Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство направлено на постижение ...

Государственное Автономное Образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

Тема занятия № 14 Место философии в духовной культуре и ее значение

Основной материал лекции

 

Как отмечалось в свое время О. Шпенглер, у культур общая структура и судьба, но каждая из них живет своей особой жизнью, создает собственные ценности – религию, науку, искусство, нравственность, стиль и законы мышления, ощущения, видения и переживания, социальные и политические учреждений. Он считал, что каждой культуре свойствен свой собственный способ видеть и познавать природу, чувствовать и переживать историю.

Современные процессы в развитии культур мира, по крайней мере, Востока и Запада, свидетельствуют о правоте автора: они имеют уникальный, собственный путь развития, предполагающий, однако, взаимодействие и взаимовлияние, заканчивающееся взаимообогащением, но не взаимопоглощением. Попытаемся выяснить место философских идей в современной духовной культуре, которое нам видится в науке, в образовании, в религии, в духовных процессах, протекающих в обществе в целом. Известно, что история развития и формирования философии – очень сложный процесс; в разные периоды объект и предмет философских изысканий порой различались между собой радикально.

Философские школы и течения стали систематически изучаться и популяризироваться лишь в последние 200-250 лет. За это время отношение к философии менялось неоднократно. Шла политизация философских идей; экзистенциальный подход к анализу проблем человека и мира повернул философов лицом к гуманизму и экономическим проблемам. Развитие естествознания, научно-техническая революция, другие процессы в жизни общества повлияли на мировоззренческие позиции людей, их отношения к проблемам собственной судьбы и мира.

Каково место философии в современной духовной культуре. Практическое значение ответа на этот вопрос очень велико: получив ответ через философию на многие мировоззренческие проблемы, человечеству будет легче решить вопросы глобального плана, такие, как экологический кризис, проблемы отчуждения, народонаселения и т.д. Чтобы определить место философии в культуре, следует уточнить такие вопросы, как предмет и область исследования философии, ее место среди других наук, современные возможности философской методологии. Об указанных проблемах можно судить на основе исследований, которые проводятся в различных регионах мира в области философии. Эти исследования многообразны, но они все имеют общий стержень – философию, как систему наиболее общих взглядов на мир и человека, а также его отношение к миру.

Сегодняшняя философия существует как культура самосознания, как стиль мышления, как метод исследования различных естественнонаучных и общественных проблем. В этом плане нас заинтересовало значение философии для духовной культуры Азербайджана тоже. Страна, имеющая богатое историческое прошлое и развитую духовную культуру, включает сюда и философские идеи и методы. Философские традиции в Азербайджане уходят своими корнями еще в ранее средневековье, затем имеют продолжение в эпохе мусульманского Ренессанса, затем – в Новое время и, наконец, в настоящее время. Современная духовная культура страны формируется в условиях постиндустриализма и глобализации, что накладывает свой отпечаток на все культурные процессы, и прежде всего – на развитие науки и образования. За прошедшее столетие философия как учебная дисциплина была внедрена во все вузовские программы (хотя сильно сокращена за последние 15 лет), а как научная дисциплина – изучается учеными вузов и Академии наук. Это отразилось на формировании самосознания людей, их мировоззрении и отношении к миру. В этом плане мы посчитали возможным рассмотреть проблемы взаимоотношения философии и культуры глазами как философов, так и не философов, т.е. значение философии для духовной культуры Азербайджана мы попытались выявить через изучение общественного мнения.

Группу исследованных мы разделили на две части: 1) те, кто занимаются философией профессионально; 2) те, кто занимаются философией или слышали о ней. 14 вопросов, заданных респондентам, охватывали круг проблем философии и культуры, а также их личностные характеристики. Те, кто просто слышали о философии или интересуются ею, так характеризуют культуру: это форма человеческого поведения (т.е. бывают культурные и некультурные люди), это уровень развития общества, это музыка, кино, образование, техника, это – грамотные, умные люди, это – цивилизация, цивилизованные люди, это – то, что совершенствует человека, все положительное, созданное людьми; вообще это – очень широкое понятие, это понятие, отделимое от человека, это все материальные и духовные блага созданные им, культура развивается вместе с историей, языком и религией, это образ жизни, это – победа над собой и силами природы, это уровень во всех аспектах. В целом, как видим, понятие культуры излагается предельно широко, т.е. каждый понимает ее по-своему.

