Тема: Правовая информатизация в РБ.
Правовая информатика. Proverca_2010@mail.ru Закон 10.11.2008 «Об информации, информатизации и защите информации» Закон 28.12.2009 «Об электронном документе и электронной подписи» Закон 2001 «Об электронном документе» Указ 30.10.1998 № 524 «О мерах по обеспечению государственной системы правовой информации» Указ 1.12.1998 № 565 «О порядке распространения правовой информации в РБ» Указ 16.12. № 609 «О национальном правовом интернет портале РБ» Постановление СМ 27.12.2002 №1819 «О государственной программе информатизации РБ с 2005 до 2010г.» Постановление СМ 9.08.2010 №1174 «О стратегии развития информационного общества в РБ до 2015…» Постановление 26.05.2009 №673 «О некоторых мерах по реализации закона…»
Правовая информатика и кибернетика Полевой !Гаврилов О.А. Курс правовой информатики, Москва 2000г. !Чубукова С.Г. Элькин В.Г. Основы правовой информатики, Москво 2004 Информационные технологии для юристов Минск, 2005 Кашинский, Сокол, Славин
Тема: Предмет, задачи и методы правовой информатики. Предмет ПИ ПИ является междисциплинарной областью знаний, которая отражает тенденцию к интеграции естественных и гуманитарных наук. Факторы, которые обусловили появление ПИ в равной мере относятся к естественным (ПИ является результатом развития прикладной ветви общей информатики) и гуманитарным наукам. 3 точки зрения о том, что такое информатика: 1. Связывает информатику с теорией научной информации. 2. Рассматривает информатику как комплексную науку, которая изучает все аспекты разработки и функционирования систем, связанных с обработкой данных на ЭВМ и воздействием этих данных на социальную практику. 3. Включает в предмет информатики все общие проблемы информатизации, обозначает ее как информационную науку вообще (передача, преобразование информации)
Объекты, которые изучает информатика: 1. Информация 2. Информационные процессы 3. Информационная система Теоретическая информатика изучает общие закономерности… Социальная информатика – закономерности протекания информационных процессов в обществе. Прикладная информатика ориентирована на применение средств информатизации для решения практических задач. Формированию ПИ способствовал ряд факторов, относящихся к юридической науки и юридической практике. Многие задачи, которые решает ПИ существовали и до ее появления (обеспечение быстрого доступа к правовой информации). Факторы развития ПИ 1. Обеспечение быстрого доступа к правовой информации 2. Автоматизация юридических задач по средствам использования электронной вычислительной техники 3. Информатизационное обеспечение выявления, раскрытия и расследования преступлений Зарождение ПИ на территории бывшего СССР относится к 1970 гг. В то время ПИ рассматривали в тесной связи с правовой кибернетикой. 1 определение ПИ (Полевой) – междисциплинарная отрасль знаний о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, о принципах построениях и методиках использования автоматизированных информационных систем, создаваемых для совершенствования и повышения эффективности юридической деятельности и решения частных правовых задач на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук, средств и методов математики, информатики и кибернетики. Современное определение ПИ – это наука, изучающая закономерности информации, информационных процессов и информационных систем в правовой сфере и использования информационных технологий для решения юридических задач.
