Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели воспитания в современной школе




    Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе. Это неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и необычностью смены их, что предполагает осознание современных целей воспитания.

    Отказ нашего общества от лозунгов коммунизма и потеря идеологических ориентиров, несмотря на привлечение зарубежного опыта и развитие частной инициативы нисколько не приближают нас созидательному созданию совершенной системы воспитания.

    Обсуждая цели воспитания в современной школе, словосочетание «современная школа» вызывает ассоциации, связанные с частной школой.

    Современная частная школа ориентируется на интересы «заказчика» - тех, кто платит, то есть родителя. Их мнение весьма важно знать с точки зрения формирование конкретной цели. Из этих мнений, устанавливаемых, как правило, путем опроса, частные школы предпринимают свои попытки сформулировать систему задач школы.

    Просмотрев литературу по этому вопросу, мы обнаружили результаты одного из таких опросов. Он был проведен посредством анкетирования родителей учащихся негосударственного образовательного учреждения (НОУ).

    Вопрос: «Какие основные черты отличают, по вашему мнению, хорошую школу от посредственной?». Отвечая на этот вопрос, родители видят следующий образ идеальной школы:

 

ü наличие в школе традиции – 30 анкет

ü специализация школы – 30 анкет

ü хорошая организация внеклассной работы, досуга – 20 анкет

ü сплоченность школьного коллектива – 10 анкет

ü тесная связь школы с семьей – 10 анкет

 

    В личных беседах с ними родители заявляют, что основная задача учителя – обеспечить «поступаемость» ребенка в вуз, а основная задача школы – обеспечить максимально возможную занятость ребенка вне дома.

    Вопрос: «Какие учебные предметы вы считаете главными для своего ребенка?». Отвечая на вопрос, родители видят образ идеального содержания образования в предметах, по которым учащимся предстоит сдавать экзамены в престижные вузы.

     В этом свете кажутся односторонними рассуждения современных философов образования об исключительно высоких идеалах и целях, которым должна следовать современная школа, об открытом и свободном обществе, о культурных и правовых традициях, о переходе человечества в гуманитарную,  информационную эпоху. Предполагается, что ведущую роль начинают играть гуманитарные знания и гуманистические ценности, способность к коммуникации с людьми.

С прагматической точки зрения скорее всего это может означать, что источником успеха в обществе всё в большей будет не объем и качество профессиональных, «технологических» умений и навыков, а такие чисто «гуманитарные» качества, как коммуникабельность человека, его способность завязать «нужные связи» с «нужными людьми». В конечном счёте, как видим, именно количество этих связей определяет статус и благосостояние человека. Под «гуманитарными знаниями» может, как крайний случай, пониматься и знание основных способов влиять на другого человека с целью достижения выгоды, то есть - способов манипулирования им.

На активную, предприимчивую жизнь именно в таком непростом «обществе будущего» ориентируют своих детей родители, отдавая их в частные школы. Их цели вполне прагматичны: ощущая себя принадлежащими к некоей особой социальной прослойке - «элите», они стремятся сохранить тот же статус для своих детей, в перспективе - передать им «свой бизнес», «своё дело». Путь в «элиту» лежит через личные связи и личную предприимчивость. Диплом престижного вуза является почти необходимым условием на этом пути. В свою очередь, частная школа является почти необходимым условием для поступления в престижный вуз.

По закону рынка потребности клиента-родителя становятся целями деятельности негосударственной школы. Причём - прагматическими, достижимыми, по нашей терминологии, конкретными целями.

Для полноты картины сравним цели частной школы современной России с целями элитных образовательных учреждений России XIX - начала XX вв. -классических гимназий, а также с целями современной частной школы США.

Подготовка гимназистов в университет («пропедевтическая цель», на языке того времени) изначально была главной целью отечественной гимназии. В XIX веке это, в общем, воспринималось как должное. Но с начала XX в. рост демократических настроений в обществе, растущее осознание ценности общего образования и, в частности, его развивающих задач вызвало резкую критику гимназического образования. В особенности - его исключительную нацеленность на подготовку в университеты. «Образование, получаемое в гимназиях <...> лишено приспособляемости к запросам большинства населения, так как, нося чисто пропедевтический характер, оно лишено законченности не только в первой половине, но даже по полному окончанию в них курса» (2),- отмечалось в многочисленных дореволюционных проектах реформы школы.

Таким образом, несоответствие между конкретными «пропедевтическими» целями гимназии и её абстрактными целями, понимаемыми как формирование человека, развитого нравственно, умственно и физически, получившего широкое и вполне законченное общее образование, понималось уже тогда.

Современные американские частные школы, ориентированные на формирование общественной элиты, напротив, ориентируются в первую очередь именно на цели фундаментального общего образования. В этом они скорее сродни «советской гимназии» 1950-х гг., чем русской гимназии конца XIX - начала XX вв. Цели, связанные с подготовкой в престижные вузы перед этими школами, в общем, не стоит. Проблема «поступаемости» решается на ином, не школьном уровне. Зато крайне важной оказывается другая конкретная цель: в элитных школах завязываются столь необходимые связи между будущими бизнесменами и финансистами, адвокатами и политиками. Между прочим, социальная элита американского общества стремится отдавать своих детей в такие школы именно по причине совпадения с этой целью школы своих собственных прагматических целей (3). И всё же, как видим, эта цель, по всей видимости, главная для «заказчика» не становится единственной целью школы, дополняясь более абстрактной общеобразовательной целью, чем достигается необходимый баланс.

Проанализировав результаты анкетирования в московских школах, мы решили провести опрос преподавателей в нашем университете. Было опрошено 50 человек с разных институтов.

Ниже представлен образец анкеты, которые заполняли преподаватели, а далее представлены обработанные результаты опроса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...