Профессиональные философы, давая системное определение культуры, в то же время больше подчеркивали ее антропологический характер, отмечая, что культура отражается на человеке, проявляясь через его поведение и ум.

Затем был задан один из так называемых «вечных» вопросов к кому лучше обратиться, если нужно объяснить первопричину мира, его начало и конец? Мнения примерно поровну разделились между философами и религиозными деятелями: именно к ним следует обратиться с данным вопросом. Лишь десятая часть опрошенных посчитали необходимым обратиться к представителям естественных общественных или гуманитарных наук, тем, кто объединял в себе восточную и западную духовность. Понимая трудность вопроса, некоторые респонденты предложили просто принять исламскую религию и поклоняться Аллаху.

Представители философской науки в подавляющем большинстве предлагаются обратиться к философии, и лишь некоторые считают, что это - приоритет гуманитарных или естественных наук, и даже – Корана. Таким образом, подтверждается многовековое соперничество между философией и религией в данном вопросе, а также его неразрешимость (почему и предлагается поклоняться богу).

Поскольку эти проблемы встают перед каждым поколением вновь и вновь, они привлекают внимание каждого человека, особенно в молодом возрасте, когда формируются мировоззренческие основы самосознания, статусные функции и роли. Интерес и философии у части молодежи можно объяснить разными причинами. Среди них наиболее часто назывались (нефилософами) её (философии) неопределенность и таинственность, затем – близость проблем философии и религии, высокий статус и авторитет в истории общества представителей философии; некоторые выделили такой аспект, как-то, что философия является необходимым элементом образования и потому привлекает внимание учащейся молодежи. Считается также, что через философию познается мир, хотя подчеркивается, что в принципе это невозможно. Отмечается, что благодаря ярким именам в истории философии, можно познать мир и предвидеть его будущее; личности философов в данном случае становятся образцом для подражания.

Считается, что молодежь интересуется проблемами философии в силу своей молодости, стремлению к познанию неизведанного, когда впервые начинает задумываться над смыслом жизни. Считается, что это, возможно, поможет преодолеть научно-образовательный и нравственный вакуум, образовавшийся у молодежи в современный период. Молодые люди стремятся его заполнить с помощью поиска ответов на философские вопросы: возможно, что они так найдут свое место в жизни. Некоторые же респонденты отмечают равнодушие молодежи и философским проблемам.

Отношение специалистов по философии к этому вопросу было следующим: молодежь интересуется философией в силу близости ее проблем к проблемам религии. Это – ведущее мнение; сюда можно добавить и следующие (упомянутая группой нефилософов), связанные со статусом философии в обществе.

Необходимость философского подхода в решении ряда проблем подтвердили все опрошенные. Однако мнения тут разделились. Значительная часть отвечавших считают, что для философии объектом исследования прежде всего должны быть проблемы, связанные с жизнью на Земле. Это - вопросы взаимоотношения природы и общества, возникновения жизни на Земле, проблемы антропосоциогенеза и т.д. Примерно столько же (почти одна треть опрошенных) считает прерогативой философии жизнь общества, в особенности ее части, связанные с сознательным и бессознательным в человеке, с религиозными верованиями. Это мнение подтверждает структурную перестройку, происходящую в предмете философии в последние полтора-два столетия происходит крен в сторону проблем человека и общества, что выразилось в формировании таких философских течений, как философия жизни, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика и феноменология, а также переонализм. Бурно развиваются такие дисциплины, как социология, психология, политология, экономтеория и теория управления. Происходит дифференциация и интеграция гуманитарных и общественных наук, расширяется их общенаучная база.

В данной оценке мнения экспертной группы (т.е. философов) полностью совпадают с ней: философия прежде всего должна изучать проблемы жизни на Земле, в особенности связанные с обществом, человеческой личностью, её сознательной и бессознательной деятельностью. Лишь несколько опрошенных из обеих групп считают, что прежде всего для философии является приоритетными проблемы космологии.

Поскольку философия, таким образом, получила достаточно высокую оценку во мнении респондентов, то нам захотелось выяснить их отношение к философскому образованию. Какие образовательные ступени являются для этого достаточными? Известно, что мнения по этому поводу существуют самые разнообразные. В международной практике в последнее время преобладает мнение о необходимости сокращения в вузе часов, отведенных философским дисциплинам (в соответствии с Болонским соглашениями). Подавляющее большинство опрошенных признают важность философии как мировоззрения и общественной дисциплины, считают необходимым ее изучение на всех ступенях обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура). Отметим, что речь идет одновременно и о профессиональной подготовке философов.

