Столичный экономический район
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Район занимает территории Киевской, Черниговской и Житомирской областей, которые расположены на севере Украины; граничит с Северо-Западным, Подольским, Центральным, Северо-Восточным районами Украины, а также с Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Район отличается выгодными природными условиями. Территория входит в зону смешанных широколиственных лесов и лесостепь. По характеру рельефа это низменные (Полесская и Приднепровская низменности) и холмисто–равнинные (Словечанско-Овручский кряж, Приднепровская возвышенность) пространства. Первые занимают северные, центральные и восточные территории, вторые – западные и юго-западные. Водные ресурсы состоят из вод рек (Днепр, Тетерев, Ирпень, Десна, Припять, Рось) и водохранилищ (Киевское, Каневское). Средняя плотность населения – 73 человек на 1 км2. Размещение его неравномерно: наиболее густо заселена Киевская область, наименее – Черниговская. Самый высокий уровень урбанизации в Киевской области – 78%, в Черниговской – 57, а в Житомирской –55% (средний уровень по району – 57%). Крупные города: Киев (3,1 млн. человек), Чернигов (320 тыс. человек), Житомир (311 тыс. человек), Белая Церковь (223 тыс. человек), Нежин (96 тыс. человек), Прилуки (81 тыс. человек), Бердичев (104 тыс. человек), Коростень (73 тыс. человек), Фастов (59 тыс. человек), Борисполь (57 тыс. человек) и др. Хозяйство района представляет собой многоотраслевую структуру. Основными отраслями промышленности являются машиностроительная, химическая, легкая и пищевая. Машиностроительная промышленность выпускает дорожностроительные, транспортные и сельскохозяйственные машины, тракторы, технологическое оборудование для пищевой и химической промышленности. Особенно выделяется точное и неметаллоемкое машиностроение.
Основным направлением химической промышленности является производство искусственного и синтетического волокна, пластических масс, резиноасбестовых изделий, азотных удобрений, кормовых антибиотиков, лаков и красок. Легкая промышленность работает на химическом и на местном сырье. Основное значение имеет текстильная промышленность: шелковая (Дарницкий комбинат), шерстяная (Чернигов, Белая Церковь, Богуслав, Березань), льняная (Житомирский комбинат). Кожевенно–обувная промышленность представляет собой комплекс: кожевенные заводы (Васильков, Бердичев, Барышевка, Киев), обувные фабрики (Киев, Чернигов, Прилуки, Белая Церковь), кожевенно–галантерейное производство (Киев, Чернигов). В районе развито швейное, трикотажное и носочно–чулочное производство, а также имеется сеть фабрик художественных производств (Богуслав, Чернигов, Нежин, Прилуки, Переяслав-Хмельницкий и др.). Развит в районе лесопромышленный комплекс: лесозаготовка, лесопиление, фанерное, мебельное, бумажное и лесохимическое производства. Мебельная промышленность сосредоточена в Киеве, Житомире Чернигове, Белой Церкви, Фастове, Прилуках, Коростене, Полесском. Бумажные фабрики работают в Обухове Киевской области, Корюковцах Черниговской области, Коростышеве и Малине Житомирской области. Лесохимические предприятия производят скипидар, хвойно-эфирное масло, деготь (Тетерев и Клавдиево-Тарасово Киевской области). Электроэнергетика представлена Трипольской ГРЭС, Киевскими ГЭС и ГАЭС на Днепре. Строительная индустрия производит мягкую кровлю, шифер, асбестоцементные трубы, железобетонные конструкции, ведет обработку строительного камня. Комплекс стекольной и фарфорофаянсовой промышленности самый мощный в стране. Стекольная промышленность развита в Киеве, Буче, Бабинцах, Гостомеле, Мирче, Песковцах, а фарфорофаянсовая – в Барановке, Довбыше, Олевске, Белой Кринице, Городнице, Коростене, Каменном Броде и др.
