Абазины в эпоху феодализма
Абазинские и кабардинские предания единодушно свидетельствуют о былой силе и многочисленности абазин в прошлом. Предположительно это имело место в XIII – XV вв. И. Л. Дебу, основываясь на преданиях и говоря о времени переселения абазин на Северный Кавказ, писал, что «река Кубань разделяла тогда абазинцев от кабардинского народа, уступавшего им по многолюдству и богатству». Он упоминал также о «силе и многочислии» абазин и о том, что «часто происходящие взаимные сшибки (с кабардинцами. – Авторы) и ссоры всегда оканчивались в пользу абазинцев» {49 Дебу И. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или вообще замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. – СПб. – 1829. – С. 121. }. Кабардинские предания об Айдемыркане рассказывают, как последний отдался под покровительство тапантовского князя Басхаг-пши, который один мог защитить Айдемыркана от князей Кабарды. «В те времена большим почетом пользовался Басхаг-пши, мало того, все другие пши (князья. – Авторы) его боялись», – гласит это предание {50 Кабардинский фольклор. – М., Л. – 1936. – С. 295. }. По словам Ш. Б. Ногмова, составившего свой труд на основе кабардинских преданий, во времена князя Инала (около XV в.) большим почетом пользовались абазинские князья Аше и Шаше {51 Возможно, абхазские князья Ачба и Чачба, которые могли быть абазинского происхождения. Лавров Л. И. Историко-этнографические мелочи // Сборник статей по этнографии Адыгеи. – Майкоп. – 1975. – С. 265. }, причем и в более позднее время, когда на Кабарду напал шамхал дагестанский, кабардинцы становились «под защиту абазинцев и других племен» {52 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. – Тифлис. – 1861. – С. 98. }. «Говорят, – писал Ш. Б. Ногмов, – что первая жена Инала была дочь славного абазинского князя Ашева» {53 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. – Тифлис. – 1861. – С. 69, 82. } Есть основание предполагать, что родоначальник кабардинских князей Инал происходил из абазин {54 Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки... – С. 46 – 47. }.
Абазины принимали активное участие в политической жизни Северо-Западного Кавказа и Закавказья. В грузинских источниках говорится, что в 1509 г. на Имеретию напали «чихи» и разгромили ее {55 Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. – Тбилиси. – 1976. – С. 231, 286. }. «Чихами» были скорее всего «джики», как другие грузинские документы называли абазин. Приморские абазины (джики) совершали морские экспедиции в Мегрелию и Гурию. В ответ на это мегрелы во главе с князем Дадиани и гурийцы во главе с князем Гуриели в 1533 г. высадили десант на абазинском берегу и нанесли поражение местным жителям. На следующий день абазины под руководством князя Инал-дафита завлекли противника в засаду и наголову разбили. Среди убитых оказался и Дадиани, а в числе захваченных в плен – Гуриели {56 Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. – Тбилиси. – 1976. – С. 232, 233, 297; Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. – Сухуми. – 1937. – Т. I. – С. 109; Такайшвили С. Исторические приписки двух кинклосов и хронологический перечень событий по некоторым другим источникам // СМОМПК. – 1896 – Вып. XXI. – С. 6. }. В середине XVI в., когда границы Московского государства приблизились к Кавказу, северокавказские абазины вместе с адыгейцами обратились к Ивану Грозному за помощью против турецкой и крымско-татарской агрессии. В 1552 г. в Москву прибыли «черкесские государи князи Маащук-князь да князь Иван Езбозлуков да Танащук-князь бити челом, чтобы их государь пожаловал, вступился за них, а их з землями взял к себе в холопи, а от крымского царя оборонил» {57 Полное собрание русских летописей. – СПб. – 1904. – Т. XIII, 1-я половина. – С. 228. }. В 1555 г. в Москву приезжал абазинский «Тутарык-князь, Езболуев княжей сын». В Москве он крестился и был наречен тоже Иваном {58 Полное собрание русских летописей. – СПб. – 1904. – Т. XIII, 1-я половина. – С. 259. }. Е. Н. Кушева и Ч. Э. Карданов считают, что Иван Езболуков и Тутарык Езболуев были князьями абазинскими {59 Кушева Е. Н. Указ. раб. – С. 155; Карданов Ч. Э. Из истории отношений между адыгскими народами и Россией в XVI веке. – Нальчик. – 1972. – С. 25. }. Видимо, в те годы в Москве был крещен абазинский князь Казый сын Карданука, внук Дударука, получивший имя Василий и фамилию Черкасский. Оставшись служить на Руси, он в 1589 г. был произведен в бояре, а в 1590 г. женился на дочери боярина Ивана Мстиславского. Василий Черкасский участвовал в Ливонской войне, возглавлял полк русской армии во время нашествия крымского хана Давлет-Гирея в 1591 г., после этого, до 1599 г., находился во главе войск, охранявших южные подступы к Москве, был воеводой в Смоленске, а потом, в 1607 г., – в Переяславле-Рязанском. Тогда же он был убит сторонниками Лжедмитрия II {60 Кушева Е. Н. Указ. раб. – С. 155; Кумыков Т. X. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. – Нальчик. – 1965. – С. 43; Кабардино-русские отношения... – С. 384, 404, 425. }.
