Экономическое развитие общества
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Экономическое развитие — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения, материальных благ. Основными показателями экономического развития страны считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы. Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для ее роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития. Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации. Сущность экономического развития Основы теории экономического развития создал Йозеф Шумпетер в начале ХХ века. Значительный вклад в нее внесли Саймон Кузнец, Фернан Бродель, Герхард Менш,Теодор Шульц, Гэри Беккер, Майкл Портер, Николай Кондратьев и другие ученые. В своей фундаментальной книге "Теория экономического развития", изданной в 1911 году, Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, определил сущность инноваций различных видов и классифицировал их. Отличие между ростом и развитием Йозеф Шумпетер пояснил так: "Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится".
По Шумпетеру экономический рост — это количественные изменения - увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом - то есть инновации. Кратко: рост - количественные изменения; развитие - качественные положительные изменения, направленные на рост. Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, создание сектора инновационной экономики и венчурного бизнеса, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения. Эффективность процессов развития во многом определяется эффективностью государственного регулирования экономики, эффективностью самого государства и его институтов. Системное регулирование экономики должно приводить к положительным качественным изменениям во всех видах экономической деятельности, в качестве жизни населения. Должно обеспечивать стабильное и долгосрочное накопление положительных изменений и общий рост экономики, ее эффективности и качества жизни. Современная концепция управления изменениями Норберта Тома включает следующие составляющие регулирования и управления: экономические (например, рост или снижение налогов, вступление в ВТО, глобализация рынка и т.д.), технологические (модернизация, использование высоких технологий), политико-правовые (положительные изменения в законодательстве), социально-культурные (мораль и нравственность, культура, изменения в системе ценностей, адресная соц. поддержка), физико-экологические (климатические условия, экология). Саймон Кузнец особо выделяет ведущую роль в процессах развития человеческого капитала. Недостаток накопленного человеческого капитала, его низкое качество не позволяют стране создать следующий конкурентоспособный технологический уклад экономики, как это произошло с СССР при создании микроэлектроники, нано технологий, биотехнологий, генной инженерии.
Опыт успешных стран показывает, что только системный подход к процессам развития позволяет выйти на устойчивую траекторию роста экономики и качества жизни. Градация стран мира по уровню экономического развития Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс. Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного само воспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения. С другой стороны для всех успешных стран мира характерно циклическое развитие экономики со спадами, кризисами и долгосрочным ростом. По типу экономик различают страны: • с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей); По уровню общего развития страны разделяют на следующие группы стран: Развитые страны - страны с эффективными инновационными экономиками. К ним относятся в основном страны – члены ОЭСР. В их число входят США, Германия, Швеция, Финляндия, Япония, Австралия, Сингапур и другие. В развитых странах создан значительный сектор экономики знаний и индустрия знаний. Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором роста и развития индустрии знаний. Его удельный вес составляет до 80% их национального богатства. Ведущие страны мира с инновационной экономикой создали благоприятные для быстрого воплощения идей ученых и инноватора в конкурентоспособную продукцию и высокие технологии.
Высокие инвестиции в человеческий капитал обеспечивают им лидерство в науке, образовании, медицине, высоких технологиях и в индустрии знаний. Развитые страны значительно опережают другие страны по стоимости и качеству накопленного национального человеческого капитала, по уровню и качеству жизни, в основных рейтингах по ВВП и ВНД на душу населения (за исключением небольших нефтедобывающих стран), по конкурентоспособности экономик, индексу экономической свободы и других. Развивающиеся страны – страны с индустриальным укладом экономики и обществом. В литературе развивающиеся страны, ставящие своей целью догнать по уровню развития и качеству ведущие страны мира, называют странами с догоняющими экономиками. В их число входят Китай, Бразилия, Мексика, Турция, Малайзия и другие страны. Весомых успехов достигли страны с уже бывшими переходными экономиками - Словения, Чехия, Словакия, Эстония и др. Эти страны уже создали достаточно эффективные рыночные экономики с конкурентными рынками. Россия в части диверсификации экономики, конкуренции, роста производительности труда и человеческого капитала, повышения качества жизни, снижения коррупции и преступности пока существенно отстает от этих бывших соцстран. Слаборазвитые страны - это наиболее бедные страны мира (в основном страны Центральной Африки, островные страны и др.). Показатели уровня экономического развития Для сравнения стран по уровню развития используют комплекс показателей, который включает: • ВВП и ВНП на душу населения;
Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала - в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения. Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны. Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине. Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий, начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни). Их успешный опыт - весьма убедителен и полезен для других стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|