Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка и интерпретация результатов

Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин)

 

Теоретическое обоснование. Исследователи относят ПЭН к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленности в сознании личностного смысла происходящих в жизни человека событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.

Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями.

Испытуемые: взрослые люди

 

В опросник "Ваше самочувствие" (ВС) входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:

- самооценка здоровья;

- шкала психосоциального стресса Л. Ридера;

- шкала удовлетворенности жизнью в целом О.С. Копиной;

- шкала удовлетворенности условиями жизни О.С. Копиной;

- шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной;

- основные социально-демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).

 

Цель. Комплексное исследование уровня ПЭН человека и измерение его различных аспектов.

Инструкция. Опросник ВС рассчитан на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологического обследования одного человека с помощью опросника ВС составляет в среднем 20 – 30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.

Участнику опроса предлагают заполнить бланки для ответов (табл. 1 – 5).

 


Тестовый материал. Опросник «Ваше самочувствие»

Как вы оцениваете состояние своего здоровья? Ответ: 1 – очень плохое, 2 – плохое, 3 – удовлетворительное, 4 – хорошее, 5 – очень хорошее.

Оцените, насколько вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений (табл. 1, 2).

Таблица 1

Утверждения Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен
1. Пожалуй, я человек нервный        
2. Я очень беспокоюсь о своей работе        
3. Я часто ощущаю нервное напряжение        
4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение        
5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение        
6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически        
7. В моей семье часто возникают напряженные отношения        
8. Как вы чувствуете себя в последнее время?  

 

Таблица 2

Утверждения Согласен Скорее согласен Скорее не согласен Не согласен
1. Я доволен тем, как прошел этот год моей жизни        
2. Мое душевное состояние, настроение стали хуже        
3. В целом моя жизнь складывается удачно        
4. Мое благополучие расстроилось        
5. Я чувствую себя счастливым человеком        
6. В моей жизни произошли перемены к худшему        
7. В моей жизни есть источник радости и поддержки        
8. У меня есть проблемы, которые очень портят мне настроение        
9. Моя жизнь стала лучше        
10. Многое не удается        

 

Ниже перечислены условия, которые могут влиять на ваше самочувствие (табл. 3). Оцените условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 балл – очень плохие, 2 балла – плохие, 3 балла – удовлетворительные, 4 балла – хорошие, 5 баллов – очень хорошие.

 

Таблица 3

Условия жизни Оценка в баллах
1. Ваши жилищные условия  
2. Бытовые условия в районе проживания (магазины, услуги, транспорт и т. п.)  
3. Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т. п.)  
4. Условия вашего труда  
5. Деньги, доход  
6. Возможности использования денег  
7. Медицинское обслуживание  
8. Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т. п.)  
9. Досуг: спорт, развлечения  
10. Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т. п.)  
11. Политическая ситуация в регионе проживания  
12. Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)  
13. Свобода вероисповедания, политической активности  

 

Ниже перечислены стороны жизни, от которых может зависеть самочувствие людей (табл. 4). Оцените, насколько вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 балл – "совершенно не удовлетворен", 2 балла – "не удовлетворен", 3 балла – "в какой-то мере удовлетворен", 4 балла – "пожалуй, удовлетворен", 5 баллов – "полностью удовлетворен".

 

Таблица 4

Стороны жизни Оценка в баллах
1. Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т. п.)  
2. Отношения в семье  
3. Дети: их здоровье и благополучие  
4. Питание  
5. Отдых  
6. Материальное благополучие  
7. Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам  
8. Положение в обществе  
9. Жизненные перспективы  
10. Любовь, сексуальные чувства  
11. Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо  

 

1. Ваш пол: 1 – М, 2 – Ж.

2. Возраст:___лет.

3. Образование: 1 – начальное, 2 – неполное среднее, 3 – среднее общее, 4 – среднее специальное, 5 – незаконченное высшее, 6 –высшее.

4. Общественная группа, к которой вы относитесь: 1 – рабочий, 2 – служащий, 3 – пенсионер по возрасту, 4 – пенсионер по инвалидности, 5 – учащийся, студент, 6 – домохозяйка, 7 – безработный, 8 – предприниматель, 9 – крестьянин, 10 – другое.

5. Семейное положение: 1 – женат (замужем), 2 – никогда не был женат (замужем), 3 – разведен (а), живу отдельно, 4 – вдовец (вдова).

6. Место проживания_____________________ наименование населенного пункта, района, области

 


Обработка и интерпретация результатов

Таблица 1 измеряет самооценку здоровья. Низкая самооценка здоровья, по данным исследователей, связана с повышенным уровнем стресса, низкими показателями удовлетворенности жизнью.

Таблица 2 представляет собой шкалу психосоциального стресса Л. Ридера. При обработке данных, полученных с помощью этой шкалы, подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится на 7. Этот средний балл вычитается из 4. В результате определяется показатель психосоциального стресса, который может варьироваться от 0 до 3 баллов. В зависимости от этого показателя испытуемого относят к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (табл. 5).

Таблица 5

Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин

Уровень стресса Средний балл
Мужчины Женщины
Высокий 2,00—3,00 2,18—3,00
Средний 1,00—1,99 1,18—2,17
Низкий 0,00—0,99 0,00—1,17

 

Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса относятся к группе лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Таблица 3 представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние удовлетворенности - неудовлетворенности.

Для подсчета показателей по данной шкале необходимо из суммы баллов, набранных по подпунктам 1, 3, 5, 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по подпунктам 2, 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом могут варьировать от -15 до +15 баллов.

Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом, т. е. свидетельствует о состоянии неудовлетворенности, стресса о пессимистическом настроении, о потребности в получении психологической помощи.

Результат от -4 до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнью в целом.

Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и оптимистическом мироощущении.

Таблица 4 представляет собой шкалу удовлетворенности условиями жизни. Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму баллов по всем 13 подпунктам.

Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи.

При результате от 33 до 46 баллов условия жизни оцениваются испытуемым как удовлетворительные.

Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни и является показателем высокого качества жизни.

Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1 или 2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4 или 5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся для него поддержкой.

Таблица 5 представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11 подпунктам шкалы.

При заполнении подпунктов 1, 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы. Пояснение по подпункту 1: "Если вы в данный момент не работаете, оцените ваше отношение к этому факту". Пояснение по подпункту 2: "Если вы живете один (одна), оцените, насколько вы удовлетворены своим семейным положением". Пояснение по подпункту 3: "Если у вас нет детей, оцените ваше отношение к данному факту".

Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все подпункты.

Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлетворенности его основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи.

Показатель от 31 до 41 балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей.

Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.

Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1 или 2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность) может рассматриваться как причина чувства неудовлетворенности, состояния стресса, переживаемых испытуемым.

Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4 или 5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся для него поддержкой.

Пункты 1 – 6 предназначены для регистрации основных социально-демографических данных испытуемых: пола, возраста, уровня образования, социального и семейного положения, места жительства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...