Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка факторов, влияющих на объем производства продукции.




Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР х ГВ,

РП = ЧР х ГВ х Дв,

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х Дв,

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,

где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i -го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

Фондоотдача - качественный фактор. Определяющее влияние фондоотдачи на объем выпуска рассматривается как позитивная тенденция.

К примеру оценим влияние фондоотдачи и стоимости основных средств на объём продукции по следующим исходным данным:

Показатель Базисный уровень Новый уровень
Оф 0,575 0,976
Ф 8000 8200

Jоф = 0,976/0,575= 1,696; Jф= 8200/8000= 1,025;

Jвп = 1,696 1,025= 1,738.

D ВП = 0,575 (8200- 8000) + 8200 (0,976 - 0,575)= 3403,2

Итак, объем валовой продукции вырос на 3403,2 тыс.грн., в том числе за счет роста среднегодовой стоимости основных средств на 115 тыс.грн., за счет роста фондоотдачи - на 3288,2тыс.грн.

Объем производства как результат использования персонала определяется как

ВП= В Q,

где Q - среднесписочная численность работающих, чел; В - среднегодовая производительность труда (выработка) одного работающего, грн./чел.

В приведенной модели выработка - качественный фактор, численность - количественный. Для анализа используются традиционные методы ТЭАДП (индексный, цепных подстановок).

При оценке динамики объема продукции необходимо установить влияние изменения:

а) физического объема;

б) стоимостного фактора (себестоимости или цены).

Для этой цели можно использовать метод индексов или цепных подстановок. При этом фактический физический объем производства пересчитывается в плановых отпускных ценах или по плановой себестоимости. Например, при использовании метода индексов для оценки динамики объема товарной продукции.

Jтп=(SЦ1*N1/SЦ0*N1)* (SЦ0*N1/SЦ0*N0)

где Ц1, Ц0 - текущие и базисные цены, грн.;

N1, N0 - текущий и базисный объем готовой продукции в натуральном измерении, ед.

Первый субиндекс характеризует влияние динамики цен, второй - физических объемов производства.

Кроме того в процессе анализа часто рассчитываются дополнительные показатели:

1. Доля прироста продукции за счет повышения производительности труда

где JQ, Jвп - индексы численности производственных рабочих и валовой продукции. Формула применяется при условии Jвп > JQ 100%;

2. Условное высвобождение работающих (экономия рабочей силы):

где Q1 - численность работающих в отчетном периоде, чел;
В1, В0 - выработка работающих в отчетном и базисном периодах, р/чел.;
ВП1 - объем валовой продукции в отчетном периоде, р.

Проанализируем пример влияние динамики выработки и численности на изменение объема валовой продукции.

 

Показатель Базисный уровень Новый уровень
В,тыс.г/чел. 8,250 8,340
Q, чел. 160 168

 

Индексы JВ = 8,340/8,250 = 1,011; JQ = 168/160= 1,05; Jвп= JВ  JQ =1,062

Метод цепных подстановок:

D ВПQ=(Q1- Q0) В0 =(168-160) 8,250= 66 тыс.грн.;

D ВПв=(В1 - В0) Q1 =(8,34-8,25) 168= 15,1 тыс.грн.;

D ВП= ВПQ +  ВПв = 81,1 тыс.грн.

d D ВПв = 100 - (105 - 100)/(106,2-100)  100= 19,4% - доля прироста продукции за счет роста производительности труда.

ЕQ = 168 - 168 8,34/ 8,25=-2 чел.

Таким образом, увеличение объема валовой продукции на 81.1 тыс.грн. объясняется влиянием трудовых факторов.

За счет роста численности на 5% или на 8 человек, объем продукции увеличился на 66 тыс.грн.

За счет роста выработки на 0,09 тыс.грн./чел. или на 1,1%, объем продукции увеличился на 15,1тыс.грн.Условное высвобождение работающих составило 2 человека.

Анализ состава и структуры выпускаемой продукции. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции. При анализе состава выпускаемой продукции определяют: 1. удельный вес продукции, выпускаемой по государственному или муниципальному заказу; 2. состав товарной продукции по следующим группам: · основная продукция; · работы промышленного характера; · товары народного потребления; · прочая продукция. 3) показатели выполнения плана по отдельным видам продукции. Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства. Причинами структурных сдвигов являются: а) изменение потребности в продукции; б) изменение условий поставок: сырья, материалов и т.п. в) сбои в производстве; г) разновыгодность продукции для ее изготовителей и др. Для исчисления обобщающего показателя, характеризующего выполнение плана по структуре, необходимо плановый выпуск продукции по отдельным изделиям умножить на показатель выполнения плана по общему объему продукции. Полученные таким путем показатели сопоставляют с отчетными данными и в счет выполнения плана по структуре продукции засчитывают фактические показатели, не превышающие пересчитанные плановые показатели. Уровень выполнения плана по структуре определяют отношением суммы продукции, засчитываемой в выполнение плана по структуре, к фактическому выпуску товарной продукции, т.е. где - объем продукции засчитываемый в счет выполнения плана по структуре. Определим выполнение плана по структуре на основе следующих исходных данных:  
Изделие План (т.г.) Факт (т.г.) Jвп, % Фактический выпуск в план. структ. В счет запланированной структуры
А 20 25 125 20*1,1 = 22 22
Б 30 30 100 30*1,1=33 30
Итого 50 55 110 55 52

В процессе внутрифирменного анализа структурные сдвиги можно выявить сравнением индексов валовой продукции, выраженной в гривнах - Jвп[p] и нормо-часах - Jвп[н.час]. Расхождение этих показателей указывает на наличие таких сдвигов.

Иногда, подразделения предприятия предпочитают увеличивать выпуск более дорогой, но менее трудоемкой продукции. Поэтому выполнение плана в стоимостном выражении может сопровождаться его невыполнением в трудовом выражении. Ситуация Jвп[н.час] < Jвп[г] обычно свидетельствует именно об этом.

Анализ влияния структурных сдвигов на производственные затраты осуществляется по динамике себестоимости валовой продукции:

Свп= Снч ВПнч,

где ВПнч - объем валовой продукции, нормо-часы;
Снч - стоимость 1 нормо-часа, грн/нч.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции на динамику себестоимости определяется методом цепных подстановок:

D Свп.стр = (Сн-чф - Сн-чпл)  ВПФ(н-час),

где Сн-чф, Сн-чпл - стоимость нормо-часа работ фактическая и плановая, грн/н-ч;

При этом качественным показателем является стоимость нормо-часа.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

 Из приведенной ниже таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100).

Выполнение плана по ассортименту продукции

    Изделие    

Объем производства продукции в плановых ценах,млн. грн.

Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту
А В С D 28800 33600 19200 14400 25200 33264 22176 20160 87,5 99,0 115,5 140,0 25200 33 264 19200 14400
Итого 96000 100800 105,0 92064

 

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины это недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...