Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые документы регламентирующие проведение предварительного следствия




Правовую основу деятельности следователя и органов предварительного следствия составляют следующие нормативно - правовые акты:

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по вопросам предварительного следствия, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ (утв. Указом Призедента РФ от 01 августа 2007 года №1004), Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом президента РФ от 23 ноября 1998 г. №1422).

Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Сроки предварительного следствия регламентируются Уголовно - процессуальным кодексом.

Для быстрого и полного расследования и обеспечения прав личности важное значение имеет строгое соблюдение сроков, установленных как для выполнения отдельных процессуальных действий, так и для всего производства по делу.

В УПК установлены сроки задержания (ст. 192), заключения подозреваемого под стражу до предъявления обвинения (ст. 109), предъявления обвинения (ст. 171), допроса обвиняемого (ст. 173), применения меры пресечения в виде содержания под стражей (ст. 108), принятия прокурором решения по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением (ст. 124), и др.

Закон устанавливает начальный и конечный срок предварительного следствия и порядок его продления.

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера до прекращения или приостановления производства по делу. В случае нахождения обвиняемого под стражей в этот срок включается и время принятия прокурором решения по делу (5 суток), поступившему к нему с обвинительным заключением.

Основные положения о процессуальных сроках расположены в главе 17 (статьи 128-130) УПК РФ. Но следует отметить, что рассматриваемый уголовно-процессуальный институт не ограничивается только нормами УПК РФ. В него, помимо норм УПК РФ, входят нормы международных договоров, ратифицированных РФ (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие), Конституции РФ (ч. 2 ст. 22 и другие), Закон РФ от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании» (с изм. от 10.01.2003 года) и других Федеральных Законов РФ и подзаконных актов.

На обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, указывают следующие Международные акты:

в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установлено право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении уголовного обвинения на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок,

в п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах предусмотрено право на осуществление судопроизводства по уголовным и гражданским делам без неоправданной задержки.

Следует отметить, что именно обеспечение быстрого и эффективного расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел позволяет решить следующие задачи:

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина,

соблюдение принципов уголовного судопроизводства,

решение задачи согласования и слаженности деятельности органов, осуществляющих уголовное преследования, расследования и разрешения уголовных дел,

решение задачи обоснованности наказания и реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию,

предупреждение умышленного затягивания рассмотрения, расследования и разрешения уголовного дела, как по инициативе органов, осуществляющих перечисленные выше функции, так и по инициативе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого,

восстановление справедливости по отношению к пострадавшему в кратчайший срок.

В целях решения этих задач, уголовно-процессуальный институт сроков предусматривает их два вида:

) сроки, установленные законом и рассчитанные на все случаи возникновения однородных правоотношений,

) сроки, устанавливаемые органами (их должностными лицами), осуществляющими уголовное судопроизводство в рамках конкретных правоотношений.

Кроме того, представляется возможным классифицировать сроки в уголовном судопроизводстве по стадиям уголовного процесса:

) сроки на стадии возбуждения уголовного дела,

) сроки на стадии предварительного расследования:

) сроки при проведении предварительного следствия по уголовному делу,

) сроки при проведении дознания по уголовному делу,

) сроки на стадии подготовки к судебному заседанию,

) сроки на стадии судебного разбирательства,

) сроки на стадии производства по делу в кассационной инстанции,

) сроки на стадии производства по делу в апелляционной инстанции,

) сроки на стадии исполнения приговора,

) сроки на стадии производства по делу в надзорной инстанции,

) при возобновлении производства по уголовному делу, ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Такая их классификация уместна, так как сроки на каждой из стадий уголовного судопроизводства отличаются друг от друга не только по количественному признаку, но и по качественному. Это вызвано тем, что каждая из стадий уголовного процесса имеет свои отличительные, характерные только ей свойства и черты. Но не следует забывать и о том, что такая классификации сроков все же условна, так как все они имеют общие назначение - обеспечение скорейшего разбирательства по уголовному делу.

Имеет место быть и классификация сроков уголовного судопроизводства, предложенная законодателем в ст. 128 УПК РФ:

) сроки, исчисляемые часами,

) сроки, продолжительность которых исчисляется сутками,

) сроки, продолжительность которых исчисляется месяцами.

При исчислении суточных и месячных процессуальных сроков не принимаются в расчет час и сутки, которыми и начинается течение сроков. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (ч. 2 ст. 128 УПК РФ), за исключением случаев исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре (ч. 2,3 ст. 128 УПК РФ).

