Россия за короткий срок превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы
НАУКА 18 век- век науки Во главе научных изысканий стояла Академия наук (президент – Е.Р.Дашкова)
М.В.Ломоносов (1711-1765)- создал первую в России химическую лабораторию 1745- стал академиком химии, совершил открытия в физике, астрономии, инициатор создания Московского университета, заложил основы русского литературного языка 18 века
Д.И.Виноградов - создатель отечественного фарфора
Историк Г.З. Байер высказал мысль о скандинавском происхождении Рюрика (историк Миллер выдвинул тезис о завоеванию Руси варягами) В.Н. Татищев – «История Российская с древнейших времен»
Крупные исторические сочинения были созданы князем М.М.Щербатовым и И.Н.Болтиным
60-80-ее гг- были организованы академические экспедиции И.И.Лепехина, П.С.Палласа, В.Ф.Зуева. Под руководством Лепехина началась работа по составлению первого толкового словаря.
Механик-самоучка И.И.Ползунов построил на Алтае первую в России паровую машину И.П.Кулибин изобрел оптический телеграф, лифт для Екатерины II
М.И.Шеин – 1744- составил первый русский анатомический атлас 1756- в Москве основан ботанический сад заводчиков Демидовых
1745- первый атлас Российской Империи
Астрономия ----Л.Эйлер, М.В.Ломоносов
Кинетическая теория газов—М.В.Ломоносов, Д.Бернулли
Электроизмерительная техника -Г.В.Рихман
Учебник по истории – «Краткий российский летописец» М.В.Ломоносова «История Российская» В.Н. Татищева
1719-1721- составлена карта Камчатки и Курильских островов
1725-1729-Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга
1756- С.П. Крашенинников – «Описание земли Камчатки»
Открытие первопроходцами земли Америки. (отошли к России – В.Беринг)
1735- И.Ф. и М.И. Моторины отлили Царь колокол-самый большой в мире.
Р.Глинков –гребнечесальная машина
И.И. Ползунов- первая паровая машина К.Д. Фролов – система водяных колес на Змеиногорском руднике
И.П.Кулибин – 1773-1775-создал уникальный микроскоп + «зеркальный фонарь»- прототип прожектора+семафорный телеграф. (Г.Р.Державин – назвал его «Архимедом наших дней») ОБРАЗОВАНИЕ
Возникновение гарнизонных школ- преемниц цифирных
Зарождение общеобразовательной школы Формирование системы закрытых учебных заведений для дворянских детей. Дети дворян обучались в шляхетских корпусах 1731.- Сухопутный шляхетский корпус 1752- Морской шляхетский корпус 1750- Пажеский корпус
Появляется первые профессионально-художественные училища
Открытие Московского университета (три факультета – философский, юридический, медицинский)
Учреждение Российской Академии художеств Смольный институт для девушек-дворянок (Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге) Массовость образования приобрело с созданием в 1786 г системы двухклассных училищ в уездах и четырехклассных- в губернских городах.
Выходили две газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» С 60-х гг. появились отраслевые журналы- экономические, сатирические, «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» (издавал Н.И.Новиков), «Всякая всячина» (издавала Екатерина II)
Художественная культура Особенность – слияние «европеизма» и национального своебразия Барроко- отличалось и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков (первая половина 18 века) Классицизм – стиль и направление в литературе и искусстве-обращение к античному наследию, как к образцу (вторая половина 18 века) Сентиментализм- течение в литературе и искусстве, раскрывающее душевное состояние, переживания героя.