В 1570 г. крымские войска под предводительством царевича Алды-Гирея вторглись в Закубанье и напали на «баазытцких черкасов», которых Е. Н. Кушева считает абазинами. На помощь к последним явились кабардинцы с князем Темрюком. В битве (возможно, на р. Афипсе) «баазытцкие черкасы» и кабардинцы потерпели большое поражение. Сам Темрюк был ранен, а двое его сыновей попали в плен {61 Кабардино-русские отношения... – С. 22, 23; Кушева Е. Н. Указ. раб. – С. 155, 253, 254; Карданов Ч. Э. Указ. раб. – С. 127. }. В результате победы крымцев наступило временное ослабление абазино-русских связей и усиление турецко-татарского политического влияния на Северо-Западном Кавказе. К рубежу XVI – XVII вв. относится известие о набеге кабардинцев на абазин {62 Белокуров С. Сношение России с Кавказом. – М. – 1889. – С. 2. }. Но в XVI – XVII вв. в кабардино-абазинских отношениях преобладали мирные связи. Например, брат русского боярина Василия Черкасского «абазинский Алкаш-князь Кардануков» сопровождал кабардинского князя Казыя Шепшукова во время поездки в русскую крепость Терки в 1614 г., чтобы просить военную помощь против «его Казыева недругов» {63 Кабардино-русские отношения... – С. 82. }. В 1616 г. абазины вместе с адыгейцами, кабардинцами и ногайцами принимали участие в походе крымского хана через Северный Кавказ против Ирана {64 Кабардино-русские отношения... – С. 93. }. В 1570-х годах приморские абазины (джики) вместе с адыгейцами и абхазами участвовали в междоусобице в Мегрелии {65 Вахушти Багратиони. Указ. раб. – С. 237; Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе // СМОМПК. – 1897. – Вып. XXII. – С. 56. }. В первой четверти XVII в. приморские абазины с абхазами и сванами поддержали мегрельского владетеля Левана Дадиани, а в 1623 г. абазины и абхазы помогли Левану одолеть имеретинского царя Георгия {66 Вахушти Багратиони. Указ. раб. – С. 244. }.
Что касается абазин-тапанта, обитавших на Северном Кавказе, то они вместе с адыгами сопротивлялись турецко-татарской агрессии и при удобном случае искали покровительства Московского государства. В 1634 г. терские воеводы доносили царю, что из «абазинской землицы» прибыл к ним «мурза Кумургука Отлепщукин Ловов», т.е. один из тапантовских князей Лоовых, в сопровождении своих узденей и сообщил, что «брат его большой, Цека-мурза абазинской владелец, с ними, з братьею своей 12 человек, и со всеми своими абазинскими людьми... прислали ево, Кумургуку, бити челом тебе, государю... чтоб ты, государь, их пожаловал, велел им, Цеке з братьею, и со всеми своими людьми быть под твоею государевою высокою рукою в холопстве и во всем твоем государстве поведенье со всеми своими людьми Абазинскими землицы навеки неотступным». В том же году Кумугока принес присягу на подданство, но, как пишет Е. Н. Кушева, остается неясным, присягнул ли он лишь «за абазин племени Лоо или за всех абазин группы Таланта» {67 Кушева Е. Н. Указ. раб. – С. 156. }.
Удаленность абазин от русских пределов препятствовала тогда установлению прочных связей с Московским государством. Связи эти сильно зависели от позиции Кабарды, располагавшейся между абазинами и ближайшими русскими укреплениями. В 1642 г. кабардинские князья Алегук и Ходождук Казыевы со своими подданными, опасаясь нападения царских войск, ушли «за Кубань реку под Абазы» {68 Кабардино-русские отношения... – С. 208, ср. с. 404. }. Но уже на следующий год Алегук и Ходождук Казыевы совещались с несколькими ногайскими и абазинскими князьями о возможности примирения с царской властью. Совещание проходило в районе Пятигорья, куда для этого прибыли «абазинские мурзы Хачака мурза Янтомир-мурзин да Сарали (или Сарлап) мурза Левов да Казый мурза Доруков да Янсох Бийбердеев да Алкас мурза Бегишев да Джаным мурза Бабуков». Таким образом, в совещании участвовали тапантовские феодалы (Лоов, Дударуков, Бибердов, Джантемиров, Бабуков) и, возможно, баговский феодал (Багошев). Совещание, наверное, одобрило русскую ориентацию, так как вскоре после этого для принесения присяги Московскому государству в Терки прибыли Алегук с ногайцами и «Сарлап мурза» Лоов {69 Кушева Е. Н. Указ. раб – С. 156, 157. }. Там же в 1652 г. присягал на верность Московскому государству абазинский «мурза Янхот Левов» (Лоов) {70 Кушева Е. Н. Указ. раб – С. 157. }. История абазин богата феодальными распрями. Ш. Б. Ногмов упоминает предание о борьбе абазин во главе с князем Оздемиром против упомянутого выше Инала. Вместе с последним выступало адыгейское племя хегачи, которое