Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

людей. Учитель представляет темпераменты с их

Взрослеющих людей. В период пубертата они ищут

Свою собственную сущность. Их интерес к этому

Важному разделу человековедения также очень

Актуален в этот период. Он может привести к

Определенному самопознанию, но также подталкивает их к лучшему пониманию сущности других

людей. Учитель представляет темпераменты с их

светлыми и темными сторонами как можно более объективно, тепло, с внутренним участием и юмо­ром. Ученики получают удовольствие, когда они после этого, например, могут сами составить пор­трет своего товарища, по которому класс должен узнать, о ком идет речь. В этих описаниях, как показывает опыт, молодые люди проявляют юмор по отношению друг к другу, добродушное челове­ческое ощущение и социальное понимание.

Важно, чтобы учитель находился в таком рас­положении по отношению к темпераментам, что­бы он не злился из-за проявлений темперамента и тем более не чувствовал себя лично задетым, что­бы он не оценивал их с моральной точки зрения, а радостно и с любовью воспринимал богатство человеческих характеров.

Какие импульсы приходят с отдельными людь­ми, обладающими определенными темперамента­ми, в культурную жизнь, и как они оплодотворяют ее, можно проследить на примере биографий. Отсюда возникает возможность преподавания, выходящего за рамки одного предмета.

2. Об обращении с темпераментами взрослых людей

 

Отец-холерик во время одной перебранки уг­рожал своей домке, которая также была холери­ком, побить ее. Тогда девочка сказала ему: «Ну, побей, ты же сильнее меня!» Из-за этого отцу ста­ло стыдно, и он отступил. У этой девочки в тече­ние нескольких лет неосознанно сформировался способ реагирования и обращения с отцом. Так­же и мы, взрослые, ориентируемся на такое нео­сознанное восприятие других людей в своих дей­ствиях и реагировании. При этом нам не всегда удается также точно попасть в цель, как этой девочке.

Для более осмысленного обращения с наши­ми взрослыми ближними большое значение имеет знание темпераментов. С его помощью мы можем понять, почему холерик при любом условии дол­жен добиться своего, почему сангвиник хочет быть радостным, а меланхолик печальным, что флегма­тик живет в таких обширных временных и про­странственных пределах, что то, что ближе всего к нему, оставляет его равнодушным. Мы становим­ся более понимающими, более снисходительными, более великодушными; мы сохраняем хорошее

чувство юмора. Мы более спокойно воспринимаем взрывы холерика, воспринимаем их менее лично; мы постоянно по-деловому и спокойно подходим к заботам меланхолика и усиливаем его веру в себя и его энергию. Мы оставляем флегматика в спокойном и созерцательном состоянии и вместе с сангвиником радуемся красоте жизни. Вероятно, нам удастся благодаря такой позиции самовоспи­тания пробудить в холерике определенное уваже­ние других людей, во флегматике — интерес к другим людям, а в сангвинике разбудить предан­ность другим людям, и таким образом дать им возможность немного уравновесить свой темпера­мент. В любом случае климат межчеловеческих отношений становится более радостным, свобод­ным и доверительным. Мы интересуемся другими людьми и стремимся к тому, чтобы все глубже воспринимать то, что происходит между душами. При этом мы стараемся принять к сердцу мудрые слова Гёте: «Ничто нельзя познать не полюбив, и чем глубже и полнее должно быть знание, тем сильнее и живее должна быть любовь.»*

 


 

IV. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

1. Сущностные члены в развитии ребенка и молодого человека

а) Ребенок дошкольного возраста

К

аждый человек имеет свою собственную, не­повторимую биографию. В ней отражается его индивидуальная судьба. Каждая биография, одна­ко, обладает также определенными основными чертами, общими закономерностями. Эти законо­мерности прежде всего легко проследить в детс­ком и юношеском возрасте. О них здесь и пойдет речь.

Как растение поочередно производит корень, стебель, листья, цветы, плоды и семена, и в следу­ющих друг за другом ступенях роста достигает полного раскрытия, так и человек созревает, лишь проходя различные стадии развития, и превраща­ется в полноценного человека. — И как растение сначала окружает оболочкой то, что должно под­расти, так и сущностное ядро человека окружено оболочками, которые выступают одна за другой, как бы рождаются.

