Тема 19. ВНИИТЭ и дизайн-программы
ДИСЦИПЛИНА II. «ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА» Тема 1. История становления и эволюция дизайна; основные понятия и определения; ремесленный и промышленный дизайн Дизайн - как профессия.Техническая эстетика. Проект. Проектирование. Средства художественного проектирования. Проблемы дизайна. Его границы, Условия возникновения. Виды дизайнерской деятельности. Удобство и комфорт в дизайне. Дизайн и маркетинг. Комплексная организация предметной среды. Функциональность и рациональность форм. Мобильность и вариабельность форм. Дизайн и модуль. Современные материалы и технологии. Место дизайна в искусстве. Основные рабочие категории дизайна.Теории о возникновении дизайна. Этапы исторического развития дизайна. Начало трудовой деятельности - путь дизайна. Первый вид дизайна - работа над формой отдельно взятого единичного предмета. Второй вид - соединение, прикомпоновка друг к другу двух или нескольких объектов. Первые орудия труда есть первые дизайнерские объекты. Принцип утилитаризма и красоты. Греческая керамика - удобство и многообразие формы. Взаимоотношения красоты и пользы. Разделение ремесла. Внедрение машин в производство. Имитация союза пользы и красоты. Проблема массовости. Промышленные выставки XIX века и их вклад в развитие дизайна. Тема 2. Всемирные промышленные выставки ХIХ в. и первой половины ХХ в.; их вклад в развитие дизайна Особенности выставки 1851 г. Страны-участницы первой Всемирной выставки. Выставки второй половины ХIХ-начала ХХ вв. Значение выставки 1925 г. Выставка в Нью-Йорке 1939г. Роль России и Советского Союза во Всемирных выставках. Тема 3. Первые теории дизайна Теории Д. Рескина, Ф. Рело и У. Морриса. Союз индустрии ремесла, машин и искусства. «Художественность» синоним качества. Осознание роли техники. Деятельность Г. Земпера. Работа П. Беренса как основателя фирменного стиля.
Тема 4. Модерн и дизайн Что такое модерн? Достижения науки и техники. Всемирные промышленные выставки. Синтез искусств в модерне. Логика функционального конструктивного начала. Мастера модерна: А. Ван де Вельде, Ч. Р. Макинтош. Тема 5.Концепция производственного искусства СССР, теория и практика 1960-е г.-время становления как практики, так и теории отечественного дизайна. Две основные концепции: ВНИИТЭ как теория художественного конструирования, массовое производство; Художественное конструирование- Сенежская студия. Тема 6. Первые американские дизайнеры Промышленная архитектура США. Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа. Луис Салливен (1846-1924). Френк Лойд Райт (1889-1956). 1929г. - Мировой экономический кризис. Красота - коммерческий продукт. Р Лоуди и его труд «Локомотив. Его эстетика». Коммерческий дизайн. Стайлинг. 1993г. - Институт дизайна в Чикаго. Роль деятелей БАУХАУЗА в развитии дизайна в США. Истоки графического дизайна США. Самобытность современного американского графического дизайна. Тема 7. БАУХАУЗ Этапы существования БАУХАУЗА: 1919 - 1924 Веймар; 1925 - 1932 Дессау; 1932 - 1933 Берлин. Деятельность В. Гропиуса, Г. Майера, Л. Мис ван дер Рое. Связь деятельности школы с общественным настроением. Поиски новых принципов формообразования. Основные педагогические принципы. Создание пропедевтического курса. Работа И. Иттена, И. Альберса, Л. Моголи-Надь. Становление функционализма. Практика деятелей БАУХАУЗА. Тема 8. ВХУТЕМАС- школа конструктивизма СССР в 1920-1930-е гг. Реорганизация системы художественного образования в России. Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Отход от академического метода обучения. Организация индивидуальных мастерских 1920г. Институт художественной культуры (ИНХУК). Деятельность В. Кандинского. Композиция или конструкция? Образование Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Программа и структура образования. Методы Л. Ладовского, А. Родченко, Эль-Лисицкого, В. Татлина. Роль художественного авангарда в становлении дизайна в России. БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС: сравнительный анализ.
Тема 9. Высшая школа формообразования в г. Ульме «Возрождённый БАУХАУЗ». Установка на решение новых функциональных задач. Принципы триады: теоретические дисциплины, исследования, разработки. Концепции М. Била, Т. Мальдонадо. «Красота спасёт мир» - идея школы. Социальная функция дизайна. Тема 10. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне Дизайн в культуре Востока. Национальное мировоззрение. Исторические корни восточного дизайна. Становление дизайна в Японии, влияние китайских традиций. Формула ваби-саби. Философия простоты. Дизайн и человек. Гуманизация среды. Тема 11. Дизайн и художественный авангард нач. ХХ в. Зарождение современного абстрактного искусства. Кубизм. Футуризм. Абстракционизм. Творчество П. Пикассо, Ж. Брака, В. Кандинского, П. Мондриана. Тема 12. Немецкий Веркбунд. Причины создания «производственного союза». Мутезиус, Беренс П., Анри ван де Вельде, К. Остхаус- лидеры Веркбунда. Выставка в Штутгарде 1927 г. Художественный стиль компании АЭГ. Тема 13.Возникновение промышленного дизайна в США Появление дизайна в США. Технический уровень развития в США к началу 20-х гг. ХХ в. Положение к 1930 году. Причины кризиса. Стримлайн. Б. Геддес и его роль в американском дизайне. Тема 14. Творчество Р. Лоуи Основатель американского дизайна, представитель стримлайна. Деятельность Лоуи Р. после второй мировой войны. Тема 15. Развитие дизайна в США после второй мировой войны Стабилизация и подъем экономики США после ВМВ. Дизайн в автомобилестроении.Стайлинг-особый тип модернизации.Деятельность после ВМВ пионеров американского дизайна. Лидеры второго поколения (пример по выбору). Тема 16. Деятельность компании «Браун» и «Оливетти», их вклад в развитие дизайна Связь выпускников Ульмской школы с фирмой «Браун». Роль формообразования в формировании фирменного стиля. Особенности стиля «Браун». Причины успеха продукции фирмы.
Преобразования в Италии 1930-х гг. Особенности формообразования стиля «Оливетти». Тема 17. Органический дизайн. Развитие скандинавской школы дизайна Рождение скандинавского дизайна в конце XIX века. Развитие национальных особенностей. Связь дизайна и прикладного искусства. Участие скандинавских стран в промышленных выставках. Функциональность и рациональность форм. Деятельность Алвара Аалто. Династия Сариненов. К. Франк. Швеции (Эрик Асплунд, С. Сасон). Дании(А. Якобсен, Х. Венгер). Тема 18. Послевоенные дизайн - проекты в СССР Возрождение промышленности после ВОВ. Восстановление Строгановского училища в Москве, открытие Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, Создание архитектурно-художественных бюро. Разработки 50-х гг. в различных отраслях промышленности. Тема 19. ВНИИТЭ и дизайн-программы Инженерное и художественное проектирование. Деятельность ВНИИ технической эстетики и Сенежской студии, Аксиоморфологическая концепция дизайна. Принцип «открытой формы» художественного проектирования. Теория системного проектирования. Метод дизайн-программ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|