Итоговая работа по литературному чтению.
Итоговая работа по литературному чтению. Часть 1. Работа с художественным текстом. Вариант 1 Прочитай текст. Подснежник Подснежник и Одуванчик были соседями. Ещё с лета они забрались под большой пень, да там и зазимовали. Зима длилась долго. Но однажды Солнце проснулось и решило поиграть в лето. Мороз куда-то ушёл, и Солнце выбралось из-под облаков и засветило так ярко и тепло, что на земле появились проталины. Когда снег начал таять, Подснежник проснулся и стал будить соседа. - Пора цвести! Солнце уже пробилось через небесные сугробы! - Что ты! - Одуванчик поплотнее укутался снегом. - Ещё рано, холодно, замёрзнем! Но Подснежник вылез наружу и, увидев Солнце, расцвёл небольшим, цвета зимнего неба, цветком. Мороз, когда вернулся, даже растерялся. - Что здесь происходит? - Мы играем в лето, - улыбнулось Солнце. - Рано ещё играть! Да и с кем? - С цветком. Видишь, возле старого пня. Он мне поверил и распустился! - Оба вы тут распустились без меня! Это надо же придумать, в марте - лето! Мороз укрыл. Солнце облаком; но оно вертелось, высовывалось из-под него, но скоро незаметно для себя всё же уснуло. - Ишь чего выдумали! - ворчал Мороз, засылая проталины. - Дедушка, а где Солнце? - услышал он тихий голосок из-за пня. Это был тот самый цветок - друг Солнца. - Солнце спит, оно теперь не проснётся до самого апреля! И ты засыпай! Давай я тебя укрою. Одна ласточка весны не делает! - Нет, я спать не буду, я буду ждать Солнышко, оно обязательно выглянет! В апреле Солнце проснулось и стало искать своего друга. Оно исследовало всю землю, растопило снег, но Подснежник как сквозь землю провалился. Множество цветов распустилось на земле. Среди них и Одуванчик. Он был очень похож на Солнце, жёлтый, с длинными лучиками-лепестками, Солнце весело играло с ним. Только иногда на Солнце находила тень - оно вспоминало про Подснежник.
Потом наступило настоящее лето; У Одуванчика появились дети, и он рассказывал им о Подснежнике. Я услышал его рассказ. Оказывается, Подснежник не замёрз. Он ждал Солнца до самого апреля. Но когда он увидел множество ярких больших цветов, то застеснялся, спрятался под пень и уснул. И теперь Подснежник будет спать до следующего марта. Он мечтает снова первым проснуться и поиграть в лето один на один с Солнцем. (По М. Шварцу) Прочитай сказку «Подснежник». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту сказки.
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки. ð Подснежник замёрз, когда Солнце уснуло. ð В марте расцвели Подснежник и Одуванчик. ð Солнце иногда вспоминало о Подснежнике. ð Подснежник никогда не видел Мороза.
2. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова. Солнце выбралось из-под облаков и засветило так __________________________ ________________, что на земле появились ______________________.
3. Кому Одуванчик рассказывал о Подснежнике? ______________________________________________________________________
4. Подснежник, как он и сказал Морозу, не уснул сразу, а ждал целый месяц, когда проснётся Солнце. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
5. Почему Подснежник не показался Солнышку, когда оно проснулось второй раз? ð потому что он замёрз потому что он смущался ð потому что он обиделся потому что он заснул
6. Найди в тексте предложение. Допиши его. Мороз, когда вернулся, _____________________________________.
7. Боится ли Солнце Мороза? ð Да Нет Приведи два доказательства своего ответа; 1)______________________________________________________________________
________________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «как сквозь землю провалился»? ð спрятался под землёй нигде не было ð было стыдно укрылся землёй
9. Мороз говорит Подснежнику: «Одна ласточка весны не делает!» Чем похожи ласточка и Подснежник? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
10. Докажи, что Подснежник можно назвать другом Солнца, а Солнце — другом Подснежника. ______________________________________________________________________
11. ПочёмуОдуванчик можно назвать разумным, а не трусливым? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
12. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5. ð Подснежник спросил у Мороза, где Солнце. ð Солнце и Подснежник играли в лето. 1. Подснежник и Одуванчик спали под большим пнём. ð Множество цветов распустилось на земле. ð Подснежник почувствовал тепло и проснулся.
