Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ современной практики оценки воспитательной работы во внутренних войсках министерства внутренних Дел Российской Федерации

 


Оглавление

 

Введение

Глава I. Проблема оценки воспитательной работы из исторического опыта русских полководцев

Глава II: Современна практика оценки воспитательной работы во ВВ МВД РФ

§ 1. Обоснование критериев и методики оценки результативности и эффективности воспитательной работы

§ 2. Современная практика оценки воспитательной работы во ВВ МВД РФ

§ 3. Основные вопросы анализа и оценки воспитательной работы в воинской части

Глава III. Пути активизации современной практики оценки воспитательной работы во ВВ МВД РФ

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

В современных условиях строительства и реформирования Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации решение научной задачи по совершенствованию оценки эффективности воспитательной работы приобретает особую значимость. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейший фактор формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Появляются устойчивые тенденции падения престижа военной и государственной службы. В этих сложившихся условиях, офицерскому составу Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации приходится действовать преимущественно в нестандартных ситуациях, решать сложные и противоречивые воспитательные задачи.

Как показывает опыт, эффективность воспитательной деятельности офицеров находится в прямой зависимости от их умения правильно оценивать и учитывать результаты своей работы с подчиненными. Эффективность воспитательной деятельности офицеров зачастую сводится к субъективной оценке состояния воинской дисциплины, количеству преступлений и происшествий. При этом не учитывается начальный уровень воспитанности военнослужащих, а также ряда других факторов влияющих на результаты воспитательной работы. Все это приводит к тому, что офицеры часто получают не объективную оценку своей деятельности. Отсюда оценка эффективности воспитательной деятельности офицеров Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации является важной научно-практической задачей, требующей конкретного педагогического решения.

Целью данной конкурсной работы является обоснование путей и педагогических условий совершенствования оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров на основе полученных теоретических, эмпирических и экспериментальных данных.

В данной конкурсной работе будут освещены вопросы, связанные с методикой, эффективностью и анализом оценки воспитательной работы во Внутренних Войсках Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, а так же проблемы оценки воспитательной работы из исторического опыта русских полководцев и пути активизации современной практики оценки воспитательной работы.

 


Глава I. Проблема оценки воспитательной работы из исторического опыта русских полководцев

 

Проблема оценки воспитательной работы, результатов воспитания существует с тех пор, как существует педагогический труд, так как она является одной из слагаемых его компонентов. Оценочная деятельность является неотъемлемой частью научно-ориентированного процесса педагогического труда. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблеме оценки воспитания уделялось внимание на всех этапах педагогической мысли. Ее различные аспектам уделяли внимание еще ученые и полководцы древности, видные педагоги и психологи эпохи феодализма и становления капитализма. В эти периоды развития педагогической мысли были характерны лишь отдельные высказывания о значении оценки воспитания, о необходимости хорошего знания воспитанников. Так в период зарождения родовых общин, включение юношей и девушек в число полноправных членов рода сопровождалось особыми, торжественными испытаниями, «посвященными». В процессе «посвящений» проверялась и оценивалась подготовленность молодых людей к жизни. Своеобразным критерием оценки их готовности явились умения переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость.

Воспитание юношей в Спарте, Древней Греции преследовало цель сформировать «добродетелей» которые бы свидетельствовали о внешней и внутренней красоте человека. Главным считалась внутренняя красота, критерием которой являлось годность к исполнению гражданских обязанностей в государстве.

Большое внимание в феодальном обществе уделялось воспитанию рыцарей. Главная цель их воспитания состояла в выработке у рыцарей военно-физических умений. Критерием оценки подготовленности рыцаря считались «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи, т.е. такие умения, которые позволяли бы им вести себя соответствующим образом в «высшем обществе».

Известный интерес представляют идеи и отдельные высказывания русских военных деятелей XVIII - первой половины XIX веков по проблеме воспитания, оценки воспитательной деятельности. Среди военных деятелей данного периода следует выделить русских полководцев Румянцева П.А., Суворова А.В., Кутузова М.И. и других, которые внесли определенный вклад в дальнейшее развитие прогрессивной военно-педагогической мысли и внедрения некоторых идей в практику обучения и воспитания войск.