Рудольф Штайнер называет эти оболочки чле­нами человеческой сущности или сущностными чле­нами.


Ко время физического рождения человек рождается первый сущностный член: физическое тело. Это та часть нашей сущности, которая явля­ется общей с минеральными и мертвыми веще­ствами.

Б ней, однако, действуют силы, без действия которых это был бы мертворожденный ребенок. Сама по себе мертвая материя не дышит, не рас­тет, не живет. Она должна быть вызвана к жизни. Образующие и сохраняющие жизнь силы прони­зывают физическое тело, начиная с рождения или зачатия до смерти. Они организуют в нем все жизненные процессы, такие как питание, рост, дыхание, тепло, сохранение, воспроизводство и т. д. и делают из него живущее тело. Они борются с его распадом, так как оно хотело бы непрерыв­но следовать законам и веществам физического и химического мира.

Этим жизненным процессам ребенок полнос­тью отдан после рождения. Он практически бес­прерывно спит. В короткие периоды бодрствова­ния он наслаждается своими приемами пищи, не­сколько раз днем и вначале ночью. Ему приятно лежать во влажном, почти парящем тепле его пеленок. Он быстро прибавляет в росте и весе. Быстро пульсирует и ритм, который управляет всем: ровным дыханием, быстрым биением сердца. Все выглядит как ненасытный голод, стремление к жизни.

Постепенно сознание ребенка становится не­много светлее. Просыпается речь, на ее основе первая мысль, развиваются память и фантазия. Жизнеобразующие силы постепенно начинают от­деляться от органообразующих задач и находятся теперь в распоряжении пробуждающейся жизни души.


 

В семь пет построение тепа приходит к опре­деленному завершению. Часть сип роста и форми­рования, начиная с этого времени, будет задей­ствована в более медленном телесном развитии. Другая существенная часть теперь свободна и об­разует основу для душевной жизни, протекающей в мыслительных, чувственных и волевых процес­сах. Это освобождение жизнеобразующих сил на седьмом году жизни Рудольф Штайнер обозначает как рождение жизненного тела или тела жизнеобразующих сил, и тем самым рождение второго сущностного члена человека. Он называет описан­ную организацию жизненных сил «телом», так как она — как и физическое тело — образует мудро взаимодействующую, взаимопроникающую целост­ность.

Это «тело», однако, имеет не вещественно­материальную природу. Его «субстанция» происхо­дит из жизненного мира, лежащего выше физически-вещественного, или, иными словами, эфир­ного мира. Поэтому Рудольф Штайнер называет это тело также эфирным телом. Тогда как физи­ческое тело можно воспринять нашим внешним ощущением, эфирное тело не подлежит такому восприятию.

Начиная с седьмого года жизни, у эфирного тела существует две задачи. Оно должно действо­вать как в телесном, так и в душевном направле­нии. Оно связывает эти два мира. Его важнейшая фаза развития и действия охватывает период школь­ного обучения до пубертата. Ребенок живет в это время во все более и более уравновешивающейся телесно-душевной середине. В душевном мире пре­обладает средняя сила души мечтательного чув­ствования. Чувство лежит между неосознанной попей прошедшего периода дошкольного возраста и осознанным мышлением грядущего пубертатно­го периода. Теперешнее мышление ребенка ско­рее является думающим чувствованием, наполови­ну реалистичным, наполовину фантазийным, об­разным, чувствующим загадки действительности. Ребенок понимает сердцем, душой; он учится с помощью сил уважения и любви; он способен к вдохновению, сердечен и великодушен.

Как в душевном мире, так и в телесном наме­чается растущая тенденция к уравновешенной се­редине. Эфирные силы проникают во все фибры детской души. Они особенно развивают органы туловища, середины, в которых происходят важ­нейшие жизненные процессы: ритмические про­цессы дыхания и кровообращения, которые про­должаются во всех органах и одновременно слу­жат основой чувствующей души во всех ее на­строениях. С возрастанием равновесия этих двух ритмов возникает прекрасное жизненное равнове­сие физически-эфирных и душевных сил. Хорошо сложенное и пропорциональное тело легко, стре­мительно, одушевлено.