13. В этой сказке много сравнений. Приведи два примера того, что с чем сравнивается. 1)______________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________
14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Подснежника. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ. 1. Подснежник__________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Подснежник__________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Что имел в виду Мороз, когда сказал: «Оба вы тут распустились без меня!» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. Как ты думаешь, если всё можно было бы вернуть назад, Подснежник расцвёл бы опять в марте? Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения. 1)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Итоговая работа по литературному чтению. Часть 2. Работа с научно-популярным текстом. Вариант 1 Прочитай текст. Раки-отшельники Раки-отшельники1 обитают на мелководье и на берегах морей. У этих раков нет панциря, и чтобы защитить своё нежное тело, они забираются в пустые раковины. Из раковины наружу торчат только три пары ходовых ног, первая пара ног заканчивается клешнями. Четвертая и пятая пара ног всегда находится внутри раковины. В случае нападения рак прячется в раковину, закрывая вход в неё клешнёй. Рак постоянно растёт, со временем раковина становится для него тесной, и он подыскивает себе более вместительный дом.
История про двух раков На морском дне лежала брошенная кем-то пластмассовая трубка. Как-то раз около этой трубочки появился рак-отшельник. Ему, видно, стала тесной раковина, в которой он до сих пор жил, и он пошёл на поиски нового домика. Трубка ему понравилась. Рак обошёл вокруг неё, сунул в трубку усы, потом одну клешню, вторую... Развернулся и, пятясь, начал не спеша вползать брюшком в трубку. Края трубки царапали мягкое, незащищённое бронёй тело - рак ёжился, вертелся. Тут с другой стороны трубки появился второй рак. Этот был тоже без домика, и трубка ему тоже приглянулась. Первый отшельник ещё только забирался в пластмассовый дом, а второй уже сидел в нём. Через какое-то время оба рака решили, что пора в путь. Оба уперлись спинками в трубочку и, цепляясь ножками за дно, пошли. Трубка задёргалась из стороны в сторону. Раки ничего не понимали. Им, наверно, казалось, что кто-то держит трубку и хочет её утащить. На беду, раки оказались одной силы. Они долго таскали друг друга, выбились из сил и одновременно пришли к решению - бросить затею. Оба вылезли - каждый из своего конца трубки - и, не оглядываясь, отправились восвояси. По С. Сахарнову __________________________________ Отшельник1 - тот, кто живёт в уединении, в одиночку.
Ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать текст. 1. О чем рассказывается в текстах? ð о красоте подводного мира о жизни раков-отшельников
ð о находках на морском дне о редких морских раковинах
2. Где обитают раки-отшельники? ________________________________________________________________________ 3. Что обычно служит защитой раку-отшельнику? ð панцирь на брюшке пустая раковина ð пластмассовая трубка броня на теле
4. Почему раку-отшельнику обязательно нужен домик? Напиши, что об этом сказано в тексте. ________________________________________________________________________
5. Сколько ног у рака-отшельника? ________________________________________________________________________
6. Где у рака-отшельника расположены клешни? ________________________________________________________________________
7. По какой причине в истории про раков первый рак искал себе новый домик? ________________________________________________________________________
8. Отметь, кто из двух раков-отшельников был более осторожным и медлительным. ð Первый рак Второй рак Приведи два примера из текста, доказывающие твой ответ. 1)_______________________________________________________________________ 2)_______________________________________________________________________
9. Заползая в трубку, первый рак вертелся, потому что_______________________ _________________________________________________________________________
10. Как ты понимаешь встретившееся в тексте выражение «отправились восвояси»? _________________________________________________________________________
11. Укажи, в каком порядке происходили данные события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5. ð Рак сунул в трубку усы и клешни. 1. Первый рак заметил трубку. ð Рак обошел вокруг трубки. ð Рак развернулся. ð Рак начал влезать в трубку.
12. Раки бросили трубку, потому что ð они ничего не понимали края трубки царапали их ð трубку не получилось утащить трубка им разонравилась
13. Напиши, почему раков, о которых написаны тексты, называют «отшельниками». _________________________________________________________________________
14. В тексте сказано, что раки оказались одной силы. Что доказывает это? Приведи два примера. 1)______________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________
15. Видели ли раки друг друга? ð Да Нет Докажи свой ответ. _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
16. Какое из названий больше всего подходит к истории о двух раках? ð Победа ð Вот так раки-забияки! ð Где раки зимуют ð В поисках нового дома Докажи свой ответ. _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
Итоговая работа по литературному чтению. Часть 1. Работа с художественным текстом. Вариант 2 Прочитай текст. Большой одуванчик
Как-то раз Медвежонок пришёл к Слонёнку в гости. - Здравствуй, - улыбнулся Медвежонок. - Не правда ли, какой прекрасный вечер?
