людей. Учитель представляет темпераменты с их
Взрослеющих людей. В период пубертата они ищут Свою собственную сущность. Их интерес к этому Важному разделу человековедения также очень Актуален в этот период. Он может привести к Определенному самопознанию, но также подталкивает их к лучшему пониманию сущности других людей. Учитель представляет темпераменты с их светлыми и темными сторонами как можно более объективно, тепло, с внутренним участием и юмором. Ученики получают удовольствие, когда они после этого, например, могут сами составить портрет своего товарища, по которому класс должен узнать, о ком идет речь. В этих описаниях, как показывает опыт, молодые люди проявляют юмор по отношению друг к другу, добродушное человеческое ощущение и социальное понимание. Важно, чтобы учитель находился в таком расположении по отношению к темпераментам, чтобы он не злился из-за проявлений темперамента и тем более не чувствовал себя лично задетым, чтобы он не оценивал их с моральной точки зрения, а радостно и с любовью воспринимал богатство человеческих характеров. Какие импульсы приходят с отдельными людьми, обладающими определенными темпераментами, в культурную жизнь, и как они оплодотворяют ее, можно проследить на примере биографий. Отсюда возникает возможность преподавания, выходящего за рамки одного предмета. 2. Об обращении с темпераментами взрослых людей
Отец-холерик во время одной перебранки угрожал своей домке, которая также была холериком, побить ее. Тогда девочка сказала ему: «Ну, побей, ты же сильнее меня!» Из-за этого отцу стало стыдно, и он отступил. У этой девочки в течение нескольких лет неосознанно сформировался способ реагирования и обращения с отцом. Также и мы, взрослые, ориентируемся на такое неосознанное восприятие других людей в своих действиях и реагировании. При этом нам не всегда удается также точно попасть в цель, как этой девочке.
Для более осмысленного обращения с нашими взрослыми ближними большое значение имеет знание темпераментов. С его помощью мы можем понять, почему холерик при любом условии должен добиться своего, почему сангвиник хочет быть радостным, а меланхолик печальным, что флегматик живет в таких обширных временных и пространственных пределах, что то, что ближе всего к нему, оставляет его равнодушным. Мы становимся более понимающими, более снисходительными, более великодушными; мы сохраняем хорошее чувство юмора. Мы более спокойно воспринимаем взрывы холерика, воспринимаем их менее лично; мы постоянно по-деловому и спокойно подходим к заботам меланхолика и усиливаем его веру в себя и его энергию. Мы оставляем флегматика в спокойном и созерцательном состоянии и вместе с сангвиником радуемся красоте жизни. Вероятно, нам удастся благодаря такой позиции самовоспитания пробудить в холерике определенное уважение других людей, во флегматике — интерес к другим людям, а в сангвинике разбудить преданность другим людям, и таким образом дать им возможность немного уравновесить свой темперамент. В любом случае климат межчеловеческих отношений становится более радостным, свободным и доверительным. Мы интересуемся другими людьми и стремимся к тому, чтобы все глубже воспринимать то, что происходит между душами. При этом мы стараемся принять к сердцу мудрые слова Гёте: «Ничто нельзя познать не полюбив, и чем глубже и полнее должно быть знание, тем сильнее и живее должна быть любовь.»*
IV. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ 1. Сущностные члены в развитии ребенка и молодого человека
а) Ребенок дошкольного возраста
