Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальное обоснование курса

 

Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре. Если в рамках культурологии изучаются исторические и современные концепции культуры, то прикладная культурология- это практическое использование результатов познания. Предметом ее изучения является социально-культурная деятельность. Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования различных форм социальной практики. Данная учебная дисциплина является базовой и профессионально ориентирующей студентов, как будующих менеджеров социально-культурной деятельности. Поэтому студенты должны уметь применять к понятию “СКД” общенаучный, практический и профессиональный подход. С точки зрения общенаучного подхода СКД оказывается тождественной человеческой деятельности, направленной на создание материальной и духовной культуры, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание людей. В рамках практического подхода СКД рассматривается как деятельность в сфере материального и духовного производства (СКС). В профессиональном значении СКД в сфере досуга(культурно-досуговая деятельность – это деятельность по организации свободного времени различных категорий населения, удовлетворению и развитию потребности человека в неформальном общении, проявлении социально-культурной активности и реализации творческого потенциала; это деятельность, основанная на взаимодейсивии с ведущими сферами формирования культуры личности и учреждениями культуры и искусств путем интеграции социально-культурных технологий и досуговых методик в процесс включения человека в любительское творчество. Данное определение соответствует специализациям выпускников кафедры СКД и ОСКТ: менеджеры туристского досуга; менеджмент организации детского и молодежного досуга; масс-медиа технологий СКД; маркетинг и реклама культурно-досуговых проектов.

ЦЕЛЬ КУРСА: раскрыть сущность Прикладной культурологии как науки обосновывающей и направляющей процесс развития социально-культурной деятельности.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

1.Получить знания о Прикладной культурологии как науки, ориентированной на практическое использование фундаментальных знаний о культуре.

2.Научиться различать СКД в общенаучном, практическом и профессиональном значении.

3.Уметь анализировать проблемы и перспективы развития Прикладной культурологии, направляющей процесс развития СКД в сфере досуга.

4.Овладеть понятийно-категориальным аппаратом Прикладной культурологии и КДД.

5.Понимать интегрирующий характер и отличительные особенности сферы досуга от других ведущих сфер формирования культуры личности.

6.Овладеть навыками разработки методики организации КДД, направленной на формирование культуры личности.

 

 

Тематический план

ТЕМА ЧАСЫ

 

1.Прикладная культурология в системе культурологического знания 2

2.Исследовательское поле СКД 2

3.Сфера досуга как ведущая сфера формирования культуры личности 4

Семинарское занятие: Современные концепции досуга 2

4.Основные проблемы Прикладной культурологии и СКД в пост-

советский период 6

Семинарское занятие: Проблема взаимоотношений российской культуры с

зарубежными странами

5.Прикладная культурология о функциях и принципах КДД 2

6. Прикладная культурология о методике организации КДД 4

Практические занятия: Разработка методики организации КДД 6

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Т Е М А I: Прикладная культурология в системе культурологического знания

Прикладная культурология как наука, ориентированная на практическое использование результатов познания.А.Я.Флиер об основных направлениях исследований прикладной культурологии. СКД как предмет изучения и научного обоснования прикладной культурологии.

Т Е М А II: Взгляды и подходы к СКД ведущих специалистов Вузов культуры и искусств – М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников, В.В.Туев, Н.Н.Ярошенко. Общенаучный подход к СКД – концепции М.Вебера, П,Сорокина, Т,Парсонса, М.Кагана. Практический подход к СКД – реализация в сфере материального и духовного производства. Материальные и нематериальные услуги СКС. Взаимодействие СКД в сфере образования, туризма, культуры, физкультуры и спорта. Профессиональный подход к СКД как деятельности в сфере досуга.

 

Литература:

1.Ариарский М.А.Прикладная культурология. СПб.,1997.

2.Ариарский М.А. СКД как предмет научного осмысления. СПб., 2008.

3.Аванесова Г.А. Культурология прикладная // Культурология XX век. Энциклопедия,СПб.: Университетская книга,1998.

4.Гуревич П.С.Философия культуры.Становление и развитие.СПб.:Лань,1998.

5.Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа.М.,1994. М.:П

6.Киселева Т..Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД. М.,1995.

7.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.Учебное пособие. М.: МГУКИ,2004.

8.Современные технологии социально-культурной деятельности.Тамбов,2002.

9.Савельев В.В.Очерки прикладной культурологи:Генезис,концепции,современная

практика.Ч.1,М.,1993.

10. Соколов А.В.Феномен СКД. Спб.,2003.

