Имя, происхождение, специализация
Коляда — покровитель времени. Указание на понятие «время» находится уже в самом имени этого бога: «коло» в ряде славянских языков означает «круг». Именно Коляда отвечает за циклическое, то есть как бы круговое движение времени и, как следствие, за календарь, в котором месяцы и времена года сменяют друг друга с циклической последовательностью, по кругу. Чествование Коляды в славянском мире приходится на в зимние святки: с 25 декабря (когда начинается поворот солнца на весну) по 5–6 января. Именно в эти зимние дни, в часы, когда на улице становится темно, Коляда и появляется перед людьми, которые его уважают и почитают, либо, наоборот, перед теми людьми, которые Коляду бранят или просто делают вид, что бога такого нет на свете. Почитателей своих Коляда может наградить, а хулителей наказать. И хоть Коляда не злой бог, а все же не любит, когда люди относятся к нему негативно или же не замечают его. В городах, в больших поселках Коляда появляется крайне редко. Но зато в святочные дни часто можно встретить Коляду на деревне. Стоит только присмотреться в темноту, как на белом снегу вы увидите темнеющий человекоподобный силуэт. Это и есть Коляда, уваживший своим присутствием тех, кто в честь него ходит по деревне и колядует, то есть поет незамысловатые песенки, связанные с календарными праздниками. Та деревня, где в дни святок видели Коляду, традиционно в народе считается счастливой, а капище Коляда возле этой деревни делается на весь год местом всеобщего поклонения. Если же Коляду доводится видеть не в дни святочных праздников, то это означает недовольство бога поведением людей. Дело в том, что в прочие дни Коляда, рассердившись на что-либо, приходит с намерением нарушить ход календаря. Например, появление Коляды тогда, когда весна уже должна бы наступить, может означать, что в этом году зима задержится; или же появление Коляды в конце лета чаще всего оказывается предвестником ранней осени. Все это — наказание на людей, которые сбиваются с духовного пути своего. Коляда же призван путь это блюсти.
Коляда был порожден стараниями самого Рода и создан как так называемый малый творец. Цель появления Коляды на свет связана с желанием богов спасти человечество от духовного вырождения. К седьмому тысячелетию до нашей эры Роду и прочим богам стало ясно, что люди встали на порочный путь нравственной деградации. Одни боги хотели наказать человечество, другие, в том числе и сам Род, предлагали найти какой-нибудь выход из сложившейся ситуации через наставление сбившихся с пути людей на правильную дорогу. Для этой цели и сотворил Род Коляду, который должен был принести людям великое знание. Сам Род дал людям закон, по которому жизнь бесконечна и вездесуща, а кроме того, разделил мир на три части: Правь, Явь и Навь, и дал наставление человеку, существующему в Яви, о том, что тот должен стремиться к небесам и избегать Зла и Тьмы, то есть Нави. Велес дал человечеству закон движения людей от Тьмы к Свету вслед за движением Солнца. А Коляда поведал третий закон, рассказал людям о смене дня и ночи, о смене времен года, о череде лет, десятилетий, столетий. Чтобы наглядно объяснить это, Коляда создал первый календарь — буквально: «Дар Коляды». В прежние времена, то есть до откровений Коляды, люди жили только днем сегодняшним, вели сиюминутное существование. С появлением же Коляды и его дара человечество вышло за пределы этого сиюминутного существования, приблизившись к пониманию времени и того, чего от времени можно ожидать. Во все века именно Коляда следит за тем, чтобы весна приходила вслед за зимой, чтобы весну сменяло лето, чтобы за летом наступала осень, а осень уступала место зиме. Если Коляда сердится, то может задержать приход того или иного времени года или наоборот — неожиданно прислать время года в неурочный для него час.