разбил Оздемир. На стороне Оздемира, кроме абазин, находились также абадзехи. Инал победил, а Оздемир погиб {71 Ногмов Ш. Б. Указ. раб. – С. 70. }. По абадзехскому преданию, Оздемир был абазин, поселившийся в урочище Хамыши {72 Каменев Н. Бассейн Псекупса // КВВ. – 1867. – № 5. }. Когда, по словам Ш. Б. Ногмова, после смерти Инала среди адыгов вспыхнула междоусобица и Идар, внук Инала, явился с адыгейцами в Кабарду и вступил в бой с кабардинцами около Кызбуруна, в войске Идара находились и «абазинские пешие толпы» {73 Ногмов Ш. Б. Указ. раб. – С. 86. }. Когда же при сыновьях Идара на Кабарду напали аварцы и кумыки, абазинская пехота под предводительством одного из Лоовых помогла кабардинцам в разгроме дагестанцев {74 Ногмов Ш. Б. Указ. раб. – С. 99 – 102. }. Сохранились предания о войнах тапанта, тамовцев и кизилбековцев против карачаевцев {75 Дьячков-Тарасов А. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах // СМОМПК. – 1898. – Вып. XXV. – С. 65; его же. Социальные формации Карачая иих современная экономическая мощность // 3ап. Северо-Кавказского краевого горского научно-исследовательского института. – Ростов-на-Дону. – 1928. – Т. I. – С. 138 – 143, 145; Орлов М. В. Возможна ли частная земельная собственность в Карачае // ИОЛИКО. – 1902 – Вып. III, – С. 192; Иваненко Н. С. Карачаевцы // Там же. – 1912. – Вып. V. – С. 33; Карачаевцы. – Черкесск. – 1978. – С. 318, 319. }. Последние в свое время покинули Архыз, будто бы из-за нападений кизилбековцев {76 Извлечение из отчета об осмотре казенных свободных земель нагорной полосы между рр. Тебердой и Лабой // ССКГ – 1879. – Вып. IV. – С. 14; Алиев У. Карачай. – Ростов-на-Дону. – 1927. – С. 35. }. Но существуют предания о взаимных браках абазин с карачаевцами и поселении абазин в Карачае. Карачаевские фамилии Кубановы, Борлаковы, Гокаевы, Хубиевы и Хачировы вели свое происхождение от кизилбековцев {77 Дьячков-Тарасов А. Н. Заметки о Карачае... – С. 65; его же. Социальные формации... – С. 140, 141, 143; Сысоев В. М. Карачай // СМОМПК. – 1913. – Вып. XVIII. – С. 137; Алиев У. Указ. раб. – С. 43. }.
Сохранились сказания о набегах северокавказских абазин на своих соотечественников на Черноморском побережье {78 Савинов В. Достоверные рассказы об Абазии. – П. – 1850. – Т. VI. – Кн. II. – С. 9 – 13. } и о разорении причерноморскими абазинами абазинского селения Дахе-Ду на Северном Кавказе {79 Кабардинский фольклор. – С. 420 – 423. }. Кабардинская песня упоминает нападение тапанта на какое-то, очевидно абадзехское, селение в верховьях р. Белой {80 Кабардинский фольклор. – С. 376, 377. }. Карачаевское предание напоминает о совместном набеге тапанта и абадзехов на селения по р. Гиаге {81 Дьячков-Тарасов А. Н. Заметки о Карачае... – С. 84 – 87. }. В памяти абадзехов сохранились рассказы о столкновениях их с чегреями, баракаями и баговцами {82 Дьячков-Тарасов А. Н. Абадзехи // ЗКОИРГО. – 1902. – Кн. XXII., – Вып. 4 – С. 11. }. Известны предания о нападениях ногайцев на абазин-трамовцев {83 Кабардинский фольклор, – С. 376, 377. } и абазин на ногайцев {84 Дьячков-Тарасов А. Н. Социальные формации... – С. 143. }. Отмеченное выше относительное могущество абазин было непродолжительным. Вскоре они попали в зависимость от кабардинских и бесленеевских князей. В 1743 г. кабардинский князь Магомед Атажукин утверждал, что «теми абазинскими шестью деревнями еще прадед их Кази владел» {85 Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв. – М. – 1957. – Т. II, XVIII в. – С. 152. }. Примерно то же заявляли кабардинские князья так называемой «кашкатавской партии» в 1748 г. {86 Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв. – М. – 1957. – Т. II, XVIII в. – С. 164. }. Согласно этим заявлениям, абазины-тапанта уже в XVII в. находились в зависимости. По сообщению, относящемуся к 1753 г., зависимость была установлена во время правления в Кабарде князя Инала. Тогда под кабардинское покровительство будто бы отдался переселившийся с гор абазинский владелец Хаджи Ахмед с двумя подвластными ему фамилиями Манугх и Хохона. Позже к ним присоединились другие абазины {87 Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв. – М. – 1957. – Т. II, XVIII в. – С. 189 – 190. }. Выше говорилось, что в XVI и в начале XVII в. абазинские феодалы самостоятельно обращались за помощью к Московскому государству, присягали на верность ему, а иногда и принимали крещение. Эти факты говорят о тогдашней их независимости. Показательно также и то, что в XVI и в начале XVII