11. Сорокин П.Человек, цивилизация, общество. М.,1992.

12.Флиер А.Я.Современная культурология:объект,предмет,структура// Общественные науки и современность, 1997, №2.

 

 

Т Е М А II: Сфера досуга как ведущая сфера формирования культуры личности.

 

Характеристика ведущих сфер формирования культуры личности (этапы социализации личности) – семья; сфера образования; профессионально-трудовая сфера и сфера досуга, которая является важной составляющей предыдущих сфер.

“Досуг” как основная категория прикладной культурологии: определения и подходы в исследованиях Э.Соколова, М.Ариарского, Б.Трегубова, Г.Зборовского, Г.Пруденского. Концепции досуга в постиндустриальном обществе – Ж.-Р. Дюмазедье о “цивилизации досуга” и формировании аудитории “нового типа”, Ж.Фурастье о компенсаторной функции досуга, Т.Абанкина об “экономике желаний”. Средства массовой информации как основной социокультурный институт по формированию культуры личности в постиндустриальном обществе – концепция Ги Дебора (“общество спектакля”) и Ж.Бодрийяра (“гиперреальность”). Характеристика ведущих групп учреждений, функционирующих в сфере свободного времени – научно-просветительские; театрально-зрелищные; культурно-досуговые; учреждения дополнительного образования; спортивно-оздоровительные; туристско-экскурсионные; средства распространения культуры (СМИ). Особенности функционирования коммерческих учреждений социально-культурной сферы. Основные задачи прикладной культурологии как науки, обосновывающей процесс организации СКД в сфере досуга.

 

Литература:

1.Абанкина Т. Экономика желаний //Отечественные записки, 2005,№4.

2.Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М.,1988.

3.Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте.М.,1968.

4. Бодрийяр Ж. Симулякр и симуляции// Философия эпохи постмодерна.Минск,1996.

5.Волощенко Г.Г.Народный досуг:социокультурные аспекты генезиса и развития. Омск.,1999.

6.Выготский Л.С.Психология развития человека. М.,2005.

7.Евтеева Г.А.Психолого-педагогические основы исследования свободного времени. Л.,1980.

8.Дебор Ги. Общество спектакля.М.:Логос,2000.

9.Дюмазедье Ж.-Р. Современное производство,образование и досуг. М.,1993.

10.Кон И.С.Психология ранней юности. М.,1989.

11.Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня.Становление современных взглядов на социальную ценность досуга. Спб.,1993.

12.Мид М.Культура и мир детства. М.,1988.

13.Пруденский Г.А.Проблемы рабочего и внерабочего времени. М.,1972.

14.Соколов Э.В.Свободное время и культура досуга. Л.,1977.

15.Титов Б.А.Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. Спб.,1977.

16.Трегубов Б.А.Свободное время молодежи:сущность,типология,управление. Л.,1977.

 

Т Е М А III: Основные проблемы прикладной культурологии и социально-культурной деятельности в постсоветский период.

 

1.Проблема материального обеспечения СКС: причины появления данной проблемы; состояние бюджетных учреждений СКС в условиях рыночных отношений. Пути выхода из кризисной ситуации: маркетинговая деятельность некоммерческих учреждений СКС(понятие “социальный маркетинг”); фандрейзинговая деятельность учреждений СКС(виды фандрейзинга; спонсорство и благотворительность). Механизмы объединения финансовых средств государственных, общественных и коммерческих учреждений в процессе реализации социально-культурных проектов.

 

2.Проблема возрождения национальных традиций: причины, обуславливающие необходимость обращения к национальным традициям. Традиция как форма преемственности, передача социального,экономического,политического и культурного опыта от поколения к поколению; стабилизирующая и инновационная функция традиции. Изучение национальных традиций как основа удовлетворения новых досуговых потребностей людей в постсоветский период (период русского Средневековья;петровская эпоха; эпоха “дворцовых переворотов”; екатерининская эпоха).

 

3.Проблема взаимодействия церкви и государства в формировании культуры личности. Изменение религиозной ситуации в постсоветский период. Проблема “огосударствления” церкви: Г.П.Федотов об историческом опыте “огосударствления” церкви; опасность “огосударствления” церкви в постсоветский период; функции церкви и государства в развитии культуры. Взаимодействие церкви и государства в формировании культуры личности. Области сотрудничества церкви и государства в решении социально-культурных проблем.

 

4. Проблема взаимодействия отечественной культуры с зарубежными странами.