аждый человек имеет свою собственную, неповторимую биографию. В ней отражается его индивидуальная судьба. Каждая биография, однако, обладает также определенными основными чертами, общими закономерностями. Эти закономерности прежде всего легко проследить в детском и юношеском возрасте. О них здесь и пойдет речь. Как растение поочередно производит корень, стебель, листья, цветы, плоды и семена, и в следующих друг за другом ступенях роста достигает полного раскрытия, так и человек созревает, лишь проходя различные стадии развития, и превращается в полноценного человека. — И как растение сначала окружает оболочкой то, что должно подрасти, так и сущностное ядро человека окружено оболочками, которые выступают одна за другой, как бы рождаются. Рудольф Штайнер называет эти оболочки членами человеческой сущности или сущностными членами. Ко время физического рождения человек рождается первый сущностный член: физическое тело. Это та часть нашей сущности, которая является общей с минеральными и мертвыми веществами. Б ней, однако, действуют силы, без действия которых это был бы мертворожденный ребенок. Сама по себе мертвая материя не дышит, не растет, не живет. Она должна быть вызвана к жизни. Образующие и сохраняющие жизнь силы пронизывают физическое тело, начиная с рождения или зачатия до смерти. Они организуют в нем все жизненные процессы, такие как питание, рост, дыхание, тепло, сохранение, воспроизводство и т. д. и делают из него живущее тело. Они борются с его распадом, так как оно хотело бы непрерывно следовать законам и веществам физического и химического мира. Этим жизненным процессам ребенок полностью отдан после рождения. Он практически беспрерывно спит. В короткие периоды бодрствования он наслаждается своими приемами пищи, несколько раз днем и вначале ночью. Ему приятно лежать во влажном, почти парящем тепле его пеленок. Он быстро прибавляет в росте и весе. Быстро пульсирует и ритм, который управляет всем: ровным дыханием, быстрым биением сердца. Все выглядит как ненасытный голод, стремление к жизни. Постепенно сознание ребенка становится немного светлее. Просыпается речь, на ее основе первая мысль, развиваются память и фантазия. Жизнеобразующие силы постепенно начинают отделяться от органообразующих задач и находятся теперь в распоряжении пробуждающейся жизни души.
В семь пет построение тепа приходит к определенному завершению. Часть сип роста и формирования, начиная с этого времени, будет задействована в более медленном телесном развитии. Другая существенная часть теперь свободна и образует основу для душевной жизни, протекающей в мыслительных, чувственных и волевых процессах. Это освобождение жизнеобразующих сил на седьмом году жизни Рудольф Штайнер обозначает как рождение жизненного тела или тела жизнеобразующих сил, и тем самым рождение второго сущностного члена человека. Он называет описанную организацию жизненных сил «телом», так как она — как и физическое тело — образует мудро взаимодействующую, взаимопроникающую целостность. Это «тело», однако, имеет не вещественноматериальную природу. Его «субстанция» происходит из жизненного мира, лежащего выше физически-вещественного, или, иными словами, эфирного мира. Поэтому Рудольф Штайнер называет это тело также эфирным телом. Тогда как физическое тело можно воспринять нашим внешним ощущением, эфирное тело не подлежит такому восприятию. Начиная с седьмого года жизни, у эфирного тела существует две задачи. Оно должно действовать как в телесном, так и в душевном направлении. Оно связывает эти два мира. Его важнейшая фаза развития и действия охватывает период школьного обучения до пубертата. Ребенок живет в это время во все более и более уравновешивающейся телесно-душевной середине. В душевном мире преобладает средняя сила души мечтательного чувствования. Чувство лежит между неосознанной попей прошедшего периода дошкольного возраста и осознанным мышлением грядущего пубертатного периода. Теперешнее мышление ребенка скорее является думающим чувствованием, наполовину реалистичным, наполовину фантазийным, образным, чувствующим загадки действительности. Ребенок понимает сердцем, душой; он учится с помощью сил уважения и любви; он способен к вдохновению, сердечен и великодушен.