Это телесно-душевное равновесие, с некото­рыми отличиями в зависимости от темперамента, можно наблюдать во втором семилетии у каждого ребенка, каким бы основным темпераментом он ни обладал.

с) Молодой человек в пубертатный период

 

В период пубертата существовавшая до сих пор гармония тела и души распадается. Душевное, которое до этого времени было связано с людьми и вещами, освобождается и может теперь открыть­ся миру. Но сначала оно колеблется между безого­ворочной отдачей в своего рода любовь ко всем и упрямым уходом в себя, между симпатией и антипатией. Б этом лабильном душевном состоя­нии молодой человек переживает всю шкалу чувств, от ощущения, будто он на седьмом небе, до ощу­щения смертной печали. Теперь в нем просыпает­ся сила собственного суждения. Быстрыми шага­ми развивается логическое мышление.

Во всех этих процессах заявляет о себе рож­дение третьего сущностного члена. Рудольф Штай­нер называет его телом души или астральным те­лом. Это тело также нельзя воспринять нашими внешними органами чувств. Оно является носите­лем сознательной жизни души. Она охватывает все, от приглушенных ощущений, инстинктов, по­рывов, страстей, различных чувств, таких как сим­патия или антипатия, радость и боль и т. д., вплоть до мыслей и нравственных идеалов.

d) Совершеннолетний человек

Рождение четвертого и высшего сущностного члена происходит около двадцать первого года жизни, когда сущностное ядро человека выступа­ет из последней оболочки. Это человеческая ин­дивидуальность, Я. Оно придает человеку самосоз­нание, самостоятельность. Оно имеет божествен­ную природу, это капля из моря божественного, искра божественного света.

Я уже и раньше неосознанным образом рабо­тало над человеком и шаг за шагом все глубже инкарнировало на описанных этапах развития. С его высвобождением для человека становится возможным все более сознательно и самостоятельно формировать свою жизнь силами своего Я.

с) Происхождение сущностных членов

Физическое тепо человек получает от СВОИХ родителей, своих предков благодаря наследствен­ности. — Эфирное тело состоит из сил эфирного мира. Однако они живут в человеке индивидуаль­ным образом. В них действуют качества семьи, народа, расы, которые наследуются. Поэтому че­ловек получает эфирное тело также через насле­дование. — Я и астральное тело происходят из духовного мира. Л, бессмертное ядро сущности, проходит множество земных жизней, в сопровож­дении части астрального тела, которое в течение земных биографий очищается, облагораживается, пронизывается духом. При каждой новой инкарна­ции два этих духовных члена соединяются с двумя членами потока наследственности, физическим телом и эфирным телом. Последние как бы обра­зуют почву, в которую может опуститься духов­ное,___________ _____________

 

 

2. Темперамент — задача, носитель, развитие

а) О задаче темперамента

Я и астральное тело приносят индивидуаль­ные способности, склонности, задатки судьбы, которые они приобрели в предыдущих воплоще­ниях. Те же оболочки, которые теперь их окружа­ют, напротив, имеют свое происхождение в на­следственности. От этого возникает дисгармония между духовно-индивидуальным потоком и пото­ком наследственности. Наследуемая масса лишь относительно соответствует тому, что опускается

из надземных областей. Поэтому человек в тече­ние длительного процесса ассимиляции должен таким образом организовать наследственную суб­станцию, чтобы она могла служить ему для осуще­ствления его индивидуальной судьбы.

