшиным И.М., Васеневым И.И.

Чтобы облегчить бакалаврам выполнение практических работ, подготовиться к ним, электронный вариант настоящего учебного пособия «Практикум по геоэкологии» размещен на сайте кафедры экологии по адресу: www.ecology.timacad.ru Там же размещен и краткий курс лекций по дисциплине «Геоэкология». Темы лекций, семинаров и другие материалы можно скачать на сайте кафедры экологии, в разделе «Полезные материалы» - синее меню (справа), затем ссылка на «Материалы для занятий» и выбрать - Яшин И.М.

 

 

Для студентов, бакалавров, аспирантов, слушателей ФПК сельскохозяйственных вузов РФ и специалистов экологов, мелиораторов, лесоводов, почвоведов и агрохимиков.

 

© Яшин И.М., Васенев И.И., 2013

 

ISBN

 

Вступление

 

Подготовка и издание настоящего учебного пособия тесно связаны не только с совершенствованием подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование» образования, но и с обобщением географической информации по ландшафтам различных зон Земли, который накоплен отечественными и зарубежными специалистами. Представления о морфоструктуре, динамике и функционировании ландшафтов необходимы при организации стационарных (лизиметрических) и иных полевых исследований: постановке полевых опытов с удобрениями, средствами защиты растений и селекции культур, составлении проектов землеустройства, осуществлении кадастровых работ, агроэкологической оценке конкретных участков почв и ландшафтов (с учетом биоразнообразия).

Геоэкологическая характеристика той или иной территории позволяет глубже понять уникальные экологические функции почв в условиях стремительного нарастания различных антропогенных нагрузок. Учебное пособие «Практикум по геоэкологии» потребует от обучающихся нового интегрального понимания компонентов геокомплексов – в их единстве и во взаимовлиянии.

Практические занятия по географии позволят перейти к географическому (комплексному) познанию ландшафтов и окружающего Мира, оценке природных ресурсов, их охране и рациональному использованию.

В соответствии с учебной программой курса важным и необходимым звеном обучения являются практические занятия и учебная полевая практика. Их цель – закрепить теоретические знания, полученные студентами на семинарах и лекциях. Бакалавры должны овладеть навыками ландшафтного дешифрирования фотопланов и аэрофотоснимков с привлечением топографических карт; уметь выделять на картоснове (в камеральных условиях) и в полевой (натурной) обстановке фации и урочища; объяснять основные ландшафтообразующие процессы; правильно составлять макет предварительной ландшафтной карты и легенду к ней; научиться проводить сопряженное описание растительности, почв, пород… на точках наблюдения (основных, опорных, картировочных и специальных) и давать правильное название фаций, урочищ и геохимических ландшафтов.

Перечисленные (и иные) вопросы и определяют тематику самостоятельных практических занятий по четырем основным разделам - картографии и природопользованию.

Ценные методические замечания рецензента – профессора Савича В.И., позволили дополнить и улучшить содержание учебного пособия. Авторы выражают искреннюю благодарность рецензенту. Пожелания и предложения по улучшению книги можно присылать по адресу: 127550, г. Москва, Тимирязевская ул., 49, кафедра экологии, профессору Яшину И.М. Телефон: (499) 976-40-60; e-mail [email protected]

Введение

 

Оценка и рациональное использование природных ресурсов, разработка и охраны природной среды (растительности, почв, животных, природных вод и недр Земли), прогнозирование антропогенеза – все это проблемы геоэкологии ландшафтов, экологии и природопользования. Их решение возможно только на основе фундаментальных (и комплексных) географических исследований, которые позволяют наиболее полно изучить состояние, динамику и функционирование природно-территориальных комплексов (ПТК). Поэтому важное место на практических и семинарских занятиях отводится методам картирования ландшафтов, составления крупномасштабных карт и оценке характера геоэкологических процессов.

На практических занятиях бакалавры самостоятельно выполняют практическую работу в следующей последовательности:

1) переписать в тетрадь содержание и этапы выполнения работы № 1, 2..,

2) получить от преподавателя фрагмент топографической карты М 1:10 000 (1: 25 000 или 1: 50 000);

3) составить легенду (условные обозначения к карте);

4) построить три профиля (предварительно на черновике): гипсометрический, геоморфологический и геоэкологический;

5) провести дешифрирование топографической карты в форме текста;

6) выделить на топокарте основные фации и урочища, дать им соответствующие названия в тетради, контура оцифровать;

7) выполнить морфологическое описание трех почвенных профилей: на водоразделе, склоне и в пойме реки для условий Подмосковья; охарактеризовать состояние нативных и антропогенно-измененных ландшафтов, сделать правильные выводы. Ниже приведены ключевые темы занятий к практикуму «Геоэкология».

 

В практикуме имеется необходимая справочная информация по разделам. Знания студентов оцениваются на основе бальной системы, учитываются правильность, аккуратность и самостоятельность выполнения заданий.

Задания выполняются в «Рабочей тетради» формата А4, которую студенты должны завести наряду с конспектом лекций по дисциплине «Геоэкология». На занятия бакалавры приносят цветные и простые карандаши, линейки, циркули, транспортиры, ластики, листы кальки. Вопросы авторам можно задать по электронной почте: [email protected]

 

 

____________

 

 

ТЕМА 1

Ландшафтное дешифрирование аэрофотоснимков,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...