Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автороведческая экспертиза




Письменная речь автора (составителя) текста является объектом исследования судебной автороведческой и судебной лингвистической экспертиз. Судебная лингвистическая экспертиза («экспертиза, направленная на установление обстоятельств (фактов) путём исследования продуктов речевой деятельности»[9]) решает диагностические задачи, а идентификация личности производится в рамках автороведческой экспертизы, поэтому подробнее мы рассмотрим именно её.

Автороведческую экспертизу причисляют к традиционным криминалистическим экспертизам. Её бурное развитие началось в 60-х гг. XX века, когда автороведение выделилось из такого направления прикладной лингвистики, как текстология.

Предметом автороведческой экспертизы является установление фактических данных, осуществляемое экспертом на основе изучения письменных документов с использованием специальных знаний, в частности, в области фундаментальной и прикладной лингвистики.

Объект автороведческого исследования – речепорождение, выраженное в письменной форме и зафиксированное на материальном носителе[10], то есть достаточно широкий спектр документов: анонимные письма, признательные показания, написанные, по словам их составителя, под диктовку, спорные произведения, предсмертные записки и многое другое.

Е.И. Галяшина и Е.В. Приводнова в одной из своих статей перечисляют категории уголовных дел, в связи с которыми в последнее время активно проводятся автороведческие экспертизы. Это, в первую очередь, нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК), клевета (ст. 129 УК), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК), возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК) и другие составы, когда автор письменного сообщения, связанного с событием преступления, неизвестен или авторство конкретного лица является спорным[11]. Установление автора спорного текста зачастую является крайне важным источником доказательств, позволяющим привлечь лицо к уголовной ответственности не только по перечисленным составам, но и многих другим категориям дел.

Если сформулировать в общем виде, то объектами автороведческого исследования являются имеющие (или, возможно, имеющие) отношение к событию преступления рукописные документы, документы, выполненные в электронном виде, полиграфическим способом или с помощью множительной техники, а также СМС-сообщения и тексты веб-коммуникации, потому как Интернет сейчас представляет собой не только информационную, но и криминогенную среду: в сети Интернет содержатся тексты оправдывающие терроризм и тексты экстремистской направленности, распространяется конфиденциальная информация о частной и личной жизни граждан и публикуются сведения, составляющие тайну, размещаются порнографические материалы, клеветнические сведения, осуществляются незаконная реклама и пропаганда наркотических средств и психотропных веществ[12].

Исследуемые тексты могут быть выполнены в различных функциональных стилях: официально-деловом, научном, публицистическом, бытовом, – и относиться к различным жанрам.

Задачи автороведческой экспертизы традиционно делятся на диагностические и идентификационные.

Диагностические задачи направлены на установление, во-первых, условий составления текста, а во-вторых, групповой принадлежности автора и некоторых его личностных характеристик. Относительно условий создания текста наиболее важными являются факты выполнения текста в необычном психофизиологическом состоянии и сведения о том, являются ли автор и исполнитель одним и тем же лицом. Под личностными характеристиками понимаются пол, примерный возраст, уровень образования, родной язык, профессия.

Идентификационные задачи, которые и интересуют нас в первую очередь, направлены на установление автора текста, факта создания двух или более текстов одним и тем же лицом, а также установление автора отдельных фрагментов письменного документа.

Таким образом, в рамках решения идентификационных задач перед экспертом могут быть разрешены следующие вопросы:

– Является ли конкретное подозреваемое лицо автором текста?

– Является ли автором нескольких текстов одно и то же лицо?


– Является ли подозреваемое лицо автором конкретного фрагмента текста?

Е.И. Галяшина и Е.В. Приводнова отмечают, что самыми трудными вопросами, которые приходится решать в рамках автороведения, являются установление письменно-речевых навыков автора и выделение творческого вклада каждого из авторов при создании общего труда[13].