Эта большая задача осуществляется темпера­ментом. Б качестве посредника в этом противоре­чии он стоит между индивидуальностью человека и общим, что возникло из наследственности. Он несет общие черты и может быть все-таки инди­видуализирован. Духовное и чувственное проника­ют друг в друга. Так же как желтый и синий цвет объединяются в зеленый, так и оба потока объе­диняются в третий: темперамент. Рудольф Штай­нер объясняет это такими словами: «Темперамент уравновешивает вечное и преходящее.»*

Это уравновешивание происходит потому, что четыре сущностных члена взаимодействуют самым разнообразным образом. Б каждой новой земной жизни духовное сущностное зерно вызывает та­кое взаимодействие членов существа, которые наиболее подходят для формирования судьбы. Из характера этого взаимодействия возникает особен­ный оттенок человека, который мы называем тем­пераментом.

b) Жизненное или эфирное тело как носитель темперамента

Двойная природа эфирного тела проявляется в том, что оно действует как в системах физичес­кого тела, так и в области духовно-душевной жиз­ни. Как посредник между обеими областями, оно является подходящим инструментом для того, чтобы сделать возможным изменяющееся взаи­модействие четырех сущностных членов. Вне за­висимости от того, берет ли над ним верх физи­ческое тело, или оно действует относительно са­мостоятельно, преобладает ли действие астраль­ного тела или Я — у него есть способность уло­вить каждую односторонность, каждый цвет, каж­дое перемещение, и преобразовать это в особен­ный темперамент. Оно является носителем темпе­рамента.

В центре его уравновешивающей деятельнос­ти находится сердце. Сердце все снова и снова приводит бушующую душевную жизнь к равнове­сию; оно работает над гармонизацией ритма дыха­ния и крови; оно уравновешивает низ и верх, полюс жизни и полюс сознания, жизнь и дух. Оно является насквозь одухотворенным центром жиз­ни, гармоничным органом человеческой середи­ны. Его дальней целью является гармонизация всех четырех темпераментов и тем самым развитие пол­ного человека. В гармонии его теплого чувства, его неиссякаемого воления и его мудрого уравно­вешивания всех сторон кроются зародыши буду­щего цельного человека. С полным правом Фрид­рих Хибель может написать: «Настоящим место­расположением темперамента является сердце, центр человека, как выражение непосредствен­ной жизни.»*


с) Метаморфоз темперамента от ребенка к взрослому

Каждый из четырех темпераментов имеет ха­рактерный, проходящий сквозь него основной тон. Однако он может приобретать те или иные нюан­сы и испытывать метаморфозы. Внутри одного и того же темперамента происходит определенный метаморфоз от ребенка к взрослому.

«Ребенок непременно несет в себе нечто ин­дивидуальное уже тогда, когда он идет в школу. Это не имеет того выраженного вида, который мы находим характерным, когда он выступает од­носторонне у взрослого человека, когда мы гово­рим о темпераментах отдельных людей, когда мы говорим о меланхолическом, сангвиническом, флег­матическом и холерическом темпераменте. По при­рода ребенка имеет такой оттенок, что мы можем говорить о детях, предрасположенных к меланхо­лическому, флегматическому, сангвиническому или холерическому темпераменту.»**

Вопрос относительно времени этого метамор­фоза приводит нас к важному процессу развития, который происходит в любом ребенке в школь­ном возрасте.

В это время особенно интенсивно растут жиз­ненно важные органы туловища. Их полностью пронизывают эфирные силы образования. Однако одновременно и душевно-духовное хочет запечат­леться и раскрыть индивидуальность ребенка. По­этому происходит конфликт между силами наслед­ственности и индивидуальности.


Как описывает Рудольф Штайнер, между седь­мым и десятым годами жизни происходит поры­вистая борьба между эфирным телом и астраль­ным телом.* Ее наивысшая точка лежит между девятым и десятым годами жизни. Б это время индивидуальным силам удается несколько продви­нуться вперед. Ребенок видимым образом стано­вится более личностным, дистанцированным. «Толь­ко в этот момент он учится действительно отли­чать себя от внешнего мира.»** Теперь он более сознательно переживает свою собственную сущ­ность.

