Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговая работа по литературному чтению.

Итоговая работа по литературному чтению.

Часть 1. Работа с художественным текстом.

Вариант 1

Прочитай текст.

Подснежник

Подснежник и Одуванчик были соседями. Ещё с лета они забрались под большой пень, да там и зазимовали. Зима длилась долго. Но однажды Солнце проснулось и решило поиграть в лето. Мороз куда-то ушёл, и Солнце выбралось из-под облаков и засветило так ярко и тепло, что на земле появились проталины. Когда снег начал таять, Подснежник проснулся и стал будить соседа.

- Пора цвести! Солнце уже пробилось через небесные сугробы!

- Что ты! - Одуванчик поплотнее укутался снегом. - Ещё рано, холодно, замёрзнем!

Но Подснежник вылез наружу и, увидев Солнце, расцвёл небольшим, цвета зимнего неба, цветком. Мороз, когда вернулся, даже растерялся.

- Что здесь происходит?

- Мы играем в лето, - улыбнулось Солнце.

- Рано ещё играть! Да и с кем?

- С цветком. Видишь, возле старого пня. Он мне поверил и распустился!

- Оба вы тут распустились без меня! Это надо же придумать, в марте - лето!

Мороз укрыл. Солнце облаком; но оно вертелось, высовывалось из-под него, но скоро незаметно для себя всё же уснуло.

- Ишь чего выдумали! - ворчал Мороз, засылая проталины.

- Дедушка, а где Солнце? - услышал он тихий голосок из-за пня. Это был тот самый цветок - друг Солнца.

- Солнце спит, оно теперь не проснётся до самого апреля! И ты засыпай! Давай я тебя укрою. Одна ласточка весны не делает!

- Нет, я спать не буду, я буду ждать Солнышко, оно обязательно выглянет!

В апреле Солнце проснулось и стало искать своего друга. Оно исследовало всю землю, растопило снег, но Подснежник как сквозь землю провалился. Множество цветов распустилось на земле. Среди них и Одуванчик. Он был очень похож на Солнце, жёлтый, с длинными лучиками-лепестками, Солнце весело играло с ним. Только иногда на Солнце находила тень - оно вспоминало про Подснежник.

Потом наступило настоящее лето; У Одуванчика появились дети, и он рассказывал им о Подснежнике. Я услышал его рассказ. Оказывается, Подснежник не замёрз. Он ждал Солнца до самого апреля. Но когда он увидел множество ярких больших цветов, то застеснялся, спрятался под пень и уснул. И теперь Подснежник будет спать до следующего марта. Он мечтает снова первым проснуться и поиграть в лето один на один с Солнцем.

(По М. Шварцу)

Прочитай сказку «Подснежник». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту сказки.

 

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.

ð Подснежник замёрз, когда Солнце уснуло.

ð В марте расцвели Подснежник и Одуванчик.

ð Солнце иногда вспоминало о Подснежнике.

ð Подснежник никогда не видел Мороза.

 

2. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Солнце выбралось из-под облаков и засветило так __________________________

________________, что на земле появились ______________________.

 

3. Кому Одуванчик рассказывал о Подснежнике?

______________________________________________________________________

 

4. Подснежник, как он и сказал Морозу, не уснул сразу, а ждал целый месяц, когда проснётся Солнце. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

5. Почему Подснежник не показался Солнышку, когда оно проснулось второй раз?

ð потому что он замёрз потому что он смущался

ð потому что он обиделся потому что он заснул

 

6. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Мороз, когда вернулся, _____________________________________.

 

7. Боится ли Солнце Мороза?

ð Да Нет

Приведи два доказательства своего ответа;

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «как сквозь землю провалился»?

ð спрятался под землёй  нигде не было

ð было стыдно  укрылся землёй

 

9. Мороз говорит Подснежнику: «Одна ласточка весны не делает!» Чем похожи ласточка и Подснежник?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

10. Докажи, что Подснежник можно назвать другом Солнца, а Солнце — другом Подснежника.

______________________________________________________________________

 

11. ПочёмуОдуванчик можно назвать разумным, а не трусливым?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

12. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

ð Подснежник спросил у Мороза, где Солнце.

ð Солнце и Подснежник играли в лето.

1. Подснежник и Одуванчик спали под большим пнём.

ð Множество цветов распустилось на земле.