Так, например, П.А. Румянцев требовал от офицеров хорошо знать своих подчиненных. «Часто подавал я всем и каждому, - говорил он, - наставления, касающиеся … приведения нижних чинов в лучшее о них познание». Видеть в солдате человека, знать его настроение, запросы, по мнению П.А. Румянцева, важное средство упрочнения влияния командира на личный состав. Исходя из этого, он настоятельно рекомендовал: «С нижними чинами ротным офицерам весьма стараться по случаю искать и входить в разговоры, внушая им, что при добром исповедании и послушании всего им приказанного, они в состоянии всякое дело произвесть наидостохвальнейшим образом». Необходимо подчеркнуть, что для того времени это было смелым новаторством. Требование к офицеру, чтобы он проник в духовный мир солдат, чтобы он стремился сблизиться с ними, свидетельствует о правильном понимании П.А. Румянцевым роли человека в войне. Этим требованием была продолжена прогрессивная, гуманистическая тенденция отношения к солдату в среде русского офицерства. Не побоями, не жестокой муштрой, а по средствам убеждения воздействовать на солдата, в целях достижения желаемого результата.

А.В. Суворов связывал успех в формировании качеств, необходимых солдатам и офицерам в бою, с умением начальников узнать подчиненных, он вменял в обязанности командирам быль сведущим «в особенностях каждого, знать, что исправнейшего от других отличает». Главной силой в войне А.В. Суворов считал человека, а его такие качества, как инициативность, находчивость, сообразительность, частный почин высшим критерием готовности к бою и к победе.

Особое внимание в своей деятельности уделял М.И. Кутузов подготовке и воспитанию офицеров. Он говорил: «Каковы офицеры, такова и армия», «Всякий офицер должен чувствовать в полной мере важность звания своего и что от него зависят поступки и поведение его подчиненных».

Таким образом, мысли, идеи, практическая деятельность полководцев рассматриваемого периода во многом были прогрессивными и были в последующем восприняты и развиты дальше в новых исторических условиях. В целом же в тех условиях эти идеи не могли быть полностью реализованы в практике воспитания воинов в силу господствовавших отношений в обществе и армии.

Со второй половины XIX века до 1917 года началось более интенсивное развитие педагогической науки, дальнейшее развитие получили и вопросы оценки результатов воспитания. Началась систематизация накопленного на предшествующих этапах положительного материала, предпринимаются попытки развить и обосновать выдвинутые ранее многие педагогические идеи.

Интересными и заслуживающими внимания в этот период являются труды и практическая деятельность видных военных деятелей генерала М.И. Драгомирова и адмирала Г.И. Бутанова. Уделяя исключительно огромное внимание человеку, нравственному фактору в войне, они ставили задачу перед военной педагогикой воспитывать у рядового и офицерского состава качества, необходимые им в бою.

Так, одним из основных условий успешного воспитания и обучения подчиненных, по мнению генерала М.И. Драгомирова, является то, что офицер должен: «Уметь установить свои отношения к солдату, чтобы эти отношения способствовали делу воспитания и образования, не обращаясь ни в стремлении к излишней популярности, ни в излишнюю суровость, ни в излишнюю доступность…». Считая воспитание и обучение единым процессом подготовки солдат к бою, М.И. Драгомиров все же приоритет отдал воспитанию, т.к. оно «ведает областью воли». «Воспитание солдата должно стоять выше образования, воспитание выпустить нельзя даже в том случае, если бы на подготовку новобранца дан был даже один только день».

Глубоко изучая и анализируя характер войн XIX столетия, а также исходя из оценки характера будущих морских сражений, адмирал Г.И. Бутанов делал выводы о сущности воспитания личного состава: «В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно коротки. Потому готовиться к ним, необходимо всегда, постоянно, немедленно, готовиться к этому получаса, для которого мы, можно сказать, существуем, и который нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы». Исходя из этого, он разработал, и обосновал ряд мероприятий по выработке необходимых военному моряку моральных качеств. Это, прежде всего, воспитательная работа, глубокое разъяснение всем категориям личного состава основной задачи. Важным критерием оценки в этой работе, он считал стремление воспитывать у каждого военнослужащего «служебное самолюбие и любовь дела» т.е. сознательное отношение к своим служебным обязанностям, что, в конечном итоге, способствует повышению боевой готовности флота.