В области телесного борьба между астраль­ным и эфирным телом выражается в «столкнове­нии дыхательного ритма и ритма циркуляции». «Б дыхательном процессе кроется духовное и духов- но-душевное. Это духовно-душевное проникает в нас в дыхательном процессе. Оно может проник­нуть внутрь только тогда, когда силы, которые раньше действовали в организме, становятся ду­шевными.»* * *

В ритме циркуляции крови, в пульсе сердца, напротив, действуют эфирные силы. Этот ритм сердца преобладает на десятом году жизни над ритмом дыхания. С этого момента он, однако, на­чинает успокаиваться. Примерно в двенадцать лет достигается равновесие обоих ритмов. Устанавливается соотношение один к четырем, то есть на одно дыхание приходится четыре удара пульса. Это соотношение сохраняется и у взрослого чело­века. Тем самым ребенок достигает так называемой дыхательной зрелости. Она является выраже­нием достигнутого теперь гармоничного взаимо­действия эфирной и астральной сущностной обла­сти. По этому ритмическому пути теперь душевно­духовное человека, живущее в дыхании, может проникнуть в жизненные процессы. Астральное тело прорывается, Я погружается глубже, достиг­нут период пубертата.

Па вопрос о моменте перехода от темпера­мента ребенка к темпераменту взрослого опреде­ленный ответ можно найти в представленных про­цессах развития. Процесс перехода начинается между девятым и десятым годами жизни. Рудольф Штайнер указывает на это следующими словами: «Примерно между девятым и десятым годами жиз­ни у каждого ребенка можно увидеть нечто осо­бенное. Определенные качества темперамента при­ходят к определенному метаморфозу.»* Детлеф Сисксель говорит об этом моменте: «Раскрытие темпераментов в десять лет имеет еще одно до­полнительное значение. В переносном смысле мож­но, наверное, это рассматривать так, что собственно только с этого периода жизни руны судьбы темпе­раментов начинают наносить свои жизненно оп­ределяющие отметины.»** Па двенадцатом году жизни находится дыхательная зрелость, которая указывает путь к половой зрелости, а в пубертат­ный период, наконец, переходный процесс завер­шается. Молодой человек созрел для земной жиз­ни.

 

 

3. Сущностные члены, доминирующие в темпераментах

 

В последнем разделе было уже указано, что темперамент отдельного человека является резуль­татом «балансировки» различно сформированных сущностных членов. Вопрос состоит в том, как отдельные сущностные члены выражаются в тех темпераментах, где они являются доминирующи­ми.

а) Флегматический темперамент

Преобладающим сущностным членом ребенка флегматика до девятого, десятого года жизни яв­ляется физическое тело. Мы описали флегматич­ного ребенка как неуклюжего, как бы «спрятан­ного» в теле, как медлительного и неловкого в движениях. Он довольно поздно учится ходить и говорить, говорит мало, задумчиво, с паузами между словами и предложениями. Он тихий, нетребова­тельный, безучастный, мечтательный, притуплен­ный.

Между девятым и десятым годами жизни на­чинают проявляться черты взрослого темперамен­та. Доминирующий сущностный член теперь — эфирное тело. Оно опирается в физически-телесном на лимфатическую систему и систему желез. Лотар Фогель описывает эту систему следующим образом: «Лимфа проникает, протекает и увлаж­няет как настоящая «живая вода» весь организм, все органы, даже самые твердые и плотные ткани (..) Это вещество, которое самым непосредствен­ным образом несет то, что Рудольф Штайнер на­зывает эфирными формирующими силами. (...) Вода среди других телесных функциональных элемен­тов является наименее возбудимым элементом. Напротив, она склонна к уравниванию и гармони­зации всех внутренних напряжений, воспалений или затвердений. Лимфа в жизни тела образует... принцип питательно-жидкого. Если этот действи­тельно эфирный элемент господствует во всем организме, то мы говорим о преобладании флег­матического темперамента.»*

Флегматик внутри пронизан этой питательной, оживляющей «водой жизни». Это выдают также и округлые формы его водянистого тела. Этому во­дянистому элементу он беспредельно мечтательно предан. Его полностью занимает здоровое, урав­новешенное функционирование его телесной жиз­ни. Он словно слишком здоров. Мы понимаем так­же и внутреннюю связь флегматика с водой.

b) Холерический темперамент

В ребенке-холерике действуют силы астраль­ного тела. Поэтому так рано просыпается воспри­имчивая душевная жизнь. Она опирается в физи­ческом плане на еще нежную нервную систему. Поэтому ребенок-холерик испытывает нервные нагрузки, часто сверхчувствителен, раздражите­лен. *

Между девятым и десятым годами жизни оп­ределенные черты темперамента подходят к мета­морфозу, как мы же упоминали. С одной стороны, душевные силы ребенка все больше и больше усиливаются, вплоть до прорыва астрального тела в пубертатный период со способностью с любовью открыться миру.