Для успешного проведения идентификации необходимо правильно отобрать сравнительные образцы достаточного объёма. Образцом письменной речи называют текст, относительно которого достоверно известно, что его автором является проверяемое лицо. Для решения вопросов авторства в качестве образцов письменной речи не могут рассматриваться записи отдельных слов, словосочетаний или предложений. Образцы бывают свободными, условно-свободными и экспериментальными.

Как следует из сказанного выше, свободными образцами письменной речи являются тексты, составленные подозреваемым лицом до возбуждения уголовного дела и не в связи с ним. Они должны соответствовать исследуемому тексту по языку, времени выполнения, функциональному стилю. Желательно также и совпадение адресата, так как это влияет на характер речевого общения. Кроме того, очень важен подбор тематики текстов-образцов. Разнообразие тем позволяет более полно выявить стиль и логические особенности изложения мыслей, но среди образцов обязательно должны иметься документы, написанные на ту же тему, что и исследуемый, или хотя бы близкую к ней. Стоит также помнить и о том, что при получении свободных образцов письменной речи не всегда можно полагаться на данные, подтверждающие их авторство[14].

Экспериментальные образцы – это тексты, которые отбираются в порядке получения образцов для сравнительного исследования. Требования к ним предъявляются те же, что и к свободным. Экспериментальные образцы выполняются проверяемыми лицами в виде сочинения на избранную ими тему, причём следователь определяет только лишь функциональный стиль, в рамках которого должен быть выполнен текст, и язык, на котором тот должен быть написан. Затем составляются образцы уже на конкретную заданную тему, с определённым целевым назначением, а иногда и личностью адресата. Запись под диктовку, разумеется, исключена. Следует помнить, что именно при получении экспериментальных образцов наиболее высока вероятность того, что проверяемое лица станет прибегать маскировке в целях умышленного искажения признаков письменной речи.

Среди распространённых приёмов маскировки хочется отметить, в первую очередь, снижение грамотности письменной речи. Примерно в 50% случаев маскировки искажается именно орфография. Наиболее часты такие «ошибки», как неправильное написание безударных гласных и приставок, пропуск одной из удвоенных согласных, отсутствие необходимого или наличие лишнего мягкого или твёрдого знаков, неверное написание «не» и «ни». Преднамеренное искажение пунктуации и синтаксиса встречаются примерно в 20% случаев. Следующий немаловажный приём маскировки – это упрощение стиля изложения. Пишущий начинает активно использовать просторечную лексику, стереотипные фразы, нарочито однообразные начала предложений, повторы, а также допускает другие стилистические ошибки. Ещё одним приёмом маскировки является отказ от сложных и использование самых простых языковых средств. Здесь можно отметить сокращение средней длины предложений, отказ от терминологии научного и официально-делового стилей, замена сложносочинённых предложений простыми. Иногда, для придания тексту «простонародный» окраски, в речь вводятся пословицы и поговорки. И, наконец, четвёртый из типичных приёмов маскировки – это изменение привычной архитектоники изложения, которое сводится, в основном, к нарушению её стройности. То есть чаще всего умышленные искажения затрагивают привычную орфографию, пунктуацию и лексические признаки письменной речи. Стоит обратить внимание на то, что признаки, представляющие собой отклонение от языковой нормы, устойчивы и сохраняются даже при маскировке, поэтому наиболее убедительно её применяют люди, чей навык владения письменной речью довольно высок.

Условно-свободными образцами являются тексты, составленные уже после возбуждения уголовного дела, в период расследования. Они содержатся в материалах дела, но не связаны с назначением и проведением автороведческой экспертизы. Это могут быть заявления, жалобы, собственноручно выполненные показания, объяснения и т.п. Вероятность того, что в них наличествует умышленное искажение признаков письменной речи, гораздо меньше, чем в случае с экспериментальными образцами, но исключать такую возможность тоже нельзя.

Образцы, представленные на автороведческую экспертизу должны отвечать требованиям достаточности и полноты. Для определения необходимого количества образцов учитываются следующие моменты. Во-первых, число образцов находится в обратно пропорциональной зависимости от объёма исследуемого текста, а во-вторых, чем меньше образцы отвечают требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.