Внешний вид
По внешнему виду своему Коляда во всем похож на человека — и ростом, и телосложением, и даже голосом. Не каждому видевшему Коляду удаётся хорошо его рассмотреть: на улице зимой темнеет рано, а белый снег оказывается ярче всего вокруг. Впрочем, некоторым Коляда не стеснялся себя показывать. Удостаивались лицезреть бога те, кто отличался от прочих высокой духовностью и нравственностью. Они видели улыбку Коляды, а в народе есть поверье, что увидевший эту улыбку будет счастлив. Эти люди запомнили Коляду как мужчину лет тридцати с пышными светлыми усами и светлыми же волосами на голове, иногда, правда, невидными из-под меховой шапки-ушанки. Веселые глаза, румяные щеки, черный тулуп до земли и большие рукавицы. Вот то, что запомнили те, кто видели Коляду не деревне в святки. Те же, кто в чем-то провинился и в результате видел Коляду в другое время, вспоминали потом строгий взгляд из-под густых бровей и вышитую красной ниткой серую рубаху. Еще вспоминали, что в этих случаях волосы Коляды были перевязаны красной лентой. Красный, по всей вероятности, означает недовольство бога времени. Но не только в облике человека приходит Коляда в деревни. Иногда может он принимать и облик какого-либо из тотемных животных своих.
Тотемные животные
Самое любимое Колядой из тотемных животных — черная или рыжая кошка с непременно зелеными глазами, сверкающими во тьме. Эти глаза просто нельзя не заметить на снегу. Только не стоит пытаться поймать эту кошку, погладить ее или даже просто пристально посмотреть ей в глаза. Если Коляда явился в облике кошки, то это означает нежелание бога вступать в какой бы то ни было контакт с людьми, а только желание посмотреть со стороны, как же люди его чествуют. Кроме образа кошачьего может являться Коляда в образах черной лохматой собаки или черной же овцы. Правда, образы этих тотемных животных Коляда принимает не на святках, а как раз в тех случаях, когда появляется перед провинившимися людьми и желает их наказать. В холодное время года Коляда приходит в овечьем облике, а когда на улице тепло — в облике собачьем. Распознать же Коляду в этих образах несложно по голосу. Овца блеет так звонко, как ни одни овца в мире не умеет, а собака лает с таким надрывом, что даже у смельчаков душа уходит в пятки. Почитание тотемных животных Коляды — кошки, овцы и собаки — входит в культ бога времени.
Капища
Капища Коляды особенно популярны в средней полосе и на севере, хотя и в южных областях встретить их тоже можно. Обычно капище создается не очень далеко от деревни, на краю поля или луга. Важным атрибутом при выборе места должен быть незамерзающий зимой ключ, потому что бегущая вода символизирует собой непрекращающийся никогда бег времени. Кустарники или же маленькие деревца вокруг оплетаются красными лентами. Красный соотносится с недовольством бога Коляды и призван это недовольство хоть немного снять. Накануне ритуала возле родника ставят сделанные из дерева головы овцы, собаки и кошки. Причем надо эти головы расположить так, чтобы собака оказалась с северной стороны от источника, кошка с западной, а овца с восточной. Со стороны же южной располагаются участники ритуала. А вот жертва Коляде не готовится накануне, а приносится прямо в день совершения обряда, потому что жертву эту еще предстоит получить в процессе так называемых колядок, которые проходят вечером перед ритуалом. Можно даже сказать, что колядки входят в обряд, хотя и осуществляются не на капище, а непосредственно в деревне. В качестве жертвенных готовятся куски хлеба (пшеничного лучше всего), зернышки, какие-либо вкусности и сласти.
Ритуал
Обряд осуществляется раз в год, на исходе зимних святок. Начинается он с вечера, когда поселяне (преимущественно молодые) идут колядовать, то есть проходят по деревне с песнями, величаниями и пожеланиями всякого добра жителям. Например, поют такие слова: «Пришла Коляда, открывай ворота. Дайте овечку, сладкое сердечко. Дайте козленка и дайте теленка. Дайте собачку на одну задачку. Дайте кошечку прямо в окошечко…» и т. п. Среди славян существует поверье, что того, кто даст какой-либо дар колядующим, ждет удача весь год, ну а тот, кто пожадничает, откажет даже в мелочи, того будет ожидать что-то не очень хорошее. Из собранного накануне вечером на колядках и отбирается то, что будет принесено на обряд в виде жертвы.
Обряд происходит на капище в один из дней первой недели января. Участники собираются утром, встают с южной стороны родника (напомним, что с трех других сторон располагаются деревянные головы кошки, собаки и овцы) и хором исполняют традиционный для таких случаев текст:
Добрый бог Коляда, яви нам милость свою. Благородством духа надели нас. Укрепи наши силы и даруй вою благодать во имя справедливости. Не оставь нас и впредь попечением своим. Сохрани сердца наши и души наши в чистоте. Разум наш сделай светлым. Поступки пусть будут добрыми. Возлюби нас, добрый бог Коляда, и прости нам проступки все наши, совершенные против установлений и вопреки порядкам, природой заданным.