в, абазинских владельцев, как и кабардинских, источники называли князьями, а в дальнейшем титул «князь» удерживается за кабардинскими феодалами, абазинские же именуются «мурзами» и «узденами». В этой связи отметим свидетельство московских послов, проезжавших в 1639 г. через Кабарду. Они сообщали, что старшего кабардинского князя Алегуки в ту пору дома не оказалось: «Алегуки в Кабарде не было, а был в Абазах». На 27-й день пребывания послов во владениях Алегуки последний «прислал из Абазы... узденя своего Уранбу» {88 Посольство дьяка Федора Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю // Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Моск. ин-те. – М. – 1887. – Кн. II. – С. 317 – 318. }. Не исключено, что длительное пребывание кабардинского князя на абазинской земле было связано со сбором дани или с иными акциями сюзерена по отношению к вассалам. Тапанта попали в зависимость от кабардинских князей, вероятно, в XVII в. Очевидно, тогда же была установлена зависимость части абазин от бесленеевских князей. Сохранились скудные и довольно поздние данные о характере этой зависимости. Кабардинские князья требовали ежегодно по барану с каждого двора. В начале XIX в. вместо барана абазинский двор стал платить 1 рубль серебром. Кроме того, абазины были обязаны содержать у себя на всем готовом княжеских представителей {89 Дебу И. Указ. раб. – С. 126; Ногмов Ш. Б. Указ. раб. – С. 160 – 162; Макаров Т. Племя Адиге // Кавказ. – 1862. – С. 22. }. Г. Ю. Клапрот в начале XIX в. писал, что абазины «подчинены князьям Кабарды и повинуются ниже их стоящим их агасирам (?)» {90 Кlаproth.... 453, 454. }. В 1720 г. крымские татары и ногайцы захватили на р. Баксане 200 абазинских хозяйств и, переселив в Закубанье, превратили их в подданных крымского хана {91 Кабардино-русские отношения... – Т. II. – С. 27. }. В 1731 г. кабардинские князья, считавшие этих абазин своими данниками, намеревались вернуть их силой на прежнее место. Но, так как к этому времени Закубанье было в сфере влияния Крыма, царское правительство во избежание политических осложнений рекомендовало кабардинцам воздержаться от этой акции {92 Кабардино-русские отношения... – Т. II. – С. 46, 52, 59. }. В 1738 г., во время новой русско-турецкой войны, кабардинцы с согласия царского правительства и с помощью калмыков возвратили абазин в Кабарду, на старые их пепелища {93 Кабардино-русские отношения... – Т. II. – С. 95 – 97. }. В 1742 г. кубанский сераскир неудачно пытался взять дань с абазин, живших по Кубани, и угнал их лошадей. Абазины настигли сераскира у р. Лабы и в происшедшем сражении убили до 100 ногайцев, потеряв около 80 чел., в том числе владельца Касая Лоова {94 Кабардино-русские отношения... – Т. II. – С. 128, 129, 157. }. По Белградскому миру между Россией и Турцией в 1739 г. р. Кубань была объявлена границей.Турции, а Кабарда провозглашена независимой, чтобы служить барьером между обоими государствами. В 1748 году Турция пожаловалась России на кабардинцев, которые укрывают у себя абазинских беглецов из Закубанья и сами «сильно уводят и внезапными на Кубань подбегами» причиняют вред турецким подданным {95 Кабардино-русские отношения... – Т. II. – С. 138. }. В ответ на жалобу кабардинские князья сообщили русскому правительству: «Абазинской народ точно издревле наш, и деды и прадеды их нам были послушны, и хану крымскому никакого до них дела нет. К тому ж они с нами однозаконцы и разговор имеют такой же, как и мы... Когда случится временем оные абазинцы кочуют в крымской стороне, тогда кубанский сераскир берет с них по три и по четыре лошади и только за то, что они на их земле кочуют. А когда паки в нашу сторону возвратятся, то уже в кубанскую сторону ничего не дают, и оные тамо кочуют тогда, когда мы позволения дадим, мы же от них что не берем, то яко жалованье, для пропитания своего употребления» {96 Кабардино-русские отношения... – Т. II. –С. 164. }. В 1746 г. проживающие на Кубани дударуковцы, спасаясь от притеснений со стороны кабардинских князей, бежали в какую-то местность «Тюмеги» {97 Иванов И. И. Материалы для истории Кавказскою края // Кобякова Д. А. Указатель географического, статистического, исторического и этнографического материала в «Ставропольских губернских ведомостях». – Тифлис. – 1879. – С. 134 – 149; Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1720 по 1803 гг. – СПб. – 1869. – Т. 1. – С. 175. }. В 1753 г. кабардинский князь Асланбек Кайтукин «паки оных абазинцев на Кубани увел» {98 Кокиев Г. К