Жизненный цикл программного обеспечения
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Информационная система Информационная система (ИС) - это совокупность взаимодействующих и взаимодополняющих подсистем, обеспечивающих сбор, хранение и обработку информации К подсистемам ИС относятся:
Технические средства - средства, на физическом уровне обеспечивающие ввод, хранение, обработку и вывод информации. Состав: модемы, Hub`ы, сетевые карты, винчестеры, CD, DVD, сканеры, принтеры, плоттеры, клавиатуры и т.д. Особенности: в большинстве своем технические средства унифицированы и не подлежат настройке под конкретную ИС Средства связи - локальные, глобальные соединения технических средств с целью передачи информации. Программное обеспечение (ПО) - совокупность компьютерных программ, необходимых и достаточных для осуществления взаимодействия технических средств и средств связи с целью ввода, хранения и обработки информации. ПО подразделяется на следующие группы:
Особенности: Системное ПО и СУБД унифицированы и не подлежат внутреннему перепроектированию под конкретную ИС. Клиентское ПО и БД проектируются и настраиваются на решение специфических задач отдельных ИС.
Жизненный цикл программного обеспечения При возникновении потребностей в заказе, приобретении, разработке, эксплуатации и сопровождении программ перед всеми сторонами, вовлеченными в жизненный цикл программного обеспечения (ПО), возникает целый ряд вопросов, связанных с определением и детальным структурированием жизненного цикла (ЖЦ) ПО, с организационными и техническими правами и обязанностями сторон, с управлением ЖЦ и контролем за его реализацией. Одним из действенных инструментов для решения данных вопросов является использование унифицированных подходов, закрепленных в современных международных и российских стандартах. Слова "жизненный цикл системы" или "жизненный цикл программного обеспечения" часто появляются в статьях и звучат в разговорах разработчиков, по крайней мере руководителей проектов и подразделений. Всем понятно, что относятся они к тому, что и в какой последовательности должно делаться при создании и эксплуатации систем. Но прежде чем две организации или два специалиста договорятся о том, что конкретно входит или не входит в ЖЦ, проходит значительное время. А позже вполне может обнаружиться, что эти двое все-таки по-разному понимают, какие работы будут входить в ЖЦ, а какие - нет, какие проверки будут планироваться, когда и т. д. Естественно, общие принципы организации работ описаны давно, но что делать сторонам в конкретном проекте - это каждый раз приходится решать заново. В стандартах, регламентирующих жизненный цикл программного обеспечения, обобщаются опыт и результаты исследований множества специалистов и рекомендуются наиболее эффективные современные методы и процессы создания и развития комплексов программ. В результате таких обобщений оттачиваются технологические процессы и приемы разработки, а также методическая база для их автоматизации.
ЖЦ ПО представляет собой набор этапов, частных работ и операций в последовательности их выполнения и взаимосвязи, регламентирующих ведение работ от подготовки технического задания до завершения испытаний ряда версий и окончания эксплуатации ПО или информационной системы (ИС). Стандарты включают правила описания исходной информации, способов и методов выполнения операций, устанавливают правила контроля технологических процессов, требования к оформлению их результатов, а также регламентируют содержание технологических и эксплуатационных документов на комплексы программ. Они определяют организационную структуру коллектива, обеспечивают распределение и планирование заданий, а также контроль за ходом создания ПО. Кроме вопросов выбора типа общего устройства ЖЦ есть проблемы с решением частных вопросов о включении или не включении в ЖЦ отдельных работ, очень важных для качества ПО и системы: что документировать при создании системы и ПО, какие работы должны будут гарантировать качество продукта, с какой степенью организационной независимости должны выполняться проверочные процедуры разных типов, чем будет обеспечиваться соответствие разрабатываемого ПО требованиям ко всей системе и соответствие ПО потребностям в системе. Для того чтобы привнести порядок и понимание, общие для любых сторон, участвующих в ЖЦ систем и ПО, давно разрабатывались стандарты различных уровней утверждения - национальные и международные. Основные современные зарубежные стандарты ориентированы на описание ЖЦ сложного ПО обработки информации и управления в реальном времени. К такому ПО предъявляются наиболее высокие требования по качеству функционирования, оно создается большими коллективами специалистов в течение длительного времени. В России первые основы построения и использования профилей стандартов ЖЦ ПО заложены принятием в качестве базового стандарта ГОСТ РФ ИСО/МЭК12207. В стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 впервые реализован принцип структурной стандартизации ЖЦ ПО на основе регламентации требований к процессам, работам и задачам, входящим в полную типовую структуру ЖЦ ПО. Данный документ введен в действие с 1 июля 2000 г., тесно взаимоcвязан с рядом стандартов, принятых ранее, и с некоторыми стандартами, разрабатываемыми в данное время на основе прямого применения стандартов ISO.
Актуальность стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 для современных условий настолько высока, что принятие в ISO его исходного, международного варианта вскоре вызвало самую положительную оценку российских экспертов. Был дан ряд рекомендаций по его использованию в реальных условиях. В данном стандарте определяются:
Следует отметить, что в России создание ПО первоначально, в 70-е годы 20 века, регламентировалось стандартами ГОСТ ЕСПД (Единой системы программной документации - серия ГОСТ 19.ХХХ), которые были ориентированы на класс относительно простых программ небольшого объема, создаваемых отдельными программистами. В настоящее время эти стандарты устарели концептуально и по форме, сроки их действия закончились и использование нецелесообразно. Процессы ЖЦ ПО выделены по принципу ответственности заказчика, поставщика, разработчика и т. д., реализующего конкретный процесс. В свою очередь, каждый из процессов состоит из ряда работ и решаемых при выполнении соответствующей работы задач. С точки зрения соподчиненности и важности данных процессов они разбиты на три группы: основные, вспомогательные, организационные (Рисунок 1. Схема процессов жизненного цикла).
Очень важное отличие ISO: каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|