ð Подснежник почувствовал тепло и проснулся.

 

13. В этой сказке много сравнений. Приведи два примера того, что с чем сравнивается.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

 

14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Подснежника. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ.

1. Подснежник__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Подснежник__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Что имел в виду Мороз, когда сказал: «Оба вы тут распустились без меня!»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Как ты думаешь, если всё можно было бы вернуть назад, Подснежник расцвёл бы опять в марте?

Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения.

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

Итоговая работа по литературному чтению.

Часть 2. Работа с научно-популярным текстом.

Вариант 1

Прочитай текст.

Раки-отшельники

Раки-отшельники1 обитают на мелководье и на берегах морей. У этих раков нет панциря, и чтобы защитить своё нежное тело, они забираются в пустые раковины. Из раковины наружу торчат только три пары ходовых ног, первая пара ног заканчивается клешнями. Четвертая и пятая пара ног всегда находится внутри раковины. В случае нападения рак прячется в раковину, закрывая вход в неё клешнёй. Рак постоянно растёт, со временем раковина становится для него тесной, и он подыскивает себе более вместительный дом.

 

История про двух раков

На морском дне лежала брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика.

Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую... Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки царапали мягкое, незащищённое бронёй тело - рак ёжился, вертелся.

Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём.

Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли.

Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить.

На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению - бросить затею. Оба вылезли - каждый из своего конца трубки - и, не оглядываясь, отправились восвояси.

По С. Сахарнову

__________________________________

Отшельник1 - тот, кто живёт в уединении, в одиночку.

 

Ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать текст.

1. О чем рассказывается в текстах?

ð о красоте подводного мира  о жизни раков-отшельников

ð о находках на морском дне  о редких морских раковинах

 

2. Где обитают раки-отшельники?

________________________________________________________________________

3. Что обычно служит защитой раку-отшельнику?

ð панцирь на брюшке  пустая раковина

ð пластмассовая трубка  броня на теле

 

4. Почему раку-отшельнику обязательно нужен домик? Напиши, что об этом сказано в тексте.

________________________________________________________________________

 

5. Сколько ног у рака-отшельника?

________________________________________________________________________

 

6. Где у рака-отшельника расположены клешни?

________________________________________________________________________

 

7. По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик?

________________________________________________________________________

 

8. Отметь, кто из двух раков-отшельников был более осторожным и медлительным.

ð Первый рак Второй рак

Приведи два примера из текста, доказывающие твой ответ.

1)_______________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________

 

9. Заползая в трубку, первый рак вертелся, потому что_______________________

_________________________________________________________________________

 

10. Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «отправились восвояси»?

_________________________________________________________________________

 

11. Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

ð Рак сунул в трубку усы и клешни.

1. Первый рак заметил трубку.

ð Рак обошел вокруг трубки.

ð Рак развернулся.

ð Рак начал влезать в трубку.

 

12. Раки бросили трубку, потому что

ð они ничего не понимали  края трубки царапали их

ð трубку не получилось утащить  трубка им разонравилась

 

13. Напиши, почему раков, о которых написаны тексты, называют «отшельниками».

_________________________________________________________________________

 

14. В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

 

15. Видели ли раки друг друга?

ð Да  Нет

Докажи свой ответ.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

16. Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках?

ð Победа

ð Вот так раки-забияки!

ð Где раки зимуют

ð В поисках нового дома

Докажи свой ответ.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

Итоговая работа по литературному чтению.

Часть 1. Работа с художественным текстом.

Вариант 2

Прочитай текст.

Большой одуванчик

 

Как-то раз Медвежонок пришёл к Слонёнку в гости.

- Здравствуй, - улыбнулся Медвежонок. - Не правда ли, какой прекрасный вечер?

- Ты так думаешь? - спросил Слонёнок и добавил: - Нет, прекрасный вечер - это когда идёт дождь, и можно топать по лужам.

И Слонёнок показал, как надо топать по лужам. Конечно, Медвежонок и сам любил топать по лужам, но в этот раз он не согласился. Вечер действительно был прекрасный! В небе далёкими свечечками горели звёзды, а ночные бабочки опускались прямо на медвежьи уши. Они думали, что это мохнатые лепестки. Медвежонок повёл Слонёнка в сад.

- Смотри, неужели ты не видишь, как прекрасны эти звёзды, эти деревья?