истории междоусобной борьбы кабардинских феодалов в XVIII веке // Уч. зап. научно-исслед. ин-та этнических и национальных культур народов Востока. – М. – 1930. – Вып. II. – С. 84. }. В 1758 г. этот Асланбек возглавлял бесленеевцев и брал дань с мысылбаев {99 Кобяков Д. А. Указ. раб. – С. 359. }. Мысылбайский князь Чанбары Егибеков, эмчек кабардинского князя Касая Атажукина, в 1760 г. был подвластен другому кабардинскому князю – Джанхоту Татарханову. Крымский хан Крым-Гирей приходился Егибокову племянником. В 1760 г. из-за убийства Егибокова чемгуями вспыхнула кровная месть между мысылбаями и кабардинцами, с одной стороны, и чемгуями – с другой. В 1761 г. крымский хан вторгся в Закубанье, чтобы отомстить за смерть своего дяди. Хан призвал и тапанта присоединиться к своему войску, но те хана не поддержали. Его войско потерпели поражение за р. Белой. В это время среди тапанта появился протатарски настроенный кабардинский князь Хаджи Темрюк, который «учредил себя над абазинцами главным командиром». На абазинской территории, на р. Малый Зеленчук, он с помощью крымских мастеров приступил в 1761 г. к постройке боевой башни, получившей название Кайдух (Къайдыхв) {100 Кобяков Д. А. Указ. раб – С. 178, 198, 204; Лавров Л. И. Башня Адиюх в Черкесии // Кратк. сообщ. о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. – М., Л, – 1940. – Вып. VII; его же. О времени постройки кабардинской башни на р. Малом Зеленчуке // Уч. зап. Кабардинского научно-исследовательского института. – Нальчик. – 1948. – Т. IV. }. Хаджи Темрюк неудачно старался собрать абазинское ополчение в помощь хану Крым-Гирею, напавшему на чемгуев {101 Кобяков Д. А. Указ. раб. – С. 175 – 217. }. В том же 1761 г. абазины участвовали в неудачном походе кабардинцев на приморских абазин, или абхазов {102 Кобяков Д. А. Указ. раб. – С. 175 – 217. }. Географическое положение Северного Кавказа предопределяло его тесные контакты с государственными образованиями на восточноевропейской равнине. Тот, кто владел низовьями Волги и Дона, превращался в политического гегемона на Северном Кавказе. Так было всегда. С падением Астраханского ханства и с казачьей колонизацией Дона в XVI в. таким гегемоном стало Русское государство. Но только в XVIII в. Россия смогла активизировать свое проникновение на Кавказ. Здесь она столкнулась с Турцией, которая сама претендовала на Кавказ и успела объявить горцев своими подданными. Последнее не соответствовало фактическому положению дел, так как горцы, в том числе и абазины, жили независимо от турецких властей и не признавали этой зависимости. Таланта обитали не только по р. Куме, но и по обоим берегам Кубани, а это последнее являлось источником многих дипломатических споров между Россией и Турцией. По Белградскому миру 1732 г. границей Турции была объявлена р. Кубань, и в силу этого тапанта оказались пограничным народом с неясным формальным подданством. Когда в 1769 г. ген. де Медем предпринял поход против кабардинцев, в его лагерь у Бештау явились депутаты от тапанта с просьбой о принятии их в российское подданство, что и было удовлетворено. При дальнейшем движении де Медема к р. Кубани к нему прибыли депутаты от мысылбаев, также заявившие о своем решении стать российскими подданными. Чтобы положить конец турецким притязаниям на тапанта и мысылбаев, русское правительство намеревалось переселить мысылбаев из-за Кубани в район Кашкатау в Кабарде. Но это не устроило мысылбаев, так как привязало бы их окончательно к кабардинским князьям. Воспротивились этому и кабардинцы, не желавшие уступить части своих земель. Так этот проект и не осуществился {103 Бутков П. Г. Указ. раб. – Ч. 1. – С. 295 – 298, 473 – 474; Грабовский Н. Ф. Присоединение к России Кабарды и борьба ее за независимость // ССКГ. – 1876. – Вып. IX. – С. 131 – 133. }. Абазины, особенно тапанта, тяготились зависимостью от кабардинских князей и искали случая с помощью России освободиться от этого ига. Но для царского правительства абазинский вопрос в XVIII и в начале XIX в. был подчиненной частью другого, более крупного в то время вопроса – кабардинского. Отсюда разное отношение правительства к абазинам в разные периоды. Так как присяга тапанта и мысылбаев в 1769 г. не привела их к освобождению от кабардинского ига, они вскоре нарушили условия присяги. Уже в 1767 г..