Правовые методы защиты информации предприятия. Нормативно-методические документы по обеспечению безопасности информации.
Правовой элемент системы защиты информации основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные собственником информации ограничительные и технологические меры защитного характера, а также ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот элемент включает: • наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации; • формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы (в том числе не связанных с конфиденциальной информацией) положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов; • разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации. Нормативное обеспечение системы защиты конфиденциальной информации предназначено для регламентации процессов обеспечения безопасности информации фирмы, в том числе при работе персонала с конфиденциальными сведениями, документами, делами и базами данных. Оно включает в себя ряд обязательных организационных, инструктивных и информационных документов, устанавливающих принципы, требования и способы предотвращения пассивных и активных угроз ценной информации, которые могут возникнуть по вине персонала, конкурентов, злоумышленников и других лиц.
Нормативно обеспечение базируется на тех обязательных положениях, которые должны содержаться в учредительных и иных основополагающих документах фирмы и определять правовой статус информационной безопасности фирмы. Указанные положения позволяют на законных основаниях вести речь о сохранении коммерческой тайны, выделять ценную информацию, составляющую собственность и тайну фирмы, и выполнять действия по ее защите. Предмет и направления защиты должны найти отражение в уставе фирмы, типовых формах контрактов различного рода и назначения, положениях о структурных подразделениях фирмы, должностных инструкциях сотрудников и других документах. Требования обеспечения безопасности и защиты информации отражаются в Уставе (учредительном договоре) в виде следующих положений: · предприятие имеет право определять состав, объем и порядок защиты сведений конфиденциального характера, требовать от своих сотрудников обеспечения их сохранности и защиты от внутренних и внешних угроз; · предприятие обязано обеспечить сохранность конфиденциальной информации. Такие требования дают право администрации предприятия: · создавать организационные структуры по защите конфиденциальной информации; · издавать нормативные и распорядительные документы, определяющие порядок выделения сведений конфиденциального характера и механизмы их защиты; · включать требования по защите информации в договоры по всем видам хозяйственной деятельности; · требовать защиты интересов предприятия со стороны государственных и судебных инстанций; · распоряжаться информацией, являющейся собственностью предприятия, в целях извлечения выгоды и недопущения экономического ущерба коллективу предприятия и собственнику средств производства;
· разработать «Перечень сведений конфиденциальной информации». Требования правовой обеспеченности защиты информации предусматриваются в коллективном договоре. Коллективный договор должен содержать следующие требования: Раздел «Предмет договора» · Администрация предприятия (в том числе и администрация самостоятельных подразделений) обязуется обеспечить разработку и осуществление мероприятий по определению и защите конфиденциальной информации. · Трудовой коллектив принимает на себя обязательства по соблюдению установленных на предприятии требований по защите конфиденциальной информации. · Администрация обязана учесть требования защиты конфиденциальной информации в правилах внутреннего распорядка. Раздел «Кадры. Обеспечение дисциплины труда» · Администрация обязуется: нарушителей требований по защите коммерческой тайны привлекать к административной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. · Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятия целесообразно дополнить следующими требованиями. Раздел «Порядок приема и увольнения рабочих и служащих» · При поступлении рабочего или служащего на работу или переводе его в установленном порядке на другую работу, связанную с конфиденциальной информацией предприятия, а также при увольнении администрация обязана проинструктировать работника или служащего по правилам сохранения коммерческой тайны с оформлением письменного обязательства о ее неразглашении. · Администрация предприятия вправе принимать решение об отстранении от работ лиц, которые нарушают установленные требования по защите конфиденциальной информации. Раздел «Основные обязанности рабочих и служащих» · Рабочие и служащие обязаны соблюдать требования нормативных документов по защите конфиденциальной информации предприятия. Раздел «Основные обязанности администрации» Администрация предприятия, руководители подразделений обязаны: · обеспечить строгое сохранение конфиденциальной информации, постоянно осуществлять организаторскую и воспитательно-профилактическую работу, направленную на защиту секретов предприятия;
· включить в должностные инструкции и положения обязанности по сохранению конфиденциальной информации; · неуклонно выполнять требования Устава, коллективного договора, трудовых договоров, правил внутреннего трудового распорядка и других организационных и хозяйственных документов в части обеспечения экономической и информационной безопасности. Обязательства конкретного сотрудника, рабочего или служащего в части защиты информации обязательно должны быть оговорены в трудовом договоре (контракте). В соответствии с ТК при заключении трудового договора трудящийся обязуется выполнять определенные требования, действующие на данном предприятии. Независимо от формы заключения договора (устного или письменного) подпись трудящегося на приказе о приеме на работу подтверждает его согласие с условиями договора. Требования по защите конфиденциальной информации могут быть оговорены в тексте договора. При заключении трудового договора и оформлении приказа о приеме на работу нового сотрудника делается отметка об осведомленности его с порядком защиты информации предприятия. Это создает необходимый элемент включения данного лица в механизм обеспечения информационной безопасности. Важнейшими организационными документами, фиксирующими задачи, функции и ответственность служб, осуществляющих защиту ценной документированной информации фирмы, являются: положение о службе безопасности, положение о службе конфиденциальной, документации, должностные инструкции сотрудников этих служб, должностная инструкция менеджера (референта) по безопасности небольшой предпринимательской фирмы и другие документы. Технологические инструктивные документы отличаются большим разнообразием и по своему назначению, составу и содержанию отражают избранную фирмой систему защиты документированной информации. 1. Перечень сведений предпринимательской фирмы, составляющих ее тайну или являющихся особо ценными. Содержание перечня обычно делится на несколько частей: общую методическую часть по способам составления перечня и правилам работы с ним, списки конфиденциальных сведений по структурным подразделениям или управленческим функциям фирмы, список видов конфиденциальных документов и баз данных с указанием места их хранения, срока конфиденциальности и т.п.
