Динамика розничного товарооборота ООО«ДЛЯ ВАС» за 1997-1999 г.г.
Годы |
Фактический розничный товарооборот (тыс. руб.) | Цепные темпы роста товарооборота, % | Базисные темпы роста товарооборота, % | |||||||||
В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах |
В сопоставимых ценах | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
1997 | 2141,5 | 2141,5 | 100,0 | 100,0 |
100,0 | 100,0 | ||||||
1998 | 2620,7 | 2176,6 | 122,4 | 101,7 |
122,4 | 101,7 | ||||||
1999 | 3105.2 | 2227,5 | 118,5 | 102,3 |
145,0 | 104,0 | ||||||
Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 1998 году рост товарооборота составил 122,4%, а в 1999 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 1999 году по сравнению с 1998 годом, но меньше, чем в
1998 году по сравнению с 1997 годом (средний индекс цен в 1998 году - 1,204 или 120,4%, в 1999 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1998году на 1,7%, в 1999 году на 2,3%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).
По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.
|
|
За 1997-1999 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте.
По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.
Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2
Таблица 2.
Розничный товарооборот ООО «ДЛЯ ВАС» по кварталам года
|
| Откло | 1999год в | |||
Год |
Год | нение | % к | |||
Кварталы | сумма, | удельный | сумма, | удельный | в | 1998 году |
тыс. руб. | вес, % | тыс. руб. | вес, % | сумме | ||
(+,-) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 610,8 | 23,3 | 714,0 | 23,0 | +103,2 | 116,9 |
2 | 655.2 | 25,0 | 770,5 | 24,8 | +115,3 | 11 7,6 |
3 | 647,3 | 24,7 | 770.1 | 24,8 | +122,8 | 119,0 |
4 | 707,4 | 27,0 | 850,6 | 27,4 | +143,2 | 120,2 |
Всего за год | 2620,7 | 100,0 | 3105,2 | 100,0 | +484,5 | 118,5 |
Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 1998 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).
|
|
Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1998 году до 24,8% в 1999 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 1999 году 27,4% и возросла по сравнению с 1998 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.
Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года. (см. Таблицу 3.)
Ритмичность развития розничного товарооборота ИЧП«ДЛЯ ВАС» по месяцам года
Кварталы | 1998 год | 1999 год | Отклонение в сумме (+, -) | 1999 г. в % к 1998г.
| ||
сумма, тыс. руб. | удельный вес, % | сумма, тыс. руб. | удельный вес, % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Январь | 202,1 | 33,1 | 228.2 | 32.0 | +26,1 | 112,9 |
Февраль | 198,3 | 32,5 | 225,0 | 31,5 | +26,7 | 113,5 |
Март | 210,4 | 34,4 | 260,8 | 36,5 | +50,4 | 124,0 |
Итого за 1 кв, | 610,8 | 100,0 | 714,0 | 100,0 | +103,2 | 116,9 |
Апрель | 220,9 | 33,7 | 243,3 | 31,5 | +22,4 | 110,1 |
Май | 215,4 | 32,9 | 256,4 | 33,3 | +41,0 | 119,0 1 |
Июнь | 218,9 | 33,4 | 270,8 | 35,2 | +51,9 | 123,7 |
Итого за 2 кв. | 655,2 | 100,0 | 770,5 | 100,0 | +115.3 | 117,6 |
Июль | 216,0 | 33,4 | 256,2 | | 33,3 | +40,2 | 118.6 |
Август | 214,8 | 33,2 | 255,2 | 33,1 | +40,4 | 118,8 |
Сентябрь | 216,5 | 33,4 | 258,7 | 33,6 | +42,2 | 119.5 |
Итого за 3 кв. | 647.3 | 100,0 | 770,1 | 100,0 | +122,8 | 119,0 |
Октябрь | 232,5 | 32,9 | 279,7 | 32,9 | +47,2 | 120,3 |
Ноябрь | 229,0 | 32,4 | 270,8 | 31.8 | +41,8 | 118,3 |
Декабрь | 229,0 | 32,4 | 270,8 | 31,8 | +41,8 | 118,3 |
Итого за 4 кв. | 707,4 | 100,0 | 850,6 | 100,0 | +143,2 | 120,2 |
Всего за год | 2620,7 | ---------------- | 3105,2 | ----------------- | +484,5 | 118,5 1 |
Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).
Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 11 6,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.
Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.
· по отделам
Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующую таблицу;
|
|
Таблица 4.
Розничный товарооборот по отделам ООО «ДЛЯ ВАС» за 1998-1999 г. г.