Как в душевном мире, так и в телесном намечается растущая тенденция к уравновешенной середине. Эфирные силы проникают во все фибры детской души. Они особенно развивают органы туловища, середины, в которых происходят важнейшие жизненные процессы: ритмические процессы дыхания и кровообращения, которые продолжаются во всех органах и одновременно служат основой чувствующей души во всех ее настроениях. С возрастанием равновесия этих двух ритмов возникает прекрасное жизненное равновесие физически-эфирных и душевных сил. Хорошо сложенное и пропорциональное тело легко, стремительно, одушевлено. Это телесно-душевное равновесие, с некоторыми отличиями в зависимости от темперамента, можно наблюдать во втором семилетии у каждого ребенка, каким бы основным темпераментом он ни обладал. с) Молодой человек в пубертатный период
В период пубертата существовавшая до сих пор гармония тела и души распадается. Душевное, которое до этого времени было связано с людьми и вещами, освобождается и может теперь открыться миру. Но сначала оно колеблется между безоговорочной отдачей в своего рода любовь ко всем и упрямым уходом в себя, между симпатией и антипатией. Б этом лабильном душевном состоянии молодой человек переживает всю шкалу чувств, от ощущения, будто он на седьмом небе, до ощущения смертной печали. Теперь в нем просыпается сила собственного суждения. Быстрыми шагами развивается логическое мышление. Во всех этих процессах заявляет о себе рождение третьего сущностного члена. Рудольф Штайнер называет его телом души или астральным телом. Это тело также нельзя воспринять нашими внешними органами чувств. Оно является носителем сознательной жизни души. Она охватывает все, от приглушенных ощущений, инстинктов, порывов, страстей, различных чувств, таких как симпатия или антипатия, радость и боль и т. д., вплоть до мыслей и нравственных идеалов. d) Совершеннолетний человек Рождение четвертого и высшего сущностного члена происходит около двадцать первого года жизни, когда сущностное ядро человека выступает из последней оболочки. Это человеческая индивидуальность, Я. Оно придает человеку самосознание, самостоятельность. Оно имеет божественную природу, это капля из моря божественного, искра божественного света. Я уже и раньше неосознанным образом работало над человеком и шаг за шагом все глубже инкарнировало на описанных этапах развития. С его высвобождением для человека становится возможным все более сознательно и самостоятельно формировать свою жизнь силами своего Я.
с) Происхождение сущностных членов Физическое тепо человек получает от СВОИХ родителей, своих предков благодаря наследственности. — Эфирное тело состоит из сил эфирного мира. Однако они живут в человеке индивидуальным образом. В них действуют качества семьи, народа, расы, которые наследуются. Поэтому человек получает эфирное тело также через наследование. — Я и астральное тело происходят из духовного мира. Л, бессмертное ядро сущности, проходит множество земных жизней, в сопровождении части астрального тела, которое в течение земных биографий очищается, облагораживается, пронизывается духом. При каждой новой инкарнации два этих духовных члена соединяются с двумя членами потока наследственности, физическим телом и эфирным телом. Последние как бы образуют почву, в которую может опуститься духовное,___________ _____________
2. Темперамент — задача, носитель, развитие а) О задаче темперамента Я и астральное тело приносят индивидуальные способности, склонности, задатки судьбы, которые они приобрели в предыдущих воплощениях. Те же оболочки, которые теперь их окружают, напротив, имеют свое происхождение в наследственности. От этого возникает дисгармония между духовно-индивидуальным потоком и потоком наследственности. Наследуемая масса лишь относительно соответствует тому, что опускается из надземных областей. Поэтому человек в течение длительного процесса ассимиляции должен таким образом организовать наследственную субстанцию, чтобы она могла служить ему для осуществления его индивидуальной судьбы. Эта большая задача осуществляется темпераментом. Б качестве посредника в этом противоречии он стоит между индивидуальностью человека и общим, что возникло из наследственности. Он несет общие черты и может быть все-таки индивидуализирован. Духовное и чувственное проникают друг в друга. Так же как желтый и синий цвет объединяются в зеленый, так и оба потока объединяются в третий: темперамент. Рудольф Штайнер объясняет это такими словами: «Темперамент уравновешивает вечное и преходящее.»