После этих слов все участники начинают двигаться по кругу через западную сторону от родника к северной, а затем к восточной с возвращением к южной. Круг этот символизирует циклическое движение времени в природе, за которое и отвечает Коляда. Такой обход родника совершается четыре раза, после чего происходит та завершающая часть ритуала, которая называется жертвоприношением.
Жертвоприношения
Из собранного накануне на колядках выбирается для жертвоприношения все съедобное. И зернышки, и пшеничный хлеб, и прочие вкусности раскладываются подле родника на снегу. Так и оставляют люди эту жертву. А когда люди уходят, то прилетают птички, приходят звери из леса. Все они — друзья доброго Коляды. Они съедают оставленное людьми, то есть жертва принимается не самим богом, а его верными друзьями — зверями лесными и птицами.
Откровение Коляды
Я добрый бог Коляда. Создан я был для того, чтобы научить людей ценить и понимать времени ход, а тем самым понимать и принимать то место, что каждый человек занимает во времени и в пространстве. Сотворив календарь — Коляды Дар — даровал я всякому на земле сущему знание великое о том, что год всегда идет по кругу от начала своего к началу года следующего: за весной придет лето, за летом осень, за осенью зима, за зимой вновь весна. И никому из смертных круг этот не прервать, не изменить хода вещей, данных миру изначально. Надо просто принять сие как данность великую и за данность эту возблагодарить силы высшие в непреложном величии их.
Поделил я круглый год на двенадцать месяцев, создал внутри них недели, сутки, часы, минуты, секунды. А поверх годов положил переделы в виде десятилетий и веков. Наконец, добрым помышлением своим создал я границу между двумя эрами. И теперь веду по кругу жизнь всякого непреложно и радостно. Почитайте меня, люди, ибо я и только я способен строго соблюдать ход времени, в котором всякий живет от начала пути своего земного и до его завершения. Помните, что если в мире вашем все идет своим чередом, то сделал это я, поскольку я отвечаю за черед этот. Я бессмертный и я всесильный. Уважайте меня, и я тогда на уважение ваше отвечу добром — будет и урожай богатый, и скотина будет плодиться и тучнеть, будет и благополучие и удача не оставит ваши дома и дома ваших близких. Но если вы меня забудете, если не будете меня почитать, перестанете если приносить жертвы и совершать январский ритуал, то и от меня тогда добра не ждите, ибо я могу быть и гневным — могу сделать так, что зима задержится, и помешать вам вовремя хлеб посеять, а могу раньше времени наслать осень, чтобы не успели вы урожай собрать. Если же совсем разгневаюсь, то посреди зимы устрою оттепель или посреди лета мороз лютый с метелью снежной. Берегитесь, люди, гнева моего и старайтесь не доводить до того, чтобы я прогневался, — будьте крепки духом, морально и нравственно сильны. Тогда я вас милостью своей не оставлю.
Явления людям
Едва ли не всякий, кто колядовал на святочной неделе в деревне, мог видеть Коляду — и в обличье человека, и в образах тех животных, что считаются для Коляды тотемными. Реже доводится видеть Коляду в иные, не в святочные дни. Впрочем, в последние полтора-два десятилетия Коляда немного сердит не людей; сердит не столько за то, что люди не колядуют и ритуал совершают с рвением малым, сердит за то, что нравственность людей стала падать. Не приходит теперь Коляда к людям, а дает о себе знать тем, что смешивает некогда стабильные сезоны: то возьмет да и сделает лето таким холодным, что только и остаётся как все его проводить где-нибудь в южных краях. А то вдруг сделает по зиме оттепель, растает тогда весь снег, чуть ли не почки на деревьях набухнут, а тут вдруг мороз как хрястнет — и заскользят по льду стар да мал, будут падать, ушибаться больно. Не приходит Коляда сам, но в мире нашем незримо присутствует, напоминая ежечасно, что вести себя надо хорошо.
КОСТРОМА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|