2. Задачи ПИ ПИ призвана обеспечивать внедрение математических методов для исследования правовых явлений. На прикладном уровне основная функция ПИ – информатизация правовой сферы жизни общества. Задачи ПИ: 1. Разработка теорий правовой информации, методологии и технологии ее обработки при помощи компьютерной техники 2. Разработка теорий и технологий правовых задач с применением компьютерной техники, создание методик решения отдельных правовых задач на основе идей средств и методов математики, логики кибернетики и связанных с ними наук 3. Повышение производительности юридического труда за счет автоматизации рутинных операций технического характера и сосредочения внимания на решении умственных задач 4. Исследование и разработка теоретических основ принципов построения и практики использования автоматизированных информатизационных систем для решения правовых задач 5. Создание теоретических и методических предпосылок подготовки специалистов в области правовой информатизации 3. Системный подход к объектам ПИ ПИ изучает информационные аспекты правовых объектов не как беспорядочное нагромождение структур, процессов и действий, а как четко организованную информационную систему. Под системой понимается совокупность
Структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. способов взаимоствязи и взаимодействия элементов в данной системе Неотделимость элементов на определенном структурном уровне, относительная самостоятельность системы и ее элементов Взаимозависимость системы и среды в которой эта система существует Иерархичность системы, возможность рассмотрения каждого элемента системы как отдельной системы, а изучаемой в конкретном случае системы как элемента более широкой системы Множественность описания каждой системы. Любой сложный объект допускает несколько системных представлений, каждое из которых затрагивает лишь определенный его аспект На данные свойства системы опирается методология системного анализа, в которую включается: 1. Системно-компонентный аспект – изучение состава системы. При этом выделяются компоненты, взаимодействие которых обеспечивает целостность системы
2. Системно-структурный аспект – изучение внутренних связей и взаимодействия элементов системы 3. Системно-функциональный аспект – изучение зависимости: между компонентами системы, между компонентами и системой вцелом, между системой и другой системой, в которую она входит. 4. Системно-комуникативный – изучение системы во взаимодействии с окружающей средой Управляющая прямая связь управляемая Обратная связь (цель управления) При отсутствии обратной связи система называется разомкнутой 4. Другие методы ПИ Функциональный подход – ориентируется не на выяснении характера материальных особенностях элементов системы, а на особенностях их функционирования. При этом учитывается, что функционирование системы связано с процессами передачи, обработки и использования информации. Для исследования системы важно, что несет данную информацию и какие функции она выражает. В качестве исходной точки берется воздействие управляющей системы на вход управляемой, в качестве конечной – ее ответ, без учета внутреннего механизма этого процесса. Формализация – выявление и уточнение содержания изучаемого явления через усмотрения и фиксацию его формы и оперирования с ним. Это происходит по средствам того, что элементы и явления определенным образом ставятся в соответствие некоторые относительно устойчивые материальные конструкции, позволяющие выявить существенное закономерное рассматриваемых объектов. Формализация предполагает следующие этапы: 1. Запись исходных данных на общепонятном языке, и….. 2. Переработка исходных данных в соответствии с некоторыми точными данными 3. Сопоставление решения, полученного благодаря формализации решения с реальностью (….) Алгоритмический подход – предполагает определение, какие операции и в какой последовательности выполняет система, чтобы оптимально решать задачи, для реализации которых она предназначена. От любых других предписаний … 1. Дискретность – команды выполняются последовательно с точной фиксации момента начала и окончания выполнения
2. Точность – после завершения каждой очередной команды точно известно завершено ли выполнение алгоритма и какая команда должна выполняться следующей 3. Результативность – состоит в том, что после конечного количества шагов исполнение алгоритма завершается выполнением задачи 4. Массовость – единообразное применение алгоритма к любой конкретной формулировке задачи.
Тема: Правовая информатизация в РБ. 1. Государственная политика в сфере информатизации Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений. Информатизация предполагает превращение информации в самостоятельный вид ресурсов и переход к информационному обществу Признаки информационного общества: 1. Решение проблем информационного кризиса 2. Приоритет информации по отношению к другим видам ресурсов 3. Основывается на автоматизированных генерации, хранении, обработки и использовании знаний с использованием новейших информационных технологий 4. Глобальный характер информационных технологий 5. Информационное единство всей цивилизации 6. Занятость основного числа работающих в производстве, хранении, переработки и реализации информации 1993 год США провозглашено информатизация. В настоящее время информатизация приняла общемировой характер. Базовые документы: Решение всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информатизации общества. Женевская декларация о принципах и план действий 2003 г., Тунисская программа для информационного общества 2005г. Информатизация не является стихийным процессом: · Осуществляется на определенной программной основе, принятой государством · Предполагает наличие государственных органов, которые управляет этим процессом · С определенного момента опирается на законодательство, регулирующее отношения в области информатизации Первая программа информатизации РБ была принята СМ 27 ноября 1991 г. (социальная сфера, материального производства и управления) 1995 г. – закон РБ «об информатизации» действовал до 2009г. 2009г. Принят закон «о защите информации, информатизации…», в котором содержался ряд существенных нововведений. В 1998 году для выработки единой государственной политики в области информатизации Президентом была создана межведомственная комиссия по вопросам информатизации – Указ Президента №, данная комиссия государственным органом не являлась и не является. Задача межведомственной комиссии: подготовка предложений в области информатизации. Изначально организационное обеспечение работы данной комиссии было возложено на Академию Наук РБ.