* Это уравновешивание происходит потому, что четыре сущностных члена взаимодействуют самым разнообразным образом. Б каждой новой земной жизни духовное сущностное зерно вызывает такое взаимодействие членов существа, которые наиболее подходят для формирования судьбы. Из характера этого взаимодействия возникает особенный оттенок человека, который мы называем темпераментом. b) Жизненное или эфирное тело как носитель темперамента Двойная природа эфирного тела проявляется в том, что оно действует как в системах физического тела, так и в области духовно-душевной жизни. Как посредник между обеими областями, оно является подходящим инструментом для того, чтобы сделать возможным изменяющееся взаимодействие четырех сущностных членов. Вне зависимости от того, берет ли над ним верх физическое тело, или оно действует относительно самостоятельно, преобладает ли действие астрального тела или Я — у него есть способность уловить каждую односторонность, каждый цвет, каждое перемещение, и преобразовать это в особенный темперамент. Оно является носителем темперамента. В центре его уравновешивающей деятельности находится сердце. Сердце все снова и снова приводит бушующую душевную жизнь к равновесию; оно работает над гармонизацией ритма дыхания и крови; оно уравновешивает низ и верх, полюс жизни и полюс сознания, жизнь и дух. Оно является насквозь одухотворенным центром жизни, гармоничным органом человеческой середины. Его дальней целью является гармонизация всех четырех темпераментов и тем самым развитие полного человека. В гармонии его теплого чувства, его неиссякаемого воления и его мудрого уравновешивания всех сторон кроются зародыши будущего цельного человека. С полным правом Фридрих Хибель может написать: «Настоящим месторасположением темперамента является сердце, центр человека, как выражение непосредственной жизни.»* с) Метаморфоз темперамента от ребенка к взрослому Каждый из четырех темпераментов имеет характерный, проходящий сквозь него основной тон. Однако он может приобретать те или иные нюансы и испытывать метаморфозы. Внутри одного и того же темперамента происходит определенный метаморфоз от ребенка к взрослому. «Ребенок непременно несет в себе нечто индивидуальное уже тогда, когда он идет в школу. Это не имеет того выраженного вида, который мы находим характерным, когда он выступает односторонне у взрослого человека, когда мы говорим о темпераментах отдельных людей, когда мы говорим о меланхолическом, сангвиническом, флегматическом и холерическом темпераменте. По природа ребенка имеет такой оттенок, что мы можем говорить о детях, предрасположенных к меланхолическому, флегматическому, сангвиническому или холерическому темпераменту.»** Вопрос относительно времени этого метаморфоза приводит нас к важному процессу развития, который происходит в любом ребенке в школьном возрасте. В это время особенно интенсивно растут жизненно важные органы туловища. Их полностью пронизывают эфирные силы образования. Однако одновременно и душевно-духовное хочет запечатлеться и раскрыть индивидуальность ребенка. Поэтому происходит конфликт между силами наследственности и индивидуальности. Как описывает Рудольф Штайнер, между седьмым и десятым годами жизни происходит порывистая борьба между эфирным телом и астральным телом.* Ее наивысшая точка лежит между девятым и десятым годами жизни. Б это время индивидуальным силам удается несколько продвинуться вперед. Ребенок видимым образом становится более личностным, дистанцированным. «Только в этот момент он учится действительно отличать себя от внешнего мира.»** Теперь он более сознательно переживает свою собственную сущность. В области телесного борьба между астральным и эфирным телом выражается в «столкновении дыхательного ритма и ритма циркуляции». «Б дыхательном процессе кроется духовное и духов- но-душевное. Это духовно-душевное проникает в нас в дыхательном процессе. Оно может проникнуть внутрь только тогда, когда силы, которые раньше действовали в организме, становятся душевными.»