Вероятность успешного осуществления идентификации автора значительно повышается, если для производства автороведческого исследования собраны данные о местности, где составлен документ, предполагаемом времени и условиях его составления, личности проверяемого лица (его поле, возрасте, национальности, профессии, социальном положении родном языке и т.п.), наличии у него психических расстройств и хронических заболеваний, а также о личности адресата и степени его знакомства с предполагаемым автором.

Выше уже было отмечено, что исследуемый документ и образцы должны быть сопоставимы по времени написания, так как фактор времени коррелирует с интеллектуальными особенностями, которые безусловно отражаются в признаках письменной речи. Помимо этого, не стоит забывать и о других экстралингвистических факторах, под влиянием которых признаки письменной речи также достаточно изменчивы. Речь идёт о необычном психофизиологическом стоянии автора, под которым понимаются, например, психическое расстройство, алкогольное или наркотическое опьянение. В связи с этим желательно располагать образцами, выполненными в том же состоянии, что и исследуемый документ, однако зачастую это просто невозможно.

При идентификационным автороведческом исследовании выделяются всё те же этапы, что и при идентификации в целом.

1. На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы и поступившими материалами. Он оценивает их с точки зрения пригодности к идентификации и достаточности для проведения исследования. Невозможным проведение исследования делает, как правило, наличие таких критериев, как малый объём, непредставленность речевого материала или несопоставимость объектов исследования[15].

2. На стадии раздельного исследования спорный текст и образцы изучаются по отдельности. Эксперт вычленяет значимые для идентификации общие и частные признаки письменной речи, отобразившиеся в объектах исследования.

3. При проведении сравнительного исследования сопоставляются общие и частные признаки, выявляются совпадения и различия.

4. Завершает процесс идентификации оценка совпадающих и различающихся признаков и их количества. Экспертом также объясняются причины различий (влияние экстралингвистических факторов, внутриавторская вариативность[16]), после чего формулируется окончательный вывод о наличии или отсутствии тождества автора или же о невозможности ответить на поставленный вопрос.

При этом применяются стандартные методики исследования предоставленного материала. Методика стилистического тождества построена на вычленении и сравнении составляющих, связанных с понятием стиля. Методика качественного анализа основана на выделении общих и частных идентификационных признаков владения грамматическими, лексико-фразеологическими и стилистическими навыками письменной речи. Методика количественного анализа квазисинонимичных лексем предполагает определение авторских предпочтений в выборе из группы квазисинонимов – близких по значению слов и устойчивых словосочетаний. Методика лингво-статистического анализа основана на подсчёте частоты встречаемости некоторых параметров текста: служебных слов, других частей речи, предложений различной длины и т.п., – и вычислении различных связанных с ними индексов. Эта методичка чаще всего применяется в дополнение к качественным методикам анализа текста.

Правильный выбор и сочетание методик тем важнее, что от их успешного применения и качественного проведения идентификационного исследования в целом нередко зависит весь дальнейший ход расследования.

Заключение

Итак, письменная речь является содержательной стороной письма и представляет собой комплекс языковых и интеллектуальных навыков, сочетание которых уникально. Признаки письменной речи подразделяются на общие, которые отображают свойства речи в целом и включают в себя уровень владения ею, а также грамматические, лексико-фразеологические и стилистические особенности, и частные, выражающиеся в использовании конкретных языковых средств и конкретных отклонениях от нормы. Комплекс этих признаков соответствует требованиям специфичности, выраженности, способности к адекватному отображению и относительной устойчивости, что делает возможной идентификацию личности по признакам письменной речи.

Такого рода идентификация личности в криминалистике проводится в рамках автороведческого экспертизы, среди задач которой имеются идентификационные, а именно установление автора текста, установление факта создания двух или более текстов одним и тем же лицом и, наконец, установление автора отдельных фрагментов письменного документа.

Идентификационное автороведческое исследование, как и всякий процесс идентификации, включает в себя предварительную стадию, стадии раздельного и сравнительного исследования и оценку совпадающих и различающихся признаков. По её результатам делают выводы об установлении наличия или отсутствия тождества или же невозможности ответить на поставленный вопрос.