С другой стороны, все более проявляется Я как ядро души. Это индивидуализирует молодого человека, приводит его в его собственный внут­ренний мир, он оказывается в оппозиции к окру­жающему миру. Поэтому холерик развивает в пе­реходный период с девятого, десятого года жизни до пубертата, но более всего в сам пубертатный период, двойную сущность, которая соответствует как его индивидуальности, так и его социально­сти. Его Я еще сильно связано со светлыми и темными душевными настроениями, как с идеаль­ными представлениями, которые возникают из духовного, так и с эгоистичными потребностями, желаниями, стремлениями, порывами и страстями, обусловленными больше телесным.

Каждый молодой человек в пубертатный пе­риод может иметь черты холерического двойного характера, каким бы темпераментом он ни обладал.

Когда человек становится совершеннолетним, рождается Я и стремится все больше и больше завоевать власть. Я является сущностным членом, который преобладает во взрослом холерике.

В физическом плане он опирается на кровь, на огонь тепла крови, который его пронизывает. Отсюда и сила его огненной воли, которая при любом условии хочет добиться своего. Если это происходит во имя высших, благородных целей, то холерик освобождается из плена своего низко­го Я и следует зову своего высшего Я. Однако существует также и возможность того, что он не разовьется за пределы молодости, что он останет­ся в субъективности своего Эго. Об этих двух возможностях речь уже шла.

 

с) Сангвинический темперамент

В первое семилетие жизненное или эфирное тело формирует физическое тело каждого ребен­ка. Тогда как в ребенке флегматике и меланхоли­ке при этом на него оказывают влияние еще и соответствующие сущностные члены этих темпе­раментов, то в ребенке сангвинике оно действует относительно независимо. Темперамент сангвини­ка поэтому может уже в этом ограниченном смыс­ле называться «специфическим детским темпера­ментом».

Однако это обозначение также правомерно и в следующие жизненные периоды. Каждый ребе­нок проявляет сангвинические черты, вне зависи­мости от того, каким темпераментом он обладает. Безоговорочная открытость, контактность, спон­танный, часто также быстро меняющийся инте­рес, сердечное участие во всем, что происходит, жизнь в непосредственном настоящем: все это относится к сущности ребенка.

В основе этой сущности лежит уже упоминав­шаяся борьба между погружающимся сознатель­ным душевно-духовным, астральным и неосознан­но действующими эфирными силами роста. Она происходит в каждом ребенке. В сангвинике она принимает особенно выраженные формы. Об этом стоит здесь еще поговорить.

Астральное тело воздействует посредством дыхательного ритма на нервную систему и вызы­вает ощущения, чувства и представления, кото­рые безудержно вздымаются и падают в нас. Эфир­ное тело, напротив, действует в кровяном ритме, в сердечном пульсе. Оно пытается выровнять два ритма и «обуздать» колеблющуюся жизнь души. По словам Рудольфа Штайнера: «То, чем является циркуляция крови человека, кровь, что течет в

человеке, —... это узда для вздымающейся и понижающейся жизни чувств и ощущений, укроти­тель жизни нервов.... Должно царить равновесие... если говорить о физиологии, то между кровя­ной и нервной системой, чтобы человек не пре­вратился в раба своей нервной системы, то есть своей то поднимающейся, то понижающейся жиз­ни чувств и ощущений.»*

У сангвиника астральное тело главенствует над эфирным телом. Оно действует в нервной си­стеме с определенным переизбытком сил. Ритм крови не может полностью уравновесить этот пе­реизбыток и установить равновесие. Следствием этого является подъем и спад ощущений, чувств и представлений, непостоянный интерес, быстрый переход от впечатления к впечатлению, что явля­ется характерным для сущности сангвиника.

d) Меланхолический темперамент

В то время как флегматик является, так ска­зать, слишком здоровым, меланхолик — «слишком сознательный, слишком бодрствующий». В ребен­ке меланхолике доминирует находящееся в заро­дыше Я. Отсюда и ранняя жизнь головой, ранняя зрелость черт, способность к участию. Отсюда же и определенная нехватка жизненной силы, так как строящие эфирные силы роста не могут действо­вать так свободно и без помех, как в других трех темпераментах. Тело становится тверже, плотнее и сильно занимает ребенка. Поэтому он не только обладает способностью сочувствовать делам дру­гих людей, но и очень внимателен к своим состо яниям. Его смены настроения, зависящие от пого­ ды и прочего, обусловлены его телесностью.


