Глава 3. Проблемы психорегуляции в подготовке спортсменов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Успех совместной трудовой деятельности людей, т.е. эффективность, в большей степени зависит от психологического климата в коллективе. Это зависит от умения вести себя в коллективе, контролировать своё поведение, настроение, сдерживать свои чувственные порывы. В условиях современной жизни зачастую необходим особенно четкий самоконтроль, самообладание, способность быстро принимать единственно правильные решения, управлять трудовым процессом, поведением и эмоциями.
Неумение регулировать свое эмоциональное состояние, поведение и действия зачастую приводит к отрицательным и тяжелым последствиям, как для него самого, так и для окружающих. Стоит только представить себе неадекватные действия водителей, машинистов, летчиков, операторов и т.п. Неумение управлять своими эмоциями снижает способность социально-психологической адаптации личности в коллективе, к условиям внешней среды, что, в конечном итоге, влияет на возможность реализации жизненного потенциала. К сожалению, в системе народного образования, как общего, так и специального, крайне мало уделяется внимания обучению приемам саморегуляции (зачастую, вообще не уделяется). Хотя эта проблема играет большое социальное и моральное значение. Строгое семейное воспитание, дисциплина во время учебы, напряженный ежедневный труд безусловно способствуют формированию навыков саморегуляции, связанных с умением активизировать внутренние резервы, развивать способность длительного удержания внимания, его концентрацию. Однако, требуется специальное обучение, значение которого трудно переоценить. Это относится полностью и к спорту – одному из сложнейших видов человеческой деятельности.
В процессе спортивной деятельности необходимо постоянно контролировать и управлять своим психическим состоянием. В противном случае, большие психические и физические нагрузки, когда спортсмен плохо управляет своим состоянием, приводят к чрезмерным психическим перенапряжениям, которые снижают эффективность деятельности, приводят к дезорганизации и поражению. Повторение таких случаев нередко приводит к срывам, потере уверенности в себе, депрессии. В условиях обучения и тренировки тренеру необходимо стимулировать активное участие спортсмена в тренировочном процессе. Ориентировать его на овладение приемами саморегуляции и самоконтроля, их постоянного практического применения.
Обучая и подготавливая спортсмена, тренер должен давать ему самостоятельные задания по анализу тренировок, соревнований, своего внутреннего состояния и поведения, знакомить с достижениями психологии и психогигиены в области саморегуляции. В процессе тренировок тренер должен моделировать те эмоциональные состояния, которые характерны для соревнований, и приемами саморегуляции приводить их в определенные состояния. В спорте очень часто в споре равных побеждает тот, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настраиваться на соперничество, рационально использует свои физические ресурсы, сохранит на оптимальном уровне психическую и нервную энергию. Спорт – это соревнование личностей, где решающим фактором является способность к самоконтролю и саморегуляции.
Психорегуляция в спорте необходима для формирования особых психических состояний, способствующих оптимальному использованию физических и технических возможностей спортсмена. Достигается это за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение поставленных задач. В процессе тренировок и соревнований спортсмен должен уметь хорошо контролировать свое состояние, оперативно восстанавливать работоспособность не только во время специальных перерывов, но и в коротких перерывах, в микропаузах, регулировать уровень нервно-психической активности, целенаправленно избегать как чрезмерного возбуждения, так и снижения нервного тонуса.
Предстартовая лихорадка, или наоборот, апатия- это следствие психологической неподготовленности, неумение управлять своими эмоциями, нервами, чувствами. Отрицательные эмоции снижают эффективность деятельности, создают предпосылки к неудовлетворительным психическим состояниям и эмоциональному срыву.
Объектом психорегуляции в спорте, как правило, являются здоровые люди, спортсмены высокой квалификации, сильные личности. Поэтому при работе с ними необходимо учитывать и личностные особенности: уровень самооценки, уровень притязаний, стремление к повышению своей значимости. Для успешной работы с такими спортсменами необходима особая тактика общения. Основной идеей сотрудничества с ними должен быть однозначный факт о том, что психорегуляция – это средство усиления их лучших качеств, устранение всего мешающего их спортивному росту. Работая со спортсменом, тренер должен постоянно внушать ему мысль о том, что он всего добивается сам, что тренер выступает только в роли помощника-консультанта. Использование выше изложенного преследует цели: научить спортсмена мастерству самоконтроля и саморегуляции; воспитать умение управлять собой; настроить на преодоление любых трудностей и неудач. Приемы саморегуляции могут привести к позитивным результатам лишь только в том случае, если они будут использоваться систематически, и для их применения будет правильно определено место в тренировочном процессе. Занятия по освоению приемов саморегуляции должны иметь место с момента поступления молодого человека в секцию и продолжаться, усложняясь, по мере повышения его спортивного уровня Вера в себя Если раз за разом спортсмен терпит неудачу, если кажется, что этот элемент никогда не получится, если ощущение собственной неуспешности становится постоянным, то как помочь спортсмену справится с этим? Обычных уверений-обещаний тренера и близких, что «у тебя получится», «ты сможешь» бывает недостаточно. Новые неудачи еще больше закрепляют спортсмена в мысли, что большой спорт, серьезные соревнования – этого не его путь.
Как быть?
Тихвинская Е. О. спортивный психолог-практик считает, что необходимо проводить специальную работу, направленную на преодоление ощущения хронической неуспешности, шаг за шагом помогая спортсмену формировать положительную самооценку и уверенность в собственных возможностях. Для получения положительного результата такой работы необходимо соблюдать три обязательных условия. Во-первых, научить спортсмена оценивать свои достижения, сравнивания полученные результаты с тем, что было раньше у него же, а не с результатами других. Во-вторых, ставить промежуточные цели для достижения большой, используя метод «минимальных шагов». В-третьих, давать спортсмену положительную обратную связь, которая основана не на голословных заявлениях окружающих и эмоциях, а на реальных действиях и достижениях самого спортсмена.
Е. Тихвинская объясняет: «В начале работы психолог должен объяснить спортсмену, что отныне в течение некоторого времени он перестает сравнивать себя с другими, а начинает сравнивать свои успехи сегодня со своими успехами вчера, час назад, неделю назад. Затем нужно: 1) определить зону абсолютной успешности – тот уровень трудности или те действия, с которыми спортсмен однозначно справляется и согласен с этим; 2) спортсмен должен озвучить в беседе с психологом тот уровень, к которому он стремится; 3) тот путь, который спортсмену нужно преодолеть, делится на минимальные отрезки и описывается в как можно более конкретных действиях – что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели. Чем более подробно и конкретно, тем больше вероятность отследить, в какой момент происходит «внутренняя заминка».
Спортсмену предлагается ежедневно записывать в дневник несколько ответов на вопросы «Что у меня сегодня хорошо (удачно) получилось? За что я могу себя похвалить сегодня?» Нахождение ответов обязательно.
Чтобы легче было зафиксировать внимание на результатах достижений, спортсмену предлагается оценивать не «умение играть» вообще, а успешность выполнения какого конкретного приема, время выполнения одного и того же упражнения и т.п.
Еще одно важное направление работы для преодоления хронического неверия в себя – это работа с Я-концепцией. Принятие всех своих качеств, понимание того, как их правильно использовать, вырабатывая индивидуальный стиль поведения позволить спортсмену стать более уверенным и успешным.
Правильный анализ результатов соревнований так же позволяет перевести оценки успешности/не успешности из глобальных заключений в разряд оценок отдельных действий, а не личности в целом, для каждого действия создавая алгоритм совершенствования, контролируемый на каждой стадии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|