* * * В ритме циркуляции крови, в пульсе сердца, напротив, действуют эфирные силы. Этот ритм сердца преобладает на десятом году жизни над ритмом дыхания. С этого момента он, однако, начинает успокаиваться. Примерно в двенадцать лет достигается равновесие обоих ритмов. Устанавливается соотношение один к четырем, то есть на одно дыхание приходится четыре удара пульса. Это соотношение сохраняется и у взрослого человека. Тем самым ребенок достигает так называемой дыхательной зрелости. Она является выражением достигнутого теперь гармоничного взаимодействия эфирной и астральной сущностной области. По этому ритмическому пути теперь душевнодуховное человека, живущее в дыхании, может проникнуть в жизненные процессы. Астральное тело прорывается, Я погружается глубже, достигнут период пубертата. Па вопрос о моменте перехода от темперамента ребенка к темпераменту взрослого определенный ответ можно найти в представленных процессах развития. Процесс перехода начинается между девятым и десятым годами жизни. Рудольф Штайнер указывает на это следующими словами: «Примерно между девятым и десятым годами жизни у каждого ребенка можно увидеть нечто особенное. Определенные качества темперамента приходят к определенному метаморфозу.»* Детлеф Сисксель говорит об этом моменте: «Раскрытие темпераментов в десять лет имеет еще одно дополнительное значение. В переносном смысле можно, наверное, это рассматривать так, что собственно только с этого периода жизни руны судьбы темпераментов начинают наносить свои жизненно определяющие отметины.»** Па двенадцатом году жизни находится дыхательная зрелость, которая указывает путь к половой зрелости, а в пубертатный период, наконец, переходный процесс завершается. Молодой человек созрел для земной жизни.
3. Сущностные члены, доминирующие в темпераментах
В последнем разделе было уже указано, что темперамент отдельного человека является результатом «балансировки» различно сформированных сущностных членов. Вопрос состоит в том, как отдельные сущностные члены выражаются в тех темпераментах, где они являются доминирующими. а) Флегматический темперамент Преобладающим сущностным членом ребенка флегматика до девятого, десятого года жизни является физическое тело. Мы описали флегматичного ребенка как неуклюжего, как бы «спрятанного» в теле, как медлительного и неловкого в движениях. Он довольно поздно учится ходить и говорить, говорит мало, задумчиво, с паузами между словами и предложениями. Он тихий, нетребовательный, безучастный, мечтательный, притупленный. Между девятым и десятым годами жизни начинают проявляться черты взрослого темперамента. Доминирующий сущностный член теперь — эфирное тело. Оно опирается в физически-телесном на лимфатическую систему и систему желез. Лотар Фогель описывает эту систему следующим образом: «Лимфа проникает, протекает и увлажняет как настоящая «живая вода» весь организм, все органы, даже самые твердые и плотные ткани (..) Это вещество, которое самым непосредственным образом несет то, что Рудольф Штайнер называет эфирными формирующими силами. (...) Вода среди других телесных функциональных элементов является наименее возбудимым элементом. Напротив, она склонна к уравниванию и гармонизации всех внутренних напряжений, воспалений или затвердений. Лимфа в жизни тела образует... принцип питательно-жидкого. Если этот действительно эфирный элемент господствует во всем организме, то мы говорим о преобладании флегматического темперамента.»* Флегматик внутри пронизан этой питательной, оживляющей «водой жизни». Это выдают также и округлые формы его водянистого тела. Этому водянистому элементу он беспредельно мечтательно предан. Его полностью занимает здоровое, уравновешенное функционирование его телесной жизни. Он словно слишком здоров. Мы понимаем также и внутреннюю связь флегматика с водой. b) Холерический темперамент В ребенке-холерике действуют силы астрального тела. Поэтому так рано просыпается восприимчивая душевная жизнь. Она опирается в физическом плане на еще нежную нервную систему. Поэтому ребенок-холерик испытывает нервные нагрузки, часто сверхчувствителен, раздражителен. * Между девятым