Во взрослом возрасте тело меланхолика про­ являет себя, прежде всего, в твердом, костлявом. Чаще всего особенно костлявыми бывают кисти рук и ступни ног. Меланхолик никогда не владеет ими полностью. Физическое тело является сущно­ стным членом, который доминирует во взрослом меланхолике.

Мы также понимаем, что меланхолик создан, чтобы быть мыслителем. Рудольф Штайнер описы­вает, как в процессе мышления, когда возникают воображаемые образы, постоянно разрушается нервное вещество. Кровь не может полностью восстановить во время сна разрушенную субстан­цию. Остатки разрушения, тончайшие кристаллы, накапливаются и приводят к затвердению. * От этого тормозятся жизненные процессы. — Мы сами мо­жем пережить, как силы сознания сковывают све­жие жизненные силы, например, когда готовимся к тяжелому экзамену. Мы становимся бледными, спим неспокойно, у нас нет аппетита и т. д. Мы увядаем. Когда же человек в течение всей жизни прежде всего заставляет действовать силы голо­вы, как это происходит с меланхоликом, тогда мышление расширяет свое действие по всему орга­низму, вплоть до системы обмена веществ. «Кон­центрация и покой мышления распространяются от головы по всему организму.»* Следствием этого может быть замедление, застой, напряженность определенных жизненных процессов, сужения, запоры, склеротические уплотнения, даже парали­чи. Весь органи зм страдает «от преобладания го ловы». Лотар Фогель так описывает сущность ме­ланхолии: «Меланхолия — это чистый темперамент сознания, который может привести к угрозе жиз­ни, и даже к процессу смерти. Ее позитивным плодом является мыслительная жизнь, которая часто бывает особенно глубокой и богатой. Но иногда сознание выходит за рамки того поля, в котором оно может действовать, не вредя здоро­вью, тогда оно как бы думает не теми органа­ми.»*

е) Заключение

У ребенка флегматика преобладает физичес­кое тело, у сангвиника эфирное, у холерика аст­ральное, а у меланхолика преобладает Я.

У взрослого флегматика преобладает эфир­ное тело, у сангвиника астральное, у холерика Я, а у меланхолика физическое тело.


V. Смешение темпераментов, преобразования, колебания и их гармонизация

Ч

еловек посередине между вечным и преходя­щим, между индивидуальностью и наследствен­ностью, между будущим и прошлым, человек, ко­торый гармонично объединяет в себе четыре тем­перамента — вот цель цельной человечности. Но мы находимся только на пути достижению этой цели.

Посредником между сферами сущности явля­ется темперамент. Давайте попытаемся посмотреть на его уравновешивающую деятельность. Человек несет в себе задатки всех четырех темперамен­тов. «Ядру человеческой сущности, — пишет Ру­дольф Штайнер, — присуще, что когда оно идет к реинкарнации, оно придает одному или другому сущностному члену определенную избыточность.»* Это преобладание, однако, не является еди­новластием. Преобладающий сущностный член окрашивает три остальных и задает основное жизненное настроение, оттенок темперамента.

Деятельность остальных сущностных членов не сковывается им. Чистый темперамент, несущии в себе исключительно черты отдельного вида сущ­ности, является человеческой односторонностью и встречается редко. Новалис называет безгранич­ный темперамент «перманентной болезнью». Поэтому мы говорим о холерике, о меланхолике и т. д. тогда, когда этот человек обладает основным тоном соответствующего темперамента, когда этот темперамент преобладает в тех или иных чертах. Наряду с этим он может иметь и другие черты. Кроме этого, каждый человек индивидуально сообщает оттенок своему темпераменту, так что в принципе каждый человек обладает своим непов­торимым индивидуальным темпераментом.