Следует отметить, что это был период осознания новых задач военной педагогики, подготовке почвы для перехода на современные научные позиции. Именно в этот период были поставлены и предприняты попытки разрешения таких острых проблем как отношение к солдату и матросу, понимание его развития в процессе службы, подбор и воспитание офицеров, руководство и взаимоотношения с подчиненными, подготовка к бою, поведение солдата и матроса в бою, анализ и оценка результатов воспитания.

Заслуживает внимания изучение проблемы оценки воспитательной деятельности в педагогической науке в советский период с 1917 по 1991 годы. Несомненный интерес в 20-е годы рассматриваемого периода имели место статьи С. Бжезинского, К. Самойлова. Ценным в статье С. Бжезинского является мысль о том, что оценка и учет результатов воспитания служат началом послужного списка офицера и основанием для самовоспитания слушателей.

К. Самойлов например, предложил создать специальные дисциплинарные (аттестационные) советы, ввести аттестационные листы, выводы в которых не должны быть секретными для аттестующихся.

Для дальнейшего развития педагогической мысли большое значение имели исследования по вопросам оценки результатов воспитания в общей педагогике. В 20 - 30-е годы ХХ века, к сожалению, это были единичные исследования по данной проблеме.

В середине 40-х годов «Воинское и политическое воспитание» затрагивало ряд исключительно важных, по их мнению, вопросов: о неразрывном сочетании воинского и политического воспитания, о роли командира в совершенствовании и боевой закладке молодых офицеров, о способах морального влияния командира-единоначальника на личный состав и др. Опыт этот был проверен боевыми действиями, и от этого мысли авторов становились еще более ценными. Так, например, И. Калчискин в статье «Воспитание командира подводника» подчеркивал, что «командиру подводнику лодки лучше всего видно, какое моральное влияние нужно оказать на личный состав в конкретной обстановке и какими способами это можно сделать».

Начиная с 60, 70-х годов, проблема оценки воспитательной деятельности становится объектом и предметом ряда научных статей. Анализ содержания статей показывает, что данная проблема рассматривается применительно к изучению и характеристики воспитания школьников, определению стержневых критериев оценки воспитанности.

Различные аспекты оценки воспитательной деятельности, исследовались военными педагогами и психологами. Среди первых работ, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане стало диссертационное исследование А.В. Барабанщикова. Автор рассматривает содержание различных форм, в которых проявляется товарищество и дружба; взаимная выручка в бою; уважение командиров; взаимная помощь в учебе и несении службы, т.е. автор практически ставит вопрос об изучении личности воина, определении критериев оценки качеств, которыми должны обладать военнослужащие различных категорий.

Наиболее полно исследовали вопросы изучения критериев воспитанности личности военные ученые Н.Ф. Феденко, В.В. Стрежнев. Разработанные ими методика и программы изучения личности воина вполне приемлемы и в современных условиях. П.Н. Городовым исследованы и обоснованы некоторые подходы к определению критериев оценки воспитанности и методики их использования в системе учета результатов воспитания курсантов. В работах военных ученых А.Х. Мустонина, А.И. Филиппова, В.И. Хользова, А.Н. Гущина, В.П. Лазарева, Е.А. Носова, В.С. Студентова рассмотрены некоторые подходы к повышению эффективности воспитательной деятельности офицеров.

Вместе с тем, комплексного исследования, направленного на изучению оценки воспитательной деятельности офицеров военными педагогами не проводились.

Таким образом анализ проблемы позволяет заключить, что оценка воспитательной деятельности представляет собой систему накопления, фиксации и обобщения сведений о военнослужащих и воинских коллективах, учета уровня их воспитанности на основе объективных критериев (показателей) в целях организации и проектирования воспитательной деятельности офицеров.

 


Глава II: Современна практика оценки воспитательной работы во ВВ МВД РФ

 

§ 1. Обоснование критериев и методики оценки результативности и эффективности воспитательной работы

 

Теоретический анализ и экспериментальная работа показали, что для достижения желательного педагогического результата в первую очередь необходимо учитывать особенности воспитания личного состава в частях Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации. Выделено несколько групп особенностей в зависимости от источников и факторов их формирования.

Первую группу составляют особенности, вытекающие из характера, государственной важности выполняемых частями основных задач.