Следует также отметить, что срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы или заявлены лицу, уполномоченному их принять, а также для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском либо психиатрическом станционере, если жалоба или иной документ до истечения срока сданы администрации места предварительного заключения либо медицинского или психиатрического станционера (ч. 1 ст. 129 УПК РФ). В том случае, если подается жалоба, ходатайство или иной документ, то время их подачи определяется по штемпелю учреждения связи. Если эти документы направляются в адрес администрации места заключения, то время их приема определяется по отметке, сделанной должностным лицом, принявшим документ. На основании ст. 130 УПК РФ, восстановление пропущенного срока возможно через подачу ходатайства тому должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Вопрос о признании причины уважительной решает должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Правоприменитель к уважительным причинам относит: стихийное бедствие, болезнь, командировку, различного рода задержки, связанные с рассмотрением замечаний на протоколы и постановления следственных и судебных органов, и т.п. В качестве заинтересованного лица в рамках уголовного судопроизводства выступают его участники, имеющие:

уголовно-правовой интерес в исходе дела (потерпевший, его представители, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и представители);

гражданско-правовой интерес в исходе дела (гражданский истец, гражданский ответчик и их представители).

Дознаватель, следователь, прокурор и судья, к которым поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока, обязаны вынести соответствующие постановления, как в случае его удовлетворения, так и в случае отказа. Постановления дознавателя, следователя, прокурора могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования. Жалоба разрешается в судебном заседании судьей единолично не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления, с участием заявителя или его представителя, защитника, если они участвуют в уголовном деле, а также с участием прокурора (ст. 125 УПК РФ). Обжалование постановления судьи по поводу восстановления пропущенного срока осуществляется в вышестоящий суд. Судья вправе, при наличии оснований, восстановить пропущенный срок. О приостановлении исполнения решения, обжалованного с пропуском установленного срока, указывается в постановлении о восстановлении этого срока.

Согласно ч. 2 ст. 129 УПК РФ, срок может быть продлен лишь в случаях и порядке, которые установлены УПК РФ.

Продление срока возможно при наличии следующих обстоятельств:

) В соответствии со ст. 10 УПК РФ до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Если у органов дознания или следствия имеются достаточные основания для применения к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, то до истечения срока задержания они, с согласия прокурора, должны подать соответствующие материалы в суд. В этом случае судья обязан рассмотреть поступившие материалы до истечения установленного срока задержания. Вместе с тем судье предоставлено право продлить срок задержания до 72 часов (ст. 108 УПК РФ) при возникновении необходимости востребования дополнительных доказательств обоснованности задержания.

) В ст. 109 УПК РФ определены сроки, согласно которым лицо может содержаться под стражей не более 18 месяцев. Этот срок продлевается судом субъекта Российской Федерации или военным судом соответствующего уровня при наличии ходатайства следователя и с согласия прокурора среднего звена. Необходимость продления предельного срока содержания под стражей обусловлена невозможностью для обвиняемого и его защитника ознакомиться с материалами уголовного дела и своевременного направления прокурором уголовного дела в суд.

) По общему правилу (ст. 121 УПК РФ) ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

) В обязанности прокурора (ст. 124 УПК РФ «Порядок рассмотрения жалобы прокурором») входит рассмотрение жалобы в срок не более 3 суток со дня ее получения. Этот срок может быть увеличен до 10 суток, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);

применение мер процессуального принуждения;

привлечение лица в качестве обвиняемого;

допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.

В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК), об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник. В уведомлении всем заинтересованным участникам производства по делу указываются причины и основания приостановления следствия.

После приостановления расследования производство следственных действий по делу не допускается. Вместе с тем законодатель (ст. 209 УПК) обязывает следователя в случае приостановления следствия по причине не установления лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого, обвиняемого, принимать меры по его установлению, а в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо местонахождение его не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК), - принимать меры к его розыску. В числе таких мер могут быть различного вида проверки, поручения, запросы в различные органы и учреждения (при необходимости и в зарубежных государствах), касающиеся розыска указанных лиц.

Розыск подозреваемого, обвиняемого, если его местонахождение неизвестно, следователь поручает органу дознания. Об этом он указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление (ч. 1 ст. 210 УПК). Причем объявить розыск подозреваемого, обвиняемого следователь может как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Изучение порядка работы и соблюдения законности в работе органов дознания является одним из важных вопросов современной правоохранительной системы, так как от этого зависит фактическая реализация правового механизма регулирования правоохранительной деятельности.

Органы дознания входят в состав различных силовых структур, деятельность которых имеет свои особенности, что налагает свой оттенок на процесс выполнения задач и реализации полномочий органами дознания, входящих в данные структуры.

Как видно из анализа норм права, регулирующих полномочия органов дознания, они наделены широким спектром прав от проведения оперативно-розыскной деятельности, следственных действий в процессе осуществления дознания до поддержания обвинения в суде по поручению прокурора.

Реализация данных полномочий требует от сотрудников органов дознания неукоснительного соблюдения законности в процессе их деятельности, прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, что соответствует устоям и традициям развитого демократического общества.

Рассмотрение вопросов деятельности органов дознания дает возможность узнать не только о правоприменительной деятельности правоохранительных органов Российской федерации, но и о работе механизма государственного принуждения в целом. Подробный анализ показывает сложившуюся в России систему органов охраны права, т.е. их практику и взаимодействие

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...