Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет ортопедической стоматологии, ее цели и задачи. Разделы специальности




ВОПРОС 1

Предмет ортопедической стоматологии, ее цели и задачи. Разделы специальности

Основателем научной ортопедии принято считать французского хирурга Николя Андри (1658-1742), издавшего в 1741 г. двухтомный труд «Ортопе­дия, или искусство предупреждать и исправлять деформации тела у детей». Термин «ортопедия» составлен из двух греческих слов: огШо« - прямой и раШеЬг - воспитание. Вводя этот термин, Андри имел в виду «правильное воспитание детей» (физическое) и определял ортопедию как «искусство пре­дупреждения и лечения деформаций у детей».

В настоящее время ортопеды занимаются лечением заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и взрослых, пользуясь при этом функцио­нальными, аппаратурными, хирургическими методами и протезированием.

Ортопедическая стоматология является разделом общей стоматологии и самостоятельной частью общей ортопедии. Ортопедическая стоматология

наука о диагностике, профилактике и лечении врожденных аномалий и приобретенных дефектов, повреждений и деформаций органов зубочелюст-ной системы. Для этих целей она располагает функциональными (миотера-пия, механотерапия), протезными, аппаратурными и аппаратурно-хирурги-ческими методами лечения.

Основное место в ортопедической терапии занимает протезирование. Его задачей является не только замещение дефектов зубного ряда или альвео­лярного отростка, но и предупреждение дальнейшего разрушения органа или рецидива заболевания. Протез, таким образом, рассматривается как лечебное средство, разумное применение которого позволяет решать лечеб­ные и профилактические задачи.

Разделы специальности

В настоящее время ортопедическая стоматология представляет собой стро­гую научную дисциплину, состоящую из общего и частного курсов. Общий курс является пропедевтическим, т. е. подготовительным. Частный курс включает три основных раздела: зубное протезирование, челюстно-лице-вую ортопедию и ортодонтию.

В пропедевтическом курсе ортопедической стоматологии излагается крат-кий анатомо-физиологический очерк жевательного аппарата, общие и специ­альные методы обследования больного (диагностика), оценка полученных при этом признаков болезни (симптоматология или семиотика), клиническое мате­риаловедение, а также лабораторная техника (методика изготовления протезов и различных ортопедических аппаратов).

Зубное протезирование занимается диагностикой, профилактикой и за­мещением дефектов зубов и зубных рядов, возникших в результате какой-либо патологии. Челюстно-лицевая ортопедия изучает диагностику, профи­лактику, протезирование, исправление деформаций челюстей и лица, воз­никших в результате травмы, заболеваний и различных операций. Орто-донтией называется раздел ортопедической стоматологии, занимающейся изучением, предупреждением и лечением стойких аномалий зубов, зубных рядов и других органов зубочелюстной системы.

ВОПРОС 2

История развития ортопедической стоматологии. Роль отечественных ученых в ее становлении

Зубное протезирование было известно еще до нашей эры. При раскоп­ках на территории Древнего Египта и Междуречья были найдены зубные протезы, изготовленные 4500 лет назад. Золотая проволока использова­лась не только для фиксации протезов, но и для шинирования подвижных зу­бов. Зубное протезирование было развито в Римской Империи. В эпоху Воз­рождения выдающиеся зубоврачевателем был французский хирург Амбруаз Паре.

В 1728 г. вышло в свет руководство по зубоврачеванию Пьера Фошара «Зуб­ная хирургия, или трактат о зубах». Многие (и не без основания) считают Фоша­ра основателем научного зубоврачевания. Ему принадлежит разработка ряда методик зубного протезирования, например, крепления полных съемных про­тезов пружинами. Фошар, кроме того, усовершенствовал небный обтуратор, соединив его с протезом. Ему также принадлежит идея конструкции штифтовых зубов. Он пытался исправлять неправильное расположение передних зубов при помощи лигатуры и примитивного аппарата. Для протезов Фошар, как и его предшественники, использовал слоновую и бычью кости, золото, зубы обезьян и человека.

Протезированием долгое время занимались не врачи, а цирюльники, банщи­ки и ювелиры. По истечении веков ортопедические вопросы перешли в руки хирургов. С появлением дантистов ортопедическая стоматология стала форми­роваться самостоятельно. До начала нынешнего столетия все специалисты этой области имели среднее специальное образование. Позже произошла реформа и образование стало высшим.

В России первая книга по зубоврачеванию «Даптистика, или зубное искус­ство о лечении зубных болезней, с приложением детской гигиены». Позднее вышли другие работы: «Зубопротезная техника» (Перельман, 1910), «Патоло­гическая анатомия полости рта и зубов человека» (Абрикосов, 1914).

В первую мировую войну зубной врач киевского госпиталя С. С. Тигерш-тедт предложил метод шинирования отломков челюстей, который описал в монографии «Военно-полевая система лечения и протезирования огнестрель­ных челюстных ранений" (1916).

Постепенно складывались теоретические основы ортопедической стомато­логии. Они нашли отражение в работах: " Симптоматическое значение ано­малий зубной системы" (Агапов, 1929), " Основы протезного зубоврачева­ния" (Гофунг, 1923), " Архитектура нижней челюсти" (Катц, 1931), " К этио-логии так называемых аномалий прикуса" (Ванкевич, 1938). Изучение наруше­ний функции жевания ознаменовалось созданием статической системы опре­деления жевательной способности Н. И. Агаповым и метода функциональной

пробы Тельмана.

В 1940 г. вышел первый учебник по ортопедической стоматологии (Н. А-Астахов. Е. М. Гофунг и А. Я. Катц). Изданием этого учебника закончилось оформление советской ортопедической стоматологии как науки, и она по праву заняла свое место в ряду других медицинских дисциплин.

В 1936 году в Ленинграде был открыт стоматологический институт. Там была кафедра ортопедической стоматологии. В 1954 году по решению ЦК КПСС Ле­нинградской стоматологический институт был переведен в г. Калинин. В 1959 году в 1 ЛМИ им. акад. И. П. Павлова открыли стоматологический факультет с кафедрой ортопедической стоматологии, которую возглавил профессор И. С. -Рубинов. Как последователь физиологического направления в ортопедической стоматологии он совершенствовал методы обследования — миотонометрию, электромиографию, гнатодинамометрию. После него кафедрой заведовал про­фессор Л. М. Перзашкевич. В 1989 году его сменил В. Н. Трезубов.

К настоящему времени сформировалось несколько отечественных ортодон-

тических школ:

Московская (Курляндский, Копейкин); Ленинградская-Петербургская (Катц, Рубинов, Перзашкевич, Костур, Цимбалистов, Трезубов); Тверская (Гаврилов); Казанская, Нижегородская (Жулев).

Перечисленные деятели - профессора - занимались научными исследова­ниями, подготовкой научных кадров, участвовали в научных съездах, кон­ференциях, форумах российского и международного уровня. Имеют много научных публикаций, являются авторами учебников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...