Разделы дисциплины и виды учебных занятий
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «УЧЕНИЕ О ГИДРОСФЕРЕ»
входящей в состав модуля УЧЕНИЕ О СФЕРАХ ЗЕМЛИ Рекомендована для направления Экология и природопользование» (бакалавриат)
1. Целью дисциплины является формирование теоретических знаний в области гидрологии (ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей) и охраны вод суши и Мирового океана; способности понимать и анализировать общую гидрологическую информацию о водных объектах (ПК-5).
2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 54 часов аудиторных занятий, 27 часов самостоятельной работы.
3. Место дисциплины в структуре модуля: «Учение о гидросфере» – одна из фундаментальных дисциплин, предусмотренных планом университетской подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование», изучается в третьем семестре. Изучение дисциплины опирается на знания, полученные на общеобразовательных дисциплинах (математика, физика, химия), а также в курсах профессионального цикла (учение об атмосфере, география, почвоведение, геология, геоморфология и др.). Для изучения дисциплины студентам требуется определенная подготовка: - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; - владение базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;
- владение базовыми знаниями в области химии, необходимыми для проведения опытов по оценке качества воды; - владения знаниями в области метеорологии, необходимыми для понимания взаимосвязи процессов, происходящих в гидросфере и атмосфере; - владение знаниями в области геологии и геоморфологии, необходимыми для понимания территориального распространения водных объектов и подземных вод в зависимости от строения территории рельефа; для понимания взаимосвязи процессов, происходящих в гидросфере и литосфере; - владение навыками работы с компьютером. Содержание дисциплины «Учение о гидросфере» посвящено изучению одной из частных сфер, составляющих географическую оболочку, и раскрывает содержание одного из базовых разделов модуля «Учения о сферах Земли», наряду с «Учением об атмосфере», изучаемым в предыдущем семестре, «Учением о биосфере» и, которые изучаются сопряженно в третьем семестре. Для полноты картины в вариативную часть профильных дисциплин во втором семестре включена «Геоморфология», посвященная изучению литосферы. «Ландшафтоведение» является завершающей дисциплиной модуля и обобщает знания, полученные при изучении «Учения об атмосфере», «Учения о гидросфере», «Учения о биосфере» и «Геоморфологии», поэтому должна изучаться позднее «Учения о гидросфере». Учение о сферах Земли – основа географического и экологического образования. Лишь когда знания об отдельных сферах (в том числе о гидросфере) окажутся глубоко усвоенными, целесообразно начать изучение проблем взаимодействия природы (географической оболочки) и общества, то есть экологии и природопользования в широком смысле. На базе приобретенных знаний, умений и навыков и компетенций, сформированных в ходе изучения дисциплины «Учение о гидросфере», основано изучение дисциплин модуля «Прикладная экология», «Региональное и отраслевое природопользование», «Экологическое картографирование», «Геофизика ландшафтов», «Ландшафтная экология», «Кадастры природных ресурсов».
Требования к результатам освоения дисциплины. Дисциплина «Учение о гидросфере» знакомит с системой основных научных знаний в области гидрологии и методов исследований водных объектов. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные закономерности географического распределения водных объектов разных типов: ледников, подземных вод, озер, водохранилищ, болот, океанов и морей, с их основными гидролого-географическими и гидролого-экологическими особенностями; - важность мирового влагооборота, роль гидросферы в процессах формирования климата Земли, современные глобальные и региональные тенденции; - сущность основных гидрологических процессов в гидросфере в целом и в водных объектах разных типов с позиции фундаментальных законов физики; - механизмы протекания процессов в водных объектах суши; - взаимосвязь гидросферы с другими частями географической оболочки, иметь представление о наиболее общих закономерностях процессов в гидросфере с атмосферой, литосферой, биосферой; - закономерности формирования и трансформации водных объектов Земли; - структуру водных объектов Земли; - особенности гидрологического режима рек, озер, водохранилищ, грунтовых и подземных вод, морей и океана; - воздействие строительства водохранилищ и иных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска; - меры по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф. - практическую важность гидролого-географического и гидролого-экологического изучения водных объектов и гидрологических процессов для народного хозяйства и для решения задач охраны природы. уметь: - описывать водные объекты по морфометрическим характеристикам, - оценивать природно-ресурсный потенциал водных объектов, их вещественно-энергетические характеристики; владеть: - основными понятиями и терминами дисциплины; - основными методами изучения водных объектов; - навыками проведения гидрометрических работ, определения гидрологических характеристик водных объектов;
- навыками определения органолептических показателей, количественных и качественных характеристик природных вод.
Объем дисциплины и виды учебной работы
6. Содержание дисциплины: Содержание разделов дисциплины
Разделы дисциплины и виды учебных занятий
Лабораторный практикум
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|