кто-то из тапанта убил кабардинского князя, и они стали подвергаться разорению со стороны родственников и подвластных убитого. Видя, что правительство Екатерины II по политическим соображениям поддерживает кабардинцев, тапанта стали искать поддержки у крымского хана. Когда во время русско-турецкой войны крымский хан со своим войском в 1774 г. пришел через Закубанье и стал лагерем на реке Малке, к нему присоединились тапантовцы и другие абазины. Ханское войско рассеялось по степи небольшими отрядами и чинило нападения на посты русских войск, но, раздробив свои силы, не смогло взять Моздок и нанести существенный вред противнику {104 АКАК. – Т. 1. – С. 88; Бутков П. Г. Указ. раб. – С. 495. }. По Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г. Турция признала Кабарду в составе России. Россия создала укрепленную линию от Азова до Моздока. В 1784 г. возникли русские укрепления и по соседству с абазинами: Прочный Окоп и Преградный Стан, а также редуты: Невинномысский, Убеженский, Григориполис и Темишбек {105 Толстов В. История Хоперского полка Кубанского казачьего войска. – Тифлис. – 1900. – С. 62, 63. }. К этому времени относится пребывание ген. Фабрициана на посту начальника кордонной линии. Он препятствовал кабардинским князьям облагать данью абазин, и последние были признаны независимыми от Кабарды. Но так продолжалось недолго {106 Кlарrоth... 448. }. Политика Фабрициана не нашла отражения в каком-либо официальном документе. Уже в 1785 г. при поддержке командования кордонной линии на «народном» собрании кабардинской знати на р. Гунделене было вынесено постановление, подтверждавшее зависимость абазин {107 Бутков П. Г. Указ. раб. – Ч. 2. – С. 163, 164. }. В 1786 г. кумские абазины «по неудовольствию на кабардинцев» бежали в Северный Карачай. Царские войска, посланные в погоню за ними, не смогли вернуть беглецов {108 Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар. – 1911. – Т. 1. – С. 400, 401. }. В 1787 г. вспыхнула новая русско-турецкая война. Воспользовавшись ею, чеченский религиозный фанатик шейх Мансур после понесенного им поражения от русских войск бежал к абазинам и поднял их на борьбу с Россией. В ответ на это крупные воинские силы ген. П. А. Текелли перешли р. Кубань и произвели опустошения на пространстве между Кубанью и Лабой. Мансур бежал на Черноморское побережье и скрылся в турецкой крепости Анапа. Одновременно 5 тыс. кабардинцев также переправились через р. Кубань и силой увели оттуда часть тапанта на левый берег верховий р. Кумы {109 Бутков П. Г. Указ. раб – Ч. 2. – С. 200 – 206; Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. – СПб. – 1886. – Т. II. – С. 252 – 255; Бобровский П. Кубанский егерский корпус // ВС. – 1893. – № 2. – С. 193 – 194; Волконский Н. А. Кавказ в 1787 – 1799 гг. // КС. – 1890. – Т. XIV. – С. 16 – 20; Щербина Ф. Указ. раб. – Т. I. – С. 402 – 406; Зиссерман А. История 80 пехотного Кабардинского полка. – СПб. – 1881. – Т. I. – С. 171 – 174; Кабардино-русские отношения... – Т. II. – С. 369. }. Гнет кабардинских князей порождал недовольство у абазин. Сильнейший тапантский феодал Сарали (Сарал-ипа) Лоов в 1789 г. снова бежал за Кубань {110 Волконский Н. А. Указ. раб. – С. 65 – 66. }. Турция, понеся тяжелые поражения от русских войск на Дунае, решила попытать счастья на Кавказе. В 1790 г. трапезундский Батал-паша с большим войском выступил из Анапы на восток. Семикратное превосходство турецкой армии над выступившим противнее русским отрядом ген. Германа не помешало полному разгрому турок. Это произошло 30 сентября в верховьях р. Горькой (южнее г. Черкесска). Горцы, к том числе абазины, не оказали помощи туркам, а при беспорядочном бегстве турецких солдат абазины брали их в плен. В память об этой победе основанную позже рядом с местом боя станицу назвали Баталпашинской. Бежавшие за Кубань абазинские феодалы Сарал-ипа и Джамбулат Лоовы в 1792 г. прибыли на р. Куму, чтобы увести за Кубань своих оставшихся подданных, но встретили с их стороны сопротивление {111 Бутков П. Г. Указ. раб. – Ч. 2. – С. 227; Зиссерман А. Указ. раб. – С. 197 – 200; Материалы для истории Северного Кавказа 1787 – 1799 гг. // КС. – 1899. – Т. XX. – С. 344, 346, 443, 450, 454. }. Кумские абазины не имели желания покоряться и кабардинским князьям. Чтобы сломить сопротивление абазин, те в 1796 г. организовали вооруженный поход на р. Куму. Русские войска отразили нападение на абазин {112 Бутков П. Г. Указ. раб. – Т. 3. – С. 547. }. Охотники до власти над абазинами находились не только среди кабардинской и беглой абазинской знати. В 1798 г. ногайский султан Арслан-Гирей ходатайствовал «о удостоении его над подчиненными ему народом и над абазинами... званием