Несмотря на это, мы можем различать четы­ре группы темпераментов.


Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

 

К темпераменту, действующему в переизбыт­ке, обычно отчетливо добавляется еще один, в то время как третий остается латентным и проявля­ется очень редко.

Таким образом, каждый преобладающий тем­перамент с правой и с левой стороны имеет спут­ника, а также своего рода противоположный тем­перамент. Так, могут смешиваться качества обращенного к миру и направленного на будущее холе­рика с качествами второго темперамента, ориен­тированного на прошлое меланхолика, и третьего темперамента, радующегося настоящему сангвини­ка (сангвиник может также быть вторым, темпера­ментом, а меланхолик третьим). Или таким же образом смешиваются качества флегматика, кото­рый держится в стороне от мира, живет в широ­ких временных и пространственных рамках, и ка­чества сангвиника и меланхолика.

Не исключены даже черты противоположных темпераментов. Холерик может быть абсолютно флегматичным по отношению к определенным проявлениям и отношениям жизни; сангвиник ча­сто также обладает чертами меланхолика; флегма­тик может неожиданно как вулкан взорваться, подобно холерику, а затем на долгое время потух­нуть; и меланхолик время от времени нуждается в том, чтобы быть радостным и задорным, как сан­гвиник.

Сангвиник добавляет всем темпераментам ве­селый, позитивный оттенок. Он делает остальных более доступными, простыми в обращении. На­против, меланхолия, соединяющаяся с другими темпераментами, образует сложные смешанные темпераменты.

Равновесие достигается посредством тонкого, взаимопроникающего взаимодействия задатков темпераментов. В результате этого появляется не­исчерпаемое богатство смешений, нюансов, полу­тонов. Так появляется возможность того, что че­ловек инкарнируется таким образом, который бу­дет полностью соответствовать данным наследствен­ности, а также принесенным душевно-духовным задаткам, способностям, дарованиям.

Уравнивающим образом также действует из­менение отношений темпераментов к сущностным членам на пути от ребенка к взрослому. Сангви­ник, флегматик и холерик получают в результате возможность своего рода освобождения от на­следственности и таким образом делают шаг в направлении индивидуального душевно-духовного. Меланхолик может основательно противостоять наследственности и прошлому и несколько пре­одолеть их при помощи сознательного усилия са­мовоспитания.

Определенное выравнивание, обусловленное временем, может крыться в повторяющемся пере­живании времен года: весной, когда природа про­сыпается, цветет и пахнет в сиянии и усиливаю­щемся тепле солнца, мы чувствуем себя легко и свободно, у нас есть свежие силы, мы наслажда­емся красотой земли и можем на некоторое время стать сангвиниками. — Пето с его зноем, стремле­нием к созреванию, накопившейся силой, которая разряжается во внезапной грозе, является карти­ной холерической огненной природы. — Осенью, когда туман окутывает мир, когда жизнь земли устраняется и умирает, мы обращаем наш взгляд внутрь, закрываемся, у нас тяжелые мысли: мы становимся меланхоликами. — Зимой мы в неко­тором смысле флегматики.

Уравнивающее движение происходит и в те­чение нашей жизни. Четыре темперамента при­надлежат определенным возрастам. Рудольф Штай­нер следующим образом говорит об этом: «Это нечто, что мы должны постоянно держать в на­шем сознании воспитателя, что человек постоян­но развивается, что он подвержен метаморфозу в течение своей жизни. — Главным образом все

дети — сангвиники, даже если по отдельности они флегматики или холерики. Все юноши и де­вушки, по сути, холерики, и если это не так, если это не так в это время, то это нездоровое разви­тие. Во взрослом возрасте человек больше мелан­холик. А в преклонном возрасте человек стано­вится флегматиком.»*

Так же, как объединяются все четыре време­ни года, составляя годовой круговорот, и как урав­новешенная жизнь возникает только во взаимо­действии всех четырех жизненных периодов, так и полноценная человеческая гармония образуется только в созвучии всех четырех темпераментов. Она является зародышем будущего, которое созревает в наших сердцах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...