- Ты так думаешь? - спросил Слонёнок и добавил: - Нет, прекрасный вечер - это когда идёт дождь, и можно топать по лужам. И Слонёнок показал, как надо топать по лужам. Конечно, Медвежонок и сам любил топать по лужам, но в этот раз он не согласился. Вечер действительно был прекрасный! В небе далёкими свечечками горели звёзды, а ночные бабочки опускались прямо на медвежьи уши. Они думали, что это мохнатые лепестки. Медвежонок повёл Слонёнка в сад. - Смотри, неужели ты не видишь, как прекрасны эти звёзды, эти деревья? А упрямый Слонёнок сказал: - Мой друг, меня очень трудно удивить. Медвежонок обхватил голову лапами, сел на пенёк и стал думать, как удивить Слонёнка. Он хотел сделать это во что бы то ни стало. А что, если надуть большой шарик и прилететь на нём к Слонёнку в гости? А если показать ему первый ландыш? Ведь это настоящее чудо! Но Слонёнок может сказать: «Друг мой, их скоро будет тысячи». Медвежонок совсем уже отчаялся. Но вдруг вспомнил, что Слонёнок любит облака и одуванчики... Облака - потому, что они похожи на больших белых слонов. А одуванчики - они ведь похожи на маленькие облачка на зелёных ножках. И тогда Медвежонок пошёл в сад и сказал большому тополю: - Пожалуйста, усыпь меня белыми пуховыми серёжками. Я хочу удивить Слонёнка. - Пожалуйста, - сказал тополь. Он встряхнул ветвями, и с них полетел тополиный пух. Казалось, что на Медвежонка обрушился снегопад. В мгновение ока пух укрыл его так, что Медвежонка не стало видно. Медвежонок закрыл глаза и уснул в том душистом стогу. Утром взошло солнышко. И на крылечко вышел Слонёнок. Он огляделся вокруг... и ахнул: в глубине сада рос невиданно большой одуванчик. - Неужели, - удивился Слонёнок, - могут быть такие одуванчики? Это прекрасно! От восхищения Слонёнок даже закрыл глаза! А когда он вновь их открыл, перед ним стоял Медвежонок, а на его ушах, на хвостике был белый пух. Слонёнок смотрел на него во все глаза, а потом отвернулся и уже опять хотел сказать что-то скучное. Но Медвежонок улыбнулся: - Не надо притворяться. Я же сам слышал: ты сказал - это прекрасно. - Да, да, - кивнул Слонёнок. - А вообще, Медвежонок, я часто любуюсь прекрасным, только смущаюсь говорить об этом. (По Г. Цыферову) Прочитай сказку «Большой одуванчик». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту сказки.
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанной сказки. ð Медвежонок прилетел к Слонёнку на шарике. ð Медвежонку удалось удивить Слонёнка утром. ð Медвежонок не любил ходить по лужам. ð Медвежонок не знал, что Слонёнок любит облака.
2. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова. Смотри, неужели ты __________________________, как прекрасны ______________ ___________________________________.
3. К кому обратился за помощью Медвежонок? ________________________________________________________________________
4. Медвежонку было очень трудно придумать, чем удивить Слонёнка. Выпиши из текста предложение, которое это подтверждает. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
5. Почему Слонёнок сначала не хотел признаваться Медвежонку, что он удивился? ð потому что он отвернулся, и не хотел разговаривать ð потому что он понял, что это был не одуванчик ð потому что он стеснялся признаться ð потому что он хотел сказать что-то скучное
6. Найди в тексте предложение. Допиши его. Казалось, что на Медвежонка_______________________________________________
7. Умеет ли Медвежонок любоваться красотой? ð Да Нет Приведи два доказательства своего ответа. 1)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
8. Что значит встретившееся в тексте выражение: «во что бы то ни стало»? ð очень быстро ничего не стало обязательно из последних сил
9. Почему автор сравнивает падающий на Медвежонка тополиный пух со снегопадом? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
10. Докажи, что Медвежонка можно назвать другом Слонёнка, а Слонёнка - другом Медвежонка. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 11. Почему Слонёнка можно назвать застенчивым, а не упрямым? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
12. Укажи, каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5. ð Медвежонок придумывал, как удивить Слонёнка. ð Слонёнок признался, что он любит любоваться прекрасным. 1. Медвежонок пришёл в гости к Слонёнку. ð Слонёнок понял, что это был Медвежонок. ð Медвежонок весь покрылся тополиным пухом.
13. В сказке много сравнений. Приведи два примера того, что с чем сравнивается. 1)______________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________
14. Из рассказа становится ясно, какой характер у Медвежонка. Напиши две черты его характера и для каждой черты приведи пример поступка, который доказывает твой ответ. 1. Медвежонок_________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Медвежонок_________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Медвежонок тоже любил топать по лужам, почему же он в начале сказки не согласился со Слонёнком? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Как ты думаешь, если в следующий раз Слонёнок увидит что-нибудь очень красивое, он постесняется показать своё удивление? ð Да Нет Обязательно объясни, почему ты так думаешь, приведи два объяснения. 1)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2)______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|