В 1999г. Комиссией была разработана концепция гос. политики РБ в области информатизации, которая была утверждена Указом №195. Данной концепцией была определена цель гос политики в области информатизации – обеспечение перехода к новому этапу развития страны, построение информационного общества и вступление республики в мировое информационное сообщество. В концепции были определены задачи для реализации данной цели: · Создание нормативной правовой базы · Совершенствование телекоммуникационной структуры и т.д. В 2002 году на Национальную Академию наук была возложена функция государственного органа по обеспечению развития информатизации – Декрет №7 5 марта 2002. «Электронная Беларусь» Постановление СМ 2002 года. В программе были определены основные направления информатизации. В 2004 году, проанализировав практику, функции государственного органа управляющего процессом информатизации были переданы министерству связи и информатизации - Указ №66. В структуре мин связи был создан департамент информатизации. В 2003-2006 годах основное внимание уделялось созданию ведомственных информационных систем, направленных на совершенствование управленческого труда и на решение внутриведомственных задач информационного взаимодействия. 2007 -2008 – приоритетные направления – создание базовых информационных ресурсов, их объединение и интеграция с другими информационными ресурсами, обеспечение доступа к ним со стороны физических и юридических лиц. 2009-2010 годы – наметилась тенденция к построению информационных систем межведомственного характера. За период реализации государственной программы «Электронная Беларусь» реализовано или находится в стации завершения около 100 проектов (в.ч. проект 3.7 разработка единого государственного регистра РБ, 6, 10,11- реализован проект одно окно, 17 единая информационная система контроля выполнения поручений президента РБ, 28 система электронного таможенного декларирования, 49 система межведомственного электронного документооборота, 100 автоматизированная система пограничного контроля). Появилась практика реализации доступа государственным органам к информационным базам, владельцами которых являются гос органы, которые оформляются принятием совместных НПА. Последним документом, определяющим дальнейшие перспективы развития информатизации является постановление СМ 28.12.2009.
2. Концепция «электронного правительства» (Egovernment) Электронное правительство - это концепция, появилась в США, основывается на возможностях информационных технологий. Это не способ модернизации существующих сфер, а принципиально иная модель управления государством. Идея электронного правительства основывается на 2 вещах: · Построение информационной инфраструктуры для оказания услуг · Сами услуги Электронное правительство должно обеспечивать взаимоействие 3 основных субъектов в общественной жизни: 1. Государство 2. Граждане 3. Коммерческие структуры Основными моделями Электронного правительства являются: · Предоставление услуг населению · Оказание государственных услуг коммерческим организациям · Взаимодействие государственных структур друг с другом Предоставляемые Электронное правительство услуги можно разделить на 3 категории: 1. Информационные услуги – предоставление информации 2. Коммуникационные услуги – взаимодействие между лицами и отдельными группами лиц 3. Получение юридически значимых документов и совершение юридически значимых действий Формирование и развитие Электронное правительство предполагает 4 основных этапа: 1. Публикация и распространение информации по средствам Интернета 2. Предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между государственным органом и гражданином 3. Транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций – можно получать специализированную информацию 4. Возможность использования межведомственной информации, появление новых видов услуг, возможность осуществления электронных платежей. Выделение данных этапов достаточно условно. e.gov.kz примеры услуг населению, которые оказываются населению: услуги центров занятости, медицинские услуги, справочных и регистрационные услуги. Задача информационного развития в РБ: трансформация всех электронных ресурсов в единую систему.
