Закон отрицания отрицания.
Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях. («Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов (может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием) существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом (логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада. Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.
45. Закон взаимосвязи качественных и количественных изменений Диалектическая система разворачивается из понятия качества, качество или устойчивость является приоритетным обстоятельством по отношению к изменчивости. Бытие или действительность прежде всего выражается во взаимодействии между качествами. Качество, что это? Качество есть определенность или ограниченность. Это то, что в корне отличает один предмет о т другого. Т.е. нельзя отождествлять понятие качества с понятием качественности. Качественность выражает только параметры качества и выражается в количественной стороне. Т.е. количество не может существовать само по себе. Кол-во находится в качестве. В то же время существует некоторая тенденция отделения кол-0ва от качества. Возникает «дурная бесконечность» (Гегель или неопределяемая бесконечность. (когда кол-во не связано с качеством). Т.о. кол-во может существовать самостоятельно только относительно. Между качеством и кол-вом существует неразрывная связь: 1) качество выражается прежде всего в основных свойствах предмета, т.е. в анализе объекта необходимо отделить основные св-ва от неосновных и определить кол-во основных св-в предмета. 2) качество выражается также в структуре объекта. Это означает, необходимо определить основные элементы объекта и их кол-во. 3) Качество выражается в содержании объекта. Содержание выражает самую сложную сторону качества предмета, оно складывается из всех элементов и всех связей, свойств. Здесь кол-во выражается в системной математич. Совокупности. Математич. Анализ бесконечен, т.к. связан с кол-венным содержанием объекта. 4). Кол-во выражается в счете множества качеств. Одного или одних рядов или классов последних Кол-во также выражается в счете самих радов или классов качеств. Взаимодействие между предметами, обладающими количественными характеристиками не влида сопровождаются изменениями качеств. В каких случаях количественные изменения ведут к качественному изменению? Данные изменения связаны прежде всего с нарушениями меры обьекта. Меры есть границы существования качеств. Нарушение меры связано с такими количественными изменениями, которые прежде всего ведут к изменению структуры. Изменение структуры ведет к изменению и исчезновению основных свойств предмета. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества выражается прежде всего на уровне структуры обьекта или процесса, а понятие меры по сути дела отражает устойчивость стуктуры обьекта. Основными понятиями данного закона являются следующие: 1) качественность, качество, количество, свойства: основные и неосновные свойства, структура: 1) основные и неосновные элементы. 2) понятия содержания и меры. Проблема качественных и количественных взаимодействий отражается во всех науках. Например в физике качество выражается в физических явлениях (магнетизм, электричество), в геометрии в геометрических формах (круг, треугольник). Количественные закономерности в высшей степени выражаются в математике и информатике. В современных условиях применительно к научному исследованию существует две проблемы, связанные с качественно-колличественным анализом действительности:1) первая заключается в разработке и составлении общих алгоритмов качества, количества и алоритма связи качества и количества. Данные разработки связаны с проблемой ф-фии. Это ф-кая проблема. 2) заключается в составлении соответствующих алгоритмов применительно к анализу конкретных объектов. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества выступает в качестве одной из основных научных проблем.
47. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительность. Причина и цель. Детерминизм от лат determino – определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория Дарвина).
Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины. Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес.
Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это «паровая машина» все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено. Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на необходимости – это ошибка. В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности. Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция. Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-ль толковал Ц как «то, ради чего» нечто существует.
48. Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет. Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и произойдет так, а не иначе.
Метафизика 1) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека). 2) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей нет; случайность – то чего человек не знает) А) мифологический Б) теологический В) рациональный Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика случайности.
Читайте также: A) система знаний об общих и частных политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|