Правительство Французской республики. Особенности структуры и порядок формирования
Правительство – коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и Кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие от этого органа, подписываются Президентом республики. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по специальному уполномочию Президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и Президента республики, на практике весьма неоднозначна и его роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.
Премьер-министр координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов (бюджет, экономические планы и др.). Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Он "обеспечивает исполнение законов" (ст. 21 конституции). С соблюдением условий статьи 13, т.е. касающихся главы государства, он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. В рамках, отведенных ему Конституцией, он осуществляет регламентарные полномочия (ст. 21). Это положение исключительно важно. Хотя законы принимаются парламентом, однако подзаконные акты (декреты и распоряжения министров) исходят от правительства, т. е. премьер-министра и министров. В этом отношении Конституция 1958 г. содержит новшество: она четко разграничивает сферу применения закона, теперь определяемую в соответствии со ст. 34, и сферу административного регулирования всех вопросов, не отнесенных к законодательной области (ст. 37). В исключительных случаях сфера административного регулирования может быть расширена, если парламент поручает правительству в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов мероприятия, обычно относимые к сфере закона (ст. 38).
Число министров и государственных секретарей меняется в зависимости от приоритетов и искомого политического баланса. Члены правительства принимают участие в решении вопросов политики страны в ходе заседаний правительственных органов, а также путем визирования правительственных актов, относящихся непосредственно к их компетенции. Они, кроме того, обязаны отстаивать политику своих министерств в парламенте. Наконец, на них возлагается ответственность за надлежащее выполнение подчиненными им службами правительственных решений. Член правительства не может быть депутатом парламента, а также не может занимать другую государственную должность или заниматься частной профессиональной деятельностью. Однако члены правительства могут быть депутатами местных выборных органов. Состав команды, работающей с каждым министром, - министерский кабинет – имеет французскую специфику. Подбор членов кабинета – прерогатива министра. Большинство из них являются выходцами из высших административных эшелонов. Они выполняют свои функции, опираясь на центральный аппарат и государственные службы в департаментах, регионах, а иногда и за рубежом.
Члены правительства несут личную ответственность перед премьер-министром и президентом Республики. Они могут уйти в отставку по собственной инициативе (в силу личных мотивов), автоматически вместе с другими министрами (в случае отставки всего правительства) либо вынужденно (в случае разногласий с премьер-министром или президентом Республики). Кроме того, согласно конституционному закону от 27 июля 1993 г. (раздел Х Конституции), "члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, если эти действия в момент их совершения квалифицировались как преступления или деликты. Их дела рассматриваются Высокой палатой правосудия Республики". Институт ответственности правительства во Франции
Премьер-министр может поставить перед Национальным собранием вопрос о доверии правительству в связи с его программой, обще-политической декларацией или в связи с голосованием по тому или иному законопроекту (абзац 3 ст. 49.). Законопроект считается принятым, если большинство депутатов Национального собрания не проголосуют за вотум недоверия. В противном случае премьер-министр должен подать президенту Республики прошение об отставке своего правительства. Такая норма, уникальная в Западной Европе, позволяет избежать систематической обструкции в отношении действий правительства со стороны парламента.
Конституционный совет Конституционный совет – высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. В Совет входят девять членов, назначаемых на девять лет. Их мандат не может быть ни продлен, ни аннулирован. Состав Совета обновляется на треть каждые три года. Трех членов Совета назначает президент Республики, шесть остальных назначают председатели Национального собрания и Сената (каждый по три члена). Кроме того, в Конституционный совет пожизненно входят по праву бывшие президенты Республики, хотя ни один из них не участвовал в его заседаниях. Председатель Совета назначается президентом Республики. Голос председателя является решающим в случае разделения голосов поровну. Председатель руководит работой, представляет КС на официальных церемониях, назначает докладчиков по рассматриваемым делам, определяет дату и порядок дня заседания.
Полномочия Конституционного совета четко определены в Конституции (ст. 58-61). Его решения не подлежат обжалованию (ст. 62). Две главные сферы его компетенции – рассмотрение протестов, связанных с результатами голосования, и контроль за соответствием Конституции принимаемых законов. В его функции входит также принятие решения о наличии препятствий к исполнению президентом Республики своих обязанностей. Президент Республики может быть наделен чрезвычайными полномочиями только после консультаций с Конституционным советом (ст. 16). Контрольные функции Совета относительно соответствия Конституции носят как обязательный (в отношении регламентов палат парламента и органических законов), так и необязательный характер (в отношении других законов, а также международных договоров или обязательств). Правом запроса заключения Конституционного совета пользуются: Президент, Премьер-министр, председатели палат, также начиная с 1974 г. 60 депутатами или 60 сенаторами. Таким образом у оппозиционных партий появилась возможность обжаловать закон, принятый парламентским большинством. Конституционный совет обладает широкой компетенцией в отношении избрания Президента республики. Совет участвует в подготовке выборов, в производстве операций по выборам и в объявлении их результатов. Совет дает консультации правительству по организации выборов, кандидатуры на пост Президента представляются в Совет, и он составляет их список; Совет проверяет правильность выдвижения кандидатов, публикует составленный им список. Конституционный совет участвует при введении в стране чрезвычайного положения на основании ст. 16 конституции. Президент республики, прежде чем ввести такое положение, должен провести консультации с премьер-министром, председателями парламентских палат и с Конституционным советом. Впрочем, такие консультации ни к чему не обязывают главу государства. Принятые меры Президентом в этот период рассматриваются Конституционным советом. В целях усиления контроля за конституционностью принимаемых законов и других актов Конституционный совет в 1971 г. принял решение осуществлять надзор за их соответствием не только самой Конституции 1958 г., но также текстам, на которых она основывается, – преамбуле Конституции 1946 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и другим фундаментальным принципам, признанным законами Республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|