3. Основные направления информатизации в РБ В зависимости о конкретной сферы информатизации государственно-правовой системы в РБ можно выделять: 1. Информатизация нормотворческой деятельности 2. Информатизация правоприменительной деятель 3. Информатизация правоохранительной деятельности 4. Информатизация 5. Информатизация судебной деятельности 6. Информатизация судебно-экспертной деятельности 7. Информатизация юридического образования Выделяются общие и особенные направления информатизации каждой из данных сфер Общие: · Создание корпоративных информационных систем · Внедрение электронного документооборота и автоматизация подготовки юр документов · Создание ведомственных ресурсов · Ведение статистической отчетности · Взаимодействие между гражданами и юридическими лицами. На государственном уровне используются в законотворческой деятельности: 1. Компьютерная программа автоматизированная система подготовки проектов НПА в РБ, которая является инструментальным средством подготовки проектов НПА в РБ в государственные органы, которые занимаются нормотворческой деятельностью. С помощью программы можно производить выбор и открытие в автоматизированном режиме электронных шаблонов НПА, создавать проекты НПА, а также просматривать методические материалы по правилам оформления структурных элементов проектов НПА. 2. Компьютерный банк данных проектов законов РБ, создан НЦПИ в соответствии с Указом № 376. Цель создания - совершенствование процессов подготовки и принятия законопроектов. Это точные копии проектов законов и предусмотренных законодательством сопроводительных документов к ним. 3. Банк данных «депутат», содержит систематизированные по тематическим разделам НПА, определяющие основы конституционного строя РБ, избирательную систему, проведение выборов и референдумов, правовой статус депутатов всех уровней, членов совета республики и национального собрания РБ, НПА, регулирующие трудовые отношения лиц, осуществляющих полномочия депутатов на профессиональной основе, международные правовые акты, определяющие основные международные стандарты демократических выборов, прав и обязанностей. 4. Система электронного голосования 5. Специализированные информационные системы (для отдельных организаций), например модуль нормативные документы «Канцлер» РБ Информатизация правоприменительной деятельности: стандартные наборы средств К настоящему моменту во всех правоохранительных органах созданы свои автоматизированные системы. Наиболее широким перечнем информационных систем обладает МВД РБ. Создавались автоматизированные информационные системы для решения задач отдельных служб (ГАИ-центр), «Артур»- для подразделений по борьбе с наркотиками, система данных по беженцам, фальшивомонетничества. Также создавались информационные ресурсы государственного значения – автоматизированная система «Паспорт», и ресурсы правоохранительной направленности – банк данных правонарушений, автоматизированная система геномного учета. Кроме того МВД осуществляет доступ к международным правовым информационным ресурсам – межгосударственный информационный банк (РФ). Также использование средств взаимодействия с гражданами в выявлении, расследовании и профилактики преступлений. Информатизация в судебной деятельности: 1. Автоматизирует решение отдельных задач 2. Переводит на качественно иной уровень взаимодействия суда с иными участниками процесса (сайты судов) Сайт ВХС – можно узнать время слушания конкретных дел, образцы исковых заявлений, информация о проведении торгов. Для решения общих задач используются автоматизированная система учета судимостей. Для рассмотрения хозяйственных споров хозяйственным судам предоставлен доступ к отдельным автоматизированным системам МВД (ГАИ-центр, Паспорт). Решаются задачи автоматизации судебно-экспертного исследования (постановка перед экспертом вопросов, он отвечает и формируется вывод, планируется использовать возможности компьютерной вычислительной техники, бухгалтерские экспертизы) Система «Классификация наркотиков» Предоставление специализированной справочной информации об объектах экспертного исследования. Замена реального объекта экспертного исследования его цифровой моделью (судебно-техническая экспертиза документов, судебно-подчерковедческая экспертиза). Экспертное исследование информации и информационных сетей Информатизация юридического образования: 1. Обеспечение доступа к нормативной и ненормативной правовой информации 2. Формирование юридических образовательных ресурсов как для специалистов-юристов, так и для населения 3. Применение в обучении игрового метода, моделирующего реальные ситуации 4. Подготовка специалистов в области правовой информатизации (кафедра ЮНЕСКО по правовой информатизации)