сераскира с предоставлением ему власти управлять делами оных по их обычаю». Правительство отказало султану {113 Бутков П. Г. Указ. раб. – Т. 3. – С. 152 – 154. }. В начале 1800 г. к закубанским дударуковцам бежал кабардинский князь Адыл-Гирей Атажукин. При этом он пытался силой увести с собой за Кубань кумских тапантовцев. Русские войска вернули их назад {114 Бутков П. Г. Указ. раб. – Т. 3. – С. 561; АКАК. – Т. 1. – С. 720; Грабовский Н. Ф. Указ. раб – С. 180. }. В том же году 30 абазин бежали из-за Кубани на Куму {115 АКАК. – Т. 1. – С. 732. }. Кумские абазины принимали участие в военных действиях против закубанцев. Так, сформированный на р. Куме отряд из 1000 ногайцев и 500 тапантовцев в январе 1802 г. пытался прорваться на р. Уруп для нападения на мысылбаев, но был отбит {116 АКАК. – Т. 1. – С. 740, 741. }. Российские подданные, абазины до 1802 г. управлялись собственными феодалами, которые подчинялись начальнику Кавказской кордонной линии. В мае же этого гида над кумскими абазинами и ногайцами был поставлен пристав, непосредственно подчинявшийся коллегии иностранных дел. Первым приставом был назначен коллежский советник Макаров {117 Грабовский Н. Ф. Указ. раб – С. 181 – 182. }. Но в 1804 г. новый пристав (ногаец ген. Султан Менгли-Гирей) снова был подчинен командующему Кавказской кордонной линией {118 АКАК – Т. VII. – С. 930. }. В 1804 г. ген. Глазенапп производил карательную экспедицию в Кабарде. Много кабардинцев бежали за Кубань, положив начало нынешнему черкесскому населению Карачаево-Черкесии. Во время этих событий абазины оставались лояльными к России. В отместку за это кабардинские князья со своим отрядом явились на р. Куму и потребовали от абазин уплаты штрафа. Пока Глазенапп еще находился в Кабарде, бежавший кабардинский князь Росламбек Мисостов собрал за Кубанью большое ополчение горцев (в том числе и закубанских абазин) и с его помощью угнал за Кубань проживавших на р. Куме тапантовцев. Одних только абазин было угнано до 900 семейств. Предприятию Мисостова способствовало недовольство абазин политикой правительства. И. Л. Дебу писал: «Неспособность их (абазин. – Авторы) пристава, буйство казаков и наущение турков заставили сей народ в 1804 году бежать вместе с ногайским народом за реку Кубань» {119 АКАК – Т. VII. – С. 942; Грабовский Н. Ф. Указ. раб. – С. 184; Дубровин Н. Указ. раб. – Т IV. – С. 375; Короленко П. Н. Закубанский край // ВС. – 1893. – № З. – С. 151, 152. }. Это событие послужило темой для поэмы М. Ю. Лермонтова «Измаил-бей» {120 Лавров Л. И. Абазины в творчестве Лермонтова // Красная Черкесия, – 1941. – № 81. }. В конце 1804 г. отряд ген. Лихачева выступил в горы для возвращения тапанта и ногайцев. Встретив на р. Малом Зеленчуке упорное сопротивление, отряд вернулся в Невинный Мыс с большими потерями, не выполнив поставленной задачи {121 АКАК. – Т. II. – С. 1019; Грабовский Н. Ф. Указ. раб. – С. 185; Щербина Ф. Указ. раб. – Т. II, – С. 204. }. Весной 1805 г. пристав Менгли-Гирей вывел из-за Кубани 710 семей тапантовцев, и лишь 172 семьи остались за Кубанью. Так как по договору с Турцией 1791 г. р. Кубань была признана границей между Россией и Турцией, поход Менгли-Гирея вызвал протест анапского паши. Ему ответили, что этот поход был вызван необходимостью вернуть российских подданных, которые были незаконно захвачены {122 АКАК. – Т. II. – С. 946. }. Садзы в 1806 г. помогали владетелю Абхазии Келеш-бею Чачба в борьбе против турок {123 Фадеев А. Краткий очерк истории Абхазии. – Сухум. – Ч. I. – С. 145. }. Положение тапанта было трудным. Их притесняли и кабардинские князья, и царские начальники. Жить за Кубанью, где обитали их притеснители – «беглые» кабардинские князья, было не лучше, чем на ее правом берегу. Тапанта метались из стороны в сторону. В 1805 г. на р. Куму вышла из гор абазинская семья из 11 человек. Все они приняли христианство и под фамилией Затиных были зачислены в казаки станицы Северной Хоперского полка. Около того же времени приняли христианство и зачислились в казаки того же полка еще 96 абазин, поселившихся на Чурековых хуторах под Георгиевском. В 1807 г. зачислились в казаки 20 абазин-клычевцев {124 Щербина Ф. Указ. раб. – Т. II – С. 195, 196. }. С помощью России абазины надеялись избавиться от притеснений со стороны кабардинских князей, которые, со своей стороны, добились от царского правительства признания их права на взимание с абазин дани. В 1806 г. эти князья подали прошение, в котором писали: «просим бывших у нас с давних