Анализ реализации долгосрочной Программы развития туризма «Великий Устюг - родина Деда Мороза»
Реферат
Воропаева Мария Дмитриевна СТВ - 51
Москва 2014 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме Сущность и общие понятия стратегического планирования в туризме Принципы и процедуры планирования Методы и показатели планирования Глава 2. Анализ программы развития туризма «Великий Устюг - родина Деда мороза» Программа развития туризма «Великий Устюг - родина Деда мороза» Анализ реализации долгосрочной программы Программа развития туризма «Великий Устюг - родина Деда мороза» Сравнение с программой Вологодской области Заключение Источники и литература
ВВЕДЕНИЕ стратегический планирование туризм В настоящее время туризм является динамично развивающейся межотраслевой сферой экономики. Эффективное функционирование туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. Важную роль в развитии туризма играет региональная политика, направленная на создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на рынке. Грамотная политика в данной сфере позволяет осуществить комплексный системный подход к решению многих проблем сдерживающих развитие сферы туризма.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического планирования в туризме
Сущность и общие понятия стратегического планирования в туризме
Известно, что планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения.
Планирование - это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. В целом, по содержанию и форме проявления различают несколько форм планирования и видов планов. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование. Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное планирование - наиболее распространенная во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг На сегодняшний день, в зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. Перспективное планирование охватывает период более пяти лет, например десять, пятнадцать и двадцать лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие. Среднесрочное планирование осуществляется на период от одного года до пяти лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути дела, краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до одного года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование. Планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. В целом стратегическое планирование выполняет следующие задачи: анализ состояния и перспектив развития рынка; определение соотношений объемов продаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий; определение целевых установок на основе маркетинговых исследований; разработка дерева целей; установление требований к сбытовым, основным и обеспечивающим производствам (подразделениям); оценка восприимчивости рынка к планируемой продукции. Отличительные черты стратегии: разработка стратегии не завершается немедленным действием; для реализации стратегии необходим набор - дерево целей; на основе стратегии разрабатывается стратегический план. 1.2 Принципы и процедуры планирования
Трудно не согласиться, что планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж, проводится оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов: принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности; принцип единства планов предусматривает то, что все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план; принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия; принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Содержание стратегирования в туристической деятельности раскрывает его основные процедуры, такие как, стратегическое прогнозирование, стратегическое программирование и стратегическое проектирование. Стратегическое прогнозирование - это метод, в котором используются как опыт, накопленный в прошлом, так и текущие допущения в отношении будущего в целях его определения. В результате этого получают картину будущего, которую можно использовать как основу при планировании. Цель прогнозирования - получить научно обоснованные варианты тенденций развития (изменения) управляемого объекта (показателей его состояния) во времени и пространстве. Стратегическое проектирование - это совокупность проектных действий, способствующих достижению поставленных перед коллективом целей. Необходимо отметить, что главная задача стратегического проектирования состоит в том, чтобы, по возможности, учесть все достижения науки и практики в области рационального распределения ресурсов (трудовых, сырьевых, технологических, финансовых и т.д.), все факторы влияния внешней среды, достичь оптимальной координации во внутренней среде и правильно спроектировать свою деятельность на перспективу. Процесс стратегического проектирования предусматривает прохождение нескольких этапов: ) Оценка и анализ внешней среды; ) Анализ сильных и слабых сторон действующей системы управления; ) Оценка стратегии развития; ) Реализация стратегии; ) Выбор стратегии; ) Анализ стратегических альтернатив.
Следующая процедура носит название стратегическое программирование и является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем. Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных решаемых задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям. В процессе своей реализации стратегические программы выполняют следующие функции: . В полном соответствии с философией маркетинга осуществляют ориентацию программ не на выпускаемую продукцию, а на удовлетворение определенных общественных потребностей. . Усиление целевой направленности плановых расчетов, создание возможности перехода в процессе стратегического планирования от языка целей к языку ресурсов. . Формирование стратегии для комплексного решения определенных проблем, обеспечение возможности формирования комплекса мероприятий не по отдельным признакам (отраслевым, региональным), а по признаку решаемой проблемы. . Резкое изменение сложившихся темпов и пропорций развития (обеспечение структурных сдвигов), не осуществимое в рамках ранее сформулированной системы экономической политики.