и десятым годами жизни определенные черты темперамента подходят к метаморфозу, как мы же упоминали. С одной стороны, душевные силы ребенка все больше и больше усиливаются, вплоть до прорыва астрального тела в пубертатный период со способностью с любовью открыться миру. С другой стороны, все более проявляется Я как ядро души. Это индивидуализирует молодого человека, приводит его в его собственный внутренний мир, он оказывается в оппозиции к окружающему миру. Поэтому холерик развивает в переходный период с девятого, десятого года жизни до пубертата, но более всего в сам пубертатный период, двойную сущность, которая соответствует как его индивидуальности, так и его социальности. Его Я еще сильно связано со светлыми и темными душевными настроениями, как с идеальными представлениями, которые возникают из духовного, так и с эгоистичными потребностями, желаниями, стремлениями, порывами и страстями, обусловленными больше телесным. Каждый молодой человек в пубертатный период может иметь черты холерического двойного характера, каким бы темпераментом он ни обладал. Когда человек становится совершеннолетним, рождается Я и стремится все больше и больше завоевать власть. Я является сущностным членом, который преобладает во взрослом холерике. В физическом плане он опирается на кровь, на огонь тепла крови, который его пронизывает. Отсюда и сила его огненной воли, которая при любом условии хочет добиться своего. Если это происходит во имя высших, благородных целей, то холерик освобождается из плена своего низкого Я и следует зову своего высшего Я. Однако существует также и возможность того, что он не разовьется за пределы молодости, что он останется в субъективности своего Эго. Об этих двух возможностях речь уже шла.
с) Сангвинический темперамент В первое семилетие жизненное или эфирное тело формирует физическое тело каждого ребенка. Тогда как в ребенке флегматике и меланхолике при этом на него оказывают влияние еще и соответствующие сущностные члены этих темпераментов, то в ребенке сангвинике оно действует относительно независимо. Темперамент сангвиника поэтому может уже в этом ограниченном смысле называться «специфическим детским темпераментом». Однако это обозначение также правомерно и в следующие жизненные периоды. Каждый ребенок проявляет сангвинические черты, вне зависимости от того, каким темпераментом он обладает. Безоговорочная открытость, контактность, спонтанный, часто также быстро меняющийся интерес, сердечное участие во всем, что происходит, жизнь в непосредственном настоящем: все это относится к сущности ребенка. В основе этой сущности лежит уже упоминавшаяся борьба между погружающимся сознательным душевно-духовным, астральным и неосознанно действующими эфирными силами роста. Она происходит в каждом ребенке. В сангвинике она принимает особенно выраженные формы. Об этом стоит здесь еще поговорить. Астральное тело воздействует посредством дыхательного ритма на нервную систему и вызывает ощущения, чувства и представления, которые безудержно вздымаются и падают в нас. Эфирное тело, напротив, действует в кровяном ритме, в сердечном пульсе. Оно пытается выровнять два ритма и «обуздать» колеблющуюся жизнь души. По словам Рудольфа Штайнера: «То, чем является циркуляция крови человека, кровь, что течет в человеке, —... это узда для вздымающейся и понижающейся жизни чувств и ощущений, укротитель жизни нервов.... Должно царить равновесие... если говорить о физиологии, то между кровяной и нервной системой, чтобы человек не превратился в раба своей нервной системы, то есть своей то поднимающейся, то понижающейся жизни чувств и ощущений.»