2. Инструкция по обеспечению безопасности конфиденциальной информации фирмы, которая регламентирует: • обязанности сотрудников фирмы при работе с конфиденциальной информацией; • порядок доступа сотрудников к конфиденциальным документам и базам данных, оформление доступа; • обеспечение сохранности документов на бумажных и магнитных носителях при работе с ними руководителей, исполнителей (специалистов) и технического персонала; • порядок сохранения тайны фирмы при проведении совещаний, заседаний и переговоров; • требования к помещениям для работы с конфиденциальной информацией; • порядок охраны территории, здания, помещений, транспортных средств и персонала фирмы; • пропускной режим помещений фирмы, учет и порядок выдачи удостоверений, пропусков и визуальных идентификаторов; • порядок приема, учета и контроля деятельности посетителей; • требования к защите информации в рекламной и выставочной работе, публикациях, при интервьюировании и собеседованиях; • организационное обеспечение защиты информации в ПЭВМ и линиях связи, при использовании в обработке документов средств организационной техники; • ответственность сотрудников фирмы за разглашение конфиденциальной информации и утрату ценных документов. 3. Инструкция по обработке, хранению и движению конфиденциальных документов фирмы. Она регламентирует организацию работы сотрудников службы КД, менеджера (референта) по безопасности, управляющего делами фирмы, секретаря-референта первого руководителя. Основные разделы Инструкции: • структура защищенного документооборота фирмы; • установление, изменение и снятие грифа конфиденциальности документов; • порядок составления, учета, изготовления и издания конфиденциальных документов; • копирование и размножение документов; • прием и распределение поступивших документов; • учет (регистрация) поступивших документов; • отправка и рассылка документов; • порядок передачи документов в процессе их рассмотрения и исполнения; • контроль исполнения документов; • порядок систематизации документов и формирования дел; • порядок передачи документов и дел в архив фирмы, уничтожения документов и дел с истекшим сроком хранения; • оперативное (текущее) и архивное хранение дел; • проверка наличия документов, дел, баз данных и носителей конфиденциальной информации;
• правила хранения и использования бланков документов, печатей и штампов. В приложении к инструкции даются учетные и иные технологические формы, необходимые для организации обработки, хранения и движения документов. Информационные (методические, советующие, обучающие) документы (правила, требования, указания, методики, памятки и т.п.), детализирующие процессы защиты информации, носят, вместе с тем, обязательный характер и устанавливают порядок работы с конфиденциальной информацией и документами отдельных категорий сотрудников фирмы или всех сотрудников в конкретных типовых ситуациях. При необходимости они могут составляться по каждому отдельному сотруднику. Прежде всего, следует выделить Правила работы руководителей и исполнителей (специалистов) предпринимательской фирмы с конфиденциальными документами и базами данных. Правила регламентируют: • порядок распределения документов между руководителями и исполнителями в соответствии с действующей системой доступа персонала к конфиденциальной информации; • рассмотрение документов руководителем и адресования их исполнителям; • порядок передачи и получения документов исполнителями; • ознакомление исполнителей с содержанием документов и решением по ним руководителя; • составление и изготовление документов исполнителями; • работу руководителя с подготовленными документами; • порядок хранения документов, дел, носителей информации, чистых бланков документов и штампов на рабочем месте руководителя и исполнителя; • проверку наличия конфиденциальных документов и баз данных на рабочем месте руководителя и исполнителя; • порядок ведения телефонных переговоров, факсимильной переписки; • особенности работы с ПЭВМ при обработке конфиденциальной информации, правила работы с копировальной техникой; • порядок работы с конфиденциальными документами за пределами фирмы, в командировках, транспорте, порядок хранения документов; • обеспечение сохранности документов и баз данных во внерабочее время. Информационные документы регламентируют также требования по единообразному выполнению персоналом определенных видов типовых действий. Так, Правила обеспечения безопасности секретов фирмы и конфиденциальной информации в экстремальных ситуациях включают в себя классифицированный перечень экстремальных ситуаций и соответствующих мероприятий по защите секретов фирмы, информации и документов и регламентируют: • порядок (при необходимости — план) эвакуации и охраны документов, дел и баз данных; • порядок (при необходимости — план) эвакуации и оказания помощи персоналу; • порядок охраны имущества фирмы, оборудования и технических средств защиты информации; • порядок охраны персонала при индивидуальных экстремальных ситуациях (угрозах, шантаже, нападении и т.п.); • порядок взаимодействия с правоохранительными органами при возникновении экстремальных ситуаций. Рассмотренные нормативные документы отражают действующую в фирме систему защиты информации и потому являются строго конфиденциальными. После их утверждения первым руководителем фирмы они доводятся в выборочном порядке до сведения всех сотрудников фирмы под роспись. Одновременно могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в должностные инструкций сотрудников. При внесении обязательных периодических изменений в систему обеспечения безопасности фирмы соответствующим образом своевременно корректируется нормативно-методическая документация. Контроль за соблюдением сотрудниками фирмы изложенных в документах требований возлагается на службы: безопасности, конфиденциальной документации, персонала, а в некрупных фирмах — на менеджера по безопасности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|