1.3 Методы и показатели планирования
Еще одним важным вопросом являются методы и показатели планирования. Планирование деятельности туристического предприятия осуществляется с помощью различных методов. Перечислим основные из них: Ресурсный метод планирования (по возможностям), в котором учитываются рыночные условия хозяйствования и наличие ресурсов. Целевой метод (по необходимости) предполагает планирование, исходным моментом которого становятся потребности рынка, спрос на туристический продукт (услуги). Метод экстраполяции (экстраполяция - поступательное движение) - планирование при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и надежда на то, что развитие в будущем будет происходить с сохранением показателей, темпов и пропорций, достигнутых на момент разработки плана. Интерполяционный метод - предприятие устанавливает цели для достижения ее в будущем и на этом основании определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели.
Для увязки потребностей с необходимыми ресурсами для производства туристического продукта и услуг используют балансовый метод планирования. Проанализировав методы планирования, перейдем к показателям. Под показателем в современном учете и статистике понимается количественно качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная - его размер, абсолютную или относительную величину На сегодняшний день различают несколько систем показателей: Систему показателей планирования в целом (показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны); Систему показателей развития субъектов Федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов; Систему показателей развития отдельной отрасли; Систему показателей прогнозов, стратегических программ и планов развития коммерческих организаций и их ассоциаций (объединений). Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям. К важнейшим из них обычно относят: . Единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей. . Показатели, используемые в стратегическом планировании, должны иметь четкую меру, то есть быть определенными, измеряемыми. . В целом система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику всех аспектов функционирования планируемых объектов. . Система показателей должна быть гибкой, адаптивной, способной отражать все изменения в состоянии объекта планирования. . Показатели стратегических программ и планов должны содержать указания на конкретных исполнителей плановых заданий, т.е. быть адресными. Также известно, что есть утверждаемые, расчетные и информационные (справочные) показатели. Утверждаемые показатели являются обязательным для исполнения. Значительная их часть имеет адресный характер. Это такие показатели, как: государственный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, объем производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровень издержек производства, производительность труда и т.д. Таким образом, из всего сказанного следует, что планирование является неотъемлемой частью управления организацией, ведь очень важно четко распланировать грамотный план действий для достижения различных целей, учитывая нынешнюю ситуацию на рынке. Используя показатели, методы и принципы планирования, можно добиться желаемых и эффективных результатов.
Глава 2. Анализ программы развития туризма «Великий Устюг - родина Деда мороза»
Программа развития туризма «Великий Устюг - родина Деда мороза»
В настоящее время существенное влияние на развитие России в целом и российского туризма как отрасли экономики оказывают сложившиеся стереотипы. В ряде стран Россия до сих пор ассоциируется с "медведями, ходящими по улицам городов", "сильными морозами", "водкой" и "балалайкой". Среди самих россиян существует мнение о низком качестве российского сервиса, неосознанно поддерживаемое некоторыми средствами массовой информации. Все это снижает привлекательность России как места вложения инвестиций и как страны, интересной с точки зрения туризма. Значимым проектом, трансформировавшимся из гуманитарного регионального в социокультурный проект федерального уровня, является совместно реализуемый Правительством Москвы и Правительством Вологодской области проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Географическое расположение района и области в европейской части России позволяет включить в зону интересов проекта обширные территории, как России, так и Западной Европы. Проект несет в себе также экономическую составляющую и представляет собой вариант выгодного освоения территории на основе создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационного бизнеса. Миссия проекта заключается в создании фрагмента национальной идеи, утверждении национального самосознания российского народа, консолидации общества вокруг традиционных национальных и общечеловеческих ценностей через образ Деда Мороза - символ добра, надежды, мудрости и справедливости. В рамках проекта динамично развиваются различные направления туристской деятельности: экскурсионно-познавательный, событийный, лечебно-оздоровительный, деловой, спортивный, деревенский туризм. Турпродукт проекта "Великий Устюг - родина деда Мороза" включает предоставление следующих услуг: посещение вотчины Деда Мороза, включая "Тропу сказок" и Дом Деда Мороза; посещение городской резиденции Деда Мороза и почты Деда Мороза; обзорную или тематическую экскурсию по городу; посещение выставки "Новогодняя игрушка"; посещение музея и церквей города; мастер-классы, игровые танцевальные и развлекательные программы, производственные экскурсии: "Красавинский льнокомбинат", "Великоустюгские узоры". Программа направлена на достижение долгосрочной цели - формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского продукта, ориентированного на сохранение и преумножение культурно-исторического наследия, духовное развитие и стимулирование экономического развития в муниципальных образованиях области. Для достижения поставленной цели Программа предусматривает решение ряда задач: воспитание любви к национальной культуре, определяющей самобытность культуры Русского Севера; дальнейшее развитие современной туристской инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства; развитие различных видов туризма, в том числе детского, спортивного, делового, социального, экологического; информационное продвижение имиджа Вологодской области как туристского центра; организация современного туристского сервиса и форм его функционирования; расширение туристско-транспортного коридора.