Актуальность такого рода исследований, проводившихся ещё в 60-х гг. прошлого века с течением времени только растёт. Установление или отрицание авторства может явиться важным доказательством при расследовании практически любого преступления. Кроме того, в настоящее время всё более востребованным становится исследование продуктов веб-коммуникации, а это означает новые пути развития автороведческой экспертизы и необходимость дальнейшего совершенствования методик идентификации личности по признакам письменной речи.

Список использованной литературы

1. Вул С.М. Судебно-автороведческая идентификационная экспертиза: методические основы: метод. пособие – Харьк. НИИ суд. экспертизы им. Н.С. Бокариуса. – Харьков: ХНИИСЭ, 2007. – 64 с.

2. Галяшина Е.И., Приводнова Е.В. Автороведческая экспертиза в российском судопроизводстве // Lex Russica, 2006. №4. С. 755-761.

3. Грановский Г.Л. Использование признаков письменной речи в криминалистической экспертизе. – М.: ГВНИИ МВД СССР, 1976. – 32 с.

4. Ищенко Е.П. Криминалистика: Курс лекций. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; АСТ-МОСКВА, 2007. – 416 с.

5. Криминалистика: учебник: / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012 – 944 с.: ил.

6. Криминалистика: учебник: / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина [и др.]; под. ред. Е.П. Ищенко. – М.: Проспект, 2012. – 504 с.

7. Криминалистика. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов: / Россинская Е.Р. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 351 с.

8. Лингвистическая экспертиза: справочник для судей̆, следователей̆, адвокатов, доверенных представителей̆ и патентных поверенных / под ред. С.В. Плевако, М.Г. Куликовой. – М.; Барнаул: АНО «Судебный̆ эксперт»; Издательство Алтайской̆ академии экономики и права, 2012. – 24 с.

9. Эксперт: Руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т.В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. – М.: КноРус, Право и закон, 2003. – 592 с

 


[1] Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 81

 

[2] Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. С. 82

[3] См.: Криминалистика. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов: / Россинская Е.Р. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. C. 20.

[4] Криминалистика: учебник: / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина [и др.]; под. ред. Е.П. Ищенко. – М.: Проспект, 2012. C. 187.

[5] Грановский Г.Л. Использование признаков письменной речи в криминалистической экспертизе. – М.: ГВНИИ МВД СССР, 1976. С. 7.

[6] Криминалистика: учебник: / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина [и др.]; под. ред. Е.П. Ищенко. C. 190.

[7] См.: Криминалистика: учебник: / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина [и др.]; под. ред. Е.П. Ищенко. C. 191.

[8] См.: Вул С.М. Судебно-автороведческая идентификационная экспертиза: методические основы: метод. пособие – Харьк. НИИ суд. экспертизы им. Н.С. Бокариуса. – Харьков: ХНИИСЭ, 2007. С. 10-14.

[9] Лингвистическая экспертиза: справочник для судей̆, следователей̆, адвокатов, доверенных представителей̆ и патентных поверенных / под ред. С. В. Плевако, М. Г. Куликовой. – М., 2012. C. 6.

[10] См.: Эксперт: Руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. – М.: КноРус, Право и закон, 2003. C. 337.

[11] См.: Галяшина Е.И., Приводнова Е.В. Автороведческая экспертиза в российском судопроизводстве // Lex Russica, 2006. №4. С. 756.

[12] См.: Галяшина Е.И., Приводнова Е.В. Автороведческая экспертиза в российском судопроизводстве. С. 758.

[13] Галяшина Е.И., Приводнова Е.В. Автороведческая экспертиза в российском судопроизводстве. С. 757-758.

 

 

[14] Галяшина Е.И., Приводнова Е.В. Автороведческая экспертиза в российском судопроизводстве. С. 760.

[15] См.: Эксперт: Руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. С. 341.

[16] См.: Эксперт: Руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т.В. Аверьяновой, В.Ф. Статкуса. С. 342.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...