А упрямый Слонёнок сказал:

- Мой друг, меня очень трудно удивить.

Медвежонок обхватил голову лапами, сел на пенёк и стал думать, как удивить Слонёнка. Он хотел сделать это во что бы то ни стало. А что, если надуть большой шарик и прилететь на нём к Слонёнку в гости? А если показать ему первый ландыш? Ведь это настоящее чудо! Но Слонёнок может сказать: «Друг мой, их скоро будет тысячи». Медвежонок совсем уже отчаялся. Но вдруг вспомнил, что Слонёнок любит облака и одуванчики... Облака - потому, что они похожи на больших белых слонов. А одуванчики - они ведь похожи на маленькие облачка на зелёных ножках. И тогда Медвежонок пошёл в сад и сказал большому тополю:

- Пожалуйста, усыпь меня белыми пуховыми серёжками. Я хочу удивить Слонёнка.

- Пожалуйста, - сказал тополь.

Он встряхнул ветвями, и с них полетел тополиный пух. Казалось, что на Медвежонка обрушился снегопад. В мгновение ока пух укрыл его так, что Медвежонка не стало видно. Медвежонок закрыл глаза и уснул в том душистом стогу. Утром взошло солнышко. И на крылечко вышел Слонёнок. Он огляделся вокруг... и ахнул: в глубине сада рос невиданно большой одуванчик.

- Неужели, - удивился Слонёнок, - могут быть такие одуванчики? Это прекрасно!

От восхищения Слонёнок даже закрыл глаза! А когда он вновь их открыл, перед ним стоял Медвежонок, а на его ушах, на хвостике был белый пух. Слонёнок смотрел на него во все глаза, а потом отвернулся и уже опять хотел сказать что-то скучное.

Но Медвежонок улыбнулся:

- Не надо притворяться. Я же сам слышал: ты сказал - это прекрасно.

- Да, да, - кивнул Слонёнок. - А вообще, Медвежонок, я часто любуюсь прекрасным, только смущаюсь говорить об этом.

(По Г. Цыферову)

Прочитай сказку «Большой одуванчик». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту сказки.

 

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки.

ð Медвежонок прилетел к Слонёнку на шарике.

ð Медвежонку удалось удивить Слонёнка утром.

ð Медвежонок не любил ходить по лужам.

ð Медвежонок не знал, что Слонёнок любит облака.

 

2. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Смотри, неужели ты __________________________, как прекрасны ______________

___________________________________.

 

3. К кому обратился за помощью Медвежонок?

________________________________________________________________________

 

4. Медвежонку было очень трудно придумать, чем удивить Слонёнка. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

5. Почему Слонёнок сначала не хотел признаваться Медвежонку, что он удивился?

ð потому что он отвернулся, и не хотел разговаривать

ð потому что он понял, что это был не одуванчик

ð потому что он стеснялся признаться

ð потому что он хотел сказать что-то скучное

 

6. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Казалось, что на Медвежонка_______________________________________________

 

7. Умеет ли Медвежонок любоваться красотой?

ð Да  Нет

Приведи два доказательства своего ответа.

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «во что бы то ни стало»?

ð очень быстро  ничего не стало  обязательно  из последних сил

 

9. Почему автор сравнивает падающий на Медвежонка тополиный пух со снегопадом?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

10. Докажи, что Медвежонка можно назвать другом Слонёнка, а Слонёнка - другом Медвежонка.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

11. Почему Слонёнка можно назвать застенчивым, а не упрямым?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

12. Укажи, каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

ð Медвежонок придумывал, как удивить Слонёнка.

ð Слонёнок признался, что он любит любоваться прекрасным.

1. Медвежонок пришёл в гости к Слонёнку.

ð Слонёнок понял, что это был Медвежонок.

ð Медвежонок весь покрылся тополиным пухом.

 

13. В сказке много сравнений. Приведи два примера того, что с чем сравнивается.

1)______________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

 

14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Медвежонка. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ.

1. Медвежонок_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Медвежонок_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15. Медвежонок тоже любил топать по лужам, почему же он в начале сказки не согласился со Слонёнком?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16. Как ты думаешь, если в следующий раз Слонёнок увидит что-нибудь очень красивое, он постесняется показать своё удивление?

ð Да  Нет

Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения.

1)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2)______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...