* У сангвиника астральное тело главенствует над эфирным телом. Оно действует в нервной системе с определенным переизбытком сил. Ритм крови не может полностью уравновесить этот переизбыток и установить равновесие. Следствием этого является подъем и спад ощущений, чувств и представлений, непостоянный интерес, быстрый переход от впечатления к впечатлению, что является характерным для сущности сангвиника. d) Меланхолический темперамент В то время как флегматик является, так сказать, слишком здоровым, меланхолик — «слишком сознательный, слишком бодрствующий». В ребенке меланхолике доминирует находящееся в зародыше Я. Отсюда и ранняя жизнь головой, ранняя зрелость черт, способность к участию. Отсюда же и определенная нехватка жизненной силы, так как строящие эфирные силы роста не могут действовать так свободно и без помех, как в других трех темпераментах. Тело становится тверже, плотнее и сильно занимает ребенка. Поэтому он не только обладает способностью сочувствовать делам других людей, но и очень внимателен к своим состо яниям. Его смены настроения, зависящие от пого ды и прочего, обусловлены его телесностью. Во взрослом возрасте тело меланхолика про являет себя, прежде всего, в твердом, костлявом. Чаще всего особенно костлявыми бывают кисти рук и ступни ног. Меланхолик никогда не владеет ими полностью. Физическое тело является сущно стным членом, который доминирует во взрослом меланхолике. Мы также понимаем, что меланхолик создан, чтобы быть мыслителем. Рудольф Штайнер описывает, как в процессе мышления, когда возникают воображаемые образы, постоянно разрушается нервное вещество. Кровь не может полностью восстановить во время сна разрушенную субстанцию. Остатки разрушения, тончайшие кристаллы, накапливаются и приводят к затвердению. * От этого тормозятся жизненные процессы. — Мы сами можем пережить, как силы сознания сковывают свежие жизненные силы, например, когда готовимся к тяжелому экзамену. Мы становимся бледными, спим неспокойно, у нас нет аппетита и т. д. Мы увядаем. Когда же человек в течение всей жизни прежде всего заставляет действовать силы головы, как это происходит с меланхоликом, тогда мышление расширяет свое действие по всему организму, вплоть до системы обмена веществ. «Концентрация и покой мышления распространяются от головы по всему организму.»* Следствием этого может быть замедление, застой, напряженность определенных жизненных процессов, сужения, запоры, склеротические уплотнения, даже параличи. Весь органи зм страдает «от преобладания го ловы». Лотар Фогель так описывает сущность меланхолии: «Меланхолия — это чистый темперамент сознания, который может привести к угрозе жизни, и даже к процессу смерти. Ее позитивным плодом является мыслительная жизнь, которая часто бывает особенно глубокой и богатой. Но иногда сознание выходит за рамки того поля, в котором оно может действовать, не вредя здоровью, тогда оно как бы думает не теми органами.»* е) Заключение У ребенка флегматика преобладает физическое тело, у сангвиника эфирное, у холерика астральное, а у меланхолика преобладает Я. У взрослого флегматика преобладает эфирное тело, у сангвиника астральное, у холерика Я, а у меланхолика физическое тело. V. Смешение темпераментов, преобразования, колебания и их гармонизация
еловек посередине между вечным и преходящим, между индивидуальностью и наследственностью, между будущим и прошлым, человек, который гармонично объединяет в себе четыре темперамента — вот цель цельной человечности. Но мы находимся только на пути достижению этой цели. Посредником между сферами сущности является темперамент. Давайте попытаемся посмотреть на его уравновешивающую деятельность. Человек несет в себе задатки всех четырех темпераментов. «Ядру человеческой сущности, — пишет Рудольф Штайнер, — присуще, что когда оно идет к реинкарнации, оно придает одному или другому сущностному члену определенную избыточность.»* Это преобладание, однако, не является единовластием. Преобладающий сущностный член окрашивает три остальных и задает основное жизненное настроение, оттенок темперамента. Деятельность остальных сущностных членов не сковывается им. Чистый темперамент, несущии в себе исключительно черты отдельного вида сущности, является человеческой односторонностью и встречается редко. Новалис называет безграничный темперамент «перманентной болезнью». Поэтому мы говорим о холерике, о меланхолике и т. д. тогда, когда этот человек обладает основным тоном соответствующего темперамента, когда этот темперамент преобладает в тех или иных чертах. Наряду с этим он может иметь и другие черты. Кроме этого, каждый человек индивидуально сообщает оттенок своему темпераменту, так что в принципе каждый человек обладает своим неповторимым индивидуальным темпераментом. Несмотря на это, мы можем различать четыре группы темпераментов.