Вторую группу составляют особенности, вытекающие из характера эксплуатации вооружения и техники и управления ими.

Третью группу составляют особенности, связанные с осуществлением военной реформы, развитием Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.

Четвертую группу составляют особенности, вытекающие из индивидуальной и групповой психологии личного состава, военно-педагогического процесса в частях Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации.

Пятую группу составляют организационные особенности, это главный вид повседневной деятельности частей Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, реальные выполнения поставленных служебно-боевых задач.

С учетом этих и ряда других особенностей совершенствуется руководство и управление воспитанием личного состава. Исследования этого компонента воспитательной системы опиралось на положения и выводы, содержащиеся в трудах военных педагогов А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, Познанского и др.

Обобщение теории и практики привело к выводу, что руководство и управление воспитанием личного состава представляет собой систему воздействия командиров, штабов, служб на составные части и педагогические связи системы воспитания с целью обеспечения его высоких результативности и эффективности. Анализ военно-педагогической литературы и экспериментальная работа дают основание выделить в данной системе:

. Уяснение командирами, их заместителями по работе с личным составом, штабами и службами текущих и перспективных воспитательных задач.

. Анализ педагогических ситуаций, выработка и принятие командиром (начальником) педагогических решений, определение путей, форм, методов, способов и средств их осуществления.

. Постановка воспитательных задач всем категориям воспитателей.

. Планирование воспитательных мероприятий.

. Организация подготовки воспитательных мероприятий (осуществляют заместители командиров по работе с личным составом).

. Организация и осуществление методического обеспечения воспитательного процесса.

. Подбор, расстановка, обучение и воспитание различных категорий воспитателей.

. Контроль и проверка состояния воспитательной работы, оказание необходимой практической помощи подчиненным командирам и начальникам, их заместителям по работе с личным составом, другим категориям воспитателей.

. Анализ, оценка результатов и эффективности воспитательной работы и подведение итогов.

. Социально-психологическое, военно-педагогическое прогнозирование и внесение необходимых корректив в воспитательную деятельность.

В ходе экспериментальной работы подтверждены целесообразность использования разнообразных форм руководства и управления воспитанием.

В воинских частях наиболее распространенными формами оценки воспитательной работы являются совещания с командирами подразделений, их заместителями по работе с личным составом, со старшинами и сержантами. Кроме того, в этих целях используются сборы, занятия по командирской, в том числе общественно-государственной подготовке, а также специальные методические занятия с различными категориями воспитателей.

Теоретическая и экспериментальная обработка системы руководства и управления воспитанием, и в первую очередь внедрение регулярного подведения его итогов привели к поиску отвечающих сегодняшним требования критериев и методики оценки результативности и эффективности воспитательной работы.

Основные критерии воспитательной работы:

. Результаты и эффективность воспитания, разные объективные явления и соответственно разные понятия.

. В основе оценки результативности и эффективности воспитания должны лежать степень проявления в поведении и деятельности воспитуемых тех качеств, которые стремились сформировать, развить (или ослабить, устранить) воспитатели.

. Главными критериями оценок служат качества и надежность выполнения поставленных задач, управления ими, состояние правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях и подразделениях (См. приложение №1).

. Содержание анализа, показатели, механизмы оценок для подразделений, частей, а также вышестоящих звеньев войсковых структур должны быть разными (См. приложение №2).

В методическом плане оценка результативности воспитания может быть сделана на основе соотношения требуемых качеств военнослужащих, гражданских работников, воинских и трудовых коллективов, и сформированных в процессе воспитательной деятельности качеств, проявляющих себя в результатах службы, выполнения поставленных задач, в личном поведении человека (его дисциплинированности, нравственности) и нравственно-психологической атмосфере воинских частей и подразделений.

Требуемые качества военнослужащего в большинстве своем определены в Конституции РФ, законах, Военной присяге и воинских уставах. Что касается требуемых качеств воинского коллектива, то они включают: устойчивое удовлетворительное морально-психологическое состояние личного состава; удовлетворительное сочетание воинской дисциплины; сплоченность и слаженность, способность успешно выполнять поставленные задачи; пониманием людьми своего места, роли и ответственности в выполнении общих задач; отвечающие требованиям законов, уставов и общепринятых норм морали взаимоотношения между военнослужащими; уважительное отношение к чести и достоинству каждого члена коллектива, его законным правам и интересам, способность в необходимых случаях предъявить требовательность и оказать помощь.