Литература
Сложилась развитая система жанров-ода, басня, элегия, трагедии, комедия, повесть, роман
50-80-ее гг 18 в- развитие классицизма
Классицизм- события из древней истории, герои-аристократы, цари, (жанры- высокие-трагедия, ода, Низкие –комедия, сатира)
Сентиментализм- жизнь простых людей, показ картин семейной жизни (жанры- повесть, роман в письмах, путевые заметки, драма)
Поэты классицизма:
· В.К.Тредиаковский - основоположник нового стихосложения, заложил основы современной русской поэзии · Г.Р.Державин - «Фелица» - ода-пытался создать образ «идеального монарха»
Поэты-драматурги: · А.П.Сумароков –директор Российского театра в Петербурге-автор трагедий и комедий (9 трагедий, 12 комедий)
· Д.И. Фонвизин –«Недоросль» обличал невежество и произвол помещиков в этой комедии
Поэты-сентиментализма: · Н.М. Карамзин (1766-1826)-начало сентиментализма – «Бедная Лиза»
1790- А .Н.Радищев – «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790) –выступал за ликвидацию крепостничества (Екатерина II заявила, что автор сочинения- «бунтовщик-хуже Пугачева»)
Н.И. Новиков – «Трутень» и «Живописец» - пример сатиры
Театр
Учреждение первого театра (руководил - ярославский купец и «первый русский актер» Ф.Г.Волков) «Русский для представления трагедий и комедий театр» (Елизавета Петровна вызвала Волкова из Ярославля) Появились крепостные театры графов Шереметевых, князей Юсуповых
Музыка Появились первые русские композиции – при Екатерине II:
Д.С.Бортнянский –«Празднество сеньора» В.А. Пашкевич – «Скупой» Е.И.Фомин – «Ямщики на подставе» Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта
Живопись
Преобладающий жанр – ПОРТРЕТ Портретная живопись:
А.П. Антропов (1716-1795) (портреты Петра III, архиепископа Кулябки- основатель камерного (небольшого) портрета) – портрет А.М. Измайловой
И.П. Аргунов – парадные изображения графов Шереметевых, портреты архитектора Ветошкина, супругов Хрипуновых
Ф.С. Рокотов – портреты Екатерины II, Павла, графа Орлова, камерные портреты А.П.Струйской
Д.Г. Левицкий – ученик Антропова- портреты деятелей эпохи Просвещения- Д.Дидро, Н.И.Новикова
В.Л.Боровиковский - камерные портреты М.И. Лопухиной. Впервые дает на них пейзажный фон М. Шибанов – «крестьянский обед», «Свадебный сговор»
Историческая живопись: · А.П.Лосенко – «Владимир перед Рогнедой» · Г.И. Угрюмов – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»
Скульптура Развитие всех видов скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст, станковые произведения К.Б. Расстрели – бюсты Петра I и А.Д.Маньшикова, Анны Иоанновны с арапчонком Э.М.Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге) Ф.И. Шубин –основоположник русской скульптуры. Бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерина законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла Петровича, А.А. Безбородко М.И. Козловский –Екатерина II в образе Миневры, памятник А.В. Суворову, Самсон, разрывающий пасть льва Архитектура Барокко- торжественная композиция здания динамика архитектурных форм различное сочетание колонн активное использование жекоративных рельефов пышность, обилие лепнины, статуй Ф.Б.Растрелли (1770-1771)- барокко: Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, дворец Строгановых, Смольный монастырь, Андреевская церковь в Киеве (барокко) С.И.Чевакинский - дворец П.Б.Шереметева на Фонтанке, Николо-Богоявленский Морской Собор, склады новой Голландии в Санкт-Петербурге
Классицизм- Симметричность композиции Гармония пропорций Геометрически правильные планы зданий Ориентация на античную архитектуру (колонны, портики, фронтоны) В.И. Баженов (1738-1799)- классицизм Здание старого Арсенала Дом Пашкова в Москве Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой Михайловский замок в Петербурге М.Ф. Казаков – ученик Баженова: Здание Сената Московском Кремле, Московский университет Голицынская и Павловская больница Дом –усадьба Демидовых
Петровский дворец Дом князей Долгоруковых И.Е.Старов – реконструкция Александро-Невской лавры, усадьбы под Петербургом Таврический дворец –самый главный Троицкий Собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге А. Ринальди -Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Гатчинский дворец Ж.Б. М. Валлен-Деламонт – Гостиный двор на Невском проспекте, Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге Д.Кваренги - Эрмитражный театр, Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе.
Россия за короткий срок превратилась в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|