Анализ реализации долгосрочной программы Программа развития туризма «Великий Устюг - родина Деда мороза»
На туристическом рынке России Вологодская область сегодня занимает одно из ведущих мест. Ее огромный потенциал в этой сфере очевиден. Вологда и Великий Устюг широко известны и пользуются популярностью у туристов - но это не единственные города Вологодчины, способные заинтересовать, поразить и удовлетворить потребности людей, желающих совершить увлекательное путешествие. В настоящее время в Вологодской области реализуется долгосрочная целевая программа в сфере туризма: «Великий Устюг - Родина деда мороза» на 2011 - 2014 годы. «Великий Устюг - родина Деда Мороза» - так звучит главный туристский слоган Вологодчины. Возможность познакомиться с укладом жизни, бытом и нравами, культурой и творчеством коренных малочисленных народов Севера. Все это вызывает в последние годы огромный интерес у туристов, а Устюг - активно продвигается в развитии этого нового для России продукта, под названием этнографический туризм. На ее реализацию из областного бюджета выделено 24 827 000 млн. рублей, что на 23% ниже первоначального финансирования (табл. 1). Сокращение бюджета свидетельствует о низкой эффективности финансового планирования, а также не позволяет реализовать программы в полной мере, что в дальнейшем может отразиться на плановых показателях и снизит их эффективность.
Таблица 1
Планируемые результаты реализации Программы и их фактическое значение в 2011 - 2012 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2 Результаты, достигнутые в рамках реализации программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза» на 2011-2014 годы
Посещаемость Великого Устюга возросла с 3 тыс. человек в начале его существования до 151 тыс. в 2011 году, за 15 лет в проект было вложено 15 млрд. рублей. При этом эксперты сошлись во мнении, что правильный туристический бренд может помочь экономике города или региона в целом. Так, сейчас в Великом Устюге насчитывается уже более 3 тыс. мест размещения и 300 тыс. посетителей в год. Средняя продолжительность пребывания туристов увеличилась в 1,4 раза. За двух летний период реализации Программы не были достигнуты все планируемые показатели. Так, в 2011 - 2012 гг. ожидалось увеличение количества посетителей Великоустюгского района до 241 и 261 тыс. чел. (на 15 и 25% в сравнении с базовым значение показателя на начало реализации программы). Вместе с тем значение данного показателя на конец 2012 г. уменьшилось на 30 % и составило 145 тыс. чел. Снижение показателя произошло в результате: принятия мер по ограничению потока туристов в период новогодних каникул с целью повышения качества обслуживания; сокращения мероприятий, связанных с продвижением образа Деда Мороза; тенденции последних лет - увеличение доли ночующих туристов; ограничение пропускной способности предприятий общественного питания (Роспотребнадзор); ужесточение правил автобусных перевозок в ночное время Вместе с тем отчет содержит информацию о среднегодовой численности, занятых в сфере туризма, показатель к 2014 году возрос на 13%. За 2011 - 2012 гг. уменьшился показатель общего дохода от проекта, это связано - со снижением туристского потока, а также предпочтение отдается экономичным турам. Но к концу 2014 года этот показатель планирует вырасти до 1,52 млрд. руб. Также следует отметить, что в отчете о реализации содержатся не все показатели Программы. Так отсутствует информация об объеме частных инвестиций в проект. При этом состояние данного показателя в 2011 г. было в 2 раза ниже планируемого, а в 2012 г. в 3 раза и составило 75 и 55,5 млн. руб. соответственно. Снижение показателя связано с общим снижением инвестиционной активности, социально-экономической ситуацией, переносом на более поздний срок инвестиционных проектов строительства Ледового Дворца Деда Мороза и Дома Деда Мороза в соответствии с областной инвестиционной программой. Стоимость проекта ледового дворца более 900 млрд. рублей. Он вошел в федеральную программу развития физкультуры и спорта в РФ. На сегодняшний день, существующая резиденция Деда Мороза уже не справляется с потоком посетителей особенно в новогодний период. Также для увеличения турпотока в Великий Устюг будет расширена взлетно-посадочный полосы местного аэропорта. Со временем Администрация города намерена превратить резиденцию Деда Мороза в круглогодичный туробъект, для чего в летний период в Великом Устюге будут развивать водный и экологический туризм. Сейчас проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза» уже перерос уровень одного субъекта федерации и вышел на общероссийский уровень в рамках межрегиональных проектов. В 2009 году вологодский Дед Мороз был назван официальным Дедом Морозом Олимпиады 2014. Для развития культурного туризма в рамках реализации проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» учреждениями культуры разработаны творческие программы, мастер-классы, игровые и развлекательные программы, которые востребованы туристами. Одной из сложных форм обеспечения досуга населения остаются общегородские культурно - массовые мероприятия, т. к. они требуют особого внимания администрации МО «Город Великий Устюг» к предоставлению разнообразия услуг и организации безопасности жителей города. В 2011 году за счет средств бюджета МО «Город Великий Устюг» было проведено около 80 спортивно - массовых мероприятий по всем видам спорта, культивируемым в городе Великий Устюг. Проведены все первенства, кубки, различные турниры и соревнования, запланированные согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий на 2011 год. В рамках реализации проекта «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» в 2013 году состоялись: Всероссийский праздник «День рождения Деда Мороза» - 18 ноября. В мероприятиях приняли участие 22 сказочных персонажа из регионов России и зарубежных стран, более 30 представителей зарубежных, федеральных и региональных СМИ. Новогоднее путешествие Деда Мороза, в рамках которого он посетил 23 региона. В 2009 году Дед Мороз получил статус «Официальный Дед Мороз Сочи - 2014», а 20 октября 2013 года принял участие в эстафете Олимпийского огня в г. Вологде. В октябре 2013 года за 100 дней до открытия XXII зимних Олимпийских игр Российский Дед Мороз открыл в Сочи свое почтовое отделение. А также, в период проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года была открыта резиденция Деда Мороза. Великоустюгский район обладает богатейшим культурным наследием, традициями и ресурсами для сохранения, развития и реализации культурного и духовного потенциала жителей. На территории района существует развитая сеть, охватывающая 80 учреждений культуры и искусства. За время реализации программы было проведено 6000 массовых мероприятий, которые посетили 415000 человек. Удовлетворённость населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры в 2013 году составляет 96%. На протяжении последних двух лет эта цифра остаётся стабильной. Из районного бюджета в 2013 году на мероприятия в области физической культуры и спорта было выделено 2,7 млн. рублей. Прошло более 130 значимых спортивных мероприятий различного уровня. Детские, молодежные и взрослые сборные команды Великоустюгского муниципального района успешно участвовали в 43 российских, межрегиональных, областных чемпионатах и первенствах. В 2013 году впервые сразу три устюжанина получили высокое звание Мастер спорта России
Сравнение с программой Вологодской области
Программа «Развитие внутреннего и выездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы утверждена постановлением Правительства области от 9 сентября 2008 года № 1726. Цель программы - формирование на территории Вологодской области эффективной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала. В 2012 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы. В целом можно отметить, что большинство показателей программы были достигнуты в этот период, а эффективность реализации программы достаточно высокая. Результаты реализации Программы в 2009 - 2012 гг. представлены в таблице 2. В 2011 году число участников путешествий по области составило 1,8 млн. посетителей и увеличилось по сравнению с 2010 годом на 21,6 %. Туристский поток в области вырос по сравнению с 1997 годом в 5,7 раза, количество туристов увеличилось в 3,6 раза, экскурсантов - в 10 раз. По предварительным данным в 2013 году туристический поток составил 2,1 млн. туристов и экскурсантов. По сравнению с 2012 годом рост турпотока составил 8,2%. В 2013 году туристский потенциал Вологодской области с участием туристских организаций области представлен на 8 международных туристских выставках в Москве («Intourmarket-2013», «MITT», «МITF», «Отдых без границ», «Отдых/Leisure»), Санкт-Петербурге («Intourfest-2013», «Лентрэвел», «INWETEX-CIS»), Казани (Kazan International Exhibition of Tourism & Sport - 2013»).
Таблица 3
Специалисты Департамента совместно с организациями туристской индустрии области приняли участие в 17 туристских форумах, фестивалях и конференциях, совещаниях в регионах России. Организованы 14 рекламно-информационных туров в 12 муниципальных районах и городских округах области и 1 пресс-тур. В 2011 году на реализацию программы из средств областного бюджета выделено 3,6 млн. рублей (в 2010 году - 2,7 млн. рублей). На реализацию мероприятий подпрограммы «Информационное продвижение Спасо-Каменного монастыря и о. Каменный на рынке туристических услуг» направлено 410 тыс. рублей. Основной объем средств программы (2,75 млн. рублей, или 76,2%) направлен на информационное продвижение туристских возможностей Вологодской области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|