О сформированных качествах можно судить по ряду практических показателей: состоянию боевой готовности воинской части, подразделения; своевременности, надежности, полноте и качеству выполнения служебных обязанностей, поставленных задач; достигнутому уровню боевой подготовки; состоянию закрепленных за людьми вооружения и техники; характеру и количеству происшествий, преступлений, грубых проступков, обстоятельствам их совершения, тенденциям воинской дисциплины; внешнему виду и повседневному поведению военнослужащих; коллективному мнению и построения личного состава; положению в семьях и др.

Эти показатели не раскрывают всего диапазона, тем более глубины и устойчивости качеств личностей и коллективов, в особенности истинных мотивов того или иного поведения людей. Однако они позволяют судить о наличии, степени развитости или отсутствии требуемых качеств и в силу этого могут служить критерием результативности воспитательной работы.

Под эффективностью воспитания понимается соотношение исходного уровня воспитанности людей, затраченных на воспитание сил, средств и полученных результатов. Показателями для анализа могут служить: исходный уровень воспитанности; ресурс времени для воспитательных мероприятий и целесообразность его использования; количество денежных средств, выделяемых для обеспечения воспитательной работы и целесообразность их расходования; количество и качество материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении воспитателей и их реальное использование; количество людей, привлеченных к подготовке и проведению конкретных мероприятий; охват личного состава воспитательным влиянием и другие.

Все это, соотнесенные с реальными результатами воспитания, дает основание для выводов о сильных и слабых сторонах, уровне и целесообразности организации воспитательной работы, обоснованности выбора ее методов, форм, средств (См. приложение №3) и т.д.

Практическое их применение выявило необходимость внесения ряда корректив, в результате сформировались следующие уровни и содержание оценок состояния, результативности и эффективности воспитательной работы в части, подразделении (См. приложение 4, 5):

а) «удовлетворительное, обеспечивает выполнение поставленных задач, поддержание удовлетворительной воинской дисциплины» если морально-психологическое состояние личного состава высокое или удовлетворительное: не допущено срывов выполнения основных задач по вине личного состава; состояние воинской дисциплины удовлетворительное, нет происшествий и преступлений, грубые проступки не носят массового характера и не являются предпосылками к ним; в организации, содержании и методике воспитательной работы нет недостатков, ставших непосредственными причинами происшествий, преступлений, грубых проступков или существенно способствующих их совершению;

б) «удовлетворительные, в основном обеспечивает выполнение поставленных задач, поддержание удовлетворительной воинской дисциплины» - если морально-психологическое состояние личного состава удовлетворительное; нет срывов выполнения основных задач по вине личного состава, однако допущены нарушения технологической дисциплины, правил несения службы, повлекшие снижение оценки за выполнение специальных работ; состояние воинской дисциплины удовлетворительное; в организации, содержании и методике воспитательной работы имеют место недостатки, снижающие эффективность предупреждения происшествий, преступлений, и грубых дисциплинарных проступков;

в) «неудовлетворительное; не обеспечивает выполнения поставленных задач, поддержание удовлетворительной воинской дисциплины» - если морально-психологическое состояние личного состава низкое; основные задачи воинской части, подразделения выполняются неудовлетворительно; состояние воинской дисциплины неудовлетворительное.

Проведенные в период экспериментальной работы итоговые проверки воинских частей, а также поступающих из войск докладов и донесений позволяют сделать вывод, что апробированная методика и критерии изучают позитивную роль. Они создают предпосылки недопущения субъективизма и противоречивых подходов в проверке и оценке состояния воспитательной работы, поднимают ее нормативную базу до уровня других видов обеспечения боевой готовности и деятельности войск, которые имеют свои специфические методики и критерии, и оказывают на субъектов воспитания мотивирующее влияние.

 

§ 2. Современная практика оценки воспитательной работы во ВВ МВД РФ

 

Нередко в воинской части действенность воспитательной работы определяют или количеством проведенных мероприятий, или результатами боевой подготовки, что не достаточно для качественной ее оценки. Такой односторонний подход нередко прикрывает запущенность воспитательной работы в воинской части, снижает ее эффективность, несовместим с требованиями комплексного подхода к воспитанию.