4. Государственная система правовой информатизации В советском союзе работы по созданию информационной правовой системы велись 1970 года. РБ работы по созданию банка данных начались в 1992 году. С 1997 года создание и развитие государственной системы правовой информации связано с деятельностью НЦПИ, созданного в соответствии с Указом №338. Государственной системы правовой информации –предназначена для удовлетворения правовых, информационных потребностей государства и общества и базируется на применении современных информационных технологий. государственной системы правовой информации строится на основе принципов: 1. Концентрации правовой информации в едином центре (национальный реестр правовых актов, эталонный банк данных правовой информации, поддерживается в актуальном состоянии единый правовой классификатор, обеспечивается работа национального интернет портала РБ) 2. Системность распространения, которая обеспечивается разными организационными формами распространения правовой информации (национальные, региональные центр, организации негосударственной формы собственности), а также сочетанием бумажных и электронных технологий распространения правовой информации. В настоящее время государственная система правовой информации объединяет рад информационных 1. Сбор информации о нормотворческих органов (Процедура предоставления текстов НПА – Указ №369) 2. Формирование и ведение национального реестра правовых актов в электронном виде, а также его выпуск в печатном виде 3. Формирование и ведение эталонного банка данных правовой информации (банки данных – судебная практика, распоряжения президента, премьер-министра) 4. Выпуск других официальных изданий правовых актов 5. Распространение правовой информации в электронном и печатном виде (НЦПИ, региональные центры) – пункты свободного доступа граждан к правовой информации на базе библиотек и региональных центров. Распространение правовой информации осуществляется на возмездной и безвозмездной основе. 6. Национальный интернет портал РБ, создан в соответствии с Указом №609 7. Межгосударственное сотрудничество в предоставлении правовой информации. 18 марта 2008 г. – межпарламентская ассамблея СНГ приняла постановление о формировании в рамках СНГ межгосударственной системы правовой информации. 15 сентября 2004 – решением совета глав СНГ утверждена концепция единого реестра правовых актов и других документов СНГ. Cis.minsk.by
Тема: Информация в правовой системе 1. Понятие и виды правовой информации Информация – это одна из фундаментальных характеристик мира. В настоящее время информация стала одной из ценностей общества. Определить, что такое информация, очень сложно. Ст.1 закона «Об информации…» Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах не зависимо от формы их представления. Научные определения информации являются более подробными, но формулируются для определенных дисциплин. В рамках этих дисциплин определения являются адекватными, но попытка перенести их в другие предметные области непременно ведет к ошибкам. Единица информации – 1 бит. Большинство определений информации антропоцентричны, т.