Глава 2. Эмпирическое исследование представление о любви и романтических отношениях у подростков.
Введение Актуальность исследования. О любви написано множество рассказов и снят не один десяток фильмов. Проблематика любви на протяжении многих столетий интересовала человечество. Тема любви наиболее актуальная во все времена. Меняются люди, мода, времена года, тысячелетия, а тема любви всегда остается актуальной. Любовь является одним из неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Каждый видит и понимает ее по – своему. Каждый по – разному ее чувствует и ощущает. Но именно в подростковом возрасте впервые происходит соприкосновение старших подростков с новой весьма значимой сферой отношений, возникают новые мотивы поведения, ведущие к перестройке социальной ситуации развития в целом. Формирование отношений с противоположным полом выступает как одна из главных возрастных задач развития, стоящих перед старшими подростками. От того, каким образом впервые будет удовлетворена потребность в любви, во многом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений, развитие и функционирование личности в целом.
Психологические особенности старших подростков Теория любви Э. Фромма
1.1 Психологические особенности старших подростков
2.Среднему уровню характерна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентации при формировании самооценки в основном на мнение окружающих; каузальная атрибуции за счет внешний условий; присутствие самооценочных суждений узкого содержания. Вследствие появления чувства взрослости в корне меняется вся социальная ситуация развития, которая определяет все психическое развитие у подростков. Основным в этой новой, появляющейся на основе чувства взрослости ситуации развития, является выработка особой деятельности общения, базисным содержимым которой является другой человек, с которым устанавливаются определенные отношения. В подростковом возрасте вырабатывается стремление к признанию своей личности взрослыми, при недостатке возможностей утвердить себя среди них. В данной ситуации наблюдается потребность в общении со сверстниками, что является проявлением непонятности мира взрослых. Подросток наступившую свою взрослость, он претендует на то, чтобы окружающие поняли, что он уже не ребенок, что он имеет право на известную самостоятельность в своем поведении, действиях, суждениях. Возникает одна из основных проблем – отсутствие желаемой свободы. Вокруг этого зачастую появляется большое количество конфликтов. Одной из причин может послужить изменение формирования осознания собственных прав и обязанностей в наиболее ранних возрастах. Второй причиной является одностороннее понимание родителями процесса взросления как повышения количества обязанностей, а подростками – как потребости предоставления им новых прав. Третья причина – отсутствие в нынешней культуре, для которой свойственна неясность ценностей, неопределенность половых ролей, отчетливо проявленных нормативных условий к обязанностям подростков как будущих взрослых. Кроме того, изменяется подход к запретам. Подростки полагают, что следовать совету родителей – быть маленьким, а нарушать – быть взрослым. Основными свойствами проявления «чувства взрослости» можно рассматривать последующие:
Она появляется в ситуациях совместной работы подростка и взрослого в различных типах работы, где подросток занимает роль помощника взрослого.
подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее(семья, школа), но у него появляются новые ценностные ориентации; У старших подростков (к 14 годам) наблюдается явное снижение интереса подростков к школьному самоуправлению. Данное обстоятельство объясняется тем, что, хотя дети и накопили опыт в этой деятельности, овладели многими навыками и умениями, однако вследствие известной «заорганизованности» такой работы, которая в некоторых школах проходит по типу мероприятий, у части подростков формируется негативное отношение, недостаточно развивается социальная активность.
умение познакомится с понравившимся человеком; Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:
чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей; Существенное место в жизни старшего подростка занимают представления о любви. Традиционно считается, что для них особую значимость имеют сексуальные аспекты любви, широко освещаемые в средствах массовой информации, и в этом они отличаются от подростков других возрастов. Впрочем, несмотря на реальную активность СМИ в этом вопросе, это не так. Для начала основной потребностью является привлечение внимания лиц противоположного пола. Нередко они сами твердят, «хочется, чтобы на меня обращали внимание». Позднее возникает сексуальные действия, связанное с сексуальным влечением. Однако, даже поцелуи становятся возможными только с тем, партнером к которому испытывают симпатию. Непосредственно в данный период совершается развитие половой идентичности, то есть формируется главная структура его индивидуального полового поведения. Любовь может рассматриваться подростками как переживание, наполненное различными эмоциями и чувствами. Так же феномен любви вызывает у подростков положительные эмоции, впрочем часто появляютcя двойственные переживания, что в большинстве случаев связано с отличительными чертами подросткового возраста. Негативные эмоции фактически отсутствуют. Любовь для современных подростков может иметь отношение с такими понятиями, как понимание, уважение, самопожертвование. Огромную роль у подростков играют эмоциональные отношения, например, такие как: привязанность и доверие. Феномен любви способен соотносится и с конкретным поведением, то есть ухаживанием, дружбой или сексуальными отношениями. При этом любовь многих нынешних подростков не анализируется как исключительно сексуальные отношения, хотя их наличие допускается. Наблюдается тенденция к развитию специфических личностно-значимых представлений: любовь соотносится со смыслом жизни, трактуется как преобразующая сила. Ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности считается той почвой, которая рождает смутные порывы и мечты о счастье. Проявления любви в подростковом возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы – любви. Значительную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы образцом выбора и критерием его оценки. Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Идеальный образ любимого большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несуществующих требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обуславливают содержание идеала. Теория любви Э. Фромма Согласно Э. Фромму, люди отделены из первоначальной целостности с природой, что свойственно для животного существования. Владея в одно и то же время способностью мыслить и воображением, он понимает свое одиночество и отдаленность, свое бессилие и незнание, случайность своего рождения. Потребность целостности с другими живыми существами, связанности с ними — насущнейшая необходимость, от ее осуществления зависит психическое здоровье человека. Фромм таким образом устанавливает главную проблему существования человека: «Надобность обнаруживать всегда новые постановления противоречий собственного существования, находить все новые, наиболее высокие формы целостности с природой, самим собой и ближним служит источником всех психических сил, которые движут человеком, всех его страстей, аффектов и тревог». Единственное влечение, которое удовлетворяет потребность человека в его единстве с окружающим и получении при этом чувства целостности и индивидуальности, это — любовь. «Любовь — целостность с кем-то или чем-то за пределами себя самого при условии сохранения отчужденности и цельности собственного Я». Автор акцентирует внимание, что люди не считают любовь чем-то необходимым. Это менее важно, чем престижная работа, высокий заработок, материальное благополучие. Но не смотря на все вышесказанное общество нуждается в любви. Люди маловероятно когда-нибудь действительно размышляли над местом любви в жизни. Многие считают, что главной проблемой является то, как быть любимым или же как вызвать любовь. Большинство людей понимает под выражением «вызывать любовь» смесь популярности и сексуальной привлекательности. По мнению Э. Фромма, под любовью подразумевается зрелый ответ на экзистенциальный вопрос. Противопоставить этому можно незрелые формы любви, которые он именует совместным союзом. При психологическом совместном союзе имеется психологическая привязанность, при этом человек перекладывает ответственность за свою жизнь на другого человека, владеющего наболее сильным характером, волей, позволяет ему управлять своей жизнью, целиком подчиняется ему. В отличие от симбиотического союза, зрелая любовь — это союз, условием которого является сохранение целостности и индивидуальности партнеров. Заявляя что любовь как активность, выдающийся психолог понимает под этим действие, путем затраты энергии приводящее к изменению ситуации. Если рассматривать в общем виде, по Э. Фромму, то можно характеризовать любовь как нечто дающее, в не берущее начало. Он вкладывает в это определение очень большой смысл. Люди, в основном ориентированные на несозидательную деятельность, считают, что, отдавая, они беднеют. Для человека созидающего акт отдачи имеет совсем другой смысл. Это высшее проявление силы. Отдавая другим, человек ощущает собственную силу, богатство, власть. В любви человек отдает другому часть себя, часть своей жизни. Отдавая, он невольно оживляет что-то в другом человеке, и, отраженное, оно возвращается к нему обратно. Э. Фромм понимает любовь как активное проникновение в другого человека, при котором желание познать смягчено единением. Познать можно путем переживания слияния, а не посредством мышления. Кроме универсальной, экзистенциальной потребности в единении он выделяет еще и более частную: стремление к союзу между мужчиной и женщиной. Поляризация полов заставляет человека искать совершенно особого единения с другим полом. Мужчины и женщины несут в себе и принимающее, и проникающее начало, материю и дух. Мужчина — и женщина — приходят к согласию с собой только через единение своего женского и мужского начала. «Любовь — это не столько взаимоотношение с определённым человеком, сколько прежде всего отношение, ориентация личности, характеризующая связь человека с миром в целом
Глава 2. Эмпирическое исследование представление о любви и романтических отношениях у подростков. План и этапы исследования. Описание выборки Целью данного исследования было выявление особенностей представлений о любви и романтических отношениях у подростков. В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения:
В соответствии с целью и гипотезами исследования, был составлен следующий план исследования: 1. Исследование представлений о любви и романтических отношениях у подростков, обучающихся в 7 классе СОШ. Интерпретация, сравнение полученных результатов.
Для выявления особенностей представлений о любви у подростков, а также на основе анализа научной литературы была составлена следующая диагностическая программа: Для определения особенностей представлений о любви был использован опросник «Представления о любви» И. А. Джидарьян, Е. В. Беловол, О. В. Маслова Для определения отношения подростков к семье, родителям, противоположному полу был использован опросник Сакса Леви «Незаконченные предложения» Исследование проводилось в городе Волгограде. Для проведения исследования было выбрано следующее образовательное учреждение – МОУ СОШ №93 г. Волгограда. В исследовании приняли участие: 1. 20 детей, обучающихся в 7-х классах МОУ СОШ №93 г. Волгограда в возрасте 13-14 лет (8 мальчиков, 12 девочек);
Таким образом, общий объем выборки составил 20 человек
©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|