Исследования показывают, что эффективность руководства системой воспитания военнослужащих в воинской части достигается в том случае, если методически правильно организованы контроль, учет анализ и оценка результатов воспитательной работы.

Методику анализа и оценки воспитательной работы в воинской части можно определить как систему приемов и средств накопления, фиксации, изучения и обобщения сведений об уровне воспитанности военнослужащих, проводимых мероприятиях воспитательной работы, а также оценки ее действенности в интересах решения задач, стоящих перед воинской частью, корректирования и организации новых педагогических воздействий в соответствии с задачами воспитания.

Эта система включает в себя следующие элементы:

методы и средства контроля и проверки качества воспитательных мероприятий в воинской части и ее подразделениях;

порядок фиксации и учета результатов воспитательной работы в подразделениях и воинской части в целом;

методику анализа реального положения дел в подразделениях и воинской части в целом;

методику оценки достигнутого уровня воспитанности отдельных военнослужащих, а также соблюдение воинского этикета;

методику оценки результатов воспитательной деятельности офицеров, прапорщиков, сержантов на основе определенных критериев.

Особое место в содержании руководства системой воспитания военнослужащих в части занимает контроль воспитательной работы. Хорошо поставленная система контроля и проверки исполнения способствует обеспечению единства организаторской и практической работы, позволяет добиться действенности проводимых мероприятий.

Анализ материалов исследований, войскового опыта показывает, что педагогически обоснованный контроль и проверка процесса и результатов воспитательной работы в воинской части предполагают:

методически правильное использование всего арсенала приемов и средств объективного изучения процессов и изменений, происходящих в воспитательной работе;

организацию проверки исполнения планов воспитательной работы и принятых решений;

выявление важнейших направлений в развитии воспитательного процесса;

глубокий анализ и изучение поступающей информации, эффективности различных форм и методов воспитательной работы командиров, офицеров воспитательных структур;

овладение офицерами методикой подведения итогов воспитательной работы на всех уровнях;

создание системы отчетов о реализации планов и решений по вопросам воспитания;

подготовку офицеров к осуществлению контроля за процессом и результатами воспитания;

вооружение офицеров глубоко обоснованными выводами и рекомендациями по дальнейшему совершенствованию воспитания личного состава части.

При осуществлении контроля и проверки воспитательной работы следует учитывать, что они неотделимы от организаторской работы, должны сочетаться с оказанием действенной помощи со стороны заместителя командира воинской части по работе с личным составом офицерам-воспитателям в проведении конкретных мероприятий. Изучение опыта работы передовых офицеров показывает, что они меньше пишут различных приказов и распоряжений, но очень тщательно организуют подготовку различных мероприятий, проводят детальных разбор положительного опыта, а также постоянно наращивают воспитательные усилия по формированию у воинов заданных качеств.

Эффективность контроля воспитательной работы со стороны заместителя командира воинской части по работе с личным составом, других офицеров обеспечивается не частотой проверок, а выявлением и стимулированием положительного опыта, организацией и обеспечением исполнения. Проверяющий не должен ограничиваться фиксацией недостатков, превращаться в ревизора. Ему следует добиваться решения вопросов на месте, использовать свой опыт для того, чтобы помочь подчиненным. Результаты контроля воспитательного процесса дают заместителю командира по работе с личным составом материал для анализа своей работы, для поиска путей дальнейшего совершенствования руководства системой воспитания личного состава воинской части (подразделения).

Большое значение в практике руководства воспитанием военнослужащих в подразделениях и частях имеет точных и систематический учет воспитательной работы и ее результатов, без которого, как показывает опыт войск, эффективная система воспитания немыслима. Под учетом результатов воспитательной работы понимается сбор, обработка и систематизация фактов и данных о состоянии системы воспитания, выраженных в количественной или содержательной форме. Учет дает заместителю командира воинской части по работе с личным составом материал для анализа и оценки эффективности воспитания личного состава, позволяет делать выводы о дальнейших путях совершенствования воспитательной работы, целесообразности применения тех или иных форм и методов руководства воспитанием.