е. определения рассматривают информация с точки зрения цели ее использования. Информация – это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств, процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде (кибернетика). Информация – это результат взаимодействия данных (зарегистрированных сигналов) и адекватных им методов (технические дисциплины). В юридической сфере информация должна рссматриваться минимум в 2 аспектах: · Как объект правоотношений · Собственно правовая информация Правовая информация (термин появился в 70гг, его появление связано с созданием первых поисковых систем) – к определению существует 2 подхода: · В узком смысле – это тексты правовых актов, составляющие законодательство РБ. · В широком смысле – не только сведения о содержании правовых актов, но и иные сведения, имеющие значение для функционирования правовой системы. Нормы права сами по себе не являются информацией, а становятся информацией в форме сообщений. В 1998 году широкий подход к пониманию правовой информации нашел отражение в концепции информатизации РБ. Правовая информация – это информация, которая проходит через государственный механизм, преобразуясь в форму законов, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Поскольку широкие определения правовой информации являются догмаическими, конкретный перечень сведений, входящих в ее содержание у разных авторов отличается. Независимо от своего содержания правовая информация всегда обладает определенной социальной значимостью и служит основой принятия управленческих решений. Т.о. основополагающим в правовой информации является ее прагматический аспект. К правовой информации предъявляются след. Требования: · Достоверность – соответствие имеющихся текстов первоначальному (аутентичному) образцу · Полнота – необходимость использования все необходимых источников правовой информации, отражающих все важнейшие аспекты того или иного правового явления. · Точность – из всего массива правового материала следует выбирать именно те документы, которые непосредственно регулируют конкретные отношения. · Актуальность – информация должна своевременно поступать к субъекту юридический деятельности. Основные классификации правовой информации: · Нормативная · Ненормативная ü Официальная ü Неофициальная · Документальная · Недокументальная · Распространяемая в печатном виде · Распространяемая в электронная виде · Открытая · Информация ограниченного доступа
2. Нормативная правая информация Нормативная правовая информация предсталяеи собой официальные тексты НПА государства. Она включает в себя: ü Международно-правовую информацию, сведения о которой содержатся в текстах международных договорах, конвенциях ü Собственно нормативная правовая информация РБ, это сведения, которые содержатся в НПА РБ В зависимости от источника опубликования выделяют следующие виды нормативной правовой информации: ü Полученная из официальных источников опубликования – Декрет 10.12.1998 ü Полученная из неофициальных источников опубликования По форме представления официальные источники опубликования могут быть след: ü Документы на печатных носителях (газета «Советская Белоруссия», «Народная» газета) ü Информация в электронной форме (национальный реестр правовых актов, которая представляет собой точную электронную копию его печатного издания и размещается на национальном правовом портале – Декрет № 4, Декрет № 11 – допускается официальное опубликование НПА в электронной форме без опубликования в печатной форме). 3. Ненормативная правовая информация Ненормативная правовая информация служит задачам првотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она включает в себя · информация индивидуально-правового характера – информация, исходящая от различных субъектов права и связанная с созданием изменение или прекращением отдельных правоотношений (информация, содержащаяся в правовых актах, не являющихся нормативными). · в ненормативную правовую информацию входят материалы подготовки и обсуждения НПА · сведения, содержащиеся в документах, образовавшихся в процессе правоохранительной и правоприменительной деятельности · сведения о состоянии законности, содержащиеся в аналитических и статистических документах · комментарии законодательства · образцы юридических документов · научные, справочные и учебные труды по законодательству · информация о зарубежном праве – по вопросам взаимного предоставления правовой информации имеется значительное количества международных соглашений: Европейская конвенция об информации о зарубежном праве (РБ -1997год), соглашение об обмене правовой информации СНГ 1994 год.