Некоторые респонденты считают, что обучать философии нужно на какой-то одной ступени образования, к примеру, только магистратуры или только докторантуры. Часть из них высказала мнение о том, что философские знания можно приобрести через любое образование, в том числе и религиозное. Таким образом, необходимость систематизированного приобретения философских знаний ни у кого не вызывает сомнений. Мало того, считается, что философии следует учиться всю жизнь, повышать здесь свою квалификацию, только так можно ее познать (хотя для этого, как подчеркивают некоторые, и жизни мало). С мнением по этому вопросу (обучения философии) полностью согласны ее профессиональные исследователи, хотя некоторые считают, что философии следует обучаться лишь на ступени докторантура или в крайнем случае – магистратуры.

Все опрошенные согласны с мнением о вкладе философов в мировую культуру. Мы попросили назвать их самые яркие имена, известные им из истории философии. Получилась самая разнообразная картина; вот названные имена (в порядке убывания частности обозначения). Аристотель, Платон, Кант, Гегель, Низами Гянджеви, Сократ, представители Милетской школы, Физули, Бахманьяр, Бэкон, Декарт, представители французского просвещения, представители классической немецкой философии Фейербах и Шеллинг, Ницше, Конфуций, Аль-Бируни, ибн-Рушд, Аль-Фараби, Ибн Сина представители азербайджанского просвещения и национально-демократического движения, Камю, Витгенштейн, Гумилев, Фрейд, К.Маркс, Ф.Энгельс, было названо также имя нашего пророка Мухаммеда.

Представители профессиональных философов также назвали имя пророка Мухаммеда. В целом в перечне достойных имен они были более разборчивы: это Платон, Аристотель, Конфуций, Сократ, Августин, Аль-Газали, Ибн Сина, Бахманьяр, Будда, Зардушт (Заратустра), Шанкара, Спенсер, Конт, Н.Туси, А.Бакыханов, Спиноза, Гегель, Кант, Маркс, Фрейд, Ницше, Калею и др. В целом было упомянуто намного меньше имен; основной упор был сделан на представителей классического периода развития философии.

Самые яркие идеи, которые привнесли философия в нашу жизнь – это демократия, детерминизм, диалектика, материализм, а также коммунизм, платонизм, идеализм, принцип неопределенности (видимо, речь идет о влиянии философии на научные творчество Н.Бора), другие естественно-научные идеи, такие, как эволюционная теория, теория Большого Взрыва, компьютерные технологии, научно-техническая революция в целом сознание, материя, идея развития, развитие разнообразных научных идей и теорий, идеи о возникновении и формировании общества, идеи равенства и свободы, закон единства и борьбы противоположностей, афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую» Декарта, мир идей Платона, идеи Канта в после критический период, идеи Фрейда, существование потустороннего мира, национальное самосознание, политическое правление (идеи разделения властей и создания государства), идеи бытия, марксизма, экзистенциализма, афоризм «познай самого себя», идеи этики, религии, политики и права, и т.д.

Разнообразие приведенных идей подтверждает мнение одного из респондентов о том, что философские идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Ответы профессиональных философов были более лаконичными, но и более всеобъемлющими: самые яркие идеи в философии охватывают проблемы и бытия и сознания; но заслугой ее все-таки является сознание, отсюда значимость афоризма «я мыслю, следовательно, я существую», идей иррационализма, вселенской души, идеи совершенства и гармонии, идеи смысла жизни, справедливости, ответственности, единства человека и космоса.

Обращаясь к истории философии, мы попытались выяснить, какой период здесь является самым ярким, т.е. значимым. Назывались все периоды, но более всего выделялся древний античный период и XX век. Видимо, это связано с близостью последнего периода к участникам опроса, которые непосредственно его переживали. Затем указывались средние века, эпоха Возрождения, Новое время; предпочитающие исламскую, арабоязычную философию указывали VII век – век зарождения мусульманской религии. Можно сказать, что были упомянуты все периоды. Представители философских дисциплин в подавляющем большинстве отметили древний период, и лишь некоторые – VII век (зарождения ислама), XX век.