Установление международных контактов России с зарубежными странами в различных областях жизнедеятельности. Взаимодействие в решении проблем глобализации; проблем постиндустриального общества. Проблема формирования личности в условиях массовой культуры: ценностно-смысловой диапозон массовой культуры; ее основные черты и функции. Формирование медиакультуры человека как условие его жизнедеятельности в информационном обществе.

 

5. Проблема формирования и развития демократических принципов руководства культурой и социально-культурной деятельностью.

Принципиальные различия между культурной политикой демократических стран и стран с тоталитарными режимами. Основные положения культурной политики (независимо от уровня развития страны). Создание условий по удовлетворению различных потребностей людей как основной принцип демократического руководства СКД.

Литература:

1.Анисимов Е.В.Время петровских реформ. Л.:Лениздат,1989.

2.Кириллова Н.Б. Основы медиакультуры.Программа спецкурса для вузов.Екатеринбург,2007.

3.Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.М.:Просвещение,1987.

4.Лотман Ю.М.Ю.Беседы о русской культуре:Быт и традиции русского дворянства(XVIII- нач. XIX в.).СПб.:Искусство,1994.

5.Муравьева О.С.Как воспитывали русского дворянина.М.,1995.

6.Проблемы цивилизационных войн и глобализации.Томск,2002.

7.Тульчинский Г.Л.Фандрейзинг:привлечение средств на некоммерческую деятельность.СПб.,2006.

8.Федоров А.В.Медиаобразование и медиаграмотность.Таганрог,2004.

9.Федотов Г.П. Организация культуры//Федотов Г.П. Судьба и грехи России.СПб.:София,1995,т.2.

10.Флиер А.Я.Массовая культура и ее социальные функции//Общественные науки и современность,1998,№6.

 

Т Е М А IY: Прикладная культурология о функциях и принципах КДД.

М.А.Ариарский о функциях СКД (рассмотрение функций,исходя из определения СКД в широком значении) Функции СКД в профессиональном значении - рекреативная функция: пассивная и активная рекреация; развивающая функция: информационно-просветительная, компенсаторная, коммуникативная, креативная.

Основные принципы КДД – добровольности,общедоступности, дифференциации, комплексной реализации функций КДД, преемственности и последовательности, инициативы и самодеятельности.

 

Литература:

1.Ариарский М.А. Прикладная культурология. СПб., 1997.

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД. М., 1995.

 

Т Е М А V: Прикладная культурология о методике организации КДД

Основные элементы методики – формы, методы и средства. Классификация форм:

1.по сроку действия – эпизодические (информационно-просветительной, художественно-зрелищной, игровой,спортивно-оздоровительной,праздничной,развлекательной направленности); стабильные (кружки,клубы по интересам, любительские объединения); циклические (чемпионаты, лектории, фестивали). 2.по количественному критерию (массовые,групповые, индивидуальные).3. По структуре и содержанию (тематические и комплексные). Методы воздействия (методы формирования общественного сознания:информирование,разъяснение,комментирование,внушение,заражение,убеждение; методы стимулирования социально-культурной активности: положительный пример,соревнование,требование,общественное мнение,поощрение,критика,самокритика; методы вовлечения в КДД: включение в различные формы непрерывного просвещения,привлечение к разным формам любительского творчества). Ведущие средства КДД.

 

 

Этапы методики (выбор темы, обоснование актуальности темы, характеристика целевой аудитории, цель и задачи, формы, методы и средства

Литература:

1.Ариарский М.А. Прикладная культурология.СПб., 1997.

 

Т Е М VI: Практическое занятие – Разработка методики организации КДД.

 

I. Выбор темы

Тема методики организации КДД связана с ведущими сферами жизнедеятельности – семьей и сферой образования. Методика ориентирована на решение таких проблем, как организация рационального досуга; формирование культуры личности(эстетическое развитие; нравственное воспитание; коммуникативная культура; медиакультура;здоровый образ жизни; культура чтения; патриотическое воспитание и т.д.). В теме, связанной с формированием культуры личности, должна быть обозначена целевая аудитория

 

Примеры:

С е м ь я:

1.Методика организации семейного досуга

2.Методика укрепления внутрисемейных связей

3. Методика эстетического развития ребенка дошкольного возраста.

 

Школа:

1. Методика формирования коммуникативной культуры(детей

младшего,среднего,старшего школьного возраста).

2.Методика формирования здорового образа жизни(различный школьный возраст).

3.Методика формирования медиакультуры(различный школьный возраст).

4.Методика организации рационального досуга(различный школьный возраст).

5.Методика эстетического развития (разный школьный возраст)

и т.д.