Тема: Информационные процессы и системы в юридической деятельности. 1. Понятие и структура информационного процесса Информационные процессы – это процессы распространения информации в естественной, технической или социальной среде. В правовой системе информационные процессы выступают в 2 аспекиах: · как объекты правового регулирования (информационное право) · как неотъемлемая часть механизма правового регулирования Право регулирует общественные отношения в первую очередь по средствам информационного воздействия. Но нельзя отождествлять правовое регулирование и информационное воздействии, т.к. за правовым регулированием стоит принудительная сила государства. Информационное воздействие происходит на всех правовых уровнях…. Задачей правовой информатики является изучение данных информационных процессов и формулирование предложений по их совершенствованию. Информационные процессы являясь частью механизма правового регулирования, появились одновременно с правом. По мере развития технологий работы с информацией, это информационные процессы эволюционировали. В настоящее время в центре внимания информационные процессы, опирающиеся на компьютерн…… Спецификой информационных процессов в правовой системе является их нормативная регламентация (не всегда, но очень часто). Н.С. Полевой предлагает следующую модель информационного процесса: Потребитель информации Воздействие информации Представление информации Обработка информации Хранение Передача информации Восприятие информации Зарождение информации Взаимодействие объектов
Зарождение правовой информации носит объективный характер. Информация не просто появляется, а приобретает материальную форму выражения (сигналы). Хотя понятие информация является абстрактной категорией, но всегда существует в материальной форме. Восприятие информации: Процесс преобразования поступающей из вне информации в форму, пригодную для дальнейшего использования. В правовой системе он носит целенаправленный характер, т.е. это сбор информации. При этом она отбирается по каким либо критериям. Применительно к правовой информации, она может быть закреплена в законодательстве. Передача информации – это процесс передачи сигнала от источника информации к приемнику информации. Обработка информации – включает следующие действия: · кодирование · декодирование · запоминание · удаление шумов · формализация Она направлена на упорядочение информации и создание информационных ресурсов (организованная совокупность документированной информации). Виды информационных ресурсов: · база данных · банк данных · база знаний и т.д. Информационные ресурсы выступают средством хранения информации. Представление информации – распространение информации может быть сопряжено с определенными информационными барьерами: · объем информации · технические барьеры · барьер не знания · барьер связи – потребитель знает, что необходимая информация существует, но не имеет возможности получить ее · языковой барьер – информация представлена на недоступном потребителю языке · рассеяние информации – хранение не в тех информационных ресурсах, где следует Распространение информации в правовой системе может быть связано с избыточностью информации. Рассеяние информации зависит от 2 факторов: · потребности информации – осознание индивидом необходимости получения информации · интереса к информации, выделенности какой-либо информации из общего потока Готовность к восприятию информации играет также немаловажную роль. Избыточность информации не может трактоваться как негативное или позитивное явление. Позитивная избыточность имеет своей целью оптимизировать процессы коммуникации. Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационного процесса и представляет собой «информационный шум».
2. Информационная система юридической деятельности Информационная система в юридической деятельности выстрает и как объект правового регулирования (ст1 закона «Об информ), и как аспект функционирования правовых Информационная система – это совокупность банков данных, информационных технологий и комплексов информационно- технических средств. В структуре правовой информационной системы выделяют: · субъект · правовая информация · информационные технологии – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и предоставления информации, а также пользование информацией и защита информации. · Программно – технические средства, обеспечивающие функционирование информационной системы. Информационные системы в юридической сфере классифицируются по след основаниям: · По территориальному признаку – межгосударственные, государственные, региональные, ведомственные · По видам деятельности, для которых они созданы – для правотворчества, для правоприменительной деятельности, для правоохранительной деятельности · По характеру обрабатываемой информации – обрабатывающие нормативную и ненормативную информацию · По степени открытости обрабатываемой информации – обрабатывающие открытую информацию и обрабатывающие информацию ограниченного доступа · По степени сложности технической, аналитической, логической и вычислительной обработки информации - автоматизированные системы обработки данных – предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются исходные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки (как правило, входят в более сложную систему). - Автоматизированные информационно поисковые системы АИПС - предназначены для сбора, систематизации, хранения и поисков правовой информации по запросам пользователей (система «запрос-ответ»). Обработка информации в них выражается преимущественно в информационном поиске (процесс отыскания в каком-то множестве тех сведений, которые посвящены указанной в информационном запросе теме, информация о которой необходима пользователю. 2 вида АИПС: поиск документированной информации (т.е. зафиксированной информации на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), фактографические – исходными объектами в них являются записи, характеризующие конкретные факты или явления, в зависимости от того, какая характеристика объекта фиксируется в данном виде АИПС информация может быть представлена в вербальной, графической, аудио-визуальной форме (АВИЗ). · Автоматизированные информационно-справочные системы – информационные системы, предназначенные для хранения документированной и фактографической информации…и выдачи справок… Информационный шум сведен в них до минимума за счет предварительной обработки информации, кот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|