Что же касается самого яркого региона, то здесь мнения самые разнообразные: указываются древняя Греция, древний Восток (арабоязычные страны), древний Египет, Италия, Ближний Восток, Европа, Азия, Германия, Аравийский полуостров, Азербайджан, Индия, Китай, Франция, весь мир в целом, Восток вообще, Восток и Запад, некоторые респонденты подчеркивают, что все регионы мира привнесли свой вклад в философию; надо уметь этим пользоваться. Заметим, что чаще всего из стран назывались древняя Греция и Германия. Исследователи философии также выделяют древнюю Грецию, западную Европу в целом, хотя есть много мнений о том, что региональный вклад можно оценивать по Востоку и Западу в целом. В целом опрошенные правильно ориентируются в проблеме, хорошо осведомлены от истории философии.

Следующая проблема касается уже современного состояния философии. С какими научными дисциплинами может сотрудничать философия? Это – религиоведение, история, антропология, социология, психология, биология, физика, астрономия, экология, глобалистика, математика, химия, правоведение; некоторые респонденты подчеркивали, что философия должна сотрудничать в целом со всеми гуманитарными и естественно-научными предметами. Отметим, что большинство исследователей философии также согласны с предыдущими ответами, хотя однозначно выделяют все науки в целом.

Что при этом должна изучать философия? Какая область исследования и какие проблемы касаются ее непосредственно? Респонденты предлагают оставить ей такие сферы, как диалектический материализм (иначе – философия природы), проблемы войны и мира, глобальные проблемы человечества, межличностные и общественные отношения, мировоззренческие вопросы, проблемы жизни на Земле, проблемы общества и природы, синергетика, перспективы развития современной цивилизации, общие законы природы (в том числе начало жизни, проблемы космологии) и общества, человечество и Вселенная, строение вещества, биотехнологии, генная инженерия, компьютеризация, человек как проблема, познание, внутренний мир человека, а также такие философские направления, как неопозитивизм, феноменология, разновидности идеализма.

Исследователи философских дисциплин предлагают включить сюда идеи, интересовавшие философов XIX-XX веков, прежде всего иррационализма и экзистенциализма, а также проблему человека и его сознания, проблему человеческой среды в техногенном обществе, нового типа мышления как условия сохранения человеческого общества, вопросы мироздания, возникновения бытия и человека, в целом место и роль человека в мире. Как видим, и здесь профессиональные философы более точно, конкретно определяют проблемы человеческой цивилизации в современном мире как наиболее актуальные для исследования. Нефилософы берут проблему предельно широко, многие стороны которой проходят на стыке с другими науками: это связано с исключительной сложностью и многообразием общественной жизни.

С таким многообразным пониманием области исследования философии, ее проблем соотносится и понимание другой проблемы – какие прикладные аспекты может решать философия сегодня? В сфере религиозных проблем – это взаимоотношения религии и науки, философия религии, проблемы толерантности религий, разрешения религиозных конфликтов, синтез интуиции и логического мышления, взаимоотношения религии и политики, проблемы нравственных отношений, проблемы объединения всех существующих религиозных мировоззрений, радикализм и поляризация в мировых религиях, взаимоотношения между религией и обществом, общекультурное значение религии, т.д. Как видно из приведенного обзора, проблемы в сфере религии, волнующие респондентов, достаточно многообразны. Надежды, которые при этом возлагаются на философию, не всегда оправданы, потому что здесь необходимо объединение усилий представителей многих научных дисциплин. Философы обращают внимание на необходимость изучения уровня религиозности, веры в себя, религиозных конфликтов и т.д. То есть круг проблем, обрисованных ими, намного уже.

Для того, чтобы уяснить социально-психологическую основу оценок многих философских позиций, сделанных опрошенными респондентами, мы задали им еще один вопрос, связанный с самоидентификацией. Этот метод давно используется в социальной психологии (см. об этом: 1). Отвечая на вопрос «Кто я?» до двадцати раз, респондент оценивает свои общечеловеческие и личностные, физические и психологические качества, тем самым определяет свое сходство и различие с другими людьми в гуманитарном и профессионально-личностном планах.