К темпераменту, действующему в переизбытке, обычно отчетливо добавляется еще один, в то время как третий остается латентным и проявляется очень редко. Таким образом, каждый преобладающий темперамент с правой и с левой стороны имеет спутника, а также своего рода противоположный темперамент. Так, могут смешиваться качества обращенного к миру и направленного на будущее холерика с качествами второго темперамента, ориентированного на прошлое меланхолика, и третьего темперамента, радующегося настоящему сангвиника (сангвиник может также быть вторым, темпераментом, а меланхолик третьим). Или таким же образом смешиваются качества флегматика, который держится в стороне от мира, живет в широких временных и пространственных рамках, и качества сангвиника и меланхолика. Не исключены даже черты противоположных темпераментов. Холерик может быть абсолютно флегматичным по отношению к определенным проявлениям и отношениям жизни; сангвиник часто также обладает чертами меланхолика; флегматик может неожиданно как вулкан взорваться, подобно холерику, а затем на долгое время потухнуть; и меланхолик время от времени нуждается в том, чтобы быть радостным и задорным, как сангвиник. Сангвиник добавляет всем темпераментам веселый, позитивный оттенок. Он делает остальных более доступными, простыми в обращении. Напротив, меланхолия, соединяющаяся с другими темпераментами, образует сложные смешанные темпераменты. Равновесие достигается посредством тонкого, взаимопроникающего взаимодействия задатков темпераментов. В результате этого появляется неисчерпаемое богатство смешений, нюансов, полутонов. Так появляется возможность того, что человек инкарнируется таким образом, который будет полностью соответствовать данным наследственности, а также принесенным душевно-духовным задаткам, способностям, дарованиям. Уравнивающим образом также действует изменение отношений темпераментов к сущностным членам на пути от ребенка к взрослому. Сангвиник, флегматик и холерик получают в результате возможность своего рода освобождения от наследственности и таким образом делают шаг в направлении индивидуального душевно-духовного. Меланхолик может основательно противостоять наследственности и прошлому и несколько преодолеть их при помощи сознательного усилия самовоспитания. Определенное выравнивание, обусловленное временем, может крыться в повторяющемся переживании времен года: весной, когда природа просыпается, цветет и пахнет в сиянии и усиливающемся тепле солнца, мы чувствуем себя легко и свободно, у нас есть свежие силы, мы наслаждаемся красотой земли и можем на некоторое время стать сангвиниками. — Пето с его зноем, стремлением к созреванию, накопившейся силой, которая разряжается во внезапной грозе, является картиной холерической огненной природы. — Осенью, когда туман окутывает мир, когда жизнь земли устраняется и умирает, мы обращаем наш взгляд внутрь, закрываемся, у нас тяжелые мысли: мы становимся меланхоликами. — Зимой мы в некотором смысле флегматики. Уравнивающее движение происходит и в течение нашей жизни. Четыре темперамента принадлежат определенным возрастам. Рудольф Штайнер следующим образом говорит об этом: «Это нечто, что мы должны постоянно держать в нашем сознании воспитателя, что человек постоянно развивается, что он подвержен метаморфозу в течение своей жизни. — Главным образом все дети — сангвиники, даже если по отдельности они флегматики или холерики. Все юноши и девушки, по сути, холерики, и если это не так, если это не так в это время, то это нездоровое развитие. Во взрослом возрасте человек больше меланхолик. А в преклонном возрасте человек становится флегматиком.»* Так же, как объединяются все четыре времени года, составляя годовой круговорот, и как уравновешенная жизнь возникает только во взаимодействии всех четырех жизненных периодов, так и полноценная человеческая гармония образуется только в созвучии всех четырех темпераментов. Она является зародышем будущего, которое созревает в наших сердцах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|