 

II. Обоснование актуальности темы

На основе анализа взглядов двух-трех исследователей раскрыть основные проблемы по выбранной теме. Необходимо правильное оформление ссылок.

После обоснования актуальности и проблем необходимо сделать акцент и раскрыть значение сферы досуга в их решении. Объем данного этапа 2-3 печатные страницы.

 

III.Характеристика аудитории

На данном этапе дается возрастная характеристика целевой аудитории, анализируются взгляды специалистов, раскрывающие социальные,психологические,интеллектуальные и физиологические особенности детей. Если тема связана с укреплением внутрисемейных связей,организацией семейного досуга, то в качестве целевой аудитории выступает ребенок. Объем данного этапа две печатные страницы, также необходимы ссылки.

 

IY.Цель и задачи

Цель методики связана с темой и целевой аудиторией. Формулировка цели может быть аналогична теме, а может быть более конкретизирована (если тема связана с эстетическим развитием ребенка, то более узкий аспект – музыкальное развитие или приобщение ребенка к художественной культуре и т.д.).

Задачи методики связаны с организацией досуговой деятельности выбранной аудитории и направлены на реализацию цели.

Пример:

Цель: укрепление внутрисемейных связей(целевая аудитория – ребенок старшего дошкольного возраста).

Задачи:

1. включение детей и родителей в совместную культурно-досуговую деятельность.

2.создание условий для неформального общения.

3.приобщение родителей к знаниям о формировании культуры личности ребенка.

4.создание условий для реализации творческого потенциала ребенка.

 

Y. Формы,методы и средства.

Выбираются эпизодические формы различной направленности, с помощью которых возможна реализация цели и задач.В рамках форм выбираются методы воздействия и выстраиваются по степени значимости. Выбираются средства – информационные,материальные, технические и т.д., с помощью которых возможна реализация формы.

Для вышеизложенной цели и задач(см. Пример) необходимы формы информационно-просветительной направленности, связанные с реализацией задачи№3; формы художественно-зрелищной,игровой, спортивно-оздоровительной, праздничной направленности можно использовать для реализации остальных задач.

 

Формы Методы Средства  
Информационно-просветительной направленности Лекция Встречи со специалистами Формирование общественного сознания Аудитория,специалисты,наглядные и технические средства
Спортивно-оздоровительной направленности “Папа,мама,я – спортивная семья” Вовлечения в КДД Стимулирование социально-культурной активности Спортивная площадка,тренеры,спортивный инвентарь и т.д.    
Художественно-зрелищной направленности Детский утренник Вовлечение в КДД Аудитории,актеры,сцени-ческие площадки, ауди-визуальная техника,костюмы
Игровой направленности Конкурс Стимулирование социально-культурной активности Вовлечение в КДД Площадки,наглядные и технические средства,призы
Праздничной направленности “День семьи” Вовлечение в КДД Стимулирование социально-культурной активности Зрительный зал,сценические площадки,аудитории,спортивные площадки,специалисты,технические и наглядные средства  
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Требования к экзамену:

I.Теоретические вопросы.

II.Практическое задание.

 

1.Теоретические вопросы

1.Прикладная культурология в системе культурологического знания.

2.Исследовательское поле СКД.

3.Характеристика ведущих сфер формирования культуры личности.

4.Сфера досуга в системе ведущих сфер формирования культуры личности.

5.”Свободное время” и “досуг” как основные категории прикладной культурологии.

6.Концепции досуга в постиндустриальном обществе.

7.Характеристика ведущих групп учреждений, функционирующих в сфере свободного времени.

8.Основные задачи прикладной культурологии.

9.Проблема материального обеспечения СКС в постсоветский период.

10.Проблема возрождения национальных традиций в постсоветский период.

11.Проблема взаимодействия церкви и государства в формировании культуры личности в постсоветский период.

12.Проблема взаимодействия отечественной культуры с зарубежными странами в постсоветский период.

13.Формирование медиакультуры человека как условие его жизнедеятельности в информационном обществе.

14.Проблема формирования и развития демократических принципов руководства культурой и социально-культурной деятельностью.

15.Характеристика культурной политики в странах с демократическим и тоталитарным развитием.

16.Основные направления и механизм реализации культурной политики.

17.Прикладная культурология о функциях КДД.

18.Прикладная культурология о принципах КДД.

19.Характеристика основных элементов методики организации КДД.

20.Характеристика этапов методики организации КДД.

 

 

II.Практическое задание (см.темы V и VI).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...