Напомним о различиях в восточной и западной ментальностях, что выражается в отношении к себе и миру. Картина восточной ментальности, полученная нами, полностью объяснила настрой респондентов в отношении философии. Мы уверены, что подобного отношения у западного человека нет и не может быть, по крайней мере, в ближайшем будущем. Все дело в соотношении характеристик, которые дает себе человек в первую очередь: именно здесь есть ряд особенностей, присущих именно восточной духовности. Прежде, чем изложить мнение респондентов о себе, заметим разницу в позициях женщин и мужчин, а именно: созерцательность женщин и прагматизм, практичность мужчин, затем – в оценках женщин больше просматривается привязанность к роду, очагу, семье, у мужчин – позиции профессиональной карьеры. Это – общее замечание; считаем, что подобные тонкости не очень повлияли на мнение респондентов о месте о положении философии в духовной культуре. Имеет значение другое – а именно: подавляющее большинство респондентов заявило о себе, как о человеке, т.е. на первый план вышли смысловые характеристики, которые «обусловливают направленность всей системы идентификации, определяют ее основное значение для человека, смысл жизни».

Отметим, что в недавно проведенном исследовании (также на территории нашей республики) автором отмечено, что стержнем «Я – образа» явился семейный статус, затем моральные качества, категории профессионального статуса, эмоциональные качества, образ – статус, и лишь на шестом месте были указаны категории человек, индивид и т.д. Мы не сомневаемся в добросовестности исследователя, однако факт остается фактом: опрошенные нами респонденты выдвинули категории человека на первый план, затем указывали, что они личность, и т.д. Возможно, что на оценку своего «Я – образа» повлиял предыдущий разговор о философии; хотя – вряд ли, потому что автор данной статьи неоднократно использовал этот метод в различных аудиториях и получал сходные результаты. Один вывод можно сделать однозначно: осознание своего единения, общности с человечеством на Востоке немного сильнее, что проявляется в коллективизме, созерцательном подходе к жизни, сильной интуиции и духе единства. Мы считали, что гуманистические тенденции в оценке своей жизненной позиции однозначно проявляются у респондентов в высокой оценке роли философии в жизни общества, в частности, в духовной культуре.

Нравственные качества, которые находили в себе респонденты, упор, который делался на них, свидетельствует о высокой самооценке и развитом самосознании. Характеристика роли и места философии в культуре, данная респондентами, подтверждает высокий авторитет философских дисциплин в общественном мнении, значение философских подходов и методов в изучении проблем мира и человека. Сейчас главной задачей образовательных и научных учреждений является поиск нового видения философии как научной и учебной дисциплины, определение ее исследовательских целей и задач. В этом деле нам должны помочь также и подобные исследования общественного мнения.

Анализ философской литературы, опубликованной в стране за последние годы, тематика исследований на философских кафедрах вузов говорит о том, что процесс интеграции общественных и гуманитарных дисциплин усиливается. Философия носит роль особого «коммуникационного пространства», куда вмещаются многие проблемы современности. Практическая польза от философских исследований должна быть более реальной: они должны иметь выход в политику, в решение задач управления многими социальными процессами, такими, как мирное урегулирование конфликтов, формирование новых человеческих качеств, в том числе высокой экологической культуры, толерантности, высокой социальной мобильности. Образцом таких исследований, имеющих зачастую и характер практических рекомендаций, затрагивающие широкий спектр многих насущных проблем современности, являются работы С.Халилова, Ю.Рустамова, Э.Наджафова, Р.Мехтиева, других исследователей (см.5, 6, 7, 8). Вместе с тем хотелось бы более четкой координации в работе исследователей для усиления этой практической направленности.

илософия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.

До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме. И хотя в дальнейшем философы перешли на прозу, но во все времена их произведения зачастую облекаются в формы художественных произведений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, философско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п.

Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни. А именно на эту сторону дела в истории развития предмета философии обращали пристальное внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B.C. Соловьев и ряд современных западных философов: К. Ясперс, А. Камю. Только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя наиболее существенные достижения практически всей культуры, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам.

Конкретно роль философии в духовной жизни общества заключаются в следующих функциях:

Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

В пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов.

Специалисты в конкретных областях науки нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но сами ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Приложение № 2

Глоссарий

Культура

Идеология

Искусство

Религия

Мировые религии

 

Приложение № 3

Темы Эссе

1. Подготовить доклады о современной массовой культуре и ее влиянии на современное общество

2. Контр культуры современности – молодежная культура

3. Мировые религии

4. Культ и культура.

 

 

Приложение № 4

Тест

Тема: Человек и культура

Искусство направлено на постижение...

1. сакрального мира

2. эстетического

3. всеобщих связей

4. объективных законов физической реальности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...