Войсковая практика, результаты исследований свидетельствуют о том, что осуществление учета результатов воспитательной работы требует от заместителя командира воинской части по работе с личным составом определенных методических знаний, навыков, умений. Подобные навыки и умения предполагают владение конкретными формами количественного (цифрового) и качественного (аналитического) учета. Опытные офицеры, как правило, ведут учет:

проведенных мероприятий воспитательной работы;

различного рода анализов основных видов деятельности и состояния дел на отдельных участках работы;

наблюдений за поведением отдельных военнослужащих и др.

Учет позволяет накапливать сведения о результатах воспитательной работы в коллективах, об уровне воспитанности военнослужащих, следить за динамикой их развития, своевременно оказывать корректирующее педагогическое воздействие. Для учета результатов воспитания рекомендуется использовать апробированные во многих частях различные формализованные документы: дневники индивидуально-воспитательной работы, журналы учета работы в подразделениях, индивидуальные тетради, журналы учета и контроля выполнения приказаний и распоряжений и другие.

Изучение опыта передовых офицеров воинских частей показывает, что при анализе и оценке результатов воспитательной работы необходимо учитывать наиболее важные вопросы, вытекающие из целей и задач оценки воспитательной работы (См. приложение №6). Обобщение этих вопросов позволяет более или менее точно определить содержание анализа хода и результатов воспитательной работы со стороны заместителя командира воинской части по работе с личным составом. Приоритет отдается вопросам, связанным с организацией и методикой воспитания в подразделениях и в части в целом. Здесь конкретно осуществляется контроль за тем, каков охват личного состава воспитательными мероприятиями, на каком методическом и организационном уровне они проводятся. Выясняется, какие методы и средства воспитания применяются, как используется выделенное время, как подготовлены места проведения мероприятий и каково материальное их обеспечение, устанавливаются причины отсутствия военнослужащих на обязательных для них занятиях.

Вторая группа вопросов связана с содержательной стороной каждого проводимого мероприятия и всей системы воспитания личного состава. В данном случае выясняются идейная направленность проводимых мероприятий, их содержательная сторона, то, как подготовлен к проведению занятий непосредственный их руководитель.

К третьей группе относятся вопросы, которые помогают определить степень участия в воспитании личного состава офицеров данного подразделения, а также офицеров управления части (штаба, служб).

Следующая группа вопросов анализа связана с определением действенности как отдельно взятых мероприятий, так и всей воспитательной работы, проведенной за определенный период времени.

Таким образом, контроль, учет и анализ результатов воспитательной работы дают возможность заместителю командира воинской части по работе с личным составом вполне достоверные данные о состоянии воспитательной работы в воинской части, используя которые можно успешно осуществлять ее оценку и руководство ею.

Оценка воспитательной работы в воинской части представляет собой вывод об эффективности воспитательной работы командиров и начальников всех степеней, офицеров воспитательных структур. В той или иной мере она оказывает стимулирующее воздействие на воспитателей и поэтому имеет большое общественное и моральное значение. Вместе с тем оценка результатов воспитания является обратной связью (от воспитуемых к заместителю командира воинской части по работе с личным составом), которая в значительной степени влияет на программы и планы воспитания на последующий период. Важнейшими требованиями к оценке являются объективность, справедливость и гласность. Оцениваться должен каждый военнослужащий, каждый воинский коллектив. Результаты воспитательной работы оценивают командир воинской части и заместитель командира по работе с личным составом.

Важным моментом в организации оценки воспитательной работы в воинской части является методически правильное подведение итогов которое складывается из этапов оценки эффективности воспитательной работы (См. приложение №7). После окончания учебного года, периода обучения, выполнения конкретной учебно-боевой задачи в воинской части, подразделении подводятся итоги боевой подготовки. Одновременно подводятся итоги воспитательной работы: анализируются содержание, организация, формы и методы воспитания; оценивается деятельность ее организаторов и достигнутый уровень воспитанности военнослужащих; определяются эффективности и степень воздействия воспитательной работы на сознание и поведение военнослужащих; обобщается положительный опыт работы и формулируются рекомендации по его внедрению в практику воспитания; выявляются недостатки в воспитательной деятельности и причины, их порождающие; намечаются пути дальнейшего совершенствования воспитательной работы в подразделении (воинской части).

Следует отметить, что контроль, у<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...