Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная 5. Анализ приложения: разработка диаграммы прецедентов




Анализ приложения позволяет добавить в модель предметной области новые артефакты, связанные с приложением. Процесс построения модели взаимодействия включает следующие этапы:

  • Выделение действующих лиц.
  • Выделение вариантов использования.
  • Подготовка типовых сценариев для каждого прецедента.
  • Построение диаграммы прецедентов.

Диаграмма прецедентов включает следующие элементы:

  1. Действующие лица (actors) или активные субъекты, определяющие окружение системы, представленное в виде людей или других систем, взаимодействующих с проектируемой системой.
  2. Прецеденты (use case) или варианты использования, отображающие функции проектируемой системы.
  3. Отношения, отображающие связи между действующими лицами и прецедентами.

 

Этап 1. Необходимо определить список действующих лиц, которые будут взаимодействовать с системой, т.е. вводить данные в систему или получать информацию из системы.

Множество действующих лиц обычно обнаруживается уже в результате анализа постановки задачи или в ходе обсуждения проблемы с заказчиками и/или экспертами в предметной области.

Из анализа постановки задачи сразу же можно выделить следующих пользователей системы:

  1. Профессор
  2. Студент

 

Задание 3. Определите, достаточен ли выше приведенный список действующих лиц. Если нужно, добавьте новых действующих лиц. Создайте новую модель в RationalRose и сохраните ее под своим именем в Вашем рабочем пространстве на компьютере. Добавьте в модель действующих лиц согласно сформированному списку. Для этого необходимо:

  1. Расположить курсор мыши над элементом Use Case View окна браузера и щелкнуть правой кнопкой, чтобы активизировать контекстное меню.
  2. Выбрать элемент меню New → Actor. Дерево, отображаемое в окне браузера, пополнится элементом NewClass, соответствующим новому действующему лицу.
  3. Выбрать элемент NewClass и изменить его название, введя имя действующего лица.
  4. В окне документирования разместите краткое описание действующего лица.

 

Этап 2. Необходимо определить функции (use case), которые должна будет выполнять проектируемая система.

Анализ постановки задачи и сформулированного списка действующих лиц позволяет определить основные функции (прецеденты) проектируемой системы:

1. Выбрать курс для преподавания.

2. Выбрать курс для обучения.

3. Просмотреть табель об успеваемости.

4.

5.

6.

 

Задание 4. Определите, достаточен ли выше приведенный список прецедентов. Если нужно, добавьте новые прецеденты. Добавьте в модель прецеденты согласно сформированному списку. Для этого необходимо:

1. Расположить курсор мыши над элементом Use Case View окна браузера и щелкнуть правой кнопкой, чтобы активизировать контекстное меню.

2. Выбрать элемент меню New → UseCase. Дерево, отображаемое в окне браузера, пополнится элементом NewClass, соответствующим новому прецеденту.

3. Выбрать элемент NewClass и изменить его название, введя имя прецедента.

4. В окне документирования разместите краткое описание прецедента.

5. Для каждого прецедента необходимо описать поток событий, который сохраняется во внешнем по отношению к Rational Rose файле, например Microsoft Word.

Чтобы связать документ спецификации потока событий с прецедентом необходимо:

1. Расположить курсор мыши над элементом прецедента окна браузера и щелкнуть правой кнопкой, чтобы активизировать контекстное меню.

2. Выбрать элемент меню Open Specification.

3. Перейти на вкладку File диалогового окна Use Case Specification.

4. Расположить курсор мыши в пределах области окна и щелкнуть правой кнопкой мыши, чтобы активизировать контекстное меню.

5. Выбрать элемент меню Insert File.

6. С помощью средств навигации диалогового окна открытие файла выбрать нужную папку и нужный файл.

7. Щелкнуть на кнопке Открыть.

8. Щелкнуть на кнопке Ок окна Use Case Specification.

 

Этап 3. Поток событий для прецедента определяет последовательность событий происходящих во время выполнения прецедента и позволяет ответить на следующие вопросы.

· Как и когда прецедент инициируется и завершается?

· Какие события инициируют прецедент и какие события завершают выполнение прецедента.

· Каким образом действующие лица взаимодействуют с системой?

· Какие данные затрагиваются прецедентом?

· Что представляет собой нормальная последовательность событий, предусматриваемых прецедентом?

· Существуют ли альтернативные потоки событий для нештатных ситуаций?

 

При описании потока событий используют следующий шаблон, заимствованный из регламента Rational Unified Process.

1.0. Наименование прецедента

1.1. Краткое описание

1.2. Описание начальных и конечных событий.

2.0. Поток событий

2.1. Основной поток

2.2. Альтернативные потоки

2.2.х. <Альтернативный поток х>

3.0. Специальные требования

3.х. <Специальное требование х>

4.0. Предусловия

4.х. <Предусловие х>

5.0. Постусловия

5.х. <Постусловие х>

6.0. Дополнительные замечания

6.х. <Дополнительное замечание х>

 

Далее приведен пример потока событий для прецедента «Выбрать курс для преподавания».

1.0. Наименование прецедента: «Выбрать курс для преподавания»

1.1. Краткое описание: данный прецедент инициируется действующим лицом «профессор» и позволяет ему сформировать список дополнительных курсов, которые он будет вести в текущем семестре.

1.2. Начальные и конечные события: данный прецедент начинается с выбора режима «Формирование курса» и заканчивается выходом из режима «Формирование курса».

2.0. Потоки событий

2.1. Основной поток

Функции прецедента начинаются с просмотра списка курсов, предлагаемых студентам для дополнительного образования. Действующее лицо («профессор») имеет возможность выбрать курс для преподавания (если он не выбран другим профессором), ввести новый курс в список, удалить информацию о ранее выбранном курсе, просмотреть расписание и список студентов, записавшихся на текущий курс, выйти из режима формирования курсов.

При выборе курса «профессору» предлагается указать время и место проведения занятий.

При просмотре расписания и списка студентов действующее лицо имеет возможность отправить их на печать.

2.2. Альтернативные потоки: не определены.

3.0. Специальные требования: не определены.

4.0. Предусловия: не определены.

5.0. Постусловия: не определены.

6.0. Дополнительные замечания: нет.

 

Задание 5. Создайте файлы с описанием потока событий для наиболее важных с точки зрения функционирования приложения прецедентов и свяжите их с соответствующими прецедентами.

 

Этап 4. Для построения диаграммы прецедентов необходимо определить отношения между действующими лицами и прецедентами.

 

Задание 6. Создайте основную диаграмму прецедентов, для этого в окне браузера на элементе Main поддерева Use Case View дважды щелкнуть левой клавишей мышки (откроется основное окно диаграммы прецедентов). После этого с помощью мышки перетащите элементы (действующие лица и прецеденты) из браузера в окно диаграммы. Для указания отношений между действующими лицами и прецедентами воспользуйтесь панелью инструментов: щелкните на пиктограмме Unidirectional Association панели инструментов, затем в окне диаграммы щелкните на действующем лице и, не отпуская кнопку мышки, построить линию связи, направленную к символу соответствующего варианта использования. Для указания стереотипа необходимо дважды стукнуть по связи, чтобы открыть диалоговое окно Association Specification, в котором необходимо щелкнуть по кнопке со стрелкой в правой части поля Stereotype и выбрать в раскрывающемся списке опцию стереотипа (или ввести новый стереотип). Чтобы закрыть окно спецификаций следует щелкнуть на кнопке ОК.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...