Многоотраслевым является АПК. В растениеводстве преобладают зерновые, технические и кормовые культуры. Из зерновых выращивают озимую пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, гречиху, зернобобовые. Из технических культур это в основном сахарная свекла, лен, хмель, подсолнечник. Повсеместно выращивают картофель, вокруг Киева развито овощеводство. Большие площади занимают сады. В животноводстве выделяются мясное свиноводство, молочно–мясное скотоводство, а также пчеловодство, шелководство, рыбоводство. Пищевая промышленность перерабатывает продукцию сельского хозяйства. Развиваются сахарная промышленность (Бердичевский сахарорафинадный завод), молочно–консервная (Бахмач, Овруч), мясная (Киев, Чернигов, Житомир, Бердичев, Прилуки, Белая Церковь, Коростень, Бахмач, Новгород-Северский), молочная (в каждом административном районе), плодоовощная (Овруч, Переяслав–Хмельницкий, Нежин, Белая Церковь, Житомир), хлебопекарная (в каждом районном центре), кондитерская (Киев), спиртовая (в областных центрах). Транспортная система достаточно развита благодаря географическому положению района. По железной дороге перевозится большое количество транзитных грузов. Крупнейшими магистралями являются Бахмач – Киев – Фастов – Казатин, Киев – Фастов – Знаменка, Ковель – Киев, Киев – Фастов – Новгород–Северский. Автомобильный транспорт в основном выполняет две функции – перевозка пассажиров и продукции АПК. Через район идут транзитные магистрали в Россию, Беларусь, Польшу, Болгарию. Особую роль играет воздушный транспорт. Киев – самый крупный в стране транспортный узел. Однако наиболее велико его значение в международных связях. Через район проходит густая сеть трубопроводов. Межгосударственные связи осуществляет также речной транспорт – по рекам Десне и Припяти. Самыми крупными портами являются Киев и Чернигов. В районе ввоз продукции преобладает над вывозом. Отсюда вывозят химическое волокно, пластические массы, шины, резинотехнические изделия, медицинские препараты, кормовые антибиотики, экскаваторы, приборы, хмель, лен, ткани, облицовочный камень, станки, препараты по защите растений. Ввозят различную продукцию из других районов: из Приднепровского – черные и цветные металлы, легковые автомобили, минеральные удобрения, свеклоуборочные комбайны; из Донецкого – уголь, черные металлы; из Центрального – оборудование для легкой и пищевой промышленности, удобрения, сельскохозяйственные машины; из Причерноморского – комбайны, станки, почвообрабатывающую технику, продукцию АПК; из Карпатского – автобусы, телевизоры, автомобильные краны, лес; из Северо–Восточного – тракторы, нефтепродукты, грузовые автомобили; из Северо-Западного – подшипники, лес; из Подольского – продукцию АПК.
Проблемы развития района: · неравномерное территориальное развитие (особенно Черниговской и Житомирской областей); · сложная демографическая ситуация; · усложняется экологическая проблема, связанная с Чернобыльской трагедией; · экономическая, социальная и экологическая проблемы Киева – обеспечение населения работой, транспортом, жильем и т.д.; · сокращение сельского населения; · проблема сохранения культурных ценностей, особенно древних.
Подольский район
Подольский район (Винницкая, Хмельницкая и Тернопольская области) является сельскохозяйственным и одной из наименее урбанизированных (сельское население составляет более половины) частей Украины. Из полезных ископаемых здесь распространено сырьё для стройматериалов. Основные промышленные узлы – Винницкий, Хмельницкий, Тернопольский, Каменец-Подольский и Шепетовский. Северо-Западный район Северо-Западный район (Волынская и Ровенская области) – один из наименьших по территории и количеству населения (2,2 млн. человек) в стране. По лесным ресурсам (38% площади) Волынь уступает только Карпатскому району, а из полезных ископаемых промышленное значение имеют каменный уголь, торф и строительные материалы. Общий уровень экономического развития района оценивается как самый низкий в Украине. Кроме пищевой и лёгкой промышленности, здесь интенсивно развиваются машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая отрасли. В районе выделяются три крупные промышленные узла – Ровенский, Луцкий и Ковельский. Из Северо-Западного района вывозят строительные материалы, сельскохозяйственные машины, автомобили, химические удобрения, лесоматериалы, льняные ткани и другую продукцию, среди которой и уникальный полесский янтарь. Завозят металлы, разнообразные машины и оборудование, приборы и инструменты, грузовые и легковые автомобили, автобусы, искусственные и синтетические волокна и сельскохозяйственную продукцию. Карпатский район Карпатский район (Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая области – 6,1 млн. человек) характеризуется высокой плотностью населения (наивысшая в Прикарпатье, где отмечается относительно высокий естественный прирост населения), превышающей среднюю по стране. Район имеет значительные и разнообразные полезные ископаемые и наибольшую по стране обеспеченнность водными и лесными ресурсами.
Это промышленный регион, где ведущими отраслями экономики является топливная, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая и строительная. Агропромышленный комплекс района состоит из сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Район обладает широкими возможностями по развитию курортного хозяйства и исторически сложившейся густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей. Наибольшими промышленными узлами Карпатского района являются Львовский, Дрогобычско-Стрыйский, Червоноградско-Сокальский, Черновицкий, Ивано-Франковский, Калушско-Долинский и Ужгород-Мукачевский. Карпатский район имеет богатейшие лесные ресурсы, а наибольшая лесистость в Украине приходится на Закарпатье (около 50% территории).
2. В целом деление эффективно, с учётом географического и экономического районирования. Однако, можно не выделять Северо-Западный район (Волынская и Ровенская области), т.к. это самый маленький район, он не является важным промышленным центром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|