Отделы предприятия | Фактический розничный товарооборот, тыс. руб. | Отклонение в сумме (+,-) | 1997г. в % к 1996 г. | ||||
1998 | 1999 | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | В действующих ценах | В сопоставимых ценах | ||
В действующих ценах | В сопоставимых ценах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Мясной | 372,1 | 447.0 | 376,6 | +74,9 | +4,5 | 120,1 | 101,2 |
Колбасные изделия | 652,6 | 767.0 | 653,8 | +114,4 | +1,2 | 117,5 | 100,2 |
Ликероводочные изделия | 597,4 | 705,0 | 604,7 | +107,6 | +7,3 | 118,0 | 101,2 |
Соки-воды | 264,7 | 321,8 | 304,8 | +57,1 | +40,1 | 121,6 | 115,1 |
Рыбный | 76,1 | 90,1 | 77,3 | + 14,2 | +1,2 | 118,7 | 101,6 |
Бакалейный | 369,5 | 441.7 | 378,5 | +72,2 | +9,0 | 119,5 | 102,2 |
Хлебный | 117,9 | 136,6 | 117,5 | +18,7 | - 0,4 | 115.9 | 99,7 |
Непродовольственные товары | 170,4 | 195.8 | 168,3 | +25,4 | - 2,1 | 114,9 | 98,8 |
Итого по предприятию | 2620,7 | 3105,2 | 2681,5 | +485,5 | +60,8 | 118,5 | 102,3 |
Таблица 5
Розничный товарооборот ООО «ДЛЯ ВАС» по товарным группам за 1998-1999 г.г.
Товарные группы | 1998 | 1999 | 1999г. в % к 1998г. | ||||||||||||||||||||
сумма млн. руб. | удель ный вес, % | в действующих ценах
| в сопоставимых ц енах | в сопо стави мых цепях | в деист вующих ценах | ||||||||||||||||||
сумма тыс. руб. | удель ный вес,% | сумма тыс. руб. | удель ный вес, % | ценах |
| ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||
Мясо и птица | 372,1
| 14,2 | 447,0 | 14,4 | 376,2 | 14,0
| 120.1 | 101,2 | |||||||||||||||
Колбасные изделия | 340,8 | 13,0 | 403,4 | 13,0 | 342,7 | 12,8 | 118,4 | 100,6 | |||||||||||||||
Рыба, сельдь | 76.1 | 2,9 | 90,3 | 2,9 | 77,3 | 2,8 | 118,7 | 101.6 | |||||||||||||||
Масло животное | 97.0 | 3,7 | 114,9 | 3,7 | 98,8 | 3,7 | 118.5 | 101,9 | |||||||||||||||
Молоке, сыр и молочные продукты | 214,8 | 8,2 | 248.7 | 8,0
| 212,2 | 7,9 | 115,8 | 98.8 | |||||||||||||||
Яйца | 68,2 | 2,6 | 80,9 | 2,6
| 69,8 | 2,6
| 118,6 | 102.3 | |||||||||||||||
Сахар | 81.3 | 3,1 | 99,3 | 3,2
| 84,0 | 3,2
| 122,1 | 103,3 | |||||||||||||||
Кондитерские изделия | 157,3 | 6,0 | 186,8 | 6,0
| 160,5 | 5,9
| 118.8 | 102.0 | |||||||||||||||
Хлеб и хлебобулочные изделия | 117,9 | 4,5 | 136,6 | 4,4
| 117,5 | 4.4
| 115,9 | 99,5 | |||||||||||||||
Мука, крупа и макаронные изделия | 62,7 | 2,4 | 74,7 | 2,4
| 64,2 | 2.4
| 119,1 | 102,4 | |||||||||||||||
Водка и ликероводочные изделия | 314,4 | 12,0 | 375,7
| 12,1
| 323,5 | 12,1
| 119.5 | 102„9 | |||||||||||||||
Вина, шампанское, коньяк | 283,0 | 10,8 | 329,3 | 10.4
| 281,2 | 10,5
| 116.4 | 99,4 | |||||||||||||||
Прочие продовольсгвенные товары | 264,7 | 10,1 | 321,8 | 10,4 | 304,8 | 11,4 | 121,6 | 115,1
| |||||||||||||||
Непродовольственные товары | 170,4 | 6,5 | 195,8 | 6,3 | 168,3 | 6,3 | 114,9 | 98,8
— | |||||||||||||||
Всего товаров |
2620,7
100,0
100,0
2681,5
100,0
118,5
. „
102,3
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.
Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1998 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.
4.Факторный анализ общего розничного товарооборота.
На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:
· обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговых работников;
· состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
|
|