времен в подданстве, а ныне вспомоществованием России от нас совсем отклонившихся абазинцев и горцев также по-прежнему отдать их в наше подданство» {125 АКАК. – Т. III. – С. 644. }. Прошение удовлетворено не было. В начале 1807 г. у тапанта и ногайцев был учрежден духовный (шариатский) суд {126 АКАК. – Т. III. – С. 629. }. В 1807 г. за Кубанью вспыхнула эпидемия чумы. Вскоре она перекинулась на кумских абазин. Страшная зараза производила большие опустошения. Не имея элементарной медицинской помощи, люди гибли {127 АКАК. – Т. III. – С. 632, 533. }. В апреле 1808 г. ген. Булгаков доносил, что чума в основном прекратилась, но остатки ее еще держатся «только в жилищах ногайского и абазинского народов в пределах Кавказской губернии» {128 АКАК. – Т. III. – С. 57. 129. }. Но в мае того же года обнаружилась новая вспышка чумы. Александр I обвинил в этом абазин, так как «зараза в аулы ногайские занесена абазинами, беспрестанно с ними сообщения имеющими» {129 АКАК. – Т. III. – С. 58. }. Царь приказал изолировать абазинские и ногайские селения на р. Куме от всяких сношений с окрестным населением, окружив их цепью войск. Кроме того, для пресечения общения кумских абазин с закубанцами царь распорядился переселить первых внутрь Кавказской губернии, к Невинному Мысу {130 АКАК. – Т. III. – С. 59 и 687. }. Приказ о переселении встретил у кумских абазин энергичный протест {131 АКАК. – Т. III. – С. 59. }. Ведь их и так не пускали к собственным стадам, находившимся на пастбищах под охраной войск. Не пускали их и на полевые работы. Начался голод, который еще больше способствовал распространению чумы. В результате абазины, как доносил ген. Булгаков, «оказывают буйственное неповиновение и дух возмущения, и...берутся за оружие, желая чтобы были сняты все военные цепи, их окружающие, и меры к прекращению язвы были бы предоставлены им самим» {132 АКАК. – Т. III. – С. 634. }. В октябре 1808 г. к кумским абазинам прибыли царские войска и взяли заложников от лоовцев и дударуковцев. Переселиться на новые места согласился лишь князь Атажук Лоов. Абазинский народ, по словам И. Л. Дебу, «решился тайным образом рассеяться, что им и удалось. Из числа их часть перешла за реку и водворилась между... бешилбаями, от коих получают пропитание; а другая скрылась в лесах, вспомоществуемая человеколюбием своих однородцев, самая малая часть осталась на прежних местах и скрытым образом достает себе необходимое пропитание» {133 АКАК. – Т. III. – С. 633, 634; Дебу И. Указ. раб. – С. 132 – 134. }. Ко всему этому «скот их дворовой большей частью разбрелся по окружным горам во время зимы, будучи без призору, так как они все вообще подвергались карантинному очищению» {134 АКАК. – Т. IV. – С. 844. }. А тут еще кабардинский князь Атажуко Атажукин в 1809г. попытался силой взыскивать подать с кумских абазин. Но правительство на этот раз впервые официально объявило кабардинским князьям, что «они не имеют никакой власти над абазинами» {135 АКАК. – Т. IV. – С. 849, 851, 852. }. В том же 1809 г. один из князей Лоовых убил ногайского султана Бахты-Гирея, и ногайцы при поддержке абадзехов провозгласили кровную месть {136 АКАК. – Т. IV. – С. 885 – 888. }. Тогда же проживающие за Кубанью баракаевцы, вместе с закубанскими черкесами и ногайцами, напали на станицу Каменнобродскую и подвергли ее полному разорению, но на обратном пути сами понесли тяжелые потери {137 Щербина Ф. Указ. раб. – Т. II. – С. 205, 206. }. Опасаясь мести за убийство Бахты-Гирея, князья Лоовы в 1811 г. вместе со своими подданными переселились на р. Подкумок к Ессентукскому посту {138 АКАК – Т. IV. – С. 837. }. В 1811 г. жители Цандрипша и многие общины мысылбаев вместе с бесленеевцами присягнули на подданство России {139 АКАК – Т. IV. – С. 838, 929. 429. }. Кровомщение между ногайцами и абазинами-лоовцами лихорадило край. В 1812 г. правительству удалось не допустить большое ополчение ногайцев и закубанских абазин до разорения лоовцев, а виновник этой вражды, убийца Лоов, был арестован и отправлен в Астрахань, откуда ему все-таки удалось бежать {140 АКАК. – Т. V. – С. 858, 859. }. Недовольство горцев политикой царской администрации вызвало в 1813 г. посылку ген. Дельпоцо на Кавказскую кордонную линию с заданием «открыть причины волнения между закубанскими кабардинцами, абазинцами и... ногайцами». Давлет-Гирей Лоов и другие феодалы показали